Увидеть белый свет

                Увидеть белый свет

Среди ныне живущих женщин-прозаиков я не могу вспомнить более яркую творческую личность, чем Ирина Ракша. Ещё в молодости я зачитывался её рассказами, следил за её новыми публикациями и даже представить себе не мог, что когда-нибудь с ней познакомлюсь. Тогда мне, молодому поэту, она казалась небожителем. Впрочем, её творчество прочно стоит ногами на этой земле. И это русская земля – земля, подарившая миру столько талантов, что ни одному народу такое и не снилось. Слово «юбилей» как-то неприменимо к Ирине Ракше, хотя бы потому, что слово это мужского рода и к этой женщине не относится. Хотя сама  она не делает из своего возраста никакой тайны и избегает обычного женского кокетства. Её творческий багаж – полвека в литературе, сотни публикаций рассказов, сценариев, переводов, статей.  Духовный мир, в котором она обитает, открыт читателю настежь, как степь открыта всем ветрам. В ней много степного, порывистого, природного. Многие известные поэты второй половины ХХ века несли к её ногам свои посвящения. Но она была музой только одного человека - талантливого русского художника Юрия Ракши. Господь щедро одарил Ирину Ракшу и красотой, и умом, и талантом, и… друзьями. В её гостеприимный, по тем временам небогатый, дом были вхожи люди, являвшие собой лучшее из советской эпохи: Шукшин и Пастернак, Тарковский и Светлов, Носов и Астафьев, Лихоносов и Казаков,  Воробьёв и Симонов, Расул Гамзатов, Кайсын Кулиев, Мустай Карим. И ещё большой ряд известных имён, в том числе, Высоцкий, Соломин, Акира Куросава.
Творчество Ирины Ракши не случайно было отмечено Российской Академией наук – в её честь одна из малых планет Солнечной системы (№5083) получила имя «Иринара» (Ирина Ракша). А начиналась её трудовая биография на целинных землях, в бескрайних и безводных степях, где она… работала на тракторе. Сейчас в порядке вещей искажать всё советское прошлое. Но куда девать наших фронтовиков, которые вынесли на своих плечах страшную войну и вернулись с Победой, или тружеников тыла, которые работали не за скудный паёк, а за своих сыновей, мужей, отцов, а куда девать тот молодой задор целинников, строителей городов, плотин, заводов? Или это всё тоже можно списать и вычеркнуть из русской истории? За свой труд Ирина Ракша в 1956 году была награждена медалью «За освоение целинных земель», её фотография даже попала на обложку элитного тогда журнала «Советский Союз». Ей довелось работать в Туве, Хакассии, Красноярске. Она скакала на лошадях, ездила по пыльным дорогам в грузовиках, тряслась на грузовых платформах по железной дороге. Обширная география нашей страны хорошо прослеживается в её рассказах, а люди, с которыми её свела судьба, стали навек героями этих произведений. Кто-то сказал, что жизнь всегда богаче авторских вымыслов. Это правда. Вот только не каждому дано подмечать в жизни всё интересное, да ещё талантливо поведать об этом читателю. Наиболее ценное в писательском труде то, что он расширяет горизонты читателя, формирует его мировоззрение и приводит его в духовный мир. Это для писателя выше правительственных наград и литературных премий, потому что духовный багаж не имеет цены – он бесценен, это то, с чем мы приходим к Создателю в конце жизни.
Яркий талант Ирины Ракши на протяжении многих лет находился в соседстве с другим талантом – это русский художник и муж Юрий Ракша. Они не подавляли друг друга, не затеняли, а, скорее, дополняли. Это ли не редкость? Она была его музой, женой, матерью его дочери. Многие исторические образы в его картинах были списаны именно с жены – глубоко, проникновенно.
О творчестве Ирины Ракши было написано немало статей. «По алтайской степи на взмыленном коне пронеслась мимо меня амазонка. Так состоялось моё первое знакомство с семнадцатилетней Ириной Ракшой…» Так вспоминал о встрече в 1963 году Михаил Светлов. Он тоже попал под очарование её личности и светлой простоты её рассказов, он даже написал такие строки:
                Откуда ты взялась такая?
                Где ты жила, где ты росла?
                Твоим желаньям потакая,
                Природа всё тебе дала.         
Обширная география нашей страны хорошо прослеживается в её рассказах, а люди, с которыми её свела судьба, стали навек героями этих произведений. Жизнь её удивительно насыщена с молодости и поныне. В 1960г. она заканчивает агрофак Тимирязевской с/х академии, в 1967г. сценарный факультет ВГИК, 1975г. Высшие литературные курсы Литинститута им. Горького. В начале 60-х годов у Ирины Ракши вышла первая книга «Почему опоздал маневровый», затем «Скатилось колечко». Она печатается в наиболее популярных журналах «Смена», «Молодая гвардия», «Юность», «Огонёк», «Работница». По её сценариям  в 60-е были сняты фильмы «Арбузный рейс», Бабье лето», «Веришь – не веришь», «Ждите писем». Множество статей и монографий она посвятила русским художникам как М. Греков, А. Пластов, Левитан, Ю. Ракша. Художественный талант её мужа, Юрия, также оставил след в русской художественной культуре. Его триптих «Поле Куликово» был забран в Третьяковскую галерею, когда ещё и краски-то не успели высохнуть. Именно в честь Юрия ещё одна планета обрела имя «Ракша». Вот так и вращаются две планеты в Солнечной системе – Иринара и Ракша. Удивительно, что два таких таланта долгое время находились рядом, не только не затеняя друг друга, но, скорее, дополняя. Для Юрия Ирина была не только женой или матерью его дочери, она была его музой. Многие исторические образы в его картинах были списаны именно с жены – глубоко, проникновенно, с истинно русской сутью. В память мужа Ирина Ракша выпустила монографию с репродукциями картин, рисунков, набросков. Её творческому темпераменту могут позавидовать молодые. Ей удаётся подмечать не только самое интересное в жизни, но и талантливо поведать об этом читателю. Наиболее ценное в писательском труде то, что он расширяет горизонты читателя, формирует его мировоззрение и приводит его в духовный мир. Это для писателя выше правительственных наград и литературных премий, потому что духовный багаж не имеет цены – он бесценен, это то, с чем мы приходим к Создателю в конце жизни, это оправдание нашего существования в земной ипостаси.
Её публикации появлялись в самых популярных журналах СССР – «Смена», «Молодая гвардия», «Юность», «Огонёк», по её сценариям снимались фильмы,  статьи о её творчестве были подписаны очень известными литературными именами: Нагибин, Стаднюк, Дангулов, Борщаговский, Сурганов. Её герои легко узнаваемы, потому что окружают нас в повседневной жизни, никому не придёт в голову сказать, что автор всё придумал. Правда жизни. Её тонко чувствует народная душа, которую можно запутать с высоких правительственных трибун или обсчитать в магазине, но её нельзя обмануть в главном – искренность, участие, милосердие, вера.
Читая документальный рассказ Ирины Ракши «Пятое Евангелие», очень зримо представляешь себе события двухтысячелетней давности: улица Виа Долороза, скорбный и победный путь Христа. Скорбный потому, что люди не увидели, не поняли Того, Кто принёс им Любовь. Победный потому, что «смертию смерть поправ» указал путь к Спасению. Автор проводит читателя до самой Голгофы, отчего тот включается в эту реальность, словно переместившись в машине времени в начало новой эры. Даже те, кто никогда не читал Евангелие, прониклись бы разворачивающимся перед ними действом, которое оказало влияние на последующую человеческую историю.
Герои Ирины Ракши – обычные люди, мимо которых мы скользим по жизни, потому что ищем нечто экстраординарное, забыв о природе, о чужой боли, о трагических судьбах простых русских людей, о многострадальности нашей Родины. В документальной прозе Ирины Ракши оживают наши современники – не так давно ушедшие Василий Шукшин и Юрий Ракша. Герои Шукшина близки к народу, они и есть народ. Это их роднит с героями Ирины Ракши – та же подлинность русских характеров, та же искренность. Юрий Ракша, вообще былинная фигура – цельная, сильная, одухотворённая. Кстати, в 2007 году 70-летний юбилей был отмечен персональной выставкой художника в галерее Андрияки, куда были доставлены его работы из Третьяковской галереи. А в этом году был снят документальный фильм «Я завещаю тебе». И всё это благодаря неистощимой энергии Ирины Ракши. В её документальной прозе живут удалённые от нас по времени художник Левитан и блестящая русская певица Надежда Плевицкая. Это бабушка Ирины по отцовской линии. Надежда Плевицкая была не только исполнителем русских песен, но и собирателем. Не так давно молодёжь Курска, узнав о знаменитой своей землячке, стала проводить фестивали русской песни её имени. Здесь прослеживается сопричастность к русской культуре прошлого, без которого не может существовать ни один народ. И это очень важно именно сегодня, когда агрессивная западная среда надвигается на наше духовное поле, стремясь не только завладеть огромными богатствами России, но и подчинить себе её душу. Очень хотелось бы, чтоб молодёжь доросла, наконец, до русской классики, до книг Ирины Ракши, до осознания русской истории и чтобы перестала глотать «литературную жвачку» окололитературных дам и скандальных писателей, которые издают по десять книг в год. Её последний роман «Белый свет» исполнен в лучших традициях русской прозы, он передаёт не только народный язык, незатейливый быт народа из глубинки, но и его философию.   
«Останкинские Дубки», основанные на детских воспоминаниях девочки о военных годах, исполнены на такой щемящей ноте, что иногда хочется заплакать. Хотя нашему поколению начала 50-х не досталось того, что досталось «детям войны», всё же чувствуется преемственность поколений. Наше детство нельзя назвать сытым и благополучным, но оно было счастливым. Трудно пройти мимо голодной собаки или кошки, чьи глаза  взывают к состраданию. А каково было взрослым в военные годы видеть голодные глаза своих малышей. Мороз по коже. Всё это передаётся в рассказе Ирины Ракши, хотя она избегает острой трагедийности, а подаёт это как будни тяжёлого времени. Ей очень свойственно чувство сострадания, милосердия, особенно к животным. Она подкармливает в дачном посёлке брошенных собак и кошек, раненных голубей. Её домашние кошки когда-то были спасёнными ею на улице. О животных она сказала: «Это вообще – боль моя. У меня перед животными постоянное чувство вины за жестокость человечества».
Ирина Ракша не только блестящий прозаик, она двигатель всего, организатор, неуёмная натура – может щедро похвалить понравившееся стихотворение или разругать. Она очень хорошо чувствует слово, прекрасно владеет языком прозы, избегая слишком сложных и запутанных построений при повествовании. Поэтому  читать её легко, даже радостно, словно встретил друга. Её творчество было отмечено различными литературными премиями: Есенина, Шукшина, Золотое перо; её имя вошло во многие литературные энциклопедии.
И ещё. Юбилей – не подведение итогов, не почивание на лаврах, а новая ступень для творческой личности. Пока человек творит, он продлевает свой век. Не так давно Ирина Ракша была награждена «Орденом Дружбы». Хочу поздравить Ирину Евгеньевну с этим событием и пожелать ей творческого долголетия.

                Борис Виленский


Рецензии