Шаровая молния

После окончания училища меня распределили в ракетный авиационный Констанцкий полк под Джанкоем. В маленький гарнизон Веселое. В крымской степи, в двадцати километрах от г.Джанкоя, уютно существовал маленький авиагородок из 20-30 пятиэтажек. Ныне это унылое зрелище заброшенного города, который покинула цивилизация в связи с украинской независимостью.
Раньше там вполне можно было жить. Была пятиэтажная гостиница, клуб, библиотека, детский сад, много различных магазинов. Обычный гарнизон.

- Я спросил, почему это место называется Веселое? Мне ответили местной шуткой-прибауткой: «Тысяча человек плачет и один смеется!»
-А кто смеется?
На это мне ответили, что если у меня не возникло вопросов кто плачет то следовало бы догадаться что смеется командир полка.

Командиром полка был полковник Петр Гудымов. Хороший летчик, очень хороший командир, можно сказать образец командира в моем представлении.

Судьба уготовила мне начало офицерской службы под его командованием путем операции аппендицита перед дипломной стажировкой.
 Задержавшись в послеоперационном отпуске в родном городе Донецке, я прибыл в Севастополь для получения распределения на стажировку. Естественно все мечты были о море, гидрографических судах и подводных океанологических экспедициях.
 Приговор был окончательный – на два месяца в авиаполк.

Только позже я ощутил прелесть такой стажировки. Прибыв на стажировку в метеослужбу полка у меня быстро приняли все экзамены для допуска к самостоятельному дежурству и в связи с нехваткой инженеров службы поставили в дежурство.
 Сутки дежурства – двое суток отдыха. Естественно, периодически, во вне дежурное время я появлялся для получения практических навыков обеспечения полетов ракетоносной авиации Черноморского  Флота, но при этом умудрялся на выходные уезжать в Донецк.

В первый раз я столкнулся с нашим командиром полка, когда он по долгу службы инспектировал курсантов-стажеров. То есть меня, так как я был в единственном числе.
    После моего доклада прогноза погоды на выходные командир спросил: «Значит на рыбалку можно идти в субботу?». Конечно, для меня это было немного обидно так как я думал что доношу важную информацию о гидрометеорологической обстановке района для учебных а возможно и боевых полетов полка!
 – Ну, если на рыбалку, то идти можно товарищ Командир. Клев обеспечен! - ответил я.
 Получив свои «пять» за доклад я остался разочарованным и немного ущемленным. Написав прогноз на утро я, проинструктировав матросов-техников метеослужбы, рванул в Джанкой на вечерний поезд до Донецка и утром, откорректировав по телефону прогноз, забылся двумя днями отдыха в родном Донецке.

На следующей неделе были полеты. Сложные полеты, так как все крымское небо было в засветках грозовых очагов. Используя все знания, полученные в училище, я предоставил прогноз высокой грозовой активности и высокой вероятности попадания шаровой молнии
в самолеты.
   Начальник метеослужбы выслушал меня и предложил доложить его прогноз руководителю полетов, так как никаких шаровых молний не ожидалось…
Я отказался, так как был  уверен в своем прогнозе. Нашли компромиссное решение  -доложить мой прогноз как дежурного синоптика и прогноз начальника как руководителя метеорологического обеспечения полетов.
 Естественно руководитель полетов мой прогноз пропустил мимо ушей.

Через час прибежал опустошенный начальник метеослужбы  и бросив журнал погоды на стол сказал:  «ПисеЦ! В самолет заместителя командира полка попала шаровая молния!».
И это был действительно «ПисеЦ» так как сверхзвуковые ракетоносцы Ту22М3 это сгусток электроники и подобное событие с большой степенью вероятности означало отказ всех бортовых систем и крушение самолета. Слава Богу, все обошлось. Самолет сел и начальник службы, бросив мне: « Я на обед! Готовься, к нам летит командующий авиации ЧФ!» - укатил на велосипеде в гарнизон.

Генерал-майор прибыл меньше чем через час. На срочном разборе полетов в строю стояли
все участники происшествия: командир полка, зам.командира полка, руководитель полетов и я, так как начальник метеослужбы почему-то задерживался на обеде.

Генерал подходил к каждому и спрашивал, как такое  чрезвычайное  происшествие могло произойти? Все докладывали, что виной всему метеослужба. Когда генерал подошел ко мне, то пришлось выслушать гневную тираду о качестве подготовки, о том каких  будущих офицеров готовит старейшее морское училище.
 Утерев помои, я предложил сделать стенограмму полета и найти мои предупреждения о высокой грозовой активности и большой вероятности попадания шаровой молнии в самолет.
Бросив командиру полка: «Сделать стенограмму полета!»  - генерал, сел в самолет и улетел в Севастополь.
Все участники разбора заботливо подошли  ко мне  и поздравили с боевым крещением, обозвав  мудаком.
    Моей «радости» не было предела. Я рисовал картины проваленной стажировки и в лучшем случае повторного обучения на пятом курсе училища.
 
Через неделю командир полка пришел выслушать прогноз на предстоящие выходные.
Доложив обстановку я добавил: «Так что на рыбалку можно идти товарищ полковник!»
   Командир усадил меня, расспросил откуда я родом, как учился в училище и заявил что
запрос в отдел кадров ВМФ о назначении меня в его полк уже отправлен и он рад будет видеть меня в метеослужбе полка!

Прибыв молодым лейтенантом в отдел кадров ЧФ я, просил чтобы меня направили даже на ПКР «Москва» не говоря уж о белых гидрографических пароходах.
Но, приговор был неумолим, меня ждал военный гарнизон Веселое, где все плачут, а командир смеется.

PS: Через три дня после прибытия к месту службы я сдал все допуски к самостоятельному дежурству. Через месяц получил квартиру. Через полгода, направлен  начальником метеослужбы отдельной эскадрильи экранопланов в Каспийск.
 Жизнь в авиации течет быстро.


Рецензии