Воспоминания о Нарве...

Нарва мой родной город. Здесь я родился и прожил до начала Великой Отечественной войны. Почти 20 лет. Как это ни странно, но именно годы войны косвенно натолкнули меня на изучение истории моего родного города. В 1939 году поступил на строительный факультет Таллинского Технического Университета. Но годы войны повернули мою жизнь так, что я стал историком и политологом. Более 40 лет преподавал эти предметы в вузах Эстинии, больше всего в том же Таллинском Политехническом Институте. (так он назывался в советские годы) И вот, как то в начале 60-тых годов ко мне пришел Ильмар Нуут, сним я вместе учился в ТТУ. Он принес мне книгу Сювалеппа об истории города Нарвы.

В книге была дарственная надпись: от Нарвского городского главы Архангельскому, в связи с успешным окончанием Нарвской гимназии. Да, это была моя книга. Ильмар подобрал ее на улицах города Нарвы, когда в конце июля 44 года туда вошли советские войска, в том числе части Эстонского стрелкового корпуса, где был и Нуут. А книгу эту вместе с нашей домашней библиотекой отец спрятал в склепе Свято-Тройцкой церкви, что находилась в парке дачи Половцева еще в конце января,когда немцы выгнали всех жителей города. Сам город за время боев сгорел,а частично был специально разрушен немцами.

Мой друг Юханнес Фершел сам видел как был взорван православный собор. Но все это пред-история. Сама жизнь в Нарве постоянно, ежечасно наталкивала на историческое прошлое. Моя мать - коренная нарвитянка, в Нарве она познакомилась с отцом в 1920-м году. Оба до этого работали учителями в школах. Отец под Питером в Тайцах, мать под Гдовом в деревне Дрягино (если правильно запомнил название). Одного и другую отступающие части белой армии арестовали. Отца за то, что он будучи во время мировой войны служил офицером, а в Тайцах был избран председателем совета школы. Мать - за то, что помогала местному крестьянскому совету оформлять национализацию собственности местного помещика.

А в Нарве части белой армии были расформированы в соответствии с Тартуским мирным договором. Так отец и мать стали учителями начальной школы на Льнопрядильной мануфактуре. Для жилья им выделили помещение в бывшем помещении для обслуги дачи Половцева, в парке. Так я невольно через родителей оказался связанным не только с событиями гражданской воины, но с историей России. Ведь 30 лет до этого на даче Половцева ( по сути это была вилла) проходила встреча двух могущественных в свое время императоров Александра III и Вильгельма II.

С дачей Половцева связывает многое. Мальчишками мы лазали в подвалы дачи и прислушивались к различным шумам. Ведь дача, построенная из толстенных лиственниц, стояла заколоченной десятки лет, а молва говорила о проживании в ней привидений, которые иногда темными ночами ходят по верхним этажам с горящей свечой в руках.

В середине 30 -ых годов на аукционе по распродажи имущества дачи родители купили в частности кресло, которое, как мы шутили, видело двух императоров. Это кресло и сейчас стоит у нас в комнате. Сменили только оббивку, цвет деревянных частей и прочность пружин осталась прежней.

Живя в Нарве ты неизбежно постоянно натыкался на события прошлых лет и даже веков. Мне приходилось идти в гимназию через весь город. Сначала проходил мимо казарм, где жили рабочие. Казарм было двенадцать по номерам от 11 до 23. но номера 13 не было - несчастливое число, кто же там захочет жить. Перешел бурную реку с водопадом самым мощным в Европе. И вот развалины домов, целый район - наследие боев за Нарву частей Правительства Эстонской республики и частей Эстонской Трудовой Коммуны. Дальше две крепости, стоящие друг против друга на расстоянии каких нибудь 150 метров. А между ними бурная река. Где в Европе вы такое найдете? Далее подъем на городскую защитную стену, бывший военный бастион высотой с многоэтажного здания. Подходя к гимназии по правую руку заколоченный вход в подземелья другого бастиона. А стрелковый тир находился тут же неподалеку, около двух бастионов. ЗДЕСЬ НА ВОЕННЫХ ЗАНЯТИЯХ НАС ОБУЧАЛИ СТРЕЛЬБЕ ИЗ МЕЛКОКАЛИБЕРОЙ ВИНТОВКИ. Внизу одного БАСТИОНА заколоченная дверь в подземелье. Молва говорила,что как то, кто то проник туда и в лабиринте ходов нашел два скелета. В страхе еле сам выбрался.

Занялся я сбором материалов по истории города Нарвы еще в 90 - ые годы Составил перечень событий, опись использованной литературы, собрал легенды о городе и предложил все это сначала городу Нарве,а потом редакции журнала Таллинн.. Но тогда моя работа никого не заинтересовала. Часть материалов затерялись,часть куда то исчезла. Но в феврале этого года мой внук Владимир заинтересовался моими материалами и попросил восстановить что смогу.

К сожалению проверить все материалы не смог. Года не те,. Поэтому предлагаемое имеет только относительную ценность. К тому же, как и всякий автор я в определенной степени субъективен. Ранее изучая исторические материалы была заметна разница в изложении истории города Нарвы историком немцем, русским и эстонцем. Тем более само конкретное время накладывает свой отпечаток. Да и сами человеческие возможности ограничены. Документы по истории Нарвы хранятся не только в архивах и музеях Эстоии, но и Швеции, России, Германии, вполне возможно и в Ватикане.

Ведь с благословения Папы Римского совершались крестовые походы, заканчивающиеся под Нарвой. Римский Папа благословлял сестру Византийских императоров - Софию Палеолог, путь которой из Рима в Москву пролегал, в частности, по территории современной Эстонии. И не мог не пересекать Нарову, а следовательно и в какой то степени Нарву. Если же говорить о преданиях и легендах, то здесь всегда неограниченное поле деятельности и историков и любителей.

ЛЕГНДЫ, ВОСПОМИНАНИЯ, ПРЕДАНИЯ.

Тайны Нарвского Преображенского собора. Статья В. Волгина в газете Старый Нарвский Листок

11. мая 1929 года.

   Много таинственного, неразгаданного таят в себе стены Нарвского Преображенского Собора. Жаль, что рука археолога так редко прикасается к его тайнам. ( Примечание - Собор был взорван отступающими фашистскими войсками в конце июля 1944 года) Тайн тех много, если проникнуть в глубину ее подвалов, погребов и закоулков башни.

  По преданиям в подвалах нарвского собора производилась инквизиция в мрачную эпоху средневековья и заседало Верховное Судилище инквизиторов. В 80-х годах во время копания гряд в прилегающем к собору садике, было найдено небольшое ржавое колесо с зубьями, которое принадлежало к орудиям пыток. От притча эта находка была скрыта и продана в один из Петербургских музеев. В 1927 году, во время копания грядок, была открыта большая каменная плита. По вскрытии этой плиты был обнаружен какой-то таинственный ход. К сожалению этот ход не был подвергнут тщательному исследованию и в настоящее время сравнялся с землей. Что таится под этой плитой. Клад ли зарытый средневековым духовенством, могила, или вход в таинственные подвалы собора. Но во всяком случае современные археологи должны это иметь ввиду.

Вам, любителям нарвской старины, наверное известна легенда о развратном монахе, замурованным живьем по указу священной инквизиции в одну из стен собора. По словам одного археолога, с которым я был знаком в 1915 году, эта легенда имеет не только характер народной фантазии, но имеет под собой реальные основания. В одной из московских библиотек хранилась в свое время рукопись- дневник монаха католического ордена, в котором, якобы, есть указание, что подобная казнь была совершена в Нарве и автор этой рукописи был ее участником. На основании этого документа писатель Мордовцев предполагал написать роман, что видно из его переписки с друзьями.

В девяностых годах приезжало в Нарву несколько археологов, которые хотели вскрыть одну из стен Преображенского собора ( в левой части собора, где в настоящее время находится шкаф для хранения церковного вина и свечей ). На основании найденных документов археологи предполагали найти вход в подземелье, где хранились сокровища, зарытые католическим орденом. К сожалению высшее церковное управление не дало разрешения взломать стену.

  Многовековые стены собора овеяны жуткими волнующими легендами., достойными пера художника. Пишущему эти строки один старый священник рассказывал неизвестную до сих пор легенду о том, что на чердаке немецкого собора была выстроена келья, в которой жил монах, исполняющий обязанности звонаря. В свободное от занятий время монах занимался изучением Священного Писания.. Углубляясь в священные книги, монах глубоко разочаровался в их истинности и пришел к выводу, что все это - ложь Молитвой, постом и подвигом он стремился избавиться от своих страшных мыслей, но они до такой степени зажали его мозг, что ум монаха не выдержал и он помешался. В безумном бреду он выкрикивал хулу на Бога и его праведников. За кощунства монаха сожгли на костре.

  Если вы войдете в собор,то по левую сторону от главного входа увидите старинную картину «Тайная вечери» - На этой картине изображен ученик Христа Иуда Искариот. Что поражает нас в этой картине, так это то, что Иуда изображён не уродом, не чудовищем, а человеком с необыкновенно одухотворенным лицом, очень похожим на лицо Христа.

  Об этой картине существует такое поверье.

  В Нарве жила религиозная семья. Глава этой семьи под влиянием ужасов инквизиции и тех бесчеловечных мер, к которым прибегала католическая церковь, усомнился в последней и в присутствии стал порицать беззаконные действия церкви. Родной сын донес судьям святейшей инквизиции о своем отце. Несчастный еретик отец был схвачен, и подвергнут ужасным пыткам.

 И сожжен на костре. Жена этого несчастного человека что-бы заклеймит на веки позором сына- предателя, заказала одному художнику картину - «Тайная вечеря», на которой просила нарисовать сына Иудой, предателем. Эту легенду я вычитал в старинном рукописном дневнике принадлежащем одному из нарвских старожилов.

  Все это принадлежит к области легенд,предположений, догадок, но теперь обратимся к реальным тайнам собора, проливающим свет на общую историю Нарвы. Тайны эти в архивах Преображенского собора. Архив хранит в себе много интересных документов характеризующих эпоху. Приведем некоторые.

  Так, например, имеется жуткий документ, об избиении инсургентами в 1833 году солдата Волынского полка Ивана Михеева. После жестокого избиения солдат был послан к нарвскому священник на покаяние. Солдат был наказан за побег. Где-то в соборных книгах есть указание,что этот солдат скончался и был отпет в соборе..

  В архиве имеется любопытный документ о революционно настроенном дьяконе этого собора., который принципиально не ходил в церковь в царские дни. Документ говорит так : 1759 года, в месяце январе, 17 дня на панихиде по государе и князе Алексее Алексеевиче дьякона не было. 28 января на панихиде по императоре Петре Первом дьякона не было. На панихиде по императрице Анне Ивановны дьякона не было. На богослужении 8 февраля по великой княгине Ирине Михайловне дьякона не было. На богослужении в честь государя Петра Федоровича дьякона не было. Об этих злонамеренных упущениях сообщено куда надо.

  Есть документ от 1818 года, характеризующий эпоху крепостной зависимости такого содержания - «Матери моей крепостной человек, лютеранского вероисповедания, имеет позволение жениться. Помещик Леонтий Трефург.

  Другой документ от 29 апреля 1813 года. «Объявитель сего мой крепостной человек Иван Осипов и девка крепостная с мызы Пейтгоф, именем Лиза, которые желают вступить в законный брак, на что от меня дозволение дано, и вас прошу обвенчать без всякого сомнения.» Егор фон Мюллер.

Не меньше интереса о пожарных сигналах в Нарве в 1809 году. По распоряжению нарвского коменданта генерал-майора Яфимовича, в случае пожара в Нарве в ночное время ,на всех колокольнях должен вывешиваться красный фонарь по тому направлению, где обнаружен пожар, а днем вывешиваться красный флаг. В набат звонят все церкви, как это делается и теперь. Пожар в Нарве извещали также барабанным боем.

  Из докуметов, хранящихся в соборе, видно, что в эпоху царствования Екатерины второй в Нарве и ее окрестностях свирепствовала сильная моровая язва. По распоряжению правительства, всех умерших от этой язвы, хоронить в Кюттеркюла.

Опись имущества при соборе, говорит о том, что в церкви были большие богатства, но куда он делись- история умалчивает.

  В 1825 году один из нарвских священников был привлечен к ответственности за то, что он, не взирая  на свое духовное звание, занимался торговлей и другими промыслами. В одном из сел Принаровья, не получив от села достаточного вознаграждения, не допустил все село к причастию.

  Много трагического, жуткого и даже комического хранят в себе стены и архив собора и ждут вдумчивого серьёзного исследователя, который на основании всех документов и изысканий, даст яркую картину нашей старушки Нарвы.

В. Волгин.


В подземных лабиринтах города Нарвы.

 Как известно, при обследовании подземных ходов Нарвы обнаружены многие доселе неизвестные ходы, и теперь на имя гор. Головы из многих мест Эстонии поступают разного рода сообщения от лиц, в детстве ходивших в эти подземелья или слыхавшие о них. Многие из этих сообщений не лишены интереса.

В первую очередь это относится к письму, полученному нарвским гор. Головой от одного 80 - ти летнего старика Э.К. Он рассказывает, что в русское время доступ в подземные ходы официально разрешен не был, но неофициально эти ходы многими обследовались. Старик знает, что в 1888 оду группа в 7 человек тайно опустилась в нарвские подземелья. В одном из них, в погребе, найден был большой железный ящик, подвешенный к сводам на толстых цепях, «Исследователям» не удалось снять этот ящик, и как утверждает старик, он и в настоящее время должен находиться в том же самом месте.

Лет 40 тому назад, в Нарву приезжали два шведа, просящие у городской управы разрешения об-следовать и разрыть закрытый колодец, расположенный в самом центре города, на дворе одного из старых домов. За такое разрешение шведы будто предлагали гор-управе 1900 рублей. Но она отнеслась к этому ходатайству отрицательно, и после отъезда иностранцев сама обследовала названный колодец. Так как в нем оказалась вода, то не удалось выяснить, имеется ли на дне колодца потайная дверь в подземелье, где хранятся сокровища.

Когда строилась в Нарве Владимирская школа, в районе бывшей старой крепости обнаружен был подземный ход. Обследование его предпринято было одним из преподавателей с группой старших учеников. Ход оказался таким запутанным, что участники экскурсии опустившись под землю в 9 часов утра, а выбрались оттуда в 11 часов вечера, т.к. Заблудились. Между прочим, они натолкнулись на просторное помещение в виде зала, один угол которого был заполнен железными гробами. Когда об этом узнали городские власти, они распорядились замуровать вход в подземелье, и с тех пор никто туда уже не проникал. Возможно, что в скором времени выяснится насколько все эти сообщения близки к правде. Нарвская городская управа, во всяком случае, намерена обследовать все лабиринты подземных ходов, имеющихся под городским центром.

3. Газета Вести Дня от22 февраля 1933 года.

В Нарве наконец обнаружен легендарный колодец.

Очередная экспедиция, предпринятая по инициативе городского головы И.Ю. Лутса в нарвские подземелья,( по счету это четвертая экспедиция), выяснила факт существования под зданием биржи таинственного колодца, о котором в городе сложились известные легенды.

Четвертое исследование нарвских подземных лабиринтов начато было со старого дома на углу Большой ГЕРМАНОВСКОЙ УЛИЦЕ. Здесь, в верхнем этаже дома, в толстой стене, имеется дверь в потайной ход, ведущий в подвальные помещения. В одном из них исследователи натолкнулись на работу кладоискателей. Выворочены были каменные плиты, пробиты были также большие углубления в стенах. Несмотря на тщательное исследование всех этих помещений, не удалось найти хода в подземелье. Однако, по имеющимся древним планам, именно погреб этого дома должен быть связан с лабиринтом других подземных ходов.

Участники экспедиции затем направились в дом, где в шведское время находился нарвский монетный двор. Шведский король Карл ХI в 1663 - м году выдал Нарве разрешение в течении 8 лет чеканить свои собственные монеты, и магистрат, в свою очередь, предоставил это право одному из членов магистрата - Левину - Нуменсу.

Дом когда-то принадлежал ему, теперь пришел в сильный упадок особенно подвальные помещения, и здесь не обнаружено входа в подземелья.

После этого обследованы были подвалы биржевого дома, где исследователи действительно нашли тот таинственный колодец, о котором в Нарве много говорилось. В стенах колодца, глубина которого достигает 4 метра, обнаружено отверстие, допускающее предположение, что оттуда начинается какой-то  подземный ход. При предварительном обследовании, однако не удалось установить, соединен ли этот колодец с другими ходами.

В ближайшее время произведено будет новое обследование подвалов старинных домов Нарвы.

4. Газета ВЕСТИ ДНЯ от 10 марта 1933 года.

В Нарве приступили к поискам подземных рыцарских архивов.
В близи сторожевого дома в Темном Саду в Нарве обнаружен доселе неизвестный вход в подземелье шведского времени. Это погреб, где, по видимому, хранилась военная амуниция. Считают, что рыцарский архив не пропал. В архиве города его не было. Очевидно схоронен был в подземельях.
Больше в печати и документах о подземельях города Нарвы ни слова.



Основная легенда.

О рыцаре Беренгауте ,его сыне и подземном ходе...

Сотни лет уже противостояли на противоположны берегах реки Наровы две силы - Ливонский орден со своими рыцарями и Новгород, а потом и Москва со своими ратниками и воеводами. Никому не удавалось на долго закрепиться на противоположном берегу реки. Стычкам и взаимным набегам было несть числа. На левом берегу реки, недалеко от взморья высился рыцарский замок. На противоположном берегу, прямо против этого замка появилась русская крепость. Две враждующие силы были разъедены бурной рекой, ширина которой здесь достигала каких-нибудь 200 метров. Теперь стычки и набеги ставили своей целью овладение этими мощными укреплениями. Набеги были жестокими и кровопролитными. Страдали мирные жители, женщины и дети. Мщение было одним из девизов враждующих сторон.

Однажды русским войскам со своими воеводами удалось захватить не только предместья замка, но и ворваться в него. Рыцари беззаветно защищались, но численный перевес был на стороне врагов. Особенно отличался своею храбростью и мужеством рыцарь Хейндрик Беренгаупт. Он в этом бою защищал не только свой замок, свою рыцарскую честь, но и семью, проживающую в самом замке. Это были его молодая жена и сынишка Отто. Которые прятались от врага в своей комнате в замке. Но враги и их боярин - воевода проникли и сюда. Рыцарь Хейндрик защищал вою семью, но и здесь перевес был на стороне русских. Воевода попытался вместе со своими людьми захватить в плен молодую жену и сына. Беренгаупт, видя что не сможет противостоять врагам, и чтобы жена не досталась врагу, выхватил свой меч и вонзил его в грудь своей любимой. В это время начался пожар и всех окутало дымом. Что было дальше, трудно было разобраться, все смешалось. Хейндрику удалось выбраться, враги отступили, что же стало с Отто - никто не знал. Он пропал. ( здесь в легенде было сказано, что Беренгаупт был владельцем замка)

Оставшись одиноким на свете рыцарь поклялся жестоко отомстить врагам, разбившим ему жизнь. Он задался колоссальной мыслью - вырыть подземный ход из замка в Ивангородскую крепость, под рекой Наровой, чтобы неожиданно проникнуть в стан врага и неожиданным ударом перебить их всех до  последнего. Хейндрик все-же полностью своего плана не раскрыл.
 
Обращаясь к Орденскому Форту, Беренгаупт попросил разрешить ему и его двум товарищам спуститься в нижние этажи подвалов рыцарского замка, Чтобы там замаливать свои прошлые грехи. Одновременно рыцарь напоминал, что в подземельях будут находиться люди, чья жизнь дорога всей Лифляндии, поскольку они посвятили ее борьбе с самым опасным врагами ордена и обещают так и действовать. Рыцарь попросил также подвесить над колодцем, ведущим в эти подвалы, колокол с длинной верёвкой, спускающейся вниз. Когда колокол зазвонит, то помогите спустившимся туда людям вновь увидеть божий мир и свет.

 Конвент разрешил Хейнрику осуществить свою просьбу. Уже в тот же день был установлен колокол, также было дано распоряжение ежедневно спускать в колодец еду питье на троих человек. На следующий день жители горда могли видеть шествие, направлявшееся от центра города к замку. Во главе в белом одеянии шел пастор - за ним Хейндрик, одетый как монах Ордена Доминиканцев, весь в черном, далее также в черном его два товарища, за ними помещики из Алутагузе и наиболее влиятельные горожане, последние с горящими факелами в руках. Шествие перешло через два подъемных моста и, наконец вошло в стены основной крепости. После короткой молитвы пастор трижды обратился к Хейнрику — не передумал ли он. Трижды рыцарь ответил - «НЕТ». « У меня имеется много причин, чтобы там,в подземельях, в одиночестве, тихо молиться».Над спуском в подземелье был установлен подъемник с громадной бочкой, поскольку внизу находились склады замка и проход к реке, для снабжения в случае необходимости замока питьевой водой. Все это сооружение выглядело жутковато. Но пришел час и троих, разместившихся в бочке, спустили в жуткую бездну. На прощанье пастор благословил их. «Аминь» ответила хором троица.

Многие, долгие годы прошли с тех пор как опустились в колодец, или как стали его называть - могилу, трое во главе с рыцарем. Колокол не подавал голоса, никто ничего не знал и неизвестно куда замаливать свои грехи. Но вот, раздался колокольный звон. Сторож , находившийся поблизости, сообщил рыцарям, друзьям Хейнрика, и они вместе с пастырем собрались около колодца. С ЖУТКИМ СКРИПОМ ТЯЖЕЛАЯ БАДЬЯ СТАЛА МЕДЛЕННО ПОДНИМАТЬСЯ, Все затаили дыхание. Вдруг, както неожиданно, появилось что-то черное и бесформенное. ЛЮДИ ВЗДРОГНУЛИ, НО ТОЛЬКО НЕКОТОРОЕ ВРЕМЯ СПУСТЯ ПОНЯЛИ, ЧТО ЭТО ТЕЛО ОДНОГО ИЗ ПОМОШНИКОВ РЫЦАРЯ. Он был мертв, его одежда не только обветшала, но была разодрана, торчала лохмотьями. А руки напоминали человека, не скромно молящегося, а рабочего, занятого тяжелым физическим трудом. Никто не мог ничего понять. Люди разошлись, а тело умершего отнесли в часовню на отпевание и похороны..

Опять потекли год за годом. И было этих годов немало. Наконец сторож вновь услышал колокольный звон. Вновь собрались встретиться, только неизвестно с чем. Скрипел ворот, поднимая тяжелую бадью. Что-то неожиданно показалось из темной пропасти колодца. Не все сразу поняли, что это была голова, а затем и туловище самого Беренгаупта, живого, но скорее похожего на скилет и в страшных лохмотьях. Вместе с ним поднялся и его помощник. Не в лучшем виде.

Все услышали громовой голос рыцаря, как будто исходящий из могилы - «Приветствую вас, уважаемые друзья. Бог да благословит вас. Я выполнил свой долг. Все мои намерения оказались успешно завершенными.» Он поведал людям как в этой «могиле» он подверг себя мукам истязаниям, непрестанно молясь.

Хейндрик стал жить в своем доме. Как то, поздним вечером к нему стали приходить, собираться вооруженные люди, в основном помещики из близлежащих районов. Они там пробыли до самого утра. Посторонним проникнуть туда было невозможно, дом охранялся. День проходил за днем, рыцарь часто прогуливался по улицам города, ездил по стране. Что же было дальше?

Была темная ночь. Между внушительными стенами Ивангородской крепости завывал пронзительный ветер. Вдали слышался шум водопада. Две темные громады, две крепости стояли друг против друга по обеим берегам Наровы. В Ивангородской крепости было тихо, все спокойно спали. Только какие то черные птицы иногда вылетали из проемов башен. Да одинокие стражники прогуливаясь по стенам крепости , перекликались между собой. Вдруг послышался короткий свист и все опять затихло. Стража осмотрела рвы и гладь реки, но ничего подозрительного не заметила. Вновь раздался короткий свист и шум, похожий на бряцание оружия. Стража насторожилась и хотела уже подать сигнал тревоги , но было поздно. Из кромешной темноты выскочили какие то фигуры. Они были вооружены и в мгновение ока своими кинжалами заставили навеки замолчать стражникам. Какое то время тишину ничто не нарушало, пока не послышались крики и стоны с разных сторон крепости. Это орудовали своими мечами немцы, помещики из Алутагузе, мстя не разбирая каждому, кто спящим попадался под руку. Убивали всех - и воинов, и просто мужчин, и женщин и детей. Они мстили своим кровным врагам за все, что пришлось пережить в пришедших военных столкновениях. Кровь лилась рекой.

Воевода Ивангорода проживал во дворе, стоящем рядом с церковью посередине крепости. Разбуженный шумом, доносившимся извне, он стал поспешно одеваться и уже пристегивал к поясу свой меч, вслед за раздавшимся за дверью шумом в комнату ворвались вооруженные враги. « Ага, наконец то ты мне попался» прозвучал грозный голос впереди стоящего. Это был Хейнрик фон Беренхаупт. Лампада, стоящая перед иконой , освещала его лицо. « Узнаешь ли ты меня? О Боже, ведь ты мог умереть от руки другого человека. Но этого не случилось и я смогу отомстить тебе за все. Ведь ты собирался превратить мою жену в свою наложницу и мне пришлось ее убить, чтобы избавит ее от такого позора. Убегая , я поклялся отомстить тебе за это, настал час расплаты, вынимай меч и померимся силами. Око за око, зуб за зуб. В начавшейся битве Хейнрику удалось точным ударом разломить пополам меч воеводы. «С безоружным я не сражаюсь» проговорил Хейнрик, призвал своих воинов связать покрепче своего врага. «Только не смейте с ним что-либо сделать. Он мой» .Вооруженные люди бросились связывать, боярин отчаянно сопротивлялся, но он был ранен и его связали. На вновь поднявшийся шум соседняя дверь открылась и на пороге появилась смуглая красивая молодая девушка, вряд ли старше 15 лет. Увидев воеводу она с криком бросилась к нему. «Отец, что они с тобой сделали? Ради Бога, сжальтесь над ним.» Войны попытались ее схватить и отстранить от отца, но Хейнрик вновь приказал им отойти со словами «  Она моя». Рыцарь с жестокой усмешкой схватил ее, но девушка от страха , испуга и своего бессилия упала в обморок, бесчувственной находясь в руках Хейнрика. В это время в помещении появился молодой человек, в богатом одеянии, очевидно член семьи боярина. Увидев девушку в руках Хейнрика, молодой человек бросился ее освобождать. «Убирайся прочь , мальчишка. Ты еще не дорос, чтобы мне противостоять.» и грубо оттолкнул молодого человека ногой. Но последний не уступал, он ответил рыцарю - « Бог да поможет мне укротить твою грубость! В ярости Хейнрик прокричал « Ты в свою последнюю минуту жизни проси прощения у Бога!» И поднял свой меч над юношей. В это же мгновение раздался отчаянный крик боярина - Остановись, несчастный, Ты убьешь своего сына.» Беренгаупт остановился как пораженный молнией, Меч выпал из его рук.

Гробовую тишину пронзили крики извне. Это Иваноодцы собрались и стали искать вторгшихся в крепость немцев. Очнувшийся Беренгаупт схватил свой меч, с жестокостью поразил им сердце лежащего рядом боярина, схватил оцепеневшего молодого человека, перекинул его тело через свое плечо и приказал своим ратникам схватить бесчувственное тело девушки. Понимая, его малочисленная группа не может противостоять русским ,Хейнрик поспешил с сотоварищами, как можно быстрее скрыться. Когда ивангородцы вошли в комнату, где все вышесказанное происходило, там уже никого не было. Враги как сквозь землю провалились.

 Несколько дней спустя мы находим Хейнрика,сидящего за столом у себя дома. Стол богато накрыт различными яствами. Рядом стоял нашедшийся в Ивангороде сын Беренгаупта. С на грудь тяжело опущенной головой. В глазах чувствуются глубокие душевные переживания. « Отто, мой дорогой сын, сказал Хейнрик, неужели эти противные москвичи повлияли на тебя настолько, что ты перестал любить своего отца, или они тебя околдовали?» Горькая усмешка появилась на лице юноши и он ответил - «Не колдовством они этого добились, а хорошей заботой обо мне. Я не забыл, что произошло в последние минуты жизни моей матери. Последний предсмертный взгляд ее очей глубоко запечатлелся в моей памяти. Боярин, во всяком случае никогда не поступил - бы так, как это сделал ты.» «Несчастный, ты видно не понимаешь что-бы сделал он с твоей матерью.» «Прости, отец, но я не могу плохо думать о человеке, сделавшим для меня так много хорошего. К тому-же, я воспитан в духе религии, которая учит относиться к чужеземцам не как к нечестивцам». Несчастная душа.. Тебя завтра же надо вновь приобщить к католической вере, которую считали священной наш род на протяжении столетий.» «Не делай этого. Я не могу пойти против своей новой веры уже потому, что там, в Ивангороде остался человек, которого я люблю. Это дочь боярина. И она любит меня. Если ты когда нибудь любил, то поймешь меня». « Отто, ты сомневаешься, любил ли я твою мать? Любил до безумия. И когда ее лишился, то поклялся отомстить этому жестокому преступнику, из-за которого я потерял счастье своей жизни.» Хейнрик рассказал сыну свой план мести- вырыть подкоп под рекой Наровой, тайно проникнуть в Ивангогод и расправиться с боярином и его родней. Хейнрик постарался мягким отеческим тоном повлиять на сына. Но безрезультатно, Мысли молодого человека возвращались в Ивангород, где по его мнению оставалась его любимая. Он не мог даже предполагать, что она находится совсем рядом, в этом же доме. Хейнрик же, выбрал именно ее для удовлетворения своих страстей и мести. А поэтому до сих пор ничего не говорил сыну о том, где девушка находится. Нежелание сына прислушаться к словам отца, привели его к новой попытке повлиять на Отто. Хейнрик сказал - «Если ты действительно так любишь дочь боярина, то я могу ее сейчас же привести ее к тебе как рабыню и делай с ней все, что захочется». Отто не сразу понял смысл отцовских слов, но понемногу у него восстанавливалась память и он понял отчаянное положение своей любимой. «Отец, вскрикнул сын, не позволяй никому причинить насилие моей любимой, Знай , ради ее я сам готов стать ее рабом.»

"Дурак, прорычал Хейнрик, ты, единственный потомок славного рыцарского рода, сын вассала Ливонского Ордена, и готов стать рабом какой-то славянской девки. Всемогущий Бог. За что ты меня так наказываешь? Но сын был непреклонен. Тогда Хейнрик сказал, что он готов отдать приказ, чтобы все относились к дочери боярина как законной жене его сына. « Ты с этим согласен?» « Но при одном условии- -ты останешся здесь.

  Молодой человек опустил голову и погрузился в невеселые мысли. Наконец, подняв голову он произнес четким и твердым голосом -» Отец, разреши мне уйти на другую сторону реки. К москвичам, Здесь я чужой для всех и никогда не смогу привыкнуть к обстановке. Отпусти, и я буду тебе всю свою жизнь благодарен. Хейнрик обессиленно опустился на сиденье, лицо побледнело, в глазах появились какие-то огоньки обезумевшего человека. Прошло несколько минут тягостного молчания, Наконец он поднялся каким-то резким, грозным движением, посмотрев на сына глубоко проникающим взором, промолвил резким тоном. « Ах так! Знай, я проклинаю тебя, ты мне больше не сын. Как вассал Лифляндии я объявляю тебя предателем! Все мои труды, мечты и устремления пропали, канули в бездну. Мои старания тебя освободить и жить с тобою рядом на старости оказались несбыточной мечтой. Чтож, забирай свою девушку и отправляйся к моим врагам, живи там бешеная собака в поганом гнезде. Только знай, что твоя возлюбленная сейчас находится в моем доме и прежде, чем ты ее получишь, я надругаюсь над ней!»

«Отец, скажи , что ты сказал неправду! Что солгал, иначе..» и попытался схватить отца за грудь. « Ты еще называешь меня лжецом! Постарайся поскорее исчезнуть с моих глаз и не попадаться мне на встречу! Сказал Хейнрик и указал сыну на дверь.

С начала  Отто вроде бы попытался напасть на отца, но краска залила его лицо, он как то сник и со слезами на глазах стрелой выбежал из двери.

  В Ивангороде раненый Хейнриком Боярин выжил. Великий князь в Москве узнал о деяниях Беренгаупта и потребовал у Магистра Ливонского Ордена разобраться и наказать виновных. От Магистра соответствующее указание получил Нарвскирй Фогт. Надо было даже компенсировать убытки, понесенные ивангородцами. Хейнриху было запрещено действовать без согласования с Магистром Ордена. Ктому-же Беренгаупт узнал, что его сын переправился через Нарову на сторону русских. Ненависть к русским переросла в убежденность, что несмотря на запрет он с еще большей жестокостью отомстит Ивангородцам. Хейнрих стар подбирать новый отряд для тайного нападения через вырытый им подземный ход под рекой Наровой. Конец подземного хода в Ивангороде заканчивался в одном всеми и давно заброшенном сарае. Подземный ход был узок , но все-же двое могли рядом стоять. Собранные рыцарем войны спустились в подземелье и двинулись к Ивангороду.

Бедный молодой Беренхаупт Отто, лишившись отца и любимой девушки решил постараться освободить дочь боярина из рук отца. Ему удалось найти проход в подземный ход, ведущий в Нарву. Он собрал дружину, готовую помочь освободить невесту и все они спустились в проход.

Идя с горящими факелами в руках войны Хейнрика вдруг услышли приближающийся шум движения людей идущих им навстречу. Хейнрик громко выругался и приказал отступить, чтобы потом было бы легче окружить врагов и уничтожить. Но ивангородцы были уже рядом. Их предводитель тоже увидел противников и громким голосом приказал - «Смелее братья вперед. Бог да поможет нам одолеть врагов».

Беренгаупт узнал голос сына. Он знал, что в бою сын не уступает ему в силе и ловкости. Старый рыцарь почувствовал свое неизбежное поражение и решил, со всей своей мужественностью, дорого отдать свою жизнь. С гневно вращающимися глазами Хейнрик остановился и повернулся лицом к сыну. Взоры их встретились. «Паршивый предатель, прорычал рыцарь - один из нас должен умереть. С дикой злобой бешеного зверя, он выхватил свой меч и подняв его над головой, бросился на сына. Этим он надеялся также дать возможность своим войнам скорее убежать. Молодой человек также поднял свой меч и со злобой пошел навстречу отцу. Их мечи скрестились. Начался жестокий поединок. Силы рыцаря стали слабеть и Отто уже готов было нанести свой последний удар, но отец упал, как пораженный.

Раздался страшный грохот. По потолку подземного хода поползли трещины и через них хлынули бурные потоки Наровы. В какой то момент все смешалось и было навеки погребено. Никто не смог спастись.

  Долгие годы после этой трагедии местные рыбаки, ловя своими снастями рыбу, слышали в шуме бурных потоках Наровы стенания, как-будто души отца и сына никак не могли найти себе покоя.

Такова легенда. Но как всякая легенда она отражала представления людей о реальных событиях, пытаясь как-то,подчас весьма иносказательно, объяснить прошлое. Очевидно сказанное как то связано и с настоящей легендой.

Во первых о самой фамилии Беренгаупт. Мне представляется, что здесь важен не дословный перевод  ( Медвежья голова), а смысловой. Ведь Хейнрик был не простым рыцарем, знатным родовитым вассалом ордена, следовательно командиром, начальником. Тогда его фамилия звучала бы как Глава или даже Главарь, медведей простых феодалов - помещиков.

  Во вторых события развивались фактически в 16 -ом столетии, главным событием для Нарвы тогда была Ливонская война. Чем она закончилась? Ливонский орден под ударами войск Ивана Грозного распался, фактически перестал существовать. Но и потомки Рюрика в конце-концов потеряли трон. Ведь в Ливонской войне фактически победила третья сторона Швеция. Аллегория налицо- погибает и представитель Ливонского Ордена и представитель Ивагорода, но не немецкие бароны или феодалы и не Москва или русские. Немцы на территории сегодняшней Эстонии интегрировались в социальный состав местного населения настолько прочно, что даже мне, жившем в Нарве почти 500 лет спустя это было заметно. На нашей Льнопрядильной и соседней Суконной Мануфактуре не просто большинство, а главными директорами были немцы. Главные врачи тоже были немцы. А в Эстонской республике в конце 30 -ых годов перед самой войной, даже Командующий военно-морскими силами был тоже немец ( и еще один генерал и один полковник входили в состав руководящих органов армии).

И так. Мы видим, что приведенная выше легенда ,в какой то мере отражала события Ливонской войны и ее результаты. Еще одно примечание. В данной легенде на эстонском языке термин Ливонский орден переводится как орда, а не орден, В русском языке орда означает воинственных кочевников, что полностью касается и Крестоносцев. Случайно ли такое совпадение?

6.Литературный музей. Город Тарту. Фонд Я. Хурта  №372. Запись учеников  2 городской начальной школы, со слов своих родителей. Январь 1938 года.

 Вера  Фершел.  1. В наем парке ( около Свято- Троицкой церкви)  среди вековых деревьев стоит дача Половцева. В ней много красивой мебели и других ценных вещей. Но там никто не живет.  И вот, каждую новогоднюю ночь в 12 часов  какие то привидения, духи ( ваймуд)  ходят по комнатам, перешитывают все предметы мебели, вещи и каждую вещь отмечают ударом палочки. Так делается до часу ночи каждый год. Перед Новым годом.

 2. В этом доме, в пристройке для людей, обслуживающих хозяев дома, жил один человек из прислуги. И он повесился у себя в комнате. Прошло много времени потом, когда хозяева дома давно уехали, Здесь стал жить один служащий со своей семьей. Однажды вечером, когда все уже давно спали, он вдруг услышал страшный крик. Крик доносился из комнаты, где спала его дочь. Он поспешил туда и увидел ее , лежащую без памяти на полу. Когда дочь пришла в себя, то рассказала отцу, что ложась спать увидела  над печкой, наверху висит какое-то привидение, напоминающее человека. Она вспомнила о повесившемся и страшно испугалась. С тех пор люди называют дачу Половцева - домом привидений.

 Я, как когда-то живший в этом доме, где отец мой был служащим, могу сказать только одно - одна из комнат, на первом этаже, где жила обслуга хозяев дома, одна комната, почему-то, всегда была заперта.

В парке, прилегающем к дому Половцева, когда-то был старый колодец. В нем утонул человек. Колодец давно засыпан и зарыт, но люди говорят, что погибший в нем человек бродит иногда по парку и пугает людей.

Всеволод Иванович Архангельский


Рецензии