Эссе о военной юности наших отцов

О моём отце
и тех, чья юность, совпала с периодом Великой Отечественной войны.

У лампы, под тихое мурлыканье голоса приемника «Нева», не на коленях у отца, и не прижавшись, а рядышком – мы из рода «воинственно берегущих свою нежность», изучаем карту его военной юности.

«Дебрецен – Дебрецен, Будапешт – Гудапешт, Балатон – Балатон, Сёкешфёхервар – Сё – кеш – фёхер - вар, Вена – Вена, Прага – Прага…»
Ещё долго я буду уверена, что есть на свете города именно с такими загадочными именами.  Врожденная генетическая деликатность не позволит отцу исправить услышанный трехлетней дочерью «Гудапешт» на Будапешт, дабы не спугнуть прививавшуюся давними вечерами любовь к путешествиям.

Вот оттуда пятёрки по географии, истории, астрономии. Всё оттуда: из подчеркнутых трофейной ручкой названий городов на потрёпанной до явных прямоугольников карте.
Верстах в семидесяти от Праги он встретил Победу. А до Пражской операции в рядах З-го Украинского прошел Румынию, Венгрию, Австрию. Орден и медали украшали его грудь исключительно 9 мая, когда он с нами, а потом уже и с внуками ходил на ветеранские встречи. 

А вечером (папа обычно немногословный и сдержанный) мы узнавали о том, что в другой день он бы вряд ли поведал. Мою сестру Рузалию потряс его рассказ о том, как во время одного из переходов, когда пришлось продвигаться по лесной дороге, какой-то боец, сопровождавший их отряд на лошади, предложил им сгрузить винтовки к нему на телегу, чтобы легче шлось. Но  то ли папу не обмануло предчувствие, то ли он хорошо помнил слова присяги: «Клянусь быть бдительным», но он отговорил товарищей от этого заманчивого предложения. Неизвестно, остались ли бы они живы, когда внезапно противник открыл по ним огонь из лесной засады.

Думается, что папа, с восемнадцати лет необратимо породнившись с Войной, ещё не раз проходил не только по весенней Европе 45-го. В памяти была и земля, ещё не успевшая выветрить запах Курской дуги: танки – дыбом, с гусеницами, разомкнутыми силой уже наступающих на Запад.

В конце февраля 1943-го он начал учиться азам артиллерийского дела на ускоренных курсах Ленинградского военного училища им. С. М. Кирова, эвакуированного на Урал.
Со своим ПТРом (противотанковым ружьем) он, похоже, расстался лишь в Гороховецких лагерях, потом служил в Иванове. Получил предложение продолжить службу в органах с переводом в Москву. Но, остался в Иванове, встретив зеленоглазую, с роскошными косами, да и носившую имя жены Пророка, – Хадичу.

Наследник фамилии, мой брат Ибрагим, родился вторым, а до него мне приходилось принимать в подарок мальчишечьи игрушки. Я четко помню первый из них: выбегаю из подъезда, а навстречу папа протягивает мне,  коричневенький револьвер с пистончиками и тут же на ходу учит «военному искусству». Стрелять из лука не хуже дворовых пацанов, «фехтоваться» на деревянных саблях –  школа «выросших и возмужавших в солдатских шинелях».

 А может, это философия имени, или сигналы из глубин родовой памяти:
– … «А у вашего бабая (дедушки) были награды за службу в царской армии».
– … «Папа, ты только никому об этом не говори, я  ведь уже пионерка».
А о том, что до  нашего Аюб-бабая несколько поколений Тапаевых-Хамзиных почти два века служили Богу, мы перестали бояться говорить вслух лишь в начале 90-х. Папины предки имели досточтимые титулы исламского духовенства, такие, как «хазрят». Раньше считалось, что слово «хазрят» могло быть присоединено только к имени лиц, почитаемых наравне со святыми.

В трудах академика А. Ф. Лосева «Философия имени» и П. А. Флоренского «Имена» говорится о взаимосвязи между именем и именуемым. Оба философа считают, что имя несет особую, только ему присущую смысловую нагрузку.  «Тапай, Тапаг» – «служи; будь верным; будь работником»: слово древнетюркского происхождения, о чем и свидетельствуют этимологические словари.

 И ещё… .    Помнится, и это почти по Окуджаве, «вечерами всё играла радиола, и пары танцевали…» на асфальте двора моего детства. Это папа выставлял свою «Неву» на кухонный подоконник нашей коммунальной двухэтажки.

В память об отце хранятся две больших стопы грампластинок одна: с «дунайскими» и «амурскими» волнами, «Рио-Ритой», утесовским грустным монологом «водителя кобылы», Шульженко… и, конечно же, нашими детскими пластинками: «Огород-наоборот», «Я сам» …
Вторая – с мелодиями, что стали этнокамертоном для оказавшихся по воле случая вдали от родных мест. Голоса Ильхама Шакирова, Гульсум Сулеймановой, Альфии Абзаловой звучали не только тогда, когда собирались родственники, а просто когда кому-то сильно взгрустнётся.
 
Думается, что большая часть нашего «я», хоть это и осознается лишь с годами, накрепко связана с прошлым, памятью о былом.

Теперь я уже и сама понимаю, чего стоило отцу перебирать папки, в которых хранились его воинские документы. Адреса фронтовых товарищей (папа говорил именно так: «мой фронтовой товарищ», а не «фронтовой друг») он продублировал на внутренних сторонах папок, с их письмами, считая, что так  верней.

Из писем, датированных июнем и июлем 1992-го: 
Цитаты, из некоторых писем, датированных июнем и июлем 1992-го: 
«Ты, брат, держись, вспомни, как мы в конце февраля сорок третьего начали обучаться на курсах Ленинградского военного училища им. С. М. Кирова, эвакуированного на Урал, а потом, дрались с врагом, наскоро похлебав из одного котелка и всё ещё было впереди: и раны потерь, и радость Победы. Гаптрахман, ты должен настроиться победить болезнь».¬ (Рамазанов Ахматнур, папин земляк из Пермской области).

… «Геннадий, ты и сам, наверное, не догадываешься, как ты меня поддержал на одной из наших первых встреч, я не надеялся, что меня кто-то помнит. И вдруг ты говоришь, что помнишь меня, ссылаясь на такую деталь, что я любил стрелять из пистолета, постоянно тренируясь в меткости стрельбы. Меня это очень тронуло». (Вайсман Вениамин Михайлович –  командир минометного взвода, Минск)

Из письма Вениамина Михайловича, но уже когда папы не стало: «Под впечатлением того, что случилось, не могу найти подходящих слов … мысли перепутались: то вспоминается наша молодость, война, встречи ветеранов в Москве, то его последнее письмо. … Отец ваш был хорошим солдатом, отцом, другом и Человеком с большой буквы. Не мне вам это говорить, вы его лучше знаете, но, я тоже немного разбираюсь в людях и для меня это тоже большая потеря...».

«Идеализация личности основана на том лучшем, что есть в нас», – вычитала я недавно  в воспоминаниях Шавката Абдусаламова  об Андрее Тарковском.

… «Здравствуй, дорогой фронтовой друг, земляк! … Ты сильно не расстраивайся из-за ухудшения здоровья, держись по-фронтовому, всё утрясется.… С уважением, Тагировы Махмуд и Роза, 25 мая 1992 года, родом из Юкшура, Пермской области».
Папа иногда зачитывал нам старые и новые письма – свидетельства нерушимого  фронтового братства.
 
Теперь уже я периодически созваниваюсь с Минском, чтобы услышать ещё бодрый голос командира минометного взвода Вениамина Михайловича, а услышав: « Дочка …», не сразу могу сдержать волнение.

В июне 1992-го солдат 3-го Украинского фронта Тапаев Гаптрахман рядом со своими товарищами в последний раз прошел дорогами фронтовой юности через «Дебрецен – Будапешт – Балатон – Сёкешфёхервар – Вену и майскую победную Прагу…»
Тапаев Гаптрахман Аюпович (3.02.1925 – 26.06.1992 гг.) – рядовой стрелок Великой Отечественной войны, награжден Орденом Отечественной Войны II степени и медалями: “За отвагу”, “За боевые заслуги”, “За взятие Будапешта» “За взятие Вены”, “За освобождение Праги» и другими наградами.


Рецензии
Любые строки о войне это история, наша история как бы не пытались некоторые историки её принизить. Каждое слово написанное или сказанное фронтовиком уже отрывки летописи той страшной войны который мы, кто помоложе знаем только из фильмов или по наслышке. Было бы все эти выдержки объединить в один рассказ, то было бы не плохо.

Родион Рахимов   14.06.2012 21:55     Заявить о нарушении
Это эссе случилось как ответ на пожелание увидеть к празднику Победы мою статью в нашей университетской газете. Я выплеснула всё,что напомнило об отце - это мой стиль, я иначе не умею. И вообще писать,если это можно так назвать, я начала в связи с печальным событием в моей жизни. И то,что в итоге получилось разошлось почти по всему миру, предложили снять фильм на ТВ Культура,но я отказалась, руководствуясь некоторыми соображениями... Если Вам будет интересно,я напишу.
Вашу прозу обязательно на днях прочитаю. С уважением, я.

Марьям Хамзина   14.06.2012 23:28   Заявить о нарушении