Борис и Глеб пересказ жития для детей

Святые братья Борис и Глеб
Святые князья, братья Борис и Глеб — это первые русские святые.
Борис и Глеб были младшими сыновьями князя Владимира Красное Солнышко. Народ называл князя Владимира Красным Солнышком неспроста, ведь при нём в 988 году произошло великое событие — Крещение Руси. Благодаря Крещению русские люди узнали истину Христову, Евангельские заповеди, а до этого на Руси многие были язычниками — поклонялись не Истинному Богу, а ложным богам.
Борис и Глеб родились незадолго до Крещения Руси и воспитаны были в благочестии. Любили читать Евангелие, были кроткими и милостивыми, помогали бедным и обездоленным.
У князя Владимира были и другие дети: Святополк, Изяслав, Мстислав, Ярослав и другие.
Больше всех любил князь Владимир Бориса и Глеба за их доброту и кротость. Борису он дал на княжение Ростов, а Глебу – Муром.
Однажды уже старый князь Владимир позвал Бориса к себе в Киев и благословил идти с войском и защищать Русь от печенегов — было такое страшное кочевое племя, которое нападало на русских людей. Князь Владимир сказал Борису:  "Иди, сын мой любимый, защищать Русь от врагов. Я стар и слаб, надеюсь на тебя".
Борис пошёл воевать. А в это время умер князь Владимир. Старший сын князя Владимира Святополк, бывший в то время в Киеве, объявил себя великим князем Киевским.
Борис в это время возвращался из похода, так и не встретив печенегов, которые испугались его и ушли в степи.
Прибыл к Борису вестник и рассказал ему: "Умер отец твой Владимир, а твой брат Святополк утаил смерть отца, ночью разобрал помост  и, завернув тело в ковер, спустил его на верёвках на землю, отвёз на санях, поставил в церкви Святой Богородицы".
Как услышал это Борис, стал плакать и рыдать: «Ох, отец мой, свет очей моих, радость моя, наставник мой! К кому теперь приду за советом и помощью? Где еще найду такую мудрость и как обойдусь без наставлений твоих? Зашло ты, солнце моё, а меня не было там! Был бы я там, то сам бы своими руками честное тело твоё убрал и могиле предал. Но не нёс я доблестное тело твоё, не сподобился целовать твои прекрасные седины.  Сердце моё плачет, и не знаю, к кому обратиться, с кем разделить эту горькую печаль? Брату, которого я почитал как отца?"
Но Борис знал, что брат его Святополк думает только о власти. Сам же Борис не хотел поднимать руку против брата своего. Вот как думал Борис: "Если Святополк кровь мою прольёт и на убийство моё решится, буду мучеником перед Господом моим. Не воспротивлюсь я, ибо написано: «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» (Иак. 4,6). И в послании апостола сказано: «Кто говорит: «Я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец» (1 Ин. 4, 20). И еще: «В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх» (1 Ин. 4, 18).  Поэтому, что я скажу, что сделаю? Вот пойду к брату моему и скажу: «Будь мне отцом — ведь ты брат мой старший. Что повелишь мне, господин мой?»
 Борис решил так: «Если пойду в дом отца своего, то многие люди станут уговаривать меня прогнать брата. А эта жизнь быстро проходит. Куда я приду после ухода своего из мира этого? Где окажусь тогда? Какой получу ответ? Где скрою множество грехов своих? Что приобрели те, кто рвались к власти? Где их жизнь и слава мира сего, и пиры, серебро и золото, вина и меды, и резвые кони, и хоромы изукрашенные, и великие, и богатства многие, и дани и почести? Всего этого будто и не было: все с ними исчезло, нет им пользы от всего этого — ни от богатства, ни от множества рабов, ни от славы мира сего. Спасение только в добрых делах, в истинной вере и в нелицемерной любви».
Думал Борис о красоте и молодости своей и горько плакал; хотел удержаться от слёз, но не мог, и все, видя его в слезах, плакали, понимая, что убьют молодого прекрасного князя, и жалели его.  Князь  Борис был  правдив, щедр и тих, кроток и смиренен, всех миловал и всем помогал, за это люди любили его. Борис утешал себя тем, что если его убьют, Господь примет его в рай. Он забыл страх смерти, думая о жизни вечной.  Борис говорил: «Знаю я, что брата злые люди подстрекают на убийство моё и погубит он меня, и когда прольёт кровь мою, то буду я мучеником перед Господом моим, и примет душу мою Господь». Затем стал утешать он сердце своё Божьим словом: «Тот, кто пожертвует душой своей ради Меня и Моего учения, обретёт и сохранит её в жизни вечной».
И шёл Борис с радостным сердцем, говоря: «Спаси меня, премилостивый Господи!»
А в это время Святополк стал княжить в Киеве, призвал киевлян, подкупил их и послал к Борису с такими словами:
– Брат, я хочу с тобою жить в любви и увеличу твою часть в  наследстве.
 Святополк решил убить всех наследников своего отца и захватить власть.
 Святополк  призвал своих верных слуг и сказал:
– Если вы обещаете положить за меня головы, идите тайно, братья мои, найдите брата моего Бориса и, улучив время, убейте его.
И обещались они Святополку именно так и сделать.
А Борис в это время возвращался из похода и с дружиной стоял на реке в шатрах. Дружина уговаривала его:
– Иди в Киев и займи княжеский стол отца своего, ведь у тебя большое войско.
Борис отвечал им:
– Не подниму руки на брата своего, да еще на старшего, которого мне следует считать за отца!
Услышав это, воины ушли от Бориса, и он остался только с самыми верными слугами.
 Вошел Борис в шатёр свой и со слезами жалобно воззвал к Богу:
– Услышь меня! Уповаю на Тебя, что приму жребий с Твоими рабами, со всеми святыми Твоими. Ибо Ты — Бог милостивый и Тебе славу воссылаем во веки, аминь.
Думал он о страданиях святых, которые приняли смерть за Христа. Этим он утешался и радовался. Наступил вечер, и святой Борис велел служить вечерню; а сам вошел в шатёр и стал молиться со слезами горькими, вздыхал и плакал. Потом лег и уснул. Проснувшись рано, он увидел, что уже время быть утрени. Было тогда Воскресенье. Борис сказал священнику своему:
– Пора начинать утреню.
Сам же обулся, умылся и начал молиться Господу Богу.
В это время пришли слуги Святополка и услышали голос Бориса, который молился пред иконою Господа.
Услышав сильный топот около шатра, святой Борис испугался, залился слезами, но  сквозь слезы прошептал: «Слава Тебе Господи, что в свете сём сподобил меня принять горькую смерть из-за зависти и пострадать за любовь и слово Твоё. Ведь я не хотел искать княжения себе. Ни в чём я не поступил самовольно. В Твоих руках, Владыко, душа моя, не забыл я заповеди Твоей. Что Господу угодно, пусть так и будет».
Слуга святого Бориса, увидев господина своего ослабевшим, горько заплакал и сказал:
— Милый господин наш дорогой, какой благодати сподобился ты, ибо не захотел противиться брату своему ради любви Христовой, хоть и много воинов имел ты у себя.
Тут они увидели слуг Святополка, бегущих к шатру, а в руках у них - оружие. Слуги Святополка пронзили Бориса копьями, ранив его.
Видя это, слуга святого Бориса бросился на тело его и сказал:
— Не оставлю тебя, господин мой дорогой; пусть и я окончу свою жизнь с тобою.
Был же он родом из Венгрии, звали его Георгий. Слуги Святополка пронзили и Георгия.
Раненый Борис в испуге выбежал из шатра. А слуги Святополка закричали:
— Что стоите и смотрите? Надо сделать то, что приказал Святополк.
Борис начал умолять и упрашивать их:
— Братья мои милые и любимые! Погодите немного, дайте мне помолиться Богу моему.
И глядя на небо со слезами, горько он вздохнул и стал молиться.
Затем повернулся к убийцам и, заливаясь слезами, сказал им:
— Братья, приступите и окончите повелен¬ное вам, и да будет мир брату моему и вам.
Слуги Святополка стали бить Бориса и его слуг. Бориса они обернули шатром и, положив на повозку, повезли.
Когда доехали до леса, Борис стал клонить голову. Узнав о том, Святополк послал двух слуг, и те пронзили мечом сердце мученика. И тотчас святой скончал¬ся, предав душу в руки Бога. Тело его тайно принесли в ближайший город Вышгород, положили у церкви святого Василия и в земле погребли его.
Окаянные же убийцы пришли к Святополку. Совершили они злые дела, как бесы. Бесы всегда творят зло, а ангелы – добро. Ангел человеку зла не делает, но всегда думает о благе его. Он помогает христианам и защищает их от диавола. Бесы же всегда стараются навредить человеку. Злой же человек, который стремится ко злу, становится похожим на беса. Бесы человека боят¬ся, а злой человек Бога не бо¬ит¬ся и не стыдит¬ся людей.
На этом убийстве Святополк не остановился, но стал задумывать ещё одно. И размышлял он: «Что мне делать? Услышат об этом убийстве  мои братья и накажут меня. А если и не накажут, то выгонят меня. Враги мо¬и будут поносить меня, моё княжество получит другой».
Святополк послал своих слуг к другому брату — Глебу. Они обманули Глеба, сказали ему, что его отец болен и зовет его к себе.
Глеб тотчас сел на коня и с малой дружиной помчал¬ся на зов.
В это время пришла к брату Глеба — Ярославу — весть о смерти отца. Ярослав же послал к Глебу со словами: «Не ходи, брат, отец у тебя умер, а брат твой убит Святополком».
Услышав это, Глеб горько зарыдал и сказал:
— Плачу я об отце, плачу больше, в отчаянии, по тебе, брат мой Борис. Как пронзили тебя, как ты без милости был предан смерти — и не от врага, но от своего брата приял гибель. Лучше бы мне умереть с тобою, нежели жить одному, осиротев¬шему. Я думал увидать твоё ангель¬ское лицо. И вот какое горе постигло меня. Я желал бы умереть с тобою. О милый мой брат, если ты получил дерзновение у Бога, моли о мне, несчастном, чтобы и я принял ту же смерть и жил с тобою в раю.
Глеб очень любил брата своего Бориса, ведь они росли вместе и были похожи друг на друга. 
Когда святой Глеб плакал, внезапно пришли злые слуги Святополка. Глеб плыл в лодке, и они встретили его на реке. Когда лодки поравнялись, злодеи схватили лодку князя, подтянули к себе и стали скакать в неё, а в руках у них были обнажен¬ные мечи, блестев¬шие, как вода. Тотчас у гребцов выпали из рук весла и все помертвели от страха. Глеб, видя, что его хотят убить, взглянул на злодеев и, заливаясь слезами и слабея телом, стал жалобно молить их:
— Не троньте меня, братья мои милые и дорогие, не троньте меня, — я не сделал вам ничего дурного. Не троньте меня, не стерегите меня. Какую обиду нанес я брату моему и вам, братья и господа мо¬и? Если и есть обида, то ведите меня к князю вашему, а к моему брату и господину. Пощадите юность мою, помилуйте, господа мо¬и.
Но убийц не устыдило ни одно слово, и они не изменили своего замысла. Как свирепые звери, напали они на святого и так схватили его. Он же, видя, что они не внимают словам его, стал молиться. Затем, взглянув на убийц, сказал им тихим голосом:
— Приступайте уж и кончайте то, за чем вы посланы.
Тогда окаянный слуга Святополка велел его тотчас зарезать. Старший повар Глеба, именем Торчин, обнажил нож свой, стал на колени, взял святого Глеба за голову и зарезал его, как ягненка. И душа Глеба вознеслась на небеса. И узрел святой любимого брата, и оба они приняли венцы небесные, которых так желали. И возрадовались радостью неизречен¬ною, ведь они стали жить вместе в раю.
Убийцы возвратились к Святополку и сказали ему:
— Сделали мы повелен¬ное тобою.
Когда святой Глеб был убит, тело его бросили в пустынном месте. Но Господь никогда не оставляет Сво¬их рабов. И вот, когда тело святого долго лежало на пустыре, Господь не оставил его: на этом месте люди то видели свет, как от горящей свечи, то слышали пение ангель¬ское.
Ярослав, возмущен¬ный убийством братьев, пошел войною на брато-убийцу, окаянного Святополка и победил его при помощи Божией и святых князей мучеников.
Окаянный Святополк бежал. И напал на него бес и ослабел он так, что не мог сидеть на коне и его несли на носилках. Лежа на постели, Святополк все вскакивал и говорил: «Бежим, за мной гонят¬ся. Ох, мне!» Ему казалось, что кто-то гонится за ним. И умер он и принял возмездие от Господа.
С того времени затихли в русской земле распри, а Ярослав получил княжение. Ярослава за его справедливое и разумное правление прозвали Мудрым.
Ярослав Мудрый стал вопрошать о телах святых братьев, как и где они положены. И поведали ему, что святой Борис погребен в Вышгороде, о святом же Глебе не все знали, что он был убит в Смоленске. И тогда сказали Ярославу близкие, что они слышали от приходив¬ших оттуда, будто там они видели сияние и свечи на пустынном месте. Услыхав это, Ярослав послал на по¬иски в Смоленск священников и сказал им: «Это мой брат».
Священники пошли и отыскали его тело там, где совершались видения. С почтением, со свечами многими и кадилами перенесли они его в лодки и отвезли в Вышгород, где лежало тело  Бориса; там они вырыли могилу и положили тело, изумлен¬ные его прекрасным и цветущим видом. Удивительно, что тело святого столько лет оставалось невредимым, не тронутое зверями, и не только не почернело, как это бывает с трупами, но было светло, прекрасно и цело. Так Бог сохранил останки своего страдальца.
На местах, где были убиты святые братья, были созданы церкви во имя их. И много чудес совершалось в этих местах. Однажды от мощей святых князей получил исцеление хромой мальчик: святые Борис и Глеб явились ему во сне и осенили крестом больную ногу. Мальчик проснулся и встал совершенно здоровым.
Святые братья Борис и Глеб прославились своей добротой, кротостью, братолюбием, а главное — своими невинными страданиями. Поэтому они именуются страстотерпцами.  Они стали первыми русскими людьми, которых церковь причислила к лику святых.
Святые братья сделали то, что было тогда еще ново и непонятно для Руси. До Крещения русские люди были язычниками, которые жили по закону кровной мести, а Борис и Глеб показали, что за зло нельзя воздавать злом, даже под угрозой смерти. Святые мученики Борис и Глеб отдали жизнь, но не пошли против своего старшего брата, не стали мстить ему. Святые благоверные князья Борис и Глеб, молите Бога о нас!


Рецензии