2. Литературные термины. Техника написания

10 октября 2010г.
       «Талант – это, прежде всего, знание приёмов и умение ими пользоваться. Даже очень скучную историю можно рассказать интересно и живо. И, увы, наоборот, скучное, торопливое, непродуманное изложение способно испортить самый замечательный замысел». Это утверждение  автора сайта Феликса Эльдемурова.
        С удовольствием представляю, друзья, статью Феликса  на тему как писать, чтобы читателю было интересно. Прошу: http://www.proza.ru/2009/09/22/1097
        Еще, разрешите быть нескромной, и предложить вашему вниманию и мои рассуждения на тему - для кого и как мы пишем.
Прошу: http://www.proza.ru/2009/08/11/250

27 октября 2010г.
     Для тех кто любит учиться, предлагаю ряд материалов по литературоведению.
     Прошу: http://forum.eksmo.ru/viewtopic.php?f=112&t=23261

23 ноября 2010г.
    Словарь по литературоведению П.А Николаева. Ссылка предоставлена  автором сайта Зоей Чепрасовой.
Прошу: http://nature.web.ru/litera/content.html#d13

5 марта 2011г.
       Для тех, кто любит учиться, автором сайта «Словесная визуализация»  выложен курс лекций, посвященный основам стихосложения и написания прозы.
Первые три лекции посвящены введению в тему – отличиям прозы от поэзии, составу языка, выбору и сочетанию слов.
Четвертая и пятая – поэзии (метрике и рифмам соответственно).
Шестая, седьмая и восьмая - строению простых и сложных рассказов и описанию героев.
Прошу: http://www.proza.ru/avtor/shcola.
Кроме того, автором любезно предоставлена ссылка на  "Школу Поэзии" - http://www.stihi.ru/avtor/school2

7 апреля 2011г.
     Как писать книги; Технология рассказа; Правила хорошего текста;Урок для начинающих авторов;Классики учат;Авторы для авторов;Разговоры;Учебники;Писательская кухня;   Издательское закулисье;Куда отправить рукопись;Дурной пример; Сетература;   Инструменты ;   Словари/энциклопедии  - многое, что надо писателям опубликовано на сайте Михаила Кликина.
Прошу: http://www.klikin.ru/writer.htm

24 сентября 2012г.
       /задача современных авторов — понимать и чувствовать "родословную" каждой Жанровой Формы и умело использовать её в своём творчестве, либо умело объединять разные Жанровые Формы вокруг одной, центральной, ведущей. Без конкретного Жанра нет конкретной литературы./
       О литературных жанрах можно прочесть в статье автора нашего сайта Владимира Сандовского в статье «Несколько слов о жанрах».
Прошу - http://www.proza.ru/2012/08/02/1527

16 июня 2012г.
     Константин Бочарский  составил топ-17 паразитов, удаление которых делает текст однозначно лучше. Спасибо автору.
1. Слово «очень».
Лидер рейтинга слов-паразитов, удаляем без сожалений.
2. Притяжательные местоимения
Мой, свой, его и пр. Вычеркивайте без сожалений.
3. Канцеляризмы
Наличие в тексте слов «данный», «осуществлять» — верный признак, что вы пишите плохой пресс-релиз, а не заметку. Повелитель канцелярщины – слово «является». Отлично заменяется на тире.
4. Бюрократический жаргон
«Изменение структуры занятости» скорее всего означает массовые увольнения, облавы на призывников – «мероприятиями по обеспечению явки», а «несанкционированный отбор газа из ГТС для технологических нужд» — тырить газ.
Да, и вот еще: «приступил к осуществлению начала старта» означает «начал».
5. Псевдо профессиональная терминология
Вместо «атмосферные осадки» пишем «дождь», вместо «денежные средства» — «деньги».
6. Многословие
Ненужные слова опускать. Есть простой способ понять, нужное это слово или нет: закройте любое слово в предложении пальцем, если без него смысл не теряется – вычеркиваем. Если без предложения абзац не теряет смысл – вычеркиваем. Ну, и, соответственно, «Если без этого текста…»
7. Назидательность.
Лучшая позиция для автора: «равный читателю». Никто не хочет, чтобы его поучали, мало того, чаще всего у рассказчика нет на это никаких оснований.
8. Заигрывание.
Самые ужасные тексты – те, в которых старательно шутят.
9. Пассивный залог
Пассивный залог – это слабо, уклончиво, а часто еще и мучительно. Как вам такое: «Мой первый поцелуй всегда будет вспоминаться мной как время, когда был начат наш роман с Шайной». Выразить ту же мысль куда проще, приятнее и сильнее можно так: «Наш роман с Шайной начался с первого поцелуя. Я его никогда не забуду».
10. Наречия при глаголе.
«Дом сгорел дотла» и «дом сгорел». Видите разницу? А если не видно разницы, зачем платить больше?
11. Качественные прилагательные.
Несут какой угодно смысл, а значит никакого. «Высокая башня», «богатый человек», «качественный контент», «известный консультант». Насколько «высокая» и «богатый»? Не оцениваем, а измеряем. «Башня была высотой с семнадцатиэтажный дом» или «помимо особняка в центре столицы ему принадлежит вилла на берегу Черного моря». 12.
13. Субстантивы
Отглагольные существительные с окончанием «-ние»: «делание», «рисование», «движение». Отвратительно, не правда ли? Заменяем на глаголы. «Завершение» и «завершил».
14. Повторяющиеся слова
«Территория слова» — принцип, который ввел американский профессор Рой Питер Кларк. Согласно этому принципу, не стоит повторять одно и то же слово в небольшом отрезке текста. Одинаковые (а также однокоренные) слова должны отстоять по его версии минимум на 200 слов. Попробуйте проконтролировать хотя бы 50.
15. Присоединенные глаголы
«Принять участие», «сделать заявление», «вынести решение» vs «участвовать», «заявить», «решить».
16. Запятые
Точка – лучший знак препинания.

18 июля 2012г.
      Несколько советов Джорджа Оруэлла о манере письма, позволяющих любому человеку улучшить писательские навыки:
• Никогда не используйте страдательный залог, когда можете использовать
действительный.
Действительный залог (active voice) употребляется в предложении, где объект, выраженный подлежащим, сам производит действие. Пример: My friend invited me. – Мой друг пригласил меня.
Страдательный залог (passive voice) употребляется в предложении, где действие направлено на объект, выраженный подлежащим, и сам объект никакого действия не производит. Например: I was invited by my friend. – Я был приглашён моим другом.

• Предложения и абзацы выигрывают от краткости. Если можете обойтись без
какого-то слова, уберите его.

• Короткие слова предпочтительнее. Никогда не используйте длинное слово, когда подходит короткое.

• Не смущайте читателя редкоупотребимыми словами. Никогда не используйте заимствованные из других языков фразы, научный жаргон или модные технологичные слова, если вы можете придумать общеупотребительный эквивалент на русском языке.

• Никогда не используйте избитые метафоры, сравнения и другие фигуры речи, которые можно видеть в печатных работах. Будьте оригинальны.

• Избегайте жаргона и бессмысленных сокращений — избегайте технических
терминов, если они не являются общеупотребимыми, отдавайте предпочтения полным названиям, если только аббревиатура не является более узнаваемой,   (например, НАСА, СПИД, ЦРУ).
• Не делайте первый абзац скучным набором фактов — это первое, что видит читатель, так что сделайте его интересным.

• Каждый абзац должен содержать одно или два предложения (три, если предложения очень короткие)

• Каждый абзац освещает только одну тему

Числа
Как правило, маленькие целые числа — 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 и 10 прописываются в длинной форме: ноль, один, два, три, четыре, пять, шесть, семь, восемь, девять и десять.
Однако двузначные числа предпочтительнее записывать цифрами, например, 42. Когда Вы оперируете данными, касающимися очень большой территории и приводите числа 10 000000, предпочтительнее использовать словесную форму «десять миллионов». В любом случае должно применяться чувство разумного, когда принимаете решение о записи числа. Там, где числа возможно передать словами, следует это делать, но не в случае «ста сорока двух», например. 142 лучше. В случае округления следует отдавать предпочтение словесной форме. Например, «свыше девяти тысяч» предпочтительнее, чем «свыше 9000».
Замечание: Двадцать третий пишется как «23-ий» — не «23-й»
Для представления больших чисел могут использоваться десятичные дроби.
Например, полтора миллиона можно записать как «1,5 миллиона» вместо «1 500 000». В русском языке принято разделять десятичные триады пробелом, а целую от дробной части запятой.

Заголовки.
• Делайте их уникальными и специфичными.
• Называйте кратко — заголовки должны быть настолько короткими, насколько это возможно.

1 ноября 2011г.
     Друзья мои, сегодня делаю то, что должна была уже давно – даю ссылку на страницу автора нашего сайта Инны Криксуновой.  http://www.proza.ru/avtor/innakrik.
Уверенна, уроки  литературного мастерства, многим будут интересны и полезны.
• Мотивация писательской работы. Почему мы пишем
• Как выбрать название, привлекающее читателей?
• Удаляем из текста литературные штампы
• Уроки литературного мастерства бесплатно!
• Уроки мастерства. Избавляемся от сорняков в тексте
• Уроки мастерства. Глаголы и прилагательные
• Повышаем литературное мастерство. Полезные ссылки
• Урок мастерства. Правильно строим предложения.

   8 октября 2011г.
       Хотя на нашем сайте преобладают прозаики, для поэтов будет интересна статья  автора Михаила Перченко «О нелогичности поэзии», где автор рассматривает нелогичность, неологизмы, рифмоформы и прочие разнузданности поэтической речи.
Прошу:  http://www.proza.ru/2011/10/02/1599

26 сентября 2011г.
       Целью написания работы автора нашего сайта Юрия Медных  задекларировано – «у искусства владения художественным словом есть свои законы и правила, наработанные мастерами. Их необходимо не только знать, но и уметь их применять – это азбука любого искусства». 
И далее слова автора: «Нам со школы внушают, что мы – Личность. А мы рождены, чтобы своими делами и постижением наук стать Личностью. Как те, чьими именами полна наша общественная память. Давайте  вместе творить из себя Личность. В творчестве ненужных мелочей нет – все состоит из них, но рассматривать их нужно масштабно – они частицы необозримого целого». 
        Повторю слова Юрия Медных – Работа  необходима для  литераторов, чтобы помнили - кто они и совершенствовались, для молодых - чтобы понимали, в какой "цех" зашли и чему необходимо учиться.
Итак: «Путь к слову. Брошюра о творческой грамотности» автора Юрия Медных.   http://www.proza.ru/2011/09/25/196

10 марта 2011г.
     Хаотичные тексты вызывают органическое неприятие: полное отсутствие логики, несвязные отрывки мыслей, ломаные фразы.  Как избежать  подобного эффекта, о  структуре изложения пишет в статье  «Читабельность текста»  автор сайта  Аманда Глумская.
Прошу: http://www.proza.ru/2011/03/10/546

15 января 2011 г.
       Некоторые стилистические ошибки разоблачает в своих статьях автор Миха Тут. Весьма полезно.
Прошу: http://www.proza.ru/2011/01/13/483
                http://www.proza.ru/2011/01/14/458
                http://www.proza.ru/2011/01/15/1060
                http://www.proza.ru/2011/01/16/996

21 июня 2011г.
       Примеры  плеоназмов и тавтологии  в литературе рассматривает в статье «Немного теории стилистики» автор сайта под ником  Корреспондент. Полезно и интересно.   
Прошу http://www.proza.ru/2011/06/20/464

18 апреля 2012г.
       Свою просветительскую работу продолжает Редакция Бука. В очередной статье «Из цикла казнить нельзя помиловать Порядок слов»  идет речь о  порядке слов в предложении, инверсии, о художественных приемах – хиазм и гепербатон.
Прошу - http://www.proza.ru/2012/04/18/570

1 января 2011г.
     Как работает над авторским текстом профессиональный редактор, показывает в своей статье  Наталия Уралова.
 Прошу: http://www.proza.ru/2011/01/03/1485               
               http://www.proza.ru/2010/12/31/289

28 сентября 2011г.
     Мастер класс от писателя, художника, поэта, автора-исполнителя Герасима Авшаряна «Улучшение текста». Прошу http://www.proza.ru/2010/10/15/1226
    Кроме того у  Герасима на странице, постоянно пополняемая  подборка  статей на тему  «Как написать и издать книгу».Прошу:  http://www.proza.ru/avtor/gerasim3

20 февраля 2011г.
      С методикой редактирования текста нас познакомит автор сайта Асна Сатанаева  http://www.proza.ru/2010/09/10/1262
      А также, как строить диалог - http://www.proza.ru/2010/07/08/301   
               
16 октября 2010г.
       Друзья! Думаю, каждый из вас понимает  роль  диалогов в литературном произведении. Статья Феликса Эльдемурова  посвящена  оформлению диалогов.Вот слова из его статьи «Действие, сопровождающее диалог, даёт Вам массу преимуществ. Читатель не просто скользит взглядом по строчкам, пытаясь понять о чём же идёт речь. Он начинает объёмно, в цвете, шумах и запахах, ВИДЕТЬ всю эту картину».
Прошу: http://www.proza.ru/2009/09/04/514

       Также, кратко-украдкой о диалогах размышляет автор сайта Шая Вайсбух.
Прошу: http://www.proza.ru/2010/01/02/686
   
19 октября 2010г.
       "Умелое использование различных фокальных ракурсов помогает избежать монотонности изложения, придает рассказу объемность, расширяет его художественные возможности".
Представляю автора этих строк  Наташу Александрову.  Цикл статей, посвященных фокальному персонажу,  будут полезны и интересны. Представляю  статью  Наташи на данную тему.
    Прошу : http://www.proza.ru/2010/11/09/137

    Кроме того, о фокальном репортаже Эльвира Барякина
http://worldofobsession.6bb.ru/viewtopic.php?id=38

         А здесь Рина Грант «Фокальный персонаж»
http://ostrov.ucoz.net/forum/83-766-1


18 декабря 2010г.
     «Передать  душевное состояние, с помощью  описаний: будь то природа в своей красе-неистовстве, или мрачный зал-гостиная в средневековом замке.. а может быть это залитая солнцем и шумом проезжающих авто, многоголосая улица?»- О важности описаний рассуждает автор сайта  Шая Вайсбух в статье «Описания, и с чем их едят».
Прошу: http://www.proza.ru/2010/01/26/1208

11 ноября 2011г.
       В чем задача пролога? Об этом пишет Женя Портер  в статье «Пролог. Писать или не писать. И если да, то как?».
Прошу: http://www.proza.ru/2011/11/10/1244

20 марта 2011г.
     "Хотелось, чтобы писатели (и те, кто себя к ним причисляет) не только серьезнее подходили к содержанию своих творений, но и к форме, а также к определению формы и жанра"  - пишет в статье "Что мы пишем? Пособие для начинающих и не только" автор сайта Георгий Данилов.
К какому жанру  отнести  свою нетленку, думаю, мы поймем, прочитав статью
Прошу: http://www.proza.ru/2011/01/30/1192

21 ноября 2010г.
    «…рассказ из множества событий отбирает одно-два, но компонует и излагает их так, как обычному человеку не пришло бы в голову: лаконично, через деталь, несколькими штрихами создавая цельную картину. Рассказ — отчасти стихотворение в прозе, отчасти роман в миниатюре» - слова из статьи   Михаила Веллера «Технология рассказа»,  ссылка на которую предоставлена  автором сайта Игорем Дац.
    Прошу : http://www.odinvopros.ru/lib/veller_03.php?mode=1&id=0


20 февраля 2011г.
    В своей статье автор сайта Асна Сатанаева расскажет «Как считать авторские листы»
Прошу:   http://www.proza.ru/2010/08/30/1213
    «Длина повести и длина главы» здесь : http://www.proza.ru/2010/08/30/1202

4 июля.
    Поздравляю авторов сайта с открытием  страницы «Ящик интсрументов» http://www.proza.ru/avtor/velstran16, цель которой -  помогать начинающим авторам, пишущим прозу.
Несколько фраз из резюме хозяина страницы Азулона:
/ я постараюсь составить  карту подводных камней написания литературных произведений в прозе./
Берите на заметку))

     Азулон поможет уяснить структуру литературного произведения.
 Прошу http://www.proza.ru/2012/06/27/812

    Технику и правила, облегчающие процесс создания характера персонажа и его огранки показал автор сайта Азулон  в статье «Грани неведомого - разработка и развитие персонажа»,  опубликованной на странице «Ящик инструментов»
Прошу http://www.proza.ru/2012/12/06/63

18 июля 2011г.
     Выдержки из книги Норы Галь "Слово живое и мертвое" в моем литературном дневнике. Прошу http://www.proza.ru/diary/mamlakat0256/2011-07-18

31 декабря 2011г.
      Программы которые могут помочь в работе с текстом и рифмой, их анализе и структурировании  рекомендует Наталья Жильцова на своем сайте http://www.litkniga.ru.

11 сентября 2012г.
      /Человек вымышленный может быть сложным, изменчивым, даже загадочным, но он всегда должен быть понятен читателю. Если он вдруг станет читателю непонятен, читатель просто закроет книгу, и на этом все закончится./

     А вот как создать литературного героя, интересного читателю, рассказывает в статье  «Герой - аватар действия» автор Азулон на  странице «Ящик Инструментов»
http://www.proza.ru/2012/09/11/200
Прошу.

19 сентября 2012г.
     Великое благо - быть мастером метафоры, утверждал Аристотель.
Статья нашего автора Татьяны Осипцовой о  метафоре,  используемой в повседневной речи и новых метафорах, участвующие в развитии литературного языка 
Будем учиться. Прошу - http://www.proza.ru/2012/09/18/1952

     О тонкостях писательского искусства  пишет автор нашего сайта  Каннинг Росс.
В числе оных: роль главного героя,  продуманность сюжета и его развертывания,  преимущество использования в литературном произведении деепричастий и не желательность  множества прилагательных, а также о живости диалогов.
Прошу http://www.proza.ru/2012/09/18/1176

21 сентября 2012г.
     Своими соображениями о  некоторых  особенностях романа,  сложностях в его  написании делится с  писателями-романистами  автор сайта Владимир Сандовский. /Написание романа — это игра. Игра воображения, игра чувств, мыслей, диалогов, ситуаций, и, наконец, игра проблем и их решений/  пишет автор в статье «Ключ от дверей, где романы лежат».
 Прошу -  http://www.proza.ru/2012/09/21/270

С секретами писательского мастерства делится автор сайта Владимир Сандовский в статье «Три маленьких секрета писательского мастерства»
А). Творчески переделать (переписать на свой вкус) выбранные вами сочинения на интересную для вас тему.
Б). Герой и антигерой вашего будущего произведения.
 Смело рисуйте героев чёрно-белыми красками. Потом можно слегка подкрасить их цветными.
В). Конструирование сюжета. Выбор установочных точек сюжета.
Кроме того автор упоминает мнение писателя Вадим Константинович Пеунов
 "Главное для писателя — это могучее сидалище. Без него писатель — никто. Не усидевший в писательском кресле ежедневные 12-14 часов не высидит ничего".
Полностью статья тут. Прошу - http://www.proza.ru/2012/09/19/292

16 ноября 2012г.
        Цель системы американского интернетного литературного обучения - не воспитать классика, а обучить среднестатистического человека, как написать продаваемое литературное произведение, бестселлер.
Советы автора нашего сайта Сабира Сабурова, вынесенные  из проработки методических рекомендаций,  содержащихся на американских сайтах по писательскому мастерству и касающиеся  английского языка, тем не менее, думаю, будут интересны и полезны и нашим русскоязычным литераторам.
Прошу – Ликбез начинающего писателя - http://proza.ru/avtor/paseal

5 января 2013г.
       Предлагаю вашему вниманию статью о диминутивах — уменьшительных формах (Кофеек, хвостик, девонька). Почему   эти безобидные и  «ласкательные» формы», вызывают у некоторых неприятие, тогда как  другие  испытывают к подобным словам такие же сильные чувства. Середины тут нет, либо любовь, либо ненависть.
Прошу http://www.mn.ru/columns/20120529/319235525.html

3 февраля 2013г.
Полезной информацией для пишущих, в  сжатой, но ёмкой форме, делится  с нами  автор сайта Филун Джарин.

Прошу: «Шпаргалка для писателей» в трёх частях.
             http://www.proza.ru/2013/01/25/2248
             http://www.proza.ru/2013/01/26/195
             http://www.proza.ru/2013/02/02/1258


         28 февраля 2013г.
В статье « Что, как и почему…Взгляд на литературный труд» автор сайта Виталий Валсамаки  делится бесценным человеческим и писательским опытом.
Вот некоторые цитаты из этой замечательной статьи:
      /  Для меня добротная литература – это ещё и долгая память народа, его духовный опыт.
  В своём творчестве я спешу воспевать человека во все его трудные и светлые дни.

Какие ценности в процессе работы остаются главными.
- Чтение классики для меня столь же необходимое занятие, как посещение художественных музеев или интересных выставок. Созерцание воспитывает вкус. Побывав в святых местах, я уже не имею права халтурить ни у мольберта, ни за письменным столом
- Обнажённая правда жизни ни писателю, ни народу не нужна – в искусстве важнее ложь, возведённая в степень художественной правды.
- никогда не приступаю к написанию рассказов с мелкими и маловажными темами – на пустяки не трачусь, по мелкотемью скакать не хочу.
- Обдумываю будущее произведение довольно долго, рисую в воображении живые картины, нащупываю внутренние связи, линии добра, зигзаги зла и конфликты противоречий.
-Основная идея всякого произведения должна быть понятна автору ещё до начала работы. Для меня важно иметь уверенность, ради чего сажусь за рабочий стол, точно знать, что я люблю, что ненавижу,  какие ценности несу читателю.
-  Хороший литературный стиль – это когда из тела произведения наружу ничто не выпирает, не берёт на себя избыточное внимание.  Читателю лишнее предлагать не следует. В простоте изложения –  преодолённая сложность. 
-  Особое внимание уделяю красоте звучания текста.
- Главное достоинство хорошей литературы – искренность
- Пишу долго и трудно, ещё больше времени уходит на шлифовку текста, на его окончательную доработку./

     И о многом,  необходимом для понимания важнейших законов литературного ремесла, можно прочесть в статье.
     Прошу - http://www.proza.ru/2013/02/28/594

2 апреля 2013г.
     Автор нашего сайта Владимир Булич  поделился литературным опытом с начинающими писателями в одноименной статье.
 Прошу  http://www.proza.ru/2013/03/30/2207

28 мая 2013г.
    Автор сайта Дядя Феликс в статье «Как начать главу» отвечает на этот вопрос, нередко ставивший в тупик многих авторов. На примерах показано преимущество того или иного начала.
Прошу http://www.proza.ru/2013/05/27/635

   Кроме того, Дядя Фелик  делится с нами полезными и интересными правилами для авторов.

1. Начало должно захватывать хотя бы одной необычной деталью.
2. Концовка должна быть контрольным выстрелом, непредсказуемой или подводящей логичный итог, она должна вызвать взрыв мысли у читателя.
3. Персонажи должны быть многомерными, никаких однозначностей и плоских ролей.
4. Сюжет должен состоять из “но”.
5. Логика везде.
6. Ударять в инстинктивные страхи и эмоции читателя (учитесь у крипи-историй).
7. В тексте должна быть не только эмоциональная часть, но и информационная, дающая бонусные знания читателю.
8. Каким бы ни мрачным было содержание, эмоциональный фон должен содержать надежду и стремление к справедливости (степень извращенности морали при этом - отдельная веселая тема).
9. Пиши о том, что тебя захватывает, тогда с большей вероятностью захватишь и читателя.
10. Получай удовольствие от самого процесса, как от поедания вкуснейшего жареного батона

13 сентября 2013г.
 / не позволяйте никому навязать вам буквальное понимание рекомендаций, которые часто имеют отношение не к художественному стилю, а к официальному, деловому, ораторскому и так далее/ - говорит автор нашего сайта Борис Кривошеев.
 Подробнее -
  .... у прозы есть темп и ритм. Повторения, в том числе и слова "был", позволяют замедлить темп повествования, сделать его как бы былинным. Избавление же от "был" приведет к большей эмоциональной окраске, к ускорению темпа, к усилению ритмической структуры текста. Если в этом задача - да, слово "был" лучше избегать. Но если ваша задача втянуть читателя в отстраненное и эмоционально сглаженное (ровное) повествование - тут без "был" не обойтись.

В этом основная ошибка тех, кто берется топором вырубать "лишние" слова: начинать нужно не со слов-паразитов, а с определения стилистических особенностей текста, с его темпо-ритмических характеристик и специфики используемых в нем точек зрения. Только определившись с этими вопросами можно браться за правку текста. Иначе вся современная русскоязычная проза станет одинаковой - экзальтированной и маршевой.

Еще пример: "Я взяла свою сумку и вышла из своего автомобиля. Он стоял на улице в своём стареньком пальто и ждал меня".

Без сомнения, если мы имеем дело не с зощенским стилем (когда избыточность есть инструмент сатиры), в первом из двух предложений слово "свой" нужно выпалывать. А вот во втором - ни в коем случае!
Это прекрасный пример того, что есть люди, которые не чувствуют особенностей языка. Например, здесь слово "свое" (в своем пальто) не указывает на владельца, а придает сентиментальную окраску фразе. По сути, тут можно даже развернуть, добавив еще "лишних" слов: "Он стоял на улице в этом своём обычном стареньком пальто". Казалось бы ненужные слова позволяют решить важную локальную задачу: передать чувство.

О прочих ненужностях и словах-паразитах: все зависит от речевой маски. Есть простое правило: если вы пишете от лица всезнающего автора, ваш стиль должен быть идеальным. Никаких слов паразитов, никаких стилистических экзерсисов. Но если вы пишете от лица персонажа, да еще с характером, без особенностей речи - всех этих слов-паразитов и заковыристых фраз - ваш текст вызовет только недоумение.

Кроме того, помните, что есть устойчивые обороты, которые не нуждаются в выпалывании сорняков - они есть и они есть норма языка. Например: кивнуть головой, обернуться назад, поднять голову вверх (ну не вниз же - а тем не менее!), упасть вниз, почесаться рукой, посмотреть глазами (полными слез), сунуть сигарету в рот (а куда же еще? но - тем не менее!), выполоть сорняки (понятно же, что не культурные растения!) и так далее.

Итог: худшее, что может быть, - это слепое следование правилам. Правила нужно понимать, а язык - чувствовать. Если у вас нет чувства языка - вы не писатель. Не ваше это. А если есть - не позволяйте никому навязать вам буквальное понимание рекомендаций, которые часто имеют отношение не к художественному стилю, а к официальному, деловому, ораторскому и так далее.
Борис Кривошеев   09.08.2013 04:29

 7 ноября 2013г.
В статье  автора сайта Веры Вестниковой « Изобразительные средства языка» рассказано о самых употребляемых средствах языковой выразительности (аллегория, гипербола, ирония, литота, метафора, метонимия, олицетворение, перифраза, синекдоха, сравнение, эпитет) и фигурах речи (синтаксические построения, используемые для усиления выразительности речи: анафора, антитеза, бессоюзие, градация, инверсия, многосоюзие, параллелизм, риторический вопрос, риторическое восклицание, умолчание, эллипсис, эпифора) и  приведены примеры их использования выдающимися русскими поэтами и писателями XIX – XX вв.
 Прошу - http://www.proza.ru/2013/11/05/1357
 


Рецензии
Спасибо Татьяна! Наиболее полно и содержательно получить ответы на интересующие меня вопросы наверное больше не откуда, да и искать больше нечего. Прекрасная подборка! Я переводчик, преподаватель и писатель, и до сих пор писал только на иностранных языках, и вот появилась мысль перевести самого себя на родной язык, и задумался над тем как же устроены правила русского рассказа, и на Вашей странице все и нашел! Благодарю Вас!

Алексей Папшев   17.09.2014 12:39     Заявить о нарушении
Здравствуйте, Алексей
Рада знакомству)
Обращайтесь, рада знакомству и полезности.
Спрашивайте,)
Удачи.


Татьяна Чехова   17.09.2014 22:45   Заявить о нарушении
На это произведение написано 14 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.