7. Изба детьми весела

Даша очень любила рассматривать старые фотографии. У бабушки их было много, целых три фотоальбома. Здесь были и старые свадебные фото-графии бабушки Олёны, и детские карточки мамы, и даже фото старого города. Но сегодня девочка нашла нечто совершенно особенное: конверт со старыми, пожелтевшие фотокарточки, на которых были изображены совершенно незнакомые дети, юноши и девушки.

-Бабушка, а кто это?

-Это – мои братья и сестрёнки, а вот эта девочка – я сама.

Бабушка Олёна показала на улыбчивую худенькую девочку с двумя косич-ками.

-А много у тебя было сестёр и братьев?

-Четыре брата и две сестры.

-Так много! Весело, вам, наверное, было.

-Да уж, не скучно, - засмеялась старушка. – Но в старину это было не редкость, детей обычно было много.

-Бабушка, а ты знаешь, как в старину жили дети? Интересно, наверное?

-По крайней мере, совсем не так, как сейчас.


На Руси всегда очень любили детей. Причём не только своих, но и чужих. Об этом говорят множество песенок, сказок, потешек, сложенным народом для детей, а также обилие народных игрушек, которые любовно вытачивались из дерева или лепились из глины, а потом раскрашивались яркими красками. Самым большим горем для человека считалось, если детей у него нет. Ведь такого человека ждала одинокая старость, а когда он умирал, то никто не продолжал его дела, и род его угасал вместе с ним. Однако такое горе в славянских семьях было редкостью. В основном в крестьянских семьях было много детей – бывало и десять, и двенадцать, и даже пятнадцать человек. О том, какое это счастье – иметь детей – в старину даже сложили пословицу: «Изба детьми весела».

А какие дети были помощники! Ведь в стародавние времена их довольно рано начинали приучать к труду. И не только потому, что работы на селе много, но ещё и для того, чтобы ребёнок полюбил труд, чтобы труд был в радость. Когда же ребёнок вырастал и становился взрослым, то не боялся никакой работы.

Конечно, мальчики и девочки выполняли разную работу. Мальчики пасли скот, помогали отцу в поле, косили траву, рубили дрова, ухаживали за скотиной, то есть занимались мужской работой. А девочки убирались в доме, работали в огороде, нянчили младших детей, пряли, ткали, более старшие девочки шили и вышивали одежду – в общем, занимались женскими делами. Единственное, чему девочек в семье не учили, так это готовить пищу. Считалось, что раз девочка, выйдя замуж, уходила жить в другой дом, то и готовить её должна будет научить свекровь, т. е. мама мужа. А летом и мальчики, и девочки ещё и  собирали грибы и ягоды, ловили рыбу.

Но, конечно, дети не только работали. У них обязательно оставалось время и на игры.
Игры у славянских детей тоже были не простые. Подвижные игры развивали силу, ловкость, выносливость. «Молчанка» учила терпению и вы-держке. «Голосянка» развивала и ставила голос. Были игры на внимание. При этом в деревнях не формировали таких групп, как в детских садах, да и взрослым совсем недосуг было постоянно присматривать за детьми. Поэтому часто дети собирались довольно большими группами, в которых старшие присматривали за младшими, а младшие, проводя целый день со старшими детьми, стремились им подражать и тем самым быстрее обучались и развивались. Но если кто-нибудь из старших не уследит за младшим и тот что-то натворит или серьёзно поранится, то старшего ребёнка ждало дома суровое наказание.

Совместные игры учили старших ребят быть терпеливыми и справедли-выми, а младшим позволяли быстрее набираться опыта. Здесь рождалось желание поспеть за старшими, стремление к победе и умение смиряться с поражением, преодоление своих слабостей и недостатков. Конечно, в игре нередко случались ссоры, а то и драки. Но даже при этом всеми соблюдались определённые правила: не бить лежачего, не бить ногами, не кусаться, не брать в руки камень или палку, бить только до первой крови (если  раньше не разнимут), двое одного не бьют. Если же кто-то эти правила нарушал, то следующий раз этого человека просто не брали в игру.

Особо следует сказать о проигрышах. Конечно, выигрывать всегда приятно, но проигрывать тоже нужно уметь. Именно умение проигрывать формирует стойкость характера и духа. Это позволяло человеку, когда он становился взрослым, пережить любую неприятную ситуацию, а также учили до конца держать данное слово.

А вот игрушек у славянских детей было немного. И если первые игрушки для ребёнка мастерили родители или же покупали готовые на ярмарке, то, подрастая, он и сам превращался в маленького мастера и делал игрушки уже для себя. Нередко бывало, что старшие дети творили игрушки для младших – да не по родительскому наказу, а для собственного удовольствия и чтоб сестрёнок-братишек порадовать.

Но игры играми, сверстники сверстниками, а основное воспитание ребё-нок получал всё-таки дома, от отца с матерью. И самым главным в воспитании в славянских семьях всё-таки была любовь. Ведь мы стремимся подражать тем, кого любим и кем восхищаемся. Если же в семье нет любви, то нет и примера. Таким образом, славяне в первую очередь стремились воспитывать детей не наказанием, а любовью и лаской, да ещё собственным примером.


-Хорошо в старину было, - с лёгкой обидой в голосе протянула Даша. – А я у мамы и папы теперь одна-единственная. Знаешь, как скучно? Хорошо хоть двоюродный брат есть.

-Ну, ничего, внученька. Весело и радостно можно ведь жизнь не только с братьями и сёстрами, но и с хорошими друзьями. Главное – любить и ценить друг друга.


Рецензии
Вы правы! Столько детских игр было! Во дворе всегда дети были увлечены чем-то. Я это застала, и мои дети тоже, а внуки - нет. Сейчас другие игры и многие дети всё свободное время проводят у компьютера. Я не хочу сказать, что это плохо, но перебарщивать нельзя. И жаль, что забыты дворовые детские игры.

Всего Вам доброго!

Алевтина Крепинская   15.11.2014 15:55     Заявить о нарушении
Да уж, нас домой невозможно было за гнать, а сейчас детей на улицу не выгонишь. А жаль.

Наталья Ладица   16.11.2014 15:39   Заявить о нарушении