Разговор поэта с редактором

НАТАША: Женя, вспомнила разговор о том, что читателя надо куда то подтягивать. Ерунда все это. Разговорчики неудачников, не нашедших отклика среди читателей. Не среди своего брата - литератора, а среди не пишущих читателей.
Никого никуда не надо подтягивать. Наоборот, надо идти к читателю. Если ты хороший поэт, то тебя все примут. А если ты хороший поэт только в своих глазах, то, естественно, будешь искать оправдание в падении вкусов, в невнимании к культуре и т. д  Не все писатели, как равно и читатели , одинаково одарены. Стихи не любят очень многие. Поэт, если он себя таковым считает, должен писать в меру своих возможностей, и у каждого есть свой потолок. Юлю Г.  хоть плетью бей, она лучше писать не будет. Но у нее есть свой круг читателей и слушателей, они находятся примерно все на одном уровне. А все рассуждения многоуважаемого Коли.Г продиктованы пониманием того, что он достиг своего потолка, и выше ему уже не подняться. У него огромное количество читателей (сочинителей), которые находятся на его же уровне.
Люди все разные, и сочинители нужны разные. Как писателю, достигнувшему своего потолка, не прыгнуть выше своей головы, так и читателю, достигшему своего уровня понимания, не научиться видеть и слышать больше того, чем ему отмерено.
Ты хоть на аркане его тащи, только отвращение в нем вызовешь. Поэтому дай всем свободу и никого не напрягай. 

ЖЕНЯ: Я говорил о том, что надо подтягивать ЧИТАТЕЛЯ, давать ему читать (слушать) лучшее, чем то, что ему понравилось. Чтобы он сравнил уровень и не опускался до Жени В. и Юли Г.

НАТАША: Не забывай, что читает в основном тот, кто пишет. По-твоему,  Женя В.  не читал в жизни хороших стихов? Cсомневаюсь. Но не дано ему достичь этих высот, как его читателю не дано подняться до понимания высшей поэзии. Они ведь тоже и Пушкина читали, и Лермонтова, но не ПОНИМАЮТ, в чем разница между Женей В. и классиками. Ограниченность ума не дает:))

Всякая теория сильна практикой, т.е. подтверждением из жизни.
Ко мне подруга из Украины приехала. Когда в школе  учились, у нее по литературе стабильно была 4, но мы с ней за 48 лет знакомства ни разу о литературе не говорили. Неинтересно ей это. Книг она за всю жизнь прочла не более десятка(учебники не считаю).Но есть один показательный случай, о котором расскажу.
Я работала в библиотеке, когда из фондов стали изымать журнал "Москва" с публикацией булгаковского "Мастера...". Тогда впервые прочла этот роман и была им настолько очарована, что перепечатала на пишущей машинке двумя пальцами  из журнала этот роман в нескольких экземплярах для себя, своих знакомых, для сестры (она в то время тоже работала в библиотеке, но в их фонде не было "Москвы"). С тех пор "Мастер…" стал надолго моей настольной книгой. Взахлеб рассказывала о романе друзьям, в том числе и этой моей подруге. Она заинтересовалась, попросила прочесть.
:)) Хороший знак, не так ли?:))
Но.... но когда возвращала, сказала мне с обидой: "Это такая муть! Мне ужасно не понравилось! Я ничего не поняла. Мне кажется, что и ты тоже. А хвалишь только потому, ЧТО ВСЕ ХВАЛЯТ...»
И это, Женя было в советское время. Таня была такой же выпускницей средней школы, как и я. Читала  Пушкина,  Лермонтова,  Некрасова, Толстого, Чехова, Есенина... по программе средней школы. Куда уж выше поднимать вкусы такого читателя?
Почему средняя школа сформировала во мне интерес к литературе, хороший вкус, способность писать стихи, а ей ничего не дала?
Все говорят, что СССР был самой читающей страной в мире.
Три ха-ха... Был, но чисто статистически. По количеству купленных книг. Но большинство покупали книги, ставили  в книжный шкаф и забывали о них, ни разу не открыв. Книги для них  были деталью интерьера. А кто раньше читал, тот и сейчас читает.
И если у Юли Г. не хватает ни знаний, ни интеллекта, ни таланта написать что-то стоящее, то куда ты ее собираешься подтягивать? Свой ум и свои способности ты ей не передашь, не продашь и не подаришь.
Она ведь даже не понимает, что пишет плохо, а тоже училась в советской школе и читала все тех же классиков. Вот из таких непонимающих и вырастают графоманы. А другие непонимающие слушают и хвалят Юлю Г. И ты их тоже не подтянешь. ПОТОЛОК НЕ ДАСТ. И так было всегда. Пишущих во все времена  было много, а вот интернета не было.
В. Голдина вспомни: "Сто одна поэтесса серебряного века" (и это только на Урале) Ты читал этих поэтесс? А я прочла:))
Так что, Женя, подтягивать бесполезно. Тех , кого можно подтянуть - сами подтянутся, а тех, кого нельзя - смысла нет.
Другое дело, что ты понимаешь, что такое высокий уровень и выставляешь при отборе в журнал соответствующие критерии. Считаю это правильным. "Воскресенье" - своего рода эталон современной литературы. И прекрасно, пусть так и будет.
 
ЖЕНЯ: "Вырастить можно только тех, кому до 30 (и то эта граница - максимальная). У этих еще есть взлетная полоса. У тех, кто старше, уже нет"

НАТАША:  :)) Вот это тоже еще одно заблуждение.
 Тютчев, Тургенев, Фет... кто еще?  - написали свои лучшие стихи, то есть выросли до них,   далеко за тридцать.
 Если я еще в школе понимала, что это хорошие стихи, а это  - не очень. А подруга моя не понимала. И нам тогда было далеко до 30.
 Нет Женя, дело не в возрасте и не в обучении. Дело в ограниченности ума. А ограниченность, она что в 30, что в 70 была, есть и будет ограниченностью. Хоть как ты ее подтягивай:)))
Ограниченность – это то, что я называю потолком личности.
(Скопировано из mail.ru)


Рецензии