Основные направления экономии топлива

    Тема: "Основные направления экономии топлива".

    Основными показателями, по которым определяют топливную экономичность МТА, следует удельный и погектарный расход топлива. Его значения в общем случае определяются следующими основными факторами:
техническими состояниями двигателя;
техническим состояниями трактора;
физико—механическими характеристиками почвенного фона, конструкцией и состоянием ходового аппарата;
агрегатированием трактора;
уровнем организации использованием МТА;
    В условиях производственной эксплуатации тракторов их топливная экономичность во много определяется техническим состоянием двигателя. Из всего многообразия факторов важнейшими являются состояние топливной аппаратуры, механизмы газораспределения и системы охлаждения.
    Наиболее распространённые причины повышенного расхода топлива, обусловленные состоянием топливной аппаратуры, приведены ниже.
при плохом распылении топлива нарушена герметичность клапана насоса, в таком случае его необходимо заменить; нарушена регулировка форсунки – отрегулировать форсунку на стенде или заменить; износ отверстий распылителя – заменить распылители; в топливе вода – заправить трактор чистым топливом, обеспечить отстаивание топлива и слить отстой; топливо плохого качества – заменить топливо или обеспечить его отстаивание, а отстой затем слить отстой;
несвоевременная подача топлива в цилиндры следствие неправильного установления угла определения подачи топлива насосом – правильно установить привод топливного насоса; изношен механизм привода насоса – заменить насос; нарушена регулировка толкателя – отрегулировать толкатель;
недостаточная подача топлива следствие загрязнённых топливных фильтров, то необходимо снять верхний слой с фильтрующих элементов, а лучше всего заменить их; неисправен подкачивающий насос – помыть насос, заменить изношенные детали; изношены плунжерные пары – заменить плунжерные пары; нарушена регулировка насоса – отрегулировать насос на стенде; наличие в системе воздуха – вручную прокачать систему подкачивающим наосом;
загустело топливо – заправить двигатель топливом зимней марки; засорены топливопроводы или фильтр грубой очистки – промыть топливопроводы и фильтр грубой очистки;
нарушена продолжительность впрыска из—за нарушенной регулировки толкателей плунжера, что необходимо отрегулировать толкатель; изношен кулачковый валик толкателя – отрегулировать привод насоса или заменить насос.
    Чтобы предотвратить указанные причины, следует поддерживать требуемые регулировки топливной аппаратуры, номинальный тепловой режим двигателя, применять только рекомендуемые марки топлива и масла, тщательно очищать топливо.
    Из основных марок топливной аппаратуры первостепенное внимание уделяют проверке и установки угла опережения, степени неравномерности подачи топлива, давлению впрыска и производительности топливных элементов при достаточной пропускной способности фильтров.
    Неравномерность элементов топливного насоса не должна превышать 12%.
    Кроме состояния топливной аппаратуры, на экономичность расхода топлива и масел оказывает влияние также другие системы и механизмы. Так, только недостаточная компрессия и нарушение зазора в клапанах вызывает перерасход топлива на 3—5%, снижения температуры воды в системе охлаждения 30—40°С от оптимального значения 5—10%, наличие накипи в рубашке охлаждения толщиной 1,1 мм 7—8%.
    Основные неисправности двигателя, вызывающие перерасход топлива при эксплуатации тракторов: нарушение регулировок или управления регулятором, перегрузка двигателя, заедания рейки или плунжера топливного насоса, засорение воздухоочистителя, радиатора, неисправность водяного насоса или термостата, поздняя подача топлива, нарушение герметичности клапанов механизма газораспределения, износ гильз цилиндров и поршневых колец.
    На рост расхода топлива значительно влияет техническое состояние трансмиссии и ходового аппарата трактора. Наиболее частыми причинами этого являются неправильная регулировка муфты сцепления, тормозов (особенно у гусеничных тракторов), схождение колёс заливка в силовую передачу масла большей вязкости, чрезмерная стяжка сопряжений в силовой передаче.
    Трактор как энергетическое средство создаёт и реализовывает движущую силу с помощью ходового аппарата. Поэтому его состояние, взаимодействие с почвенным фоном во многом определяют тягово—сцепные  качества трактора и, как следствие, расход топлива.
    Тягово—сцепные качества трактора оцениваются тяговым усилием и буксованием. Повышение тягового усиления и снижения буксования достигаются повышением сцепной массы, блокировкой колёс, увеличением и улучшением опорной поверхности двигателя.
    Повышением сцепной массы достигается балластированием, использованием догружателей ведущих колёс (механические и гидравлические), ассиметричной расстановки ведущих колёс (МТЗ—80/82, ЮМЗ—6А). Заполнению камер жидкостью из—за определённой сложности и небольшой эффективности (рост тяговых показателей не более 5—9%) этой операции практически не применяют.
   Блокировку ведущих колёс целесообразно использовать на сельскохозяйственных и транспортных работах при прямолинейном движении трактора. На транспорте её применяют кратковременно, если требуется преодоление труднопроходимых участков при скорости 10 км/ч.
    Опорную поверхность двигателей увеличивают в основном за счёт применения полугусеничного хода, широкопрофильных шин или гусениц, снижения давления в шинах, сдваивания колёс.
    Полугусеничный ход существующей конструкции из—за почвенного износа шин используют только на рыхлых, переувлажнённых почвах и бездорожьи с шинами 15,5—38. При этом давление в шинах натяжных колёс устанавливают до 0,24 МПа (2,4 кгс/см2), а в ведущих – 0,14МПа (1,4 кгс/см2).
    Применение полугусеничного хода позволяет использовать тракторы, в частности «Беларусь», в условиях, когда без него они полностью теряют проходимость, а при выполнении полевых работ в тяжёлых условиях обеспечивает снижение буксования в несколько раз, что способствует экономии топлива на 10—30% и более.
    Сдваивание колёс, несмотря на недостаток этого способа, также позволяет уменьшить их буксование, расход топлива, повысить проходимость и тяговые качества трактора. Сдваивание колёс у трактора МТЗ—80 на торфяно—болотных почвах позволяет повысить их тяговые качества на 13—18%.
    При выполнении сельскохозяйственных работ на топливную экономичность трактора существенное влияние оказывает состояние обрабатываемого материала и рабочих органов сельхозмашины. Их характеристик материала, в частности почвы, на энергоёмкости обработки сильно сказывается влажность почвы. Это обусловливает необходимость проведения работ в сжатые агротехнические сроки. Из факторов технического состояния машин на расходе топлива отражается острота лезвий рабочих органов, толщина лемехов плугов, лап культиваторов, дисков (должна быть не более 0,7—1,0 мм), чистота рабочих поверхностей, перекос рам, валов и осей, работоспособность дисков.
    Топливная экономичность трактора значительно зависит также от его агрегатирования. Особенно это сказывается при низкой загрузке. На важность высокой загрузки трактора указывает то, что принять за 100% удельный расход при 100%—ной загрузки, то при 60%—ной загрузки расход топлива возрастает на 20%, а при 40%—ной загрузки – более чем на 50%. В процессе работы агрегата скорость поддерживают маневрированием, переключая передачи, и в результате действия всережимного регулятора.
    На топливную экономичность трактора оказывает влияние, кроме того, уровень организации использования МТА. Это связано с тем, что при работе трактора до 40—50% времени смены приходится на непроизводительные операции – повороты, заезды, загрузку материалов, очистку рабочих органов – т.п. Трактор в это время, как правило, работает, расходует топливо. Максимально устранить эту часть непроизвольного расхода топлива позволяет организация использования МТА, направленное на сокращение потерь времени и создания условий их высокопроизводительной работы.
    Основными предпосылками такой организации являются:
правильное комплектование агрегатов, выбор рациональной ширины захвата, скорости движения и загрузки;
правильный выбор форм использование МТА (звенья, отряды, отдельные тракторы) и подбор тракторов нужной марки для конкретных операций;
подготовка поля к работе – разбивка поля на загоны, выбор способа и направления движения и поворота, отбивка поворотных полос, определение мест заправки, устранение препятствий движению, пропашка первых борозд, заделка свальных гребней и развальных борозд;
применение техники обоснованных норм расхода топлива, способов учёта и поощрения за его экономию.
    Опыт передовых коллективов и отдельных механизаторов позволяет, что только за счёт правильной организации использования МТА удаётся сэкономить до 10—15% жидкого топлива.
    Основными потребителями масла является двигатель (40—70%), трансмиссия (12—36%) и гидросистемы (15—45%).
    В двигателе масло расходуется на плавную замену, угар и техническое обслуживание. Для устранения потерь масла в двигателе необходимо применять качественные масла, которые меньше подвержены старению, тщательно обслуживать цилиндро—поршневой механизм, смазочную систему, работать в оптимальном тёплом режиме. Наличие зазоров в системе смазки также приводит к утечке масла. Признаки повышенного расхода масла на угар является дымление двигателя и быстрое снижение уровня в картере двигателя. Перспективные двигатели должны иметь расход масла на угар не более 0,6%.
    Уменьшить расход масла в трансмиссии ходовой части трактора позволяет использование применение всесезонных масел, обеспечение герметичности уплотнителей. Допускается применять в трансмиссиях более дешёвых масел группы Б2.
    В гидросистемах тракторов даже допускается применение масла группы Б2, что экономит более качественные масла группы В2 и Г2.
    Основными причинами потерь масел в гидросистемах тракторов являются: утечки из—за неплотностей; разрыв шлангов и маслопроводов; отсутствие или неисправность запорных муфт соединений тракторов с сельскохозяйственными машинами и нарушение правил заправки и утечке при смене различных гидрофицированных машин и агрегатов машин.
    Чтобы избежать указанных потерь, необходимо устранит причины подтёков масла, особое внимание уделять предупрежденью нарушению уплотнению ведущего вала гидронасоса, ибо в этом случае могут выбросы масла из—за разрушения сальника, так и подсос воздуха в гидросистему.
    В процессе эксплуатации тракторов много теряется из—за трещин и разломов шлангов и маслопроводов. Главной причиной этого их непрочность и нарушение правил эксплуатации.
    Для уменьшения вероятности разрывов шлангов, их перекручивания, радиус изгиба шланга у штуцера должен быть не менее 180—220 мм. Большое влияние на прочность шлангов и маслопроводов оказывает правильность регулировки предохранительных клапанов.
    Запорные устройства должны обеспечивать перекрытие шлангов и маслопроводов при их рассоединении. Их состояние по напряжению силового цилиндра при чередовании распределителя в положения «Подъём» и «Опускание». Характерные неисправности запорных устройств следующие: ось подвеса не поднимается – шланги не напрягаются, это следствие залегания шарика; шланги напрягаются из—за залегания шарика, ось подвеса не опускается – шланги не напрягаются из—за залегания шарика, шланги напрягаются вследствие залегания шарика.
    Неисправность в запорных муфтах устраняют либо заменяя их, либо устанавливая между шариками специальный сепаратор.
    Разъединяют маслопроводы, не оборудованные запорными устройствами, во избежание потерь масла, при заглушённом двигателе или выключенном гидронасосе и положения рукоятки в нейтральном положении.
    Для предотвращения потерь масла при заправке гидросистемы эту операцию рекомендуется производить механизированными заправочными средствами при отсутствии опущенных машин. Перелив масла сверх верхней отметки уровня не допускается.


Рецензии