Земство в Благодарном. 1914 г. Часть 5

НА ФОТО: Храм Николая Чудотворца в селе Сотниковском Благодарненского района Ставропольского края. При храме в 20-м веке состояло церковно-приходское училище.
Фото из интернета.

***

УЕЗДНОЕ ЗЕМСКОЕ СОБРАНИЕ
В БЛАГОДАРНЕНСКОМ УЕЗДЕ
19-20 апреля 1914 г.

ЧАСТЬ 5

После перерыва участники собрания продолжили энергично обсуждать, внесенные в повестку дня, вопросы.

Заслушан доклад по вопросу «О председательствовании в Училищном Совете»:

«…Разъяснением Министерства Внутренних дел от 26 июля 1874 года за № 22210 ст. 3495 «Положение о Начальных училищах» председательствование в Училищных Советах тех губерний, где не производится дворянских выборов, возлагается: в губернском – на Директоров, а в уездных – на Инспекторов народных училищ.

Благодаринский уезд принадлежит к одному из таковых. Председателем Училищного Совета является здесь Инспектор Народных училищ.

Такой порядок создает целый ряд недоразумений, вплоть до дискредитирования власти Председателя Совета. Так, например, Член Совета, посещая училища и находя разные недостатки, сообщая об этом в заседаниях Училищного Совета, как бы вторгается в область компетенции своего председателя – Инспектора народных училищ, критикуя его распоряжения, или недостаточность с его стороны, как Инспектора, надзора за училищами.

Находя такое положение ненормальным и нежелательным по высказанным соображениям, управа полагает необходимым войти с ходатайством пред Министерствами Народного Просвещения и Внутренних дел об изменении существующего порядка для Благодаринскаго Земства и о назначении Председателем Училищного Совета Председателя Съезда Земских начальников, как лица, заменяющего и отправляющего функции предводителя дворянства во всех остальных случаях (председательствование в Земских Собраниях, в Уездном по воинской Повинности Присутствии и т. д.) и нейтрального по отношению ко всем членам Училищного Совета».

Собрание постановило вопрос о ходатайстве перед Министерствами Народного Просвещения и Внутренних Дел о назначении Председателя Благодаринскаго Училищного Совета, вместо Инспектора Народных Училищ, Председателя Съезда Земских Начальников отложить до заседания 20 апреля 1914 года и решить его закрытой баллотировкой.

***

Прочитан доклад «О замещении Председателя Училищного Совета в случаях болезни или отсутствия Инспектора народных училищ Председателем Благодаринской уездной земской управы»:

«…Благодаринский уезд по количеству школ является одним из первых в Ставропольской губернии.

В Училищном Совете накопляется много дел и вопросов, требующих немедленного разрешения и частых заседании. Между тем заседания Совета не могут происходить нередко за отсутствием инспектора Народных училищ – Председателя Совета, человека, обремененного инспекторскими обязанностями столь большого района.

Управа полагает, что такой порядок председательствования в Училищном Совете не отвечает нормальной жизнеспособности как самого Училищного Совета, так и учебной жизни в уезде.
 
Управа находит необходимым для упорядочения сего вопроса ходатайствовать перед министерствами Народного Просвещения и Внутренних дел о распространении на Благодаринский уезд ВЫСОЧАЙШЕ утвержденного 3 сентября 1907 года Положения Совета Министров, на основании ст. 11 Осн. Госуд. законов о том, чтобы в случаях болезни или отсутствия Инспектора народных училищ, Председателю Уездной Земской Управы предоставлялось бы заступать место Председателя уездного Училищного Совета».

Такая постановка вопроса не вызвала разногласий у присутствующих, было принято решение согласиться с докладом управы.

***

Прочитан, внесенный в повестку дня под номером 12, доклад «О распределении по училищам отпускаемой субсидии Отделению Епархиального Училищного Совета в селении Благодарном на содержание церковно-приходских школ»:

«…Первым Очередным Благодаринским Уездным Земским Собранием в пособие на содержание церковно-приходских школ Благодаринскаго уезда ассигновано 5114 рублей, причем эта сумма была равномерно распределена на 27 училищ.

Как оказалось впоследствии, такой порядок распределения является не соответствующим жизненным условиям названных училищ, так как пособие для некоторых школ не является необходимым вследствие преподавания в них о. о. дьяконов, а также вследствие отличия в своем организационном порядке.

Посему, некоторые училища нуждаются в большей субсидии, а некоторые в меньшей, о чем и не замедлило оповестить и просить распределения по прилагаемой ведомости Отделение Епархиального Училищного Совета.

Управа полагает необходимым удовлетворить просьбу Епархиального Училищного Совета».

Постановили согласиться с докладом управы.

***

Прочитан доклад № 13 «О необходимости учреждения в Благодаринском уезде должности 2-го Инспектора народных училищ»:

«…Благодаринский уезд занимает громадную площадь, и в нем в настоящее время имеется 3 двухклассных и 151 одноклассных училищ. Все эти школы входят в 4-й инспекторский район. В тот же район входят и школы Туркменского Приставства.

Следить за правильной постановкой учебного дела при обширности уезда и при таком количестве школ весьма затруднительно.

Необходимо разделение уезда, по крайней мере, на два района, принимая во внимание, что с 1 сентября 1914 года откроется еще 48 училищ, и с введением всеобщего обучения в уезде будет открываться ежегодно по 36 школ.

Управа полагает необходимым уполномочить ее ходатайством пред Министерством Народного Просвещения об учреждении в Благодаринском уезде должности 2-го Инспектора народных училищ из штата инспекторов, предусмотренного законом 1 июля 1913 года, с местожительством в селе Петровском».

Гласные постановили уполномочить управу на ходатайство перед Министерством Народного Просвещения об учреждении должности 2-го Инспектора народных училищ в Благодаринском уезде.

***

Заслушан 14-й доклад «Об учреждении в селах Благодаринскаго уезда школьных попечительств»:

«…Земство, озабочиваясь о лучшей постановке учебного и хозяйственного дела в школах уезда и желая прийти на помощь населению в борьбе с невежеством, все же не может быть в курсе всех вопросов и дел, относящихся к области просвещения на местах, благодаря, во-первых, обширности территории уезда и, во-вторых, сложности и трудности предусмотреть все то, что выдвигает наука и предъявляет жизнь в области школьных и образовательных средств.

Несмотря на то, что дело народного образования является любимым детищем, и земство дает этому делу более половины своего бюджета, все же оно не может удовлетворить всех духовных запросов населения из-за недостатка денег, а потому является необходимость изыскания на местах средств, хотя бы в незначительном размере.

При издании закона о начальных училищах имелись в виду местные источники, главным образом, в форме взносов, так называемыми школьными попечителями.

На попечителей возлагалась обязанность наблюдать и вести хозяйственную часть училищ, но жизнь не оправдала этих предложений: только незначительная часть попечителей поддерживала материально и нравственно школу и ее начинания.

Старые земства с самого начала своей деятельности обратили внимание на этот недостаток в школьном деле и изыскивали все меры, чтобы заменить единоличный институт попечителей каким-либо коллегиальным учреждением, которое могло бы оживить этот институт.

В начале мысль земства остановилась на мелкой земской единице, но когда вопрос не получил санкции, то пришлось думать о другом каком-либо учреждении, имеющем коллегиальный характер.

Когда вышел закон о коллегиальных школьных попечительствах, то почти все земства ввели этот институт, как самый жизненный.

В настоящее время вполне выяснилась польза коллегиального попечительства. Сознавая эту пользу, по примеру земств введены попечительства и в местах, не имеющих земского самоуправления, как например, в Кубанской области, и значение его там не замедлило сказаться.

Земская управа, остановив свое внимание на школьных попечительствах, прежде всего, ознакомилась с существующим в уезде единоличным попечительством, которое оказалось отжившим свое время.

Выбираемые на должность школьных попечителей лица относятся к школе равнодушно, взносов не делают и большею частью только числятся на бумаге попечителями.

Между тем встречается часто крайняя необходимость в близкой, внимательной к нуждам училища опеке, в особенности к таким нуждам, удовлетворить которые необходимо немедленно.

Яркой иллюстрацией к данному положению может служить бывший 28 февраля 1914 года ураган и повреждения, причиненные им школьным зданиям.

Возбуждаемая переписка с Земской Управой, отстоящей во многих случаях на сотни верст от пострадавшего училища, надолго заставляет училище стоять без крыши и без стекол.

***

Ввиду всего вышесказанного, для Благодаринскаго земства является крайне необходимым введение в жизнь коллегиальных попечительств.

По закону 1907 года в состав попечительства входят следующие лица: заведующий училищем, законоучитель, старшина, попечитель и три выборных члена от данного общества и, кроме того, лица, могущие быть полезными для дела.

Права попечительства широки: кроме заведывания чисто хозяйственной частью в училищах, на попечительства возлагается общее попечение о просвещении населения путем организации новых училищ, библиотек, чтений, воскресных и вечерних классов и проч.

Выборные от сельских обществ члены попечительства являются связующим звеном просветительных учреждений с населением.

Предлагая вниманию Чрезвычайного Земского Собрания все вышеизложенные данные, Управа просит разрешить организовать эти попечительства и уполномочить ее ходатайствовать перед Училищным Советом об учреждении коллегиальных школьных попечительств по закону 1907 года во всех селах Благодаринскаго уезда».

Заслушав доклад управы, собрание согласилось с соображениями управы, постановило уполномочить управу организовать по уезду школьные попечительства и ходатайствовать перед училищным Советом об учреждении коллегиальных попечительств во всех селах уезда.

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ.

4 июня 2012 г.                г. Благодарный


Рецензии