Поганка. Глава 9
В этом году осень заявила о себе более чем отчетливо, чем когда либо. Уже на третий день от лета не осталось и следа. По городу расползся туман. Воздух, влажный и холодный, тянулся с северных лесов. Жители Гвенара затопили печи и почти из каждой трубы, неспешно клубясь, и смешиваясь с туманом, вверх поднимался дым.
Говард, с несвойственным ему упорством, уже второй день прибирался в своих небогатых хоромах. Он вымыл единственное окно, перестелил постель, убрал книги со стола и с подоконника. Как мать хозяйка он летал по комнате, собирая многочисленные тома в высокие аккуратные стопки. С притязательным видом осматривал получившееся, что-то перекладывал снова, что то, едва касаясь, передвигал чуть влево или вправо. Его дом не видел подобной чистоты уже не один год. Вымытые полы, на столе вместо огарков свечей и пыли расставлено три нехитрых прибора.
Раздался чуть слышный стук. Пожилой мужчина, забросив пыльную тряпку за книжный шкаф, резво помчался к двери. В темноте он не мог сразу найти засов, долго и неловко шарил руками, будто бы только вселился в этот дом, и еще не привык, где и что находится.
- Сейчас-сейчас, подожди немножко. – Заверил Говард, отыскав, наконец в полумраке задвижку.
Дверь со скрипом отворилась. На пороге, сжимая обмотанный в ткань котелок, стояла девочка. В такую скверную погоду должно быть только у нее могло быть столько счастья на лице. Наивная улыбка растянулась почти на пол лица. У Тора, как и у многих, такое щенячье, ничем не оправданное счастье вызвало бы недоумение или даже отвращение, но Говард ответил девочке улыбкой не менее чистой. Он потянулся к ее ноше, от которой в утренней прохладе, так и валил пар.
- Давай-ка его мне, Улли…
Маленькая альба поспешно протянула котелок, и даже не заметила, с каким трудом принял его Говард. Пожилой мужчина сразу вспомнил Тора и его вечные нарекания: «не сиди дома», «больше гуляй», «скоро и сам себя поднять не сможешь». Старые исхудавшие руки и вправду с трудом удерживали тяжелый горячий котелок. Оставалось только подивиться, как же эта хрупкая особа пронесла его через весь двор и еще взобралась наверх по крутой лестнице. Говарда аж передернуло от мысли, что он тащит такую тяжесть наверх и не может ухватиться рукой за перила. Он-то думал, что сто шестьдесят лет это не так уж много. Мысли о близкой старости налетели быстро и не к месту.
- Проходи в комнату, накрывай на стол.
Говард не любил давать указания, но ему так не хотелось, что бы еще один новый друг считал его ленивым, немощным стариком. Тяжело переступая с ноги на ногу, хозяин занес котелок с едой в дом. Он с облегчением поставил его на стол, но не позволил себе показать усталость. Улли, все так же довольно улыбаясь, расставила по местам тарелки и кружки. Говард заглянул в котелок – под крышкой томилась пшенная каша с грибами.
- А почему вы все время выставляете три прибора? – тихонько поинтересовалась девочка, раскладывая деревянный ложки. – Это для вашего друга?
Едва уловимое беспокойство снова окутало пожилого альба. Он, силясь, улыбнулся.
- Да, - задумчиво ответил Говард, прикрывая котелок, - он обещал ко мне зайти, два дня назад…
- И вы ничуточки не волнуетесь?
Улли, расставив посуду, пошла к окну. Сквозь мутные зеленые стеклышки рассмотреть хоть что-то было невозможно. Девочка протерла запотевшие стекла, на руке осталась холодная влага. Она приоткрыла окно и сквозь щель попыталась рассмотреть затянутую туманом улицу. В и без того не слишком жаркой комнате, стало еще прохладнее. В белесой пелене едва-едва обрисовывалось здание напротив – низкое и приземистое, сложенное из крупных серых камней. Улли прищурилась, вывеска над дверью гласила «Тимон Филт, ростовщик».
От повеявшей прохлады Говарду снова стало не по себе. Он перевел взгляд со стола на девочку, стоящую у окна. Маленькая, хрупкая, почти воздушная. Что он мог ей ответить? Нельзя же сказать, что его лучший друг промышляет воровством.
- У него работа сложная. Бывает, пропадает на несколько дней, а потом приходит.
Улли, все такая же довольная, закрыла окно и подпрыгнула обратно к столу.
- Ну, может он сегодня придет? – девочка обнадеживающе улыбнулась, - Этот тот друг, который принес все эти книги? – Говард кивнул. – Богатый должно быть, и добрый. – Улли поправила простую суконную юбку. – В этом городе вообще все очень добрые. Это мне подарила женщина с первого этажа. – Девочка покрутилась, показывая простое домотканое платье. – Вместо моего, запачканного.
Говард вдруг поймал себя на мысли, что начал думать как Тор. Его соседка и печкой-то своей позволяла пользоваться за деньги, за этот котелок и три тарелки взвинтила немалую цену, а что бы просто так подарить платье?
- А чем занимается этот ваш друг? – снова полюбопытствовала девочка.
Говард не знал, что ответить. Он, прикинувшись, что вовсе не слышал вопроса, принялся накладывать еду.
- Садись Улли. Что его попросту ждать. А если придет, сам виноват, что все остыло.
Пожилой мужчина как мог, изображал безучастное лицо. Пытался показать себя радушным хозяином, но в душе его с каждым часом росло беспокойство. Тор всегда выполнял обещания. Конечно, его нельзя назвать самым честным альбом в Гвенаре, но слово он всегда держал. Говард, пытался представить, куда мог идти его друг во время их последней встречи. И сколько не думал, на ум приходила только мысль о том, что вор Поганка шел на очередное дело. От этого пожилого мужчину одолевала тоска, обида и страх. Он часто просил Тора найти какое-нибудь другое дело, побезопаснее, а потом сам просил у него денег. А вдруг его друга поймал тот купец с рынка? Вдруг заколол какой-нибудь другой вор в подворотне? Или он попался в чем-то доме?
Говард пытался отмести все дурные мысли, и сам того не замечая становился мрачнее тучи. Девочка, сидящая за столом напротив, опустила ложку и с беспокойством смотрела, как пожилой альб меняется в лице. С какой-то озабоченной угрюмостью мужчина поглощал кашу, не чувствуя ни запаха, ни вкуса.
Вдруг в дверь постучали, громко и настойчиво. Говард чуть не подпрыгнул от радости. Наконец-то Тор дал о себе знать! Но какие-то смутные сомнения остановили альба от желания тотчас бежать в коридор и распахивать дверь. Хозяин комнаты напряженно замер и прислушался. Снова забарабанил кто-то. Нет, это был определенно не стук Тора, он стучал иначе, тише и легче.
- Ну-ка прячься, - тихо шепнул Говард, настороженно выходя из-за стола.
Девочка, не секунды не задерживаясь, юркнула в коморку.
- Открывай! – басом взревел кто-то из-за двери, продолжая стучать. Пожилой альб растерялся, сердце бешено колотилось, и мужчина совершенно не знал что делать. Он сунул под кресло две лишние тарелки, забежал в коморку, поняв, что девочка под кроватью, прикрыл ее несколькими стопками книг.
- Иду-иду. – Нарочито усталым голосом проговорил Говард, осаждая сбившееся дыхание. Он еще раз окинул взглядом комнату, и, убедившись, что все в порядке подошел к двери. – Кто там?
- Открывай книголюб! – взревел из-за двери уже другой голос. Хозяин комнаты поежился. Так о нем говорили только знакомые Тора. А если так, то тонкая дверь не спасет. Говард отодвинул засов, и в тот же миг на пороге появилось трое мужчин. Все страшные как хельвы, небритые, в каком-то рванье, с переломанными носами. Один, что был повыше, стремительно шагнул в коридор, заставляя книголюба пятился назад.
- Так вот ты какой, - усмехнулся мужчина, обнажая ряд неровных, наполовину поломанных зубов. – Тор велел тебя не трогать… - он еще шире оскалился.
- И мы не тронем, - дополнил другой пониже ростом, с щербатым лицом и маленькими тусклыми глазками.
- Если ты нам поможешь, - снова заговорил первый, ступая еще на шаг вперед. – Только подскажи нам, где найти твоего седого дружбана.
Говард, готовый и сам поседеть в любой момент, собрал в кулак все свое книжное мужество. Эти трое хоть и не были похожи на драконов из летописей, не опасность представляли не меньшую.
- Давно его не видел, что такое?
- А если мы не поверим? – хитро улыбнулся низкий альб, щуря свои бесцветные глазки. Он достал из-за пояса кривой нож.
У Говарда сердце екнуло. Мужчина принялся вспоминать, как Тор учил его врать. Со всей силой своего воображения он представил, что дома весь день был совершенно один, читал книги, и с другом встречался год назад.
- Не видел, говорю! Что с ним стряслось?
Вошедшие недобро переглянулись. Заговорил высокий, криво скалясь:
- Купца одного друг твой замочил.
У Говарда похолодело на сердце.
- Заколол, как свинью… в собственном доме.
Кривозубый хохотнул.
- Жена бедняги награду даст тому, кто ей седую башку принесет. Представь, лицом к лицу с ним столкнулась, когда он в их дом залез.
Они разом загоготали.
- Я бы помер со страху.- Как шакал подхихикивал маленький. - Такое чудовище в темноте, да еще и с ножом встретить. – Они снова дружно рассмеялись. В это время в коридор скользнул третий, тот, что все время молча стоял в дверях. Он шмыгнул в комнату и Говард, думая об Улли, помчался следом.
- Выбрал бы ты себе друга посимпатичнее. - Высокий альб остановил книголюба, крепко схватив за плечо.
- А то этого скоро повесят. – Снова подпел второй.
У Говарда ныло сдавленное плечо. Втроем они прошли в комнату. Невысокий, похожий на хорька мужчина уже хозяйничал в помещении. Он переворачивал книги, заглядывал под стол, с удивлением вытащил из-под кресла миску с кашей.
- Это для кота моего, - спокойным тоном сказал Говард, не дожидаясь вопросов.
- Кот, так кот, - отозвался высокий. – Хоть Йотуна себе заведи. Но, если узнаем, что друг твой тут был, а ты молчал – запалим тебя и твою хибару.
Они задержались еще на минуту, забрали со стола котелок с кашей и вышли прочь. Говард долго еще стоял в забытьи. Он забыл о голоде, не думал о том, что теперь должен соседке еще денег. В голове билась только одна мысль - не мог его друг никого убить. «Тор на это не способен! – твердил себе мужчина. – Он не убийца! Он хороший!» В комнате сквозило, скрипела на петлях незакрытая дверь. Говарда снова одолело беспокойство. Что бы ни наделал Тор, где он сам? Что с ним случилось? Он всегда приходил, особенно в беду, за советом или попросту приютом. «Твой друг убийца!» - шептало подсознание. – «Грязный вор и убийца!» Говард тряхнул головой, стряхивая странные мысли, что за бред?! «Я знаю его двадцать лет, Тор хороший!»
Отвлек мужчину только шорох из коморки.
Улли! Он же совсем про нее забыл. Девочка, вся перепачканная в пыли, выглядывала из-за стеллажа с книгами. Говард не знал, что ей сказать. Если бы она сейчас дала деру, он бы не стал ее останавливать. Пришли какие-то бандиты, объявили друга убийцей. И кем после этого мог казаться сам Говард? Особенно в глазах маленькой девочки, с которой он знаком от силы третий день.
- У вашего друга беда, - тихим, но не испуганным голосом произнесла Улли.
- Беда, - отозвался в миг постаревший Говард. Он бессильно опустился на кресло. Руки тряслись, и кровь в висках звучала барабаном. – Это не он, Ульрика. Это не он!
Девочка понимающе кивнула. Она отряхнула юбки от пыли и подошла поближе. Пожилой альб вдруг осознал, что она не так уж и мала, как он о ней думал. Улли смотрела на него с состраданием и пониманием, не так, как смотрят дети. В ее голубых глазах виделось спокойствие и уверенность, которую сам Говард растерял во время визита этих трех головорезов.
Девушка тихо исчезла в коридоре. Скрипнул засов.
- Не бойтесь, во дворе никого нет. – Вернувшись, заявила Улли. Она положила старику руку на плечо. – Возможно, я могу чем-то помочь вам с вашим другом.
Говард отрицательно покачал головой. Он не знал, где теперь можно искать Тора.
- Где он бывает? Может у него еще друзья есть, которые знают, где его найти.
Мужчина тяжело вздохнул, все еще мотая головой из стороны в сторону. Тор всегда был скрытным и необщительным. Ни с кем ничем не делился, и с роду почти ничего не рассказывал.
Ульрика не унывала.
- А где он живет? Возможно, родители знают, где его найти?
- Он сирота. - Буркнул Говард. И сам вдруг осознал, что Тор никогда не говорил, живы ли его мать с отцом, или нет. – Хотя нет, постой… - мысль сверкнула, как свет вдали. – Ида!
- Это его мама? – девочка наклонилась к сидящему альбу. Он медлил.
- Ну, не так что бы мама… Она держат таверну у Южных ворот. Ида к Тору как к сыну относится. Возможно, она знает, что с ним случилось.
Говард решительно встал.
- Я схожу к ней и все узнаю.
Девочка скрестила руки и замотала головой.
- Те, кто были здесь, знают вас в лицо, и наверняка будут следить. А меня они не видели. Я могу вылезти через окно и, если они притаились где-то в саду, то будут думать, что из дома никто не выходил. Я быстро схожу, все узнаю и вернусь.
Говарду нечего было возразить, но только Улли не знала города. Хотя он сам встречался с Идой только дважды. Мужчина тяжело вздохнул. Сам он не смог бы вылезти через окно, и ему бы не хватило смелости поговорить с держательницей таверны. Говард с трудом приподнялся с кресла и, шаркая, поплелся к стеллажам.
- Ты умеешь читать карты?
Свидетельство о публикации №212060300624
Не понимаю, а куда делся целый кусок? Тор выкрал тот кинжал или нет? На самом же интересном месте обрыв получается. Как впрочем и в 1й главе нет завершенности сцены с каретой. Но я думала, что это ход такой туманный начальный. А у вас и дальше пошли разрывы. Зачем так мучить читателя? Я вот уже мучаюсь, что не зашла в дом за кинжалом вместе с Тором.
В общем, горюю. Читать 9 главу пока пропала охота.(
Анна Невер 07.11.2012 20:51 Заявить о нарушении
Морозова Валерия 08.11.2012 13:52 Заявить о нарушении
М-м... я человек сама малоопытный в писательстве, но все же напишу. Вообще, советы - дело неблагодарное.) Можно ими и обидеть. Надеюсь, вы не сочтете это критикой.
Не знаю, как вы, я выстраиваю весь сюжет сначала на листе бумаги. Каждое действие героя, каждый уличный слух, им услышанный на базаре, должны быть подчинены сюжету и в то же время основной идее.
Представьте, что вы сами смотрите фильм, который создаете. Вот ваш герой идет выручать кинжал. Такие щекотливые моменты зрители ждут, затаив дыхание. И тут бац, фильм обрывается на самом интересном месте. Наоборот, надо выписывать самые интересные места, а трепотню и любование природой можно иногда и и покромсать, если конечно, вы не пишете философское учение.))
Карета навернулось - блеск. Чем закончилось? - доведите до ума сцену. У героя должен быть остаться вывод в голове, что произошло с каретой.
Там где герой идет из пункта А в пункт Б - не обязательно расписывать всю его нелегкую дорогу, лишь моменты без которых рушился бы сюжет.
Чем рассказывать о конфликтах и характерах, лучше их показывать через ситуации, в которые вы ставите героев. Но думаю, это вы и сами знаете. Вон, как ловко показали момент с кражей кошелька у покупателя груш. Тут я вижу доброту Тора к своему другу, хоть и гребет он жар от чужих рук.
Чтобы было проще, напишите список своих героев. Напротив них распишите их характеры, интересы, жизненные позиции. Домустим: Тор, - хитрый, изворотливый, не любит лесть, мечтает о собственном доме (сейчас он у вас человек без мечты, слоняющийся в ожидании, авось что подвернется).
Теперь чтобы это показать, вам надо постараться. Вот: Тор, - хитрый (выпросил еду у адресата или лишнюю копейку у жадины), изворотливый (вы уже показали ситуацию с грушами), не любит лесть(показать в момент приема заказа с кинжалом), мечтает о собственном доме (откладывает деньгу за камушек в плинтусе).
Теперь, еще одно правило, ваши герои к концу произведения должны измениться. Их представления о жизни, или их какой-то принцип или положение в обществе. И все плодами ситуаций, в которых они попадают по ходу книги.
Воров я не очень уважаю, даже самых способных. Но ваш еще может измениться и перестать быть равнодушным малолетним подростком, болтающимся без мечты и желания стать кем-то большим.
И пока пишете черновик, можно не париться с вычесыванием ошибок, красивыми фразами и вкусными подробностями. Стройте сюжет, а потом на торт цветочки наносите.
Удачи, автор.
Анна Невер 08.11.2012 16:27 Заявить о нарушении
На самом деле у меня не то что список - у меня есть досье на каждого героя, здоровая книженция куда вприсаны имена, возраста, привычки (правда в последнее время я туда все больше добавляю общих сведений по миру - пишу историю, размышляю над географией и экономикой), но все выходит куда сложнее, чем кажется - в мыслях ты вроде как знаешь кто перед тобой, чего он хочет, чего боиться, чем отличается от прочих персонажей....но как дело доходит до воплощения всего этого на практике - пишется в час по строчке, и в итоге они выходят куда менее живыми чем в мыслях
Морозова Валерия 08.11.2012 17:31 Заявить о нарушении
Вспомнился Рой Питер Кларк с его приемами письма. И душещипательный пример, как много можно сказать о человеке показывая казалось бы незначительные детали из его жизни. Сейчас, все же поищу. Вот. "Несколько лет назад молодая девушка вышла из дома и никогда не вернулась. Сканлан нашел деталь, которая передала безграничное горе родных девушки. Он заметил, что выключатель у входной двери заклеен скотчем — чтобы никто не смог погасить свет. Мать всегда оставляла свет включенным до прихода дочери. И хотя уже прошли годы, свет продолжал гореть, как вечный огонь."
Так что задача писателя сначала определить качество характера героя, которое он желал бы показать. Затем придумать ситуацию в которой это качество ярко высветится. Например, доброта. Ситуация - ваш кошелек в грушевом ряду вполне подойдет. Можно усилить ее. Допустим, Тор сам по уши в долгах, не хочет больше воровать, хочет начать новую жизнь, но ради друга идет снова на воровство. Хотя у друга тогда должна быть веская причина кляньчить деньги, иначе Тор покажется тем, на ком хорошо катаются. И так по всему сюжету придумывать моментики, где делами высвечиваются характеры. Это интересно. Я не вполне еще владею этим. просто достаточно читала, как писать. Если будет желание, загляните. Думаю, вам понравится. http://samlib.ru/n/newer_a/ssilki.shtml
Вообще-то я редко когда пишу комы об этом. Но просто вижу талантливого писателя, который немного заплутал. Захотелось помочь. Еще раз удачи, думаю на этом все сказала.)
Анна Невер 08.11.2012 22:46 Заявить о нарушении
Морозова Валерия 09.11.2012 17:16 Заявить о нарушении