Т. Гумбатова. Экинчи и сеятель
22 июля 1875 года в Баку вышла первая в Российской Империи мусульманская газета »Экинчи-Пахарь», редактором которой был азербайджанец Гасан-бек Меликов (Зардаби). Историю создания газеты Зардаби изложил в работе «Первая тюркская газета в России«. Затем Гасан-бек следуя » обычаям европейских цивилизованных стран, где для увековечивания памяти и в честь тех, кто способствует прогрессу нации, возводят памятники, пишут о них, об их благих делах, чтобы о них знали потомки», написал специальную статью, которую он посвятил « по существу, инициатору издания нашей газеты» -бакинскому губернатору Дмитрию Семеновичу Старосельскому.
Гасан-бек Меликов(Зардаби) в 1865 году окончил « за казенный счет» естественное отделение физико-математического факультета Московского Университета и стал первым мусульманином, получившим высшее образование. Некоторое время работал в Тифлисском губернском управлении, а в 1869 году получил место учителя истории в бакинском реальном училище. Имея талант к журналистике, в 1871-72 годах публиковал свои статьи в первом периодическом издании - « Бакинский листок».(Историю жизни великого азербайджанца написал ученый Геюшов Э.Б.)
В 1872 году, после смерти военного губернатора Колюбакина М. П., в Баку было введено гражданское управление, а 29 мая бакинским губернатором назначили генерал- майора, д.с.с. Д.С.Старосельского. Он родился 15 мая 1832 года в небогатой дворянской семье в Черниговской области, в 18 лет окончил кадетский корпус и получил звание прапорщика. В 1857 году был переведен адъютантом генерал-губернатора барона Врангеля в Кутаиси.
В 1860 году в Тифлисе он женился на грузинке Екатерине Фаддеевне Гурамовой (Като Татеозовна Гурамишвили). Красавицы- сестры Като и Ольга были самими завидными невестами. Они воспитывались в женском учебном заведении Св.Нины, владели иностранными языками, любили танцы и музыку. Без них невозможно было представить бал или званный обед. В общении с людьми не были чванливы и привередливы. Екатерина Фаддеевна стала единомышленником своего супруга и помощником во всех его начинаниях.
В 1865 году в чине полковника Старосельский был назначен начальником Кавказского горного управления. По отзывам Гасан-бека, это были демократически настроенные люди, которые поддерживали дружеские отношения с местным населением Кавказа и « сеяли доброе, вечное». Старосельский внимательно изучал местные нужды, нравы, обычаи, верования и даже языки. Он собрал материалы о быте горцев, которые вошли в "Сборник сведений о кавказских горцах", изданный в виде восьми сборников в Тифлисе ( 1868 – 1875). Это помогло Старосельскому понять душу народа и позволило » сочувственно относится к его нуждам». Не удивительно, что учитель Гасан-бек счел возможным поделится с губернатором »своим горем» - мечтой об издании мусульманской газеты на тюркском (татарском- азербайджанском) языке.
Старосельский считал, что появление периодического издания со столь серьезным направлением в высшей степени желательно, поддержал эту идею и согласился ему помочь. Он и посоветовал назвать газету- »Экинчи», которая, рассказывая о посевах и земледелии, будет «распространять в массе мусульман здравые понятия по сельскому хозяйству».
Г-.б. Меликов представил губернатору программу, согласно которой газета должна была состоять из сельскохозяйственного и научного отделов. В третьем отделе, под названием «Смесь», предполагалось печатать «передовые статьи , посвященные исключительно местным нуждам и потребностям».
Он очень просил разрешить издавать ее с 1 сентября 1873 года. Но без разрешения высшей власти это было просто невозможно. Прошло два года. Старосельский вначале получил согласие директора реального училища Карла Л. Чермака на редакторскую деятельность учителя Меликова, а 4 мая 1873 года уточнил « отсутствие препятствий » со стороны попечителя учебных заведений на Кавказе. Затем он обратился к Наместнику Кавказскому генералу-фельдцейместеру Вел. Кн. Михаилу Николаевичу, который, по мнению Зардоби, был »ревностным распространителем просвещения среди туземного населения нашего края».
30 июля 1873 года ходатайство Старосельского было представлено в главное управление Наместника Кавказского и в Кавказский цензурный комитет. Последний 17 сентября запросил разъяснения по поводу того, что подразумевается под названием «передовые статьи». На что Меликов во втором прошении сообщил, что «ответить на вопрос, о каких именно местных нуждах и потребностях намерен он говорить, значило бы изложить все, в чем нуждается мусульманское население края, к примеру: грубость, невежество, нищенство, голод , причины и следствия этих бедствий».
Встал еще один важный вопрос: кто возьмет на себя цензуирование газеты на тюркском языке? И тогда Старосельский согласился взять лично на себя эту ответственность, при условии, что Гасан-бек будет представлять ему точные переводы статей. Но такое ведь возможно только при безграничной Вере к этому человеку!
Бакинский губернатор с глубоким уважением относился к Гасан-беку и ценил его работу. Так, при введении »Нового городского положения», Старосельский, убежденный в том, что «предначертания законодателя будут понятны тогда, когда общество получит возможность ознакомится с ним на понятном для каждого языке”, поручил переводчику Бахиш-беку Джебраил Бекову сделать перевод на азербайджанский язык , а учителю Г.-б. Меликову его проверить. После этого издать и распространить среди мусульманского населения”.
5 октября 1874 года Наместник Кавказский после доклада Императору Александру 11 и на основании ходатайств всех уровней власти разрешил учителю Г-б. Меликову издавать газету на тюркском языке по программе, которая содержала:» передовые статьи о местных нуждах и потребностях с указанием разных недостатков быта семейного, религиозного, образовательного и пр. и других причинах застоя в гражданском развитии мусульманского края и с выяснением средств к их устранению, избегая всего, что могло бы пробудить или поддерживать местную рознь с другими народностями государственного строя»; статьи сельскохозяйственного содержания; научные статьи, касающиеся экономических и ближайших гражданских условий быта населения; смесь - правительственные распоряжения, преимущественно касающиеся местного населения , биржевые, политические, заимствованные из Правительственного Вестника и др. официальных периодических изданий; перевод замечательных судебных решений и местные распоряжения. Цензуирование газеты было возложено на губернатора Старосельского, который был обязан в точности соблюдать все установленные Законом о печати и цензуре правила. Газета будет выходить 1 раз в две недели и печататься в, открывающейся в ближайшее время, Бакинской губернской типографии Меликова. Из-за плохой технической оснащенности, Старосельский согласился купить тюркский шрифт за казенный кошт и специально послал за ним Гасан –бека в Стамбул .
В 1875 году газета «КАВКАЗ» 7 мая писала:»Впечатление, произведенное в мусульманском мире слухами о скором выходе в свет новой в Баку татарской газеты»»Экинчи» (Пахарь) весьма разнообразно. Татарские книжники отнеслись к вновь зарождающемуся органу недружелюбно, так как газета будет печатана , а не рисована, т.е.писана. Население ошеломлено новостью и не знает- верить, или не верить. Тегеран хмурится…
22 июля 1875 года(1-го реджеба 1292 хиджры)вышел первый номер газеты, в которой Гасан-бек был сам редактор,сам корректор и сам наборщик. Корреспондентами стали студенты реального училища.
Прошло несколько месяцев. Первые впечатления сообщила газета «Кавказ от 18 мая 1876 года: »Скромен издатель татарской газеты в Баку г. Гассан –бек Меликов. Издав в свет несколько номеров «Экинчи», он умолк, не полакомив нас ни единой задорной полемикой, ни одним скандальчиком в мусульманском вкусе! Газета в провинции и без скандала, это всё равно, что молодая девица без кокетства или, например , дворянский поземельный банк без закладных листов , даже половинной их стоимости! Нет , г . Гассан –бек , так нельзя-с : «Иль ты не тронь кастальских вод ,Иль.. . пей до дна!»
Но средства к существованию газеты были ограничены. Богатые мусульманские беки и землевладельцы, которых Гасан-бек считал грабителями бесправных доверчивых крестьян, без восторга встретили его газету и денег на ее издание не давали. Стараясь ему помочь, Старосельский обращался к уездным начальникам с просьбой оказывать содействие в увеличении числа подписчиков.
24 апреля 1877 г. началась русско-турецкую войну, в которой погибал, прежде всего, русский народ. В результате постоянных доносов, газету заподозрили в сочувствии турецкому правительству. Старосельскому удалось доказать тифлисской цензуре ошибочность этого мнения. На этот раз с ним согласились, но стали подвергать газету двойной цензуре.
В августе 1877 года Старосельский был призван на пост Начальника главного управления Наместника на Кавказе , что и стало по признанию Гасан–бека основной причиной прекращения выхода газеты. Без поддержки властей издавать газету было невозможно. Когда в годы первой русской революции кто-то предложил Зардаби опять издавать газету, он воскликнул: » Как газету выпустить? Денег нет, типографии нет, шрифта нет, рабочих нет… Со стороны государства получить разрешение тоже большое дело ».
22 сентября 1877 года, на третьем году вышел последний номер газеты » Экинчи» , в которой было размещено извещение Зардаби :» ввиду нашей болезни, следующие номера газет выйдут несвоевременно и когда они выйдут, неизвестно».
Официально газету никто не закрывал. Вместо Старосельского должность губернатора исправлял вице-губернатор фон дер Брюгген. В обстановке постоянных доносов наборщика Минасова, его ложных « разъяснений « смысла публикуемых в газете статей, на фоне войны с Турцией, немец Брюгген не захотел создавать себе проблемы. Это был совсем другой человек… Он просто отказал Г-б. Меликову печатать газету в губернской типографии.
Фархад Агазаде позже сказал по этому поводу : «если в открытии «Экинчи» большую роль сыграла женщина - супруга Старосельского, то в ее закрытии, не менее существенная роль, принадлежала мужчине- Минасову».
Гасан-бек называл время работы с губернатором Старосельским
» прекрасными днями». Он постоянно получал поддержку во всех своих делах.Так, в 1872 году он решил создать мусульманское благотворительное общество, разработал «Положение об обществе вспомоществования учащимся« и 14 апреля обратился к Старосельскому с просьбой о ходатайстве. Со стороны властей это было встречено вполне сочувственно. Успех общества зависел только от материальных средств. Но попытка Гасан-бека собрать пожертвования среди мусульман не увенчалась успехом.
Стараясь поддержать его Старосельский пообещал: «до тех пор, пока я буду губернатором Баку, долг мой ежегодно жертвовать в пользу мусульманского благотворительного общества 100 рублей». Благодаря ходатайству Старосельского Гасан –бек получил разрешение на первое театральное представление на азербайджанском языке. Мусульманские учащиеся реального училища при участии Наджаф-бека Везирова и Аскера Адигезалова в 1873 году поставили пьесу М.Ф. Ахундова « Везир Ленкоранского ханства» и комедию «Гаджи Кара- Приключение скряги».
Губернатор Старосельский очень активно участвовал в жизни мусульман, убеждал их отказаться от фанатичного обычая резаться кинжалами и бить себя по голове во время праздника »Шахсей - вахсей». Благодаря указаниям Старосельского, в 1873 году было запрещено строительство заводов в черте города и отведено для этого место, получившее при нем название Черного города. Был утвержден план дополнительных кварталов и на месте ветхих, полуразрушенных лачуг начали появляться новые дома. В Шемахе открыли трехклассную школу. Вместе с супругой они стали инициаторами открытия 3 сентября 1874 года женской Мариинской гимназии в Баку.
1 января 1876 года, благодаря усилиям Старосельского, появилась газета «Бакинские известия».Это было его родное детище - он был ее главным редактором, заботился о ней и давал темы для статьей.(ПРИМ. некоторые газеты находятся в б-те Ахундова в БАКУ) По инициативе Старосельского было принято распоряжение о публичном опубликовании отчетов благотворительных акций с полным финансовым отчетом о приходе ,списков всех жертвователей, расходах, чистой прибыли и ее дальнейшего использования. Была образована бакинская милиция из 118 молодых людей, для которых была введена особая форма: костюмы, состоящие из черной черкески местного сукна с погонами малинового цвета, на которых на черном фоне были вырезаны буквы Б.П. (Бакинский полк) ,черные шаровары с малиновыми лампасами и черная папаха с малиновым верхом. Вооружение их состояло из шашки, кинжала и пистолета. У каждого из них была отменная лошадь. Командиром был назначен штабс-капитан Искендер-бек Новрузов, зять З.Г.А. Тагиева .
За все добрые дела Д.С.Старосельский «приобрел любовь и уважение местного населения». «Бакинские известия» писали :» при губернаторах Колюбакине и Старосельском было особенно хорошее поведение в отношении к мусульманскому населению. Это были великие администраторы и история всегда воздаст им справедливую честь». М.Ф Ахундов, в своем письме персидскому принцу Гаджи Фархаду Мирзе в 1877 году, называл Старосельского «юным генералом с ангельским характером».
22 ноября 1878 года на экстренном заседании гласные Городской думы констатировали : » наш город настоящим положением своим и своим благосостоянием обязан трехлетнему управлению б.губернатора ген-лейтенанта Д.С.Старосельского, который и сейчас продолжает с сердечной теплотой относиться к интересам Баку. Для засвидетельствования глубокой признательности, Дума единогласно постановила просить Старосельского принять звание Почетного гражданина Баку, а с 1879 года выделить деньги на две стипендии в 350 руб. каждая на учащихся, кандидатуры которых будут определены по его усмотрению.
В конце 1883 года постановлением бакинской Городской думы Старосельский был принят в число Почетных граждан Баку. По этому поводу он прислал телеграмму: » Глубоко тронут теплым приемом старых добрых знакомых, сердечно благодарю за ласковую встречу нового года».
Но 23 марта 1884 года неожиданно из Тифлиса пришло горестное известие. Екатерина Фаддеевна Старосельская с детьми сообщала, что 11 марта в селении Сагурамо ,что расположено в 30 верстах от Тифлиса, в имении ее отца скончался Дмитрий Семенович. После отпевания в церкви, его похоронили на большой горе в этом же селении. Все были потрясены и опечалены случившимся.
В Баку его именем назовут новый бульвар, который начинался от улицы Физули, вдоль ул. Самеда Вургуна, включая в себя Офицерский парк, и тянулся до 17-.й Нагорной улице . В тридцатые годы при Советской власти он был преобразован.
14 ноября 1895 года в Баку был убит Семен Дмитриевич, сын Старосельского, присяжный поверенный Бакинского окружного суда. Он вел дела по поводу незаконного присвоения земель в Кишлах.
Второй его сын Всеволод родился 7 марта 1875 года. в Баку. При крещении в Николаевском соборе его восприемниками был д.с.с. Кн Ш. Адамович Андроников, член Тифлисской судебной палаты и жена князя Ильи Чавчавадзе Ольга Фадеевна, ур. Гурамишвили. Он стал адъютантом принца Ольденбургского, в 1917-18 годах был помощником командира Азербайджанского татарского конного полка, созданного еще в сентябре 1914 года.
Племянник Дмитрия Семеновича- Владимир Александрович Старосельский родился в Чернигове, окончил с/хозяйственную академию в Москве, работал с 1888 года агрономом в Грузии, женился на грузинке и в 1905 году стал губернатором Кутаиси. Образованный марксист,он организовал жителей на борьбу против самодержавия, в связи с чем был в 1907 году выслан из Закавказья, вступил в ряди РСДРП, в 1908 году выехал в Париж и вместе с Лениным стал членом рабочего клуба .Умер там в 1916 году.Верная жена Екатерина Фадеевна скоропостижно умерла 4 января 1901 года и была похоронена рядом с мужем в Сагурамо.
Гасан бек Меликов (Зардаби) умер 28 ноября 1907 года. 30 ноября 1907 года в 10 утра, несмотря на дождь, на Почтовую улицу стекался народ к квартире, где жил Гасан бек Меликов. Детей девяти русско-азербайджанских школ ,мужской гимназии им. Александра III, прогимназии, реального и коммерческого училищ выстроили по обе стороны улицы. Во время выноса тела прибыли городской голова Н.В.Раевский со всей Управой, гласные Городской думы, председатель грузинского общества М.А.Насадзе, представители газет Каспий, Иршад, Таза хеят (Новая жизнь) и др.
На гробе было много венков, окаймленных широкими лентами с начертанными на них словами утешения на азербайджанском и русском языках. На ленте от газеты Каспий написано: «Тело умерло, мысль осталась».
Мусульмане-гимназисты несли огромный портрет покойного в траурной рамке. Учителя возложили серебряный бивуар с биографией покойного, мусульманская драматическая труппа - серебряную лиру, газета «Иршад» - сохранившийся старый номер первой в Закавказье азербайджанской газеты «Экинчи» в золотой раме и др.
Мусульманская интеллигенция несла гроб по Старо-почтовой к мечети Касум-бека,что на бывшей Карантинной(Ази Асланова). Там же были произнесены первые прощальные речи на азербайджанском,русском и грузинском языках. Выступили: руководитель похоронной комиссии и редактор газеты «Иршад» Ахмед бек Агаев, врач и общественный деятель Кара бек Карабеков, Бакинской городской голова Н.В.Раевский, редактор журнала "Фиюзат" А. Гусейнзаде, представители обществ «Ниджат» - М.Э.Расул-заде и «Нашри-Маариф»- И.Меликов , от имени учителей - М.Х.Эфендиев и др.
Похоронная процессия из мечети по Базарной улице(проспект Азербайджан) вышла на Николаевскую и остановилась перед зданием редакции газеты »Каспий», где покойный работал редактором.Сотрудник «Каспия» А.Олендский сказал: «Пока он жил, люди считали, что он делал только должное. Да, должное, но почему все этого не делают! Почему так долго он был один, который сорок лет тому назад осмелился и осуществил дерзкую мысль писать и периодически печатать на родном языке живое слово добра, света... Почему так долго, он один в городском совете храбро вставал против произвола, разорения города, тех или других компромиссов с совестью…». Здесь сказали добрые слова редактор газеты «Таза хеят» Г.Везиров и наборщик типографии С.Куинджи.
Многотысячная толпа, продвигавшаяся вверх по Николаевской, остановилась перед зданием Бакинской Думы, где на то время располагалась и Управа (ныне здания исполнительной власти города).С балкона нового здания поминальную речь от имени Городской думы произнес гласный Иса бек Ашурбеков.
Тело выдающего азербайджанского общественного и литературного деятеля Гасан-бек Меликова было предано земле в пос. Шихово возле Биби-Эйбатской мечети. После ее разрушения в 1936 году, было разрушено и кладбище. Останки Зардаби несколько лет хранились в семье. И только в 1957 году прах Гасан-бека нашёл вечный приют в Почётной аллее.
Современники надеялись, что могила Гасан-бека Меликова(Зардаби)» станет местом паломничества нашей интеллигенции»...
Свидетельство о публикации №212060200819