Башня времени. Часть первая

       Я облегченно вздохнул, когда мы покинули этот шумный суетливый город, жужжащий, словно огромный улей, вечно раздражающий своими пробками. Маленький автобус ехал по дороге, окруженной густым лесом. Группа наша небольшая – всего пять человек. Трое мужчин, уже в возрасте, расположились на заднем сидении и громко спорили о находках, совершенных в прошлой поездке. Споры и обсуждения приняты в кругах археологов и даже очень важны – это позволяет сопоставить уже известные факты, посмотреть на материал с различных сторон, докопаться до истины. Но я еще не принимал участия в таких дебатах, лишь изредка высказывал свое мнение, если меня спрашивали. Это было довольно редко и только в том случае, когда прения подходили к концу, и оставалось выбрать, чей довод был более убедительным и логичным.

      Я находился в составе этой группы чуть меньше года. Прошлым летом, закончив историко-археологический факультет, я пытался устроиться в центр археологических исследований.  Меня не взяли. Учителем истории становиться не хотелось, а хорошую работу археологом найти было не так просто. И тогда отец пристроил меня к своему давнему другу. Тот  увлекался антиквариатом  и в связи с этим часто организовывал археологические экспедиции. Меня взяли с испытательным сроком на 3 месяца. И потом решили оставить, посчитав, что коллективу не помешают новые, более молодые, современные взгляды. Не скажу, что работа археолога очень легкая – без понимания и любви к делу здесь не продержишься и больше месяца. Уметь  правильно определить объект исследования, маршрут и тактику поиска, день за днем проводить раскопки или рыться в давно сгнивших вещах, да еще так, чтобы не повредить ценные исторические артефакты – вот в чем состоял наш труд. Все нашедшее нужно правильно оценить с точки зрения значимости для науки и зафиксировать, чтобы доставить до места назначения в целости и сохранности. И все же я не представляю жизни без этой профессии, того ощущения, которое охватывает во время исследований. 

       Еще в детстве, я помню, мною  овладевало подобное чувство, когда я приезжал к бабушке в деревню. Это было как раз  такое время, когда люди массово покидали свои дома и переезжали в города. Мы с мальчишками часто лазили по старым избушкам и сараям, стараясь ничего не вредить, но как можно больше рассмотреть. И вот тогда я и заметил это странное ощущение, словно изучая предметы чужой жизни, я проживал ее вместе с этими людьми, я пытался вжиться в их судьбу, определить их характер, манеры поведения, быт, общение. Эта игра захватывала меня с каждым разом все больше и больше так сильно, что бывало я не мог отличить действительного от вымышленного мной. Я складывал истории жизней, словно мозаику, лишь по увиденным вещам, лишь по оставленным следам пребывания, по картинам и фотографиям. Беря в руки предметы, я видел лица их владельцев настолько отчетливо, словно они стояли рядом со мной и рассказывали о себе. Мои друзья увлеченно слушали то, о чем я говорил, и часто подсовывали  под руку ранее мной незамеченные предметы. Я чувствовал себя вершителем судеб, детективом, разгадывающим давно спрятанные временем тайны.  И, в конце концов, все эти ощущения повлияли на выбор моей дальнейшей профессии.

       В группе, в которую я попал,  работали увлеченные профессионалы,  и я вжился в их коллектив, заразился их энтузиазмом. Вот и сейчас звуки их спора вызывали в моей душе  ощущение чего-то привычного, неотъемлемого в нашей работе, чего-то очень важного. Слушая разговор, я смотрел на проплывающие за окном поля и леса. Дорога легко вилась, завораживая красотой окружавшей ее природы. Свежий воздух и прохлада приносили успокоение и какую-то отстраненность от суетливой жизни, оставленной в городе.

       Мое место было рядом с водителем. Мне нравился этот простой, жизнерадостный парень, с которым я успел сдружиться за время наших поездок. Разговор между нами завязался как-то сам собой. Слово за слово, и вот мы уже беззаботно обсуждали, как прошли две недели выходных. Он с энтузиазмом рассказывал, как ходил со своими детьми на карусели. Затем обсудили новый  фильм, премьера которого только что прошла в кинотеатрах нашего города. Вдвоем мы  вместе посмеялись над неправильным образом археолога, отраженным создателями фильма – словно мы постоянные охотники за сокровищами. Постепенно перешли на обсуждение задания нашей текущей экспедиции. Сама по себе экспедиция не отличалась от всех остальных наших поездок и была лишь необычна тем, что мы не знали конкретного места расположения того старинного замка, который нам предстояло найти. Упоминаний о нем нигде не встречалось и данные о его месторасположении были найдены лишь благодаря счастливой случайности, которая касалась в большей мере меня и посвящать в это событие наш коллектив особо не хотелось.

       История эта случилась еще в детстве, когда, в одном из давно заброшенных домов в бабушкиной деревне, я нашел старую уже почти выцветшую, покрытую пылью и паутиной, картину. На ней была изображена молодая девушка на фоне каменного замка. Даже сквозь слой пыли ее грустные глаза словно проникали мне в душу. И хотя у меня никогда не было привычки уносить что-то из чужих домов, с этой картиной я не смог расстаться. Я долго прятал ее от родителей, рассматривая тайком черты лица и нечеткий силуэт изображенной на ней девушки. Она казалась мне ангелом, идеалом. В силу своей фантазии я часто воссоздавал ее  образ и рассказывал о том, как прошел день,  как я по ней скучал. Я обещал ей, что всегда буду рядом, что сделаю для нее все, чтобы она не попросила. Я рассказывал ей все…до тех пор, пока портрет не обнаружили. Отец показал картину своему другу – тому самому, на которого я сейчас и работаю. И тот расценил ее как очень ценный антикварный экспонат, как картину одного из великих художников, чьи произведения сейчас стоят очень дорого. Никто даже не задумался, что забирают у меня вещь, бесценную для моего сердца, и никакие деньги не смогут заменить это ощущение. Но в тот момент я  и сам не отреагировал должным образом. Возможно, если бы я заплакал, запротестовал, потребовал, чтобы картину оставили мне, это заставило бы родителей задуматься над моей просьбой и моими чувствами. Но я ощущал себя виноватым за то, что присвоил чужую, не принадлежащую мне вещь, что украл эту картину у других людей. И я не посмел сказать ни слова. Сейчас, поработав столько археологом, я понял, что это было никакое ни воровство, а настоящая историческая находка. Но тогда, юношей, я не знал об этом.  Как часто я жалел о том, что не защитил ее тогда,  ощущая  себя предателем.  Прошло какое-то время, картину отреставрировали. Девушка на ней была словно живая, и все также ее глаза с какой-то отчаянной тоской смотрели на меня, словно маня разгадать их тайну. Я имел возможность видеть этот портрет лишь когда бывал в гостях у друга отца. И вот, когда очередной раз я встал около нее, снедаемый желанием забрать, унести ее оттуда, хозяин дома подошел ко мне и сказал:

       - Давно наблюдаю, как ты смотришь на эту картину. Зная тебя с детства, я отдаю себе отчет, что ты не ценитель искусства и не антиквариат интересует тебя, а суть вещей, ты словно видишь их судьбу, их прошлое. И эта картина имеет на тебя какое-то особое влияние. Забирай, прямо сейчас снимай со стены и забирай ее домой. Я держал эту картину раньше при себе лишь для одной цели – хотел узнать, чей это портрет. И сейчас ситуация полностью прояснилась. Вся информация о картине, об изображенной на ней девушке и местности стала мне известной. Это Анна Селина  -дочь одного из русских ученых средневековья, занимавшихся наукой о времени. Её отец, Алексей Селин, еще в то время прославился тем, что поставлял старинные вещи и исторические находки в музеи и частным коллекционерам. Где он брал и каким образом находил эти ценности неизвестно, так как жил он со своей семьей нелюдимо в глубине леса. Это место и изображено на картине. Человек он был очень богатый. И исчез вместе с женой при невыясненных обстоятельствах. Его же единственная наследница погибла за день до свадьбы, так и не передав никому прав владения этим замком. Постепенно о данном месте забыли. Этому способствовали странные вещи, происходившие рядом с ним. Многие уходившие в этот лес не возвращались, а те, кому все-таки удалось выбраться, рассказывали разные небылицы.

       Что-то  внутри меня встрепенулось. Я хотел поехать в это место, хотел посмотреть на дом, где она жила. Этот замок манил меня, звал, словно в нем и заключался весь смысл моего существования.  Как мне хотелось знать судьбу девушки, которая так занимала мое воображение.

       - Я поеду туда. Вы должны рассказать мне все, что знаете, - эти слова непроизвольно вырвались из моих уст.

       - Нисколько не сомневался, -довольно улыбнулся  мой собеседник. – Но только с одним условием. Я попрошу тебя оказать мне небольшую услугу. В замке должно быть много старинных вещей. Но не они меня интересуют. Мне нужно место, источник, откуда Селин брал все эти вещи. Он должен быть где-то недалеко от дома. Зная твои способности видеть жизни людей по принадлежащим им вещам, я ни сколько не сомневаюсь, что ты легко справишься с этим заданием. Отправление завтра. А картину заберешь, когда вернешься.

       И я согласился. Для всех же остальных это была обычная поездка.

       День подходил к концу, и мы решили заночевать в одной из деревень, а заодно и разработать маршрут на завтрашний день. Возможно, здесь у местных жителей мы сможем узнать более точную дорогу. Мы свернули с трассы на грунтовую дорогу и, уже с более низкой скоростью, направились в ближайший населенный пункт. Домов в деревне оказалось немного, и лишь половина из них была заселена. Когда автобус остановился, жители вышли из своих домов и удивленно смотрели в нашу сторону. Видимо приезжие гости редко посещали эти места. Узнав о цели нашего приезда, один из старичков согласился пустить нас в свой дом на ночлег. Он рассказал нам все, что знал об окружающем  лесе. О замке он ничего не знал, но от своего деда слышал, что действительно, где-то на одном  из высоких берегов  реки  раньше был замок. Дороги к нему через лес конечно не было. Поэтому из деревни нам придется идти пешком. Он пометил нам на карте места, где выбивались из-под земли родники, где можно будет поживиться ягодами и остановиться на ночлег. Старичок полностью нарисовал нам тропки, известные жителям этих мест, ведущие к реке.

       - А там уж вверх по течению реки и, дай бог, найдете, - сказал он, ставя стрелку в направлении движения реки.


Рецензии
Очень интересно, обязательно найду время и прочитаю весь цикл.
(к сожалению, трудно читать без отбивки абзацей)
А вообще - спасибо. Рада знакомству.

Елена Савранская   09.11.2012 15:02     Заявить о нарушении
Спасибо за отзыв. Наверное, это правильно, что каждый читатель оставляет в произведении свой, пусть даже не заметный другому взгляду, след. Я постараюсь сделать так, чтобы читать стало удобней.

Михэль   09.11.2012 15:25   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.