А ни раззадорить ли Михаила Задорнова

Обожаю, конечно, его выступления, но он такой знаменитый. А кто самый знаменитый того и хочется критиковать. Конечно Путин или патриарх еще знаменитее, но там переборщили так, что подальше от критиков там значит и дальше от очень дурной компании.

А вот поработать с наработкой Задорнова над русскими поговорками, http://mzadornov.livejournal.com/59161.html#cutid1 почему бы и нет.

Кто старое помянет – тому глаз вон.
У пословицы было продолжение: «А кто забудет – оба глаза вон!»
да это так, но следует добавить, речь идёт не только об укрощении мстительности и воспитании памятливой бдительности, нет речь и о засекречивании собственной истории и, увы, об эстафетном способе её забыть.
 

Переделать поговорку: «Береги честь смолоду, а платье снову" в "Уважай честь смолоду" - неверный вариант пословицы. Уважение - равное чести это почитание.
Сравним - приглядывай за бдительностью смолоду. Скорее наоборот: Бди глаз свой и нюх свой бди. Или: «Почитанье уваженья - умноженьем  чести станет". "Не теряй для чести роста ни в младенчестве, ни до ста". Так было бы вернее.

"Работа не волк в лес не убежит". - Привычное толкование - работа подождёт, - ни куда не денется. По Задорнову по-старинному волки убегают, а работа остаётся, от неё не избавиться.  Оба толкования верные, хотя и друг другу противоречащие. (Пословица - антоним. И таковых в русском немало).

Долг платежом красен - моральный долг красен не пребыванием в нём и не избавлением от него - расплатой, а только самим платежом долга. (Но отнюдь не одолжением - не дачей в долг). Удобный пример - долг любви. Делать это приятно, - отделываться неприятно, не давать возвращать этот долг как-то тоже неумно. Это логика внимательного прочтения самой поговорки. А понимается и понималась она по-разному. Но и привычный, и по Задорнову варианты толкования не верны.


У Михаила:
Рыбак рыбака видит издалека.

Пословица, которую мы теперь знаем про рыбаков, относилась в то время к своякам, и звучала так: «Свояк свояка видит издалека».
Да. Михаил, но слово - свояк символизирует вообще своих - узнать своих можно по историческому подходу к современной ситуации.
Это даже важнее крови и веры. Но, увы, пословицы эта и та про "кто старое помянет.." противоречат друг другу. Моральный изъян, видимо навязанный суровыми обстоятельствами древности.


У Михаила:
Свято место пусто не бывает…

А пусто место не бывает свято!
- Да, Михаил, но святое место очень-очень плодородное живое. И одну Священную рощу не могут заменить все храмы мира вместе взятые.

В семье не без урода. У Михаила о первенце, а не о дураке ближе к истине, но и вспомнить бы обычай первой ночи и его первопричину дать родителей и воспитателей потомству бояр - посвященным на смерть воинам.
Если говорили обо всём племени, что в семье не без урода, то это признак племени героев. В крепостном же варианте пословица говорит о широком рабстве и ненависти к чужому ребенку, который вырастает обязательно ненормальным.

У Михаила:
От работы кони дохнут!

Полная версия поговорки звучит так: «От работы кони дохнут, а люди – крепнут».
Только лучше бы "От работы кони дохнут, если конники их глохнут".

 
Далее даю правильное толкование без критики существующих.

Своя рубаха ближе к телу  - одевая сразу и свою, и чужую - заёмную рубахи, к телу и к поту ближе одевай свою. То есть своё используй смелее - со своим добром обращаясь, его жалей меньше чем себя.

Моя хата с краю. - Живу рядом с событием и ни чего не знаю - я или лжец или полный дурак. Пословица ироническая.

На чужие харчи у всех рот нараспашку. Пословица парная с другой
"А на чужой каравай рот не разевай" Во втором случае не разевай рот на чужую судьбу - посвящение. А тогда не грех и попировать, если позвали на пир.


Рецензии
Очень интересно и познавательно. удачи в творчестве.

Александр Михельман   17.07.2012 19:57     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.