Эдуард Гольдернесс

http://www.proza.ru/2012/06/05/400
Ветвь Байрона, заброшенная в Россию(СССР)



ИЗ ИНТЕРНЕТА
Евгений Богат. "Что движет солнце и светила" М. 1978 стр.247- "Удар молнии". Фрагменты...


   
    «Прости, я слишком много пожелал —
    В любви к тебе всегда быть человеком.
    В наш дерзкий век я дерзко возмечтал
    Быть впереди, а не плестись за веком.
   
    Готовя для тебя столь редкий дар,
    Ни в чём любви не ставил я границы.
    Но кто стремится к солнцу, как Икар,
    Тот должен быть готовым и разбиться.
   
    И вот лежу, изломан, меж камней.
    Оборваны мои пути-дороги,
    Целую тихо землю… Ведь по ней
    Идут твои стремительные ноги.
   
    Но что ж… Одна своим путём.
    …Ещё не раз мы встретимся на нём».
   
    Эдуард Гольдернесс, поэт, переводчик — любимой женщине.
   
    «С 15 лет Эдуард был неизлечимо болен. Но более героической, беспокойной судьбы я вокруг себя не видела. Дело не только в том, что он был поэтом, писал сонеты, переводил, — он осуществлял „связь человека с человеком“, он создавал новые высшие формы человеческого общения, он облагораживал тех, кто жили рядом с ним. И это самое главное в нем и замечательное.
    Самуил Яковлевич Маршак считал его своим другом, его знал Илья Эренбург, он чувствовал большую внутреннюю связь с Беллой Ахмадуллиной…
    Нет, нет, всё, что я говорю, это не то, не то! Чтобы узнать его, Вам надо самому познакомиться с ним — в письмах, дневниках, бесчисленных обращениях ко мне…»
    (Ирина — любимая женщина Эдуарда Гольдернесса).
   
    Письма и дневники Эдуарда Гольдернесса вы найдете на страницах повести Евгения Богата «Удар молнии».
   
   
Мне кажется, что ты сама поймешь.
И я об этом говорить не буду…
Бывает, что словами отпугнешь
Любовь – единственное в мире чудо.

Чуть двинувшись, рука тебя нашла…
Сближаются уста, дрожат ресницы…
И – обрела два голубых крыла,
И устремилась ввысь любовь, как птица!

Пьянящая бескрайность бытия!..
Восторг и боль!
Вся мощь и хрупкость жизни!
Навеки, да?!


Ведь лишь об этом я мечтаю,
Как изгнанник об отчизне!
Давай побудем молча полчаса,
Безмолвие рождает чудеса.
 


"Почему так трудно быть человеком,
почему это так трудно?



Эдуард Гольдернесс

ок. 1927, Тбилиси – не позднее 1970



“Русский интеллигент английского происхождения, родившийся в Тбилиси и проживший здесь почти всю жизнь”, как характеризует Гольдернесса Георгий Маргвелашивили, автор предисловия к единственной его книге, “Искры”, вышедшей в Тбилиси в 1971 году – уже посмертно; в нее вошли немногочисленные стихотворения Гольдернесса, страниц 40 его переводов с английского, немецкого, испанского, французского, а также переложения грузинских поэтов. Впрочем, почти всё переводческое наследие поэта не собрано и распылено по множеству всё менее доступных книг. Гольдернесс был инвалидом, очень мало печатался, – если бы не напутствие С. Маршака (допустившее его на страницы “Литературной Грузии”), возможно, остался бы совсем никому не ведом. Большая папка его переводов хранится в РГАЛИ в фонде Ильи Эренбурга. Был известен и как переводчик прозы – постоянно переиздаются в его переложении новеллы Марка Твена, по большей части никем, кроме Гольдернесса, не переводившиеся.


Сонеты

***
Чтоб жить, встречая сердцем все утраты, -
Но и платить ударом за удар, -
Всех радостей, какими жизнь богата,
В своей груди я пробудил пожар.
Испепеляя всё, навстречу бедам
Стремится их поток, могуч и быстр.
Удар!.. И снова в путь... Лишь искры следом...
Прими ж мой стих - одну из этих искр.
Я ничего не требую в награду
За этот дар, о нет, забудь меня,
Лишь только б вечно черпала отраду
Твоя душа от этого огня.
Лишь только б вечно он горел в тебе!
Тогда я улыбнусь своей судьбе.

***
Я счастлив, горд был за людей в тот день!
Без опасений, без противоречий
Твоя душа раскрылась мне навстречу,
Как майским утром белая сирень.
Я никогда не буду рвать цветы.
И даже опьянев от аромата,
Я охранял бы бережно и свято
Покой твоей душевной красоты.
Да, в этом счастье, вопреки судьбе.
Но вдруг ростки весны сломала вьюга.
Зачем ты губишь радость в сердце друга?
Ты этим губишь лучшее в себе!
Прекрасное, презревши справедливость,
Уже не красота, а лишь красивость.

***
Всю жизнь томиться по былой любви?
Нет. Стать рабом своей сердечной муки –
Равно как и беспечным быть в разлуке –
Удел людей без пламени в крови.
Поняв, что больше не твоя она,
Сбери в одно всё, чем душа объята.
Какой бы страшной ни была расплата –
Прими ее всю сразу, всю, сполна.
В страданье познается человек.
Не уклоняйся от смертельной боли.
Через нее ведет твой путь на волю
Отдавши час, приобретаешь век.
Да, только, только так! И не жалей!
Ты духом стал и выше, и сильней.



Евгений Богат. "Что движет солнце и светила" М. 1978 стр.247- "Удар молнии". Фрагменты...

Великие души остаются незамеченными...

Великих душ гораздо больше, чем принято думать.

/ Стендаль

Вступление к повести

Я хочу рассказать историю отношений двух людей. Как явствует из названия книги - это повесть о любви. Хотя, пожалуй, и о чем-то несравненно большем, чем любовь, если, разумеется, понимать ее чересчур обыденно и заземленно. И это повесть именно о любви при том ее понимании, которое было у Тристана и Изольды, Ромео и Джульетты и - отвлечемся от литературных героев - у Абеляра и Элоизы, у Петрарки в его поклонении Лауре, у Дидро в его верности Софи Волан, у Стендаля (я имею в виду не гениального писателя, а страстно любящего человека), у Байрона, у декабристов, у Достоевского. . . И у тысяч незнаменитых мужчин и женщин во всех странах во все века, которые ничуть не уступали великим мира сего в понимании, точнее, в переживании любви, потому что и для них была она не утехой и не бытом, а поиском великой истины в человеческих отношениях и битвой, порой трагической, за сокровища человечности.

И это - то, о чем хочу рассказать, - история истинно современная, потому что в душе сегодняшнего человека, порой неосознаваемо, живет тысячелетний опыт миллионов человеческих сердец с их неизреченной и неизрасходованной нежностью.


Письмо Любимой

“Почему Вы любите меня?”, “Почему я одна Вам нужна?”, “Почему Вы не боитесь ударов, которые я Вам невольно наношу?”, “Почему Вы хотите посвятить мне жизнь и делать меня душевно все лучше и все чище, почему?” (из Ваших писем).

Ну вот, попытаюсь ответить почему. С каким-то внутренним трепетом я берусь за перо, не потому что это “в последний раз”. Нет, “последним моим разом” в этой области будет мой последний сознательный поступок на земле. Затрудняюсь я потому, что это очень важно, трудно, это, по сути, единственно важное в жизни, это необъятно, этому надо посвятить всю свою жизнь, все свои силы, а их у меня сейчас мало – я измучен долгой нелегкой болезнью, – не самой по себе, а тем, что она еще больше ограничивает мои возможности утверждать в мире то, что составляет для меня его главную ценность, – измотан бесконечной нервной перегрузкой, хаосом мыслей, безвыходностью множества ситуаций, неразрывной связью во мне духовного и физического, короче: всеми колючками, которые втыкает в меня жизнь, а каждую из них, которая вонзается в меня только кончиком, я сам в себя всаживаю до конца, потому что я могу прощать всем, кроме себя, потому что я хочу знать всю правду о себе, а этого никогда нельзя узнать, потому что жизнь идет вперед, меняется, а с нею меняется в чем-то и правда, и надо ухватить эту перемену, не прозевать, чтобы ни в чем не солгать ни Вам, ни человечеству, ни в чем не солгать жизни, всему на свете?

Ну так как же выразить: почему? Ведь это нужно даже не Вам, хотя Вы об этом спрашиваете меня, это нужно именно мне. Значит, надо рассказать о себе все-все-все, что я думаю о мире, людях, жизни. И я когда-нибудь, наверное, после больницы расскажу Вам об этом. Только тогда станет понятно, почему мне в жизни нужно именно это! Я говорил Вам уже о тех связях, которые соединяют каждого из нас со всем человечеством, со всеми людьми прошлого и будущего. Это было для вас вроде бы близко и понятно. А от мысли Эйнштейна о том, что он ощущает себя только частью целого и не лишком озабочен судьбой именно этой частицы. Вы отмахнулись, занятые чем-то иным. Ощущение своей связи, общности со всеми людьми возможно только через общение с отдельным конкретным человеком. Общаться с миром. Вселенной можно только путем общения с отдельным человеком. Общаясь с некоторыми другими людьми, я всегда общаюсь с каким-то мирком, то меньшим, то большим, иногда даже очень большим, но всегда, в конечном счете, замкнутым в себе, ограниченным. Общаясь же с Вами, общаешься с беспредельным. Очевидно, это и есть ЛЮБОВЬ.

Какие-то отдельные прорывы и беспредельность могут быть и в общении с другими людьми – ведь все люди – люди, то есть в чем-то не лишены подлинно человеческого, но человек, дающий тебе это ощущение в объеме, которого ты просто не можешь вместить, – это именно твой человек. Так вот для меня такой человек именно Вы.

Почему?! Постараюсь собрать все доступные мне трезвость, логичность, спокойный расчет. Почему? . . Ну, буду говорить очень и очень объективно. Есть ли красивее вас? Сколько угодно. Умнее? Сколько угодно. Добрее, порядочнее, трудолюбивее, аккуратнее, тактичнее, вежливее и т. д. и т. п.? Сколько угодно. Правильно? Правильно. И тут же вся эта правильность идет к черту. Для меня Вы умнее, красивее, добрее, правдивее, лучше всех! Во всех других эти качества для меня, по сути, мертвы; в Вас они живы, они живут и во мне, заставляют и меня стремиться быть таким… Вы ничего не боитесь. Вы, такая “слабенькая трусиха”, ничего не боитесь. Вы видите все ясно, все плохое и кругом и в себе. И эта ясность зрения – огромное бремя. Но Вы не пытаетесь его себе облегчить какими-то шорами, каким-то самообманом. Вы – маленькая, слабая, беззащитная, грешная (употребляю Ваше слово), но и бесстрашная. И сильная. Да, Вы и капризная, и слабая, и резкая, и эгоистичная, и все, что угодно. Но Вы честная, предельно честная и не можете быть иной. Вы делаете, может быть, не все, что можете, но Вы делаете бесконечно много. Да, при всей Вашей “бездеятельности”, тоске, срывах Вы именно делаете очень много, и за это я люблю Вас. Вы заставляете меня верить, что в жизни в человеке есть подлинно прекрасное и великое. И за это я люблю Вас. Правда, это прекрасное в Вас слабо, хрупко, часто срывается, плачет над своей слабостью, но не сдается, не гибнет в своей одинокой борьбе, и это добавляет к моей любви бесконечную нежность. И это прекрасное в Вас – такое человечное в своей беззащитности!-заставляет меня стремиться быть подобным ему. Вы заставляете все время быть беспощадным к себе. Никто другой не может дать мне этого. И за это я люблю Вас. Неужели Вам кажется, что я сегодня такой же, каким был при знакомстве с вами? (Господи, мне кажется, что я был тогда совсем мальчишкой!) Может быть, я тогда внешне выглядел сильнее. Но Вы помогли мне по-настоящему пренебречь всеми внешними ценностями. Когда я ощутил в Вас то бесконечно прекрасное, великое в своей слабости, что таится в душе каждого человека, составляет его подлинно человеческую сущность и так невыносимо томится в Вас, то чем стало для меня все остальное?..

Правда, без внешних жизненных форм тоже нельзя обойтись, они нужны, а я, к сожалению, могу предложить Вам лишь “внутренние ценности”, но все равно все, что у меня есть, – Ваше, для Вас, во имя Вас. Потому что Вы – жизнь, любовь, Вселенная. Вот. Логично это, понятно, доходчиво?

На сегодня я не могу выразиться понятнее: Люблю…”

Эдуард Гольдернесс


Санаторий под Тбилиси

Все время у меня в голове вертятся разные мысли. Что с ними делать? Им нет числа. Иногда между ними попадаются и «хорошие», то есть такие, которые хотелось бы запомнить. Но одна сменяет другую, поток идет все дальше и дальше и, наконец, теряется, как река в песках пустыни. Неужели же так должна затеряться и человеческая жизнь? Ведь мысль — ее наивысшее выражение. Потому-то людям и надо делиться друг с другом. Только друг в друге они могут сохранить себя. (И найти, добавил бы я.) Поэтому мне и хочется сделать какие-то записи. Плохой или хороший — я не хочу уйти бесслед­но. Мне хочется поделиться с кем-то. Да и не с кем-то, а с Вами. Потому что Вы самый нужный и близкий мне человек на земле. Опять — «почему»? Ну, тут, если на­чать объяснять снова, пожалуй, всей жизни не хватит — это одна из необъяснимых чудесных и роковых загадок жизни.



Нужно ли Вам это? Думаю, что да. Может быть, не все. Но ведь лишнее легко отбросить. А не может быть лишним все, в чем нашла свое наивысшее выражение целая человеческая жизнь, прожитая нелегко, вся цели­ком и искренне посвященная тому, чтобы найти нечто подлинно человеческое, то, для чего действительно стоит жить.




Часть 1. ПИСЬМА К НЕЙ



Часть 3. ПОСЛЕДНИЕ ПИСЬМА К НЕЙ



Часть 2. ТЕТРАДЬ ДЛЯ НЕЁ



Почему Вы, именно Вы мне так бесконечно, неимоверно нужны?



Может быть, попытка понять, что я такое, для чего я жил, во что выкристаллизовалась основная задача моей жизни, — сумеет помочь решить этот вопрос.



Ну, так что же я такое, зачем я?.. О раннем детстве вряд ли можно сказать многое. Помню только, что я был очень впечатлительным, с непомерно развитым воображением... Помню такой случай, отец взял меня с собой в деловую поездку в какой-то недалекий прибрежный пункт. (Мы жили тогда в Новороссийске, было мне четыре-пять лет.) Надо было уже ехать обратно (катером), мы шли по полусельской местности, отец с сослуживцем впереди, я чуть сзади. Вдруг мне приглянулся какой-то цветочек недалеко от дороги. Я подошел к нему, наклонился, взял за стебелек и... посмотрел вслед взрослым. Они отошли уже довольно далеко, и меня вдруг охватило ощущение заброшенности; они уйдут, уедут, забыв про меня, и я останусь один «на чужбине»! Я оставил цветок и со всех ног бросился вдогонку. До сих пор не понимаю, почему я не сорвал тогда цветок? Ведь я уже держал стебелек пальцами...



Когда мне было шесть с половиной лет, мама прочла мне и сестре вслух «Детей капитана Гранта» и «Маугли». У меня и до сих пор особая любовь к этим книгам. Затем я и сам стал читать. В восемь лет меня обследовала какая-то медицинская комиссия, нашли, что у меня умственное развитие как у шестнадцатилетнего и вообще задатки гениальности (увы, куда они делись?!). Я читал в то время не только Жюля Верна и Майн Рида, а и Вальтера Скотта, Диккенса, Шекспира, Дарвина («Путешествие на корабле «Бигль»). Мне запретили читать, чтобы не переутомлять головы, но ничто не могло уже меня разлучить с книгами: я глотал одну за другой— «Пищу богов» и «Войну в воздухе» Уэллса, «Черную Индию» Ж. Верна... Но больше всего пленял мое воображение «Капитан Сорви-Голова» Буссенара, прочитанный в старом журнале. Эта книга будила фантастическую жажду подвигов, сражений за свободу и пр. Не упрекайте меня в «кровожадности», все мальчишки играют в войну, нисколько не представляя себе в реальности, что такое смерть, убийство... А вообще у меня была колоссальная мечта: стать ни более ни менее как... властелином мира! (Может, начитавшись Ж. Верна.) На моих кораблях будут установлены гигантские парабеллумы, я разгромлю флоты всех капиталистических держав, весь мир будет мой, везде будет порядок и справедливость, и людям будет жить хорошо.





Великие души остаются незамеченными…



Великих душ гораздо больше, чем принято думать.



Стендаль



Прочитала пост , посвященный неординарному человеку – Эдуарду Гольдернессу, его сонеты и вспомнила, что читала об этом удивительном и мужественном человеке, наделенным не только поэтическим даром, но и не менее редким талантом – любить.



Впервые я прочитала о нем в 1978 году, когда вышла книга Евгения Богата «…Что движет солнце и светила», в которой были опубликованы письма многих известных людей к своим любимым. Отдельная глава была посвящена Эдуарду Гольдернессу. По материалам этой книги и подготовлен этот пост.


Сонеты

***
Чтоб жить, встречая сердцем все утраты, -
Но и платить ударом за удар, -
Всех радостей, какими жизнь богата,
В своей груди я пробудил пожар.
Испепеляя всё, навстречу бедам
Стремится их поток, могуч и быстр.
Удар!.. И снова в путь... Лишь искры следом...
Прими ж мой стих - одну из этих искр.
Я ничего не требую в награду
За этот дар, о нет, забудь меня,
Лишь только б вечно черпала отраду
Твоя душа от этого огня.
Лишь только б вечно он горел в тебе!
Тогда я улыбнусь своей судьбе.

***
Я счастлив, горд был за людей в тот день!
Без опасений, без противоречий
Твоя душа раскрылась мне навстречу,
Как майским утром белая сирень.
Я никогда не буду рвать цветы.
И даже опьянев от аромата,
Я охранял бы бережно и свято
Покой твоей душевной красоты.
Да, в этом счастье, вопреки судьбе.
Но вдруг ростки весны сломала вьюга.
Зачем ты губишь радость в сердце друга?
Ты этим губишь лучшее в себе!
Прекрасное, презревши справедливость,
Уже не красота, а лишь красивость.

***
Всю жизнь томиться по былой любви?
Нет. Стать рабом своей сердечной муки –
Равно как и беспечным быть в разлуке –
Удел людей без пламени в крови.
Поняв, что больше не твоя она,
Сбери в одно всё, чем душа объята.
Какой бы страшной ни была расплата –
Прими ее всю сразу, всю, сполна.
В страданье познается человек.
Не уклоняйся от смертельной боли.
Через нее ведет твой путь на волю
Отдавши час, приобретаешь век.
Да, только, только так! И не жалей!
Ты духом стал и выше, и сильней.
***

А.О.

У нас сегодня первый снегопад...

Дохнуло властно северной зимою,

И снова вся душа полна тобою.

Мой север - ты, мой север – Ленинград


Ночной безлюдный Невский...

Мокрый снег...

Сияют фонари туманным светом...

Кружась, печальным, медленным балетом

Спускаются снежинки на ночлег.

Порой в лицо, слепя, снопы огня

Машина, пробегая мимо, бросит.

И, может быть, одна из них уносит

Сейчас тебя всё дальше от меня

......................................................

А снег идет... Темнеет... Скоро вечер...

Кому он принесет с тобою встречу?..



***

Друзьям на севере



Не так, как я хотел бы, жизнь идет:

На севере друзья, а я на юге.

Но всё равно, встречая Новый год,

Мы непременно вспомним друг о друге.

Немало в жизни путеводных звезд,

Но я одну избрал на эту службу.

Пусть будет за нее наш первый тост:

За крепкую, доверчивую дружбу.

Уж много дней в разлуке протекло,

Но разве могут время и пространство

Отнять у дружбы нежность и тепло,

Желанье встречи, верность, постоянство.

Где бы ни были теперь мои друзья –

Они всегда со мной и с ними я!



***

Я счастлив, горд был за людей в тот день!

Без опасений, без противоречий

Твоя душа раскрылась мне навстречу,

Как майским утром белая сирень.

Я никогда не буду рвать цветы.

И даже опьянев от аромата,

Я охранял бы бережно и свято

Покой твоей душевной красоты.

Да, в этом счастье, вопреки судьбе.

Но вдруг ростки весны сломала вьюга.

Зачем ты губишь радость в сердце друга?

Ты этим губишь лучшее в себе!

Прекрасное, презревши справедливость,

Уже не красота, а лишь красивость.



***

Всю жизнь томиться по былой любви?

Нет. Стать рабом своей сердечной муки –

Равно как и беспечным быть в разлуке –

Удел людей без пламени в крови.

Поняв, что больше не твоя она,

Сбери в одно всё, чем душа объята.

Какой бы страшной ни была расплата –

Прими ее всю сразу, всю, сполна.

В страданье познается человек.

Не уклоняйся от смертельной боли.

Через нее ведет твой путь на волю

Отдавши час, приобретаешь век.

Да, только, только так! И не жалей!

Ты духом стал и выше, и сильней.



***

Ты любишь, но не можешь быть со мной.

Ну что ж. За слово доброе спасибо.

Благодарю. Но только мы с тобой

Расстаться и без этого могли бы.

Тому, кто знал всю боль сердечных ран

От незаконорожденного счастья,

Равно не нужны ни прямой обман,

Ни жалостью рожденное участье.

Безвыходным отчаяньем томим,

Я видел взором, мукой просветленным,

Такое, что с тех пор неуязвим

Для бед, столь страшных всем другим влюбленным.

Пусть в десять рек сольются слезы горя,

Приняв их все, не станет глубже море.



***

Прости, но... что мне близость без любви?

Она лишь оскорбление в несчастье!

И прошлого на помощь не зови:

Вчерашний день над завтрашним не властен.

Кто держит счастье в клетке... Как раба...

Тот сам с душою рабской и ничтожной!

На что нам эта жалка судьба?!

Я не хочу любви и ласки ложной.

Скажи мне всё. Лишь в правде красота!

Лишь ею побеждает дух свободный!

А эти "жалость", "долг" и "доброта"...

Не тешься ролью мнимо-благородной!

Страшна порой целебная жестокость.

Но ты обоих нас толкаешь в пропасть.



***

Не спрашивай!.. Ну, как мне объяснить,

Что мы нашли, отдав себя друг другу?!

Сейчас я одного лишь жажду: жить,

Жить и любить тебя, моя подруга!

Пусть каждый миг наполнит до краев

Любви и счастья трепетное чувство,

Пусть сбросит узы красок, нот и слов

И станет жизнью красота искусства!

Пока мы любим, что сильнее нас?

Мысль покорит пространство, чувство - время.

Кто вечностью заполнить может час,

Тот сбросит с плеч любых несчастий бремя.

Всегда над жизнью властвуют сердца,

Горящие любовью до конца.

***

Поэзия - не только звучный стих

В избытке мыслей, образов, сравнений.

Стихи - лишь бледный оттиск для других,

Сжигавших чью-то душу впечатлений.

Ищи в труде поэзию, лови

Во всех порывах творчества и страсти,

Но суть и жизнь поэзии - в любви,

Любви к себе и собственному счастью.

Всю жизнь, все силы посвятив борьбе

За то, чтоб это чувство стало шире,

Найди себя во всем и всё в себе,

Собой останься, растворившись в мире.

Тогда тебе откроет свой секрет

Поэзия. Ты - счастлив! Ты - поэт.



***

Прости, я не хотел тебя обидеть,

В любви бывает нужно отойти,

Чтоб уловить, отчетливо увидеть

Её вперед ведущие пути.

Любовь живет лишь вечной переменой.

Знать, что назавтра то же, что вчера?..

Ты знаешь, что любви, столь неизменной,

У нас не выжить... даже до утра!

Нет, лучше сотни недоразумений,

Таких, что нелегко и вспоминать,

Но только б свежесть первых впечатлений

Еще не раз по-новому встречать!

Всё, что живет, не ведает застоя.

Так как же нам в любви искать покоя!



***

Когда в душе торжественно и грозно

Растет и крепнет новая любовь,

Велениям её не прекословь,

Но... осмотрись, пока еще не поздно.

Грядущую любовь с минувшим сверь.

И не забудь, что всё пережитое

Ценой своих даров, своих потерь

Тебя обогатило вдвое, втрое!

И прежде, чем отдать себя всецело

Любви, отдай во всем себе отчет:

Когда душе в стремленьях нет предела,

В любви на жизнь и смерть ведется счет.

Идя на это, знай, на что идешь.

Иначе жизнь, любовь и смерть - всё ложь.



***

Я знаю, как прокладывать пути,

Чтоб даже в наихудшее ненастье

Доплыть и, вопреки всему, найти

Лазурный берег подлинного счастья.

Туда не все доходят корабли.

Для многих счастье выглядит иначе.

И сколько видно островов вдали,

Чей пышный берег кажется богаче!..

У каждого своя судьба, свой путь...

Со мною плыть во много раз труднее.

Мне одному не страшно утонуть,

Но ты?.. Об этом я судить не смею...

Я вправе лишь спросить, но не позвать.

Решать не бойся. Бойся только лгать.



***

А я - без слов. Я слов не нахожу.

Едины в чувствах и душа и тело.

Я подошел к такому рубежу,

Когда уже решает только дело.

К чему тебе души моей огонь,

Когда тебя пугает даже искра?

Яснее слов сказала мне: "Не тронь!"

Твоя рука, отдернутая быстро.

Я знаю, ты не думала о том,

Но ты была со мной бесчеловечна,

А потому не словом, а гвоздем

Я здесь прибит к стихам, - к тебе, - навечно.



Здесь дело не в любви и не в отваге, -

Ведь солгала ты мне не на бумаге.

1965



***

Когда в душе полярная зима,

И неизвестно, подойдет ли лето,

Бывает очень нужно, чтобы тьма

Пересеклась порой полоской света.

Что может просиять таким лучом?

Порой довольно взгляда иль улыбки,

И - словно снова провели смычком

По струнам позабытой старой скрипки.

Мечты плывут, как в небе облака,

Согреты солнца первыми лучами.

И мысль ясна, проворна и легка...

Но это все не выразить словами!

Мечта и мысль находят слов одежды,

Но ты не мысль, не греза, ты - надежда.



***

Мне кажется, что ты сама поймешь,

И я об этом говорить не буду...

Бывает, что словами отпугнешь

Любовь - единственное в мире чудо.

Чуть двинувшись, рука тебя нашла...

Сближаются уста, дрожат ресницы...

И - обрела два голубых крыла,

И устремилась ввысь любовь, как птица!

Пьянящая бескрайность бытия!..

Восторг и боль! Вся мощь и хрупкость жизни!

Навеки, да?! Ведь лишь об этом я

мечтаю, как изгнанник об Отчизне!

Давай побудем вместе полчаса.

Безмолвие рождает чудеса.

1966



***

"Не ценят люди никогда того,

Что им легко досталось?.." О, как мало

В словах подобных сердца твоего!

Не ведала сама ты, что сказала.

Легко?.. Чтоб стать таким, каков я есть,

Твоей любви достойным с первой встречи,

Я должен был, не сдавшись, перенесть

Гнет всех разящих жизнь противоречий.

Все скорби мира я до дна познал.

Ложь, гордость, черной зависти заразу –

Всё видел я... Но я не изменял

Себе - а значит, и тебе! - ни разу.

Никто - мерь хоть на злато, хоть на кровь –

Такой ценой не покупал любовь.



***

Цель жизни - жизнь. И если ты живешь,

Ты должен быть борцом во имя жизни.

Служи любви, искусству иль Отчизне –

ты все равно на этот путь придешь.

Пример любви Фархада и Ширин

кому для жизни не прибавит силы?

Родили жизнь безмолвные могилы

Отчизну спасших в дни лихих годин.

В борьбе за жизнь всем могут счастье дать

расчет и воля, смелость и упорство.

Но трижды счастлив, кто в единоборство

вступил со смертью, чтобы побеждать.

Ему дано бессмертие познать!..

За это счастье можно жизнь отдать...

1967



***

Когда в минуту слабости преступной

Захочешь отказаться от любви,

Сочтя ее мечтою недоступной, -

Меня к себе на помощь не зови.

Я не приду. Я часовым у входа

Стою, чтоб зрела без помех в душе

Великая, всевластная свобода,

Которой ты не выдержал уже.

Я буду верен до конца задаче,

Которой все во мне посвящено:

Подняться до такой самоотдачи,

Когда любовь и жизнь - уже одно.

Я не уйду. Я не предам мечту.

И если смерть - то только на посту.



***

Прости, я слишком много пожелал –

В любви к тебе всегда быть человеком.

В наш дерзкий век я дерзко возмечтал

Быть впереди, а не плестись за веком.

Готовя для тебя столь редкий дар,

Ни в чем любви не ставил я границы.

Но кто стремится к солнцу, как Икар,

Тот должен быть готовым и разбиться.

И вот лежу, изломан, меж камней.

Оборваны мои пути-дороги.

Целую тихо землю.. Ведь по ней

Идут твои стремительные ноги.

Но что ж... Одна своим путем.

... Еще не раз мы встретимся на нем.



***

Она ушла. Ушла и не вернется.

Замолкнул в отдаленье звук шагов...

Всё тише, всё больнее сердце бьется, -

Она ушла, ушла и не вернется!

Ни мыслей нет других, ни чувств, ни слов:

Она ушла. Ушла и не вернется...



* * *



"Великие души остаются незамеченными... Великих душ гораздо больше, чем принято думать." (Стендаль)





Эдуард Гольдернесс-поэт, переводчик. Грузинский поэт и переводчик, человек неимоверно мужественный, неизлечимо больной с 15 лет, но, несмотря на это не потерявшего воли и любви к жизни.Дело не только в том, что он был поэтом, писал сонеты, переводил, - он осуществлял "связь человека с человеком", он создавал новые высшие формы человеческого общения, он облагораживал тех, кто жили рядом с ним. И это самое главное в нем и замечательное.

Самуил Яковлевич Маршак считал его своим другом, его знал Илья Эренбург, он чувствовал большую внутреннюю связь с Беллой Ахмадуллиной...



Люди моего поколения помнят книгу Евгения Богата "Удар молнии", опубликованную в журнале "Юность" и посвященную Эдуарду Гольдернессу. Повесть о любви была построена на основе размышлений автора, а также писем и дневника замечательного советского переводчика и поэта к любимой женщине. Трагедия Гольдернесса была не только в безответном чувстве, но и в тяжкой болезни, которая на десятилетия приковала его к постели. Не знаю уж, насколько этично было публиковать эти письма и дневник, однако, они сильно повлияли на нравственное развитие тех, кто их прочел в свое время. Нет сейчас сил писать пост о Гольдернессе, вот опубликую один из переводов и пару стихотворений.
       


Пабло Неруда

Вслушайся в эти слова,
докрасна раскаленные,
которых не скажет никто,
если я не скажу их.
Любимая, не умирай!
Я тот, кто тебя ожидает звездной ночью
в час, когда гаснет кровавый закат, -
я ожидаю тебя.
Вижу -
падают с веток на темную землю плоды,
вижу -
капли росы серебрятся на травах.
Ночь -
в густом аромате благоухающих роз,
и огромные тени ведут хоровод.
Небо Юга дрожит надо мною...
Я тот, кто тебя ожидает в час,
когда воздух вечерний,
как губы целует.
Любимая, не умирай!


Рецензии
См. страницу Эдуард Гольдернесс в стихи.ру. Я рад, что нашёл ещё одного обожателя этого оригинального поэта-романтика.

Лев Полыковский   22.02.2013 19:27     Заявить о нарушении