Отзыв на роман Александр Македонский и Таис

Добрый день вам, Ольга!

Недавно мне в руки случайно (от старшей сестры) попалась ваша замечательная книга! После ее прочтения я настолько переполнена эмоциями, что просто не могу держать их в себе! Книга настолько затронула меня, восхитила, я сама даже не ожидала подобной реакции! Я так переживала за героев и сопереживала им, настолько близкими они для меня стали. Во многом я увидела себя, и так не хотелось, чтобы книга закончилась, просто не могла себе представить, как я с ними расстанусь. Поэтому решилась написать вам, пришлось даже зарегистрироваться, неделю наверное писала вам письмо, и все же решила поделиться своими мыслями после прочтения, наверное еще потому, что моей сестре и близким подругам книга пришлась не по душе, по разным причинам.

Во-первых, хочется поблагодарить вас и за проделанную вами работу, и за разные исторические подробности, и за то, что написали такой роман, пропитанный ароматом весны, моря, солнца, наполненный радостью и светом, летней беззаботностью, где главный персонаж - сама любовь, роман для тех, кто знает, что такая любовь есть, для тех кто понимает такие отношения. За то, что я как будто перенеслась в свою молодость, когда у меня, как и у Таис были когда-то звездные ночи и закаты на море. Таис вообще процентов на 70, это я.

Было интересно читать и разные подробности из жизни древних греков, понравились авторские житейски мудрые размышления (хотя и многие мысли и раздумья героев, тоже заметно, что больше мысли автора, чем персонажей, но от этого книга для меня стала еще ближе и понятней). Некоторые цитаты даже выписала, потому что роман ведь не только про Александра и его гетеру, но вообще про жизнь, про любовь, про понимание смысла жизни, счастье, человеческие отношения, про вневременные ценности, поэтому прочитанное заставило меня о многом задуматься.

Мне понравилось, что и отношения и герои показаны такими, какие они есть, без прикрас, без приторной идеализации. Потому что идеальных людей и характеров не бывает, и любимых людей принимают такими, какие они есть, и с недостатками их тоже мирятся. Да и любовь это не вечный праздник, в отношениях бывает всякое, настоящие чувства требуют много терпения и понимания. А выдержке и терпению Таис можно даже позавидовать и поучиться у нее, потому что жизнь с таким непростым человеком, как Александр - это не только редкое счастье, но и испытание на выносливость и преданность.

Но минус все же ставлю - не потому что хочу что-то критиковать, наоборот, наверное потому, что слишком близко к сердцу приняла саму книгу, и все время мысленно ставила себя на место героини, примеряла на себя ситуации, так как нечто похожее было у меня в жизни.

Не понравилась затянувшаяся на полтора года ситуация сближения героев. Не верю я, что Таис не стала бы бороться за свою любовь, я бы на ее месте объяснилась бы с Александром, это было бы нелегко, но жить в неизвестности и тешить себя надеждами еще тяжелей.
Сестре(она у меня во многом похожа на Геро по хар-ру) не понравилось и как вел себя в начале Гефестион - мучил Алекса и Таис, манипулировал, Александр тоже хорош - подавал ей надежду (тем же поцелуем), а сам вел себя потом как ни в чем не бывало. Хотя думаю все дело в том, что Гефестион был для него самым близким и дорогим человеком, и любовь к Таис не ослабила этой любви и привязанности.

А вот подруге как раз понравилось про 1,5 года, она считает что царь таким образом еще крепче привязал к себе Таис.

Мне нравится Таис такой, какой вы ее описали, со своими слабостями, капризами и достоинствами. Она живая и искренняя, непосредственная, разная и я как раз верю, что ее за это и именно такую мог любить Александр,(в жизни тоже по-разному бывает, кому то нравятся такие как Таис, а есть те - кому подавай самовлюбленных стерв, которых надо все время завоевывать) иначе это был бы роман о любви великого царя с тяжелым характером и знаменитой амбициозной и властной гетеры.

Думаю, отношения Таис и Александра выдержали испытания временем и обстоятельствами именно потому, что они на самом деле были духовно близки и понимали друг друга, к тому же они были не такими как все, поэтому я и не согласна с сестрой, которая считает что Таис должна еще была быть его единомышленницей, соратницей и подобно Гефестиону разделять его идеи и даже поощрять их и воодушевлять его на подвиги. Таис же как раз была для него отдыхом, ему было с ней комфортно, тк она помогала отвлечься ему от его бесконечных забот.

Может это странно, но я почему-то не воспринимаю Таис как гетеру, для меня она просто влюбленная, нежная веселая, искренняя девушка, не могу я себе ее представить гетерой, может потому, что тогда бы пришлось задаваться вопросами, о которых не хочется думать. Не верю вот я, что такая опытная женщина, прошедшая нелегкую школу жизни, может быть такой по-детски наивной и чистой, все же такой образ жизни наложил бы на нее отпечаток. Гетера на ее месте сразу бы соблазнила Александра, вела бы себя наверное по-другому, к тому же непонятно, насколько она материально зависела от Александра и того же Птолемея.

Еще меня удивило, что Таис, решив побыть в одиночестве, зачем-то подалась в какую-то секту. Немного огорчило капризное поведение Таис после смерти Гефестиона, ожидала от нее больше терпения, понимания и такта, а она, видя любимого в невменяемом состоянии (а ведь после его смерти она сама окажется в такой же ситуации), способна только думать, любит он ее все еще или нет и когда возобновятся их привычные отношения. Зато хоть в следующей главе она исправилась и реабилитировалась в моих глазах.

Больше всего меня огорчило то, как была подана ситуация с детьми Таис, как-то все слишком цинично и грубо получилось! Даже стало жаль Птолемея. Лучше бы этого вообще не было, не было никаких детей, это же худ. произведение, а не документальная хроника, без этой ситуации сюжет ничего не потерял бы, для меня это роман не только о конкретных исторических событиях и героях, но вообще про отношения мужчины и женщины, поэтому некоторые исторические погрешности думаю здесь были бы допустимы.

Александр же меня огорчил, когда заставил Таис поклясться, что она будет жить без него целых 5 лет. Неужели не понимал, что от такой потери она никогда не сможет оправиться, как сам он не мог пережить потерю Гефестиона, что она станет не просто совсем другой Таис, но просто не сможет и не захочет жить? Ужасно было жаль в последних главах Таис, которая обезумела от горя и так мучилась, лучше бы она сразу умерла или покончила с собой. Невозможно было без слез читать про ее страдания, даже такими воспоминаниями спасаться несколько лет было болезненно для нее, и было по-человечески жаль ее друзей - Геро и Неарха, (их преданность и забота заслуживают особой похвалы), для которых эта ситуация была тяжелым моральным грузом.

Как женщине любопытной мне бы все же хотелось побольше женских нюансов и подробностей о Таис, о ее нарядах, танцах, о быте женщин того времени, хотя бы одно письмо Таис к Александру, и поменьше описаний сражений и военной стратегии царя, об этом и так немало литературы написано, о вооружении его солдат, это тоже интересно, но книга ведь в основном рассчитана на женскую аудиторию, а мне как читательнице хотелось бы больше подробностей о время провождении Таис и Александра, например в Египте среди лотосов, на водопаде и тп. Хотя, моей сестре именно историческая часть больше всего понравилась.

Теперь хочу перечитать этот увлекательный, захватывающий и потрясающий роман в отпуске, под звездным небом на берегу моря. А вас хочу еще раз поблагодарить за полученное мною удовольствие от прочтения, за прекрасные, ставшие родными и близкими для меня образы героев, и за то, что благодаря этой книге, заставили меня о многом в своей жизни задуматься, многое вспомнить, за то, что тронули меня до глубины души.

М. Королева. г. Казань.


Рецензии