ГлобАтеизм сценарий фильма

1 сцена

Подросток 14 лет беззаботно катится по тротуару на скейт-борде. Потертые временем кроссовки выдают в нем профессионала доски. Он умело объезжает как помехи на дороге, так и прохожих, спешащих по своим делам. Маленькая улица, по которой едет мальчик, впадает в центральный проспект Большого Города.  Подъехав в перекрестку, подросток на секунду замирает, смущенный внезапным гулом потока автомобилей. Но вот, движение на светофоре останавливается, и он аккуратно переходит проспект, взяв свой скейт под мышку. Сливаясь с пешеходами, мальчик меняется в лице, становится более серьезным.
Перейдя на противоположный угол, скейт-бордист останавливается у здания светло-кирпичного цвета и задирает голову наверх. В этот момент над городом повисают сумерки. Взгляд мальчика медленно скользит по стене, пока не доходит до светового прямоугольника. На крыше здания установлен светящийся биль-борд с надписью "ГАЗПРОМ". Подросток не моргая смотрит на светящееся табло. Затем он замечает перед собой углубление в стене.  Похоже, что эта дырка - лишь техническое отверстие, ведущее в подвал здания на центральном проспекте. Ребенок медленно делает шаг вперед к подвальному "алтарю", еще раз обращается взглядом наверх - к светящемуся табло, и аккуратно помещает свой скейт в эту нишу. Наполненное трепетом действо совсем не волнует людей вокруг. Спеша, они обходят мальчугана, словно муравьи, громко разговаривая по телефону. Пара мужчин в дорогих костюмах, выходящие из этого здания с вывеской, замечают пацана, и одобрительно улыбаются глядя в его сторону и на принесенный им скейт. Но взгляд мальчика устремлен к вывеске из 7 букв и полон сакрального трепета. Оставив свой скейт в стене, он делает шаг назад, соединяет две ладони перед собой и делает жест "намасте". Хорошо обкатанный скейт идеально вписывается в ширину ниши, ведущей в подвал. Подросток прикрывает глаза, будто обращаясь внутрь себя и проходя важный обряд инициации. Сбоку от пацана, у главного входа в здание, мужчины в костюмах завершают беседу, жмут друг другу руки и расходятся в разные стороны. Один из двух мужчин, проходя мимо парня, хлопает его по плечу, как бы признавая "Теперь ты один из нас".


2 сцена


Ясное летнее утро. Еврей - студент, лицо которого излучает радость и благодушие, едет на велосипеде по улице. Кажется, что он никуда не спешит. Потому что движения у него размерянные и неторопливые. Еврей рассматривает деревья на обочине дороги и приветствует редких прохожих, что-то тихонько напевая себе под нос. Кудрявые завитки пейсов кокетливо и непринужденно резвятся на ветру, в такт движению велосипеда. Однако, если отвлечься от его лица, и посмотреть на еврея целиком, то быстро станет заметно, что велосипед еврею заметно мал. Его ноги едва разгибаются, а колени и вовсе опережают переднее колесо! Велосипед еврею явно не по росту. Оттого и движения у него такие замедленные. Но, в сущности, данные мелочи совсем не портят ему настроения, и даже нисколько не мешают продолжать движение.

Наш герой, не меняясь в лице, проезжает мимо синагоги, так же бескорыстно улыбаясь утреннему солнцу. Еврей сворачивает в узкий переулок и останавливается у лавки старьевщика под вывеской "Антиквариат". Возможно, что именно здесь он приобрел своего "боевого коня". Еврей медленно слезает и с присущим ему педантизмом прислоняет свой велосипед к стене. Подходя к витрине магазина, он ладошками прикрывает глаза от солнца и заглядывает внутрь через стекло. Поскольку магазин еще не открылся, на двери висит табличка "ЗАТВОРЕНО". В лавке соседствует конгломерат бесполезных, отживших свое вещиц, его взгляд скользит по старинным книгам, тканным гобеленам, музыкальным патефонам и вдруг замирает на золотых ложечках. В центре зала, на камоде из красного дерева, слева от вешалки с шинелью времен 2-ой мировой войны, заняли место они, полдюжины одинаковых именных ложек с буквицами, которые через стекло витрины никак нельзя разобрать. Ложечки лежат в раскрытой коробочке на синем матовом бархате, который даже сохранился еще лучше, чем сама позолота этой бытовой аристократической утвари. Набор из 6 ложек - как давно он искал это чудо! Еврей украдкой достает из кармана носовой платок и вытирает им лицо. Он остается так стоять, прислонившись лбом к витрине и всматриваться в раскрытую коробку с шестью одинаковыми золотыми ложками. Его плечи немного дрожат. Затем слышится бормотание молитвы. В витрине лавки отражается купол синагоги.



3 сцена


Воскресенье. Колокольный звон созывает всех на полуденную молитву. Люди, в основном это женщины, облаченные в платки и длинные юбки, спешат на службу, чтобы поставить свечку, написать главное имя на записочке и передать ее сестре-служительнице. Около храма прямо на земле расположился бездомный юродивый. Кажется, что это и есть его основное место пребывания, а также работы. Он одет в истрепанный ватник, протертые джинсы. Тряся своей нечесаной бородой, юродивый просит у прихожан милостыню, указывая на жестяную банку, которую выставил вперед перед своим бренным телом. По внешнему виду просящего милостыню бомжа заметно, что такие удовольствия как душ, спальное место и крыша над головой ему давно не ведомы. Прилежные прихожане должно быть тоже думают об этом, когда невольно видят его, покидая храм и направляясь к своему автомобилю. Именно в этом коротком отрезке своей жизни - по дороге из храма к автомобилю, задевая взглядом бомжа, у них появляется редкий шанс начать больше ценить то, что имеют. Они думают, что ценят. Но они заблуждаются. Потому что знание того, как это - жить, когда у тебя ничего нет, им недоступно вовсе. Однако, беззлобность и ненавязчивость нашего юродивого приносит ему пусть незначительный, но такой приятный доход. Он благодарит всех за каждую копеечку, поданную ему случайным прохожим на ходу.

При этом, интересно наблюдать: одни кидают монеты так, что те со звоном отскакивают. Как будто кидают ему от злости. И тогда наш бездомный слезает со своей  табуретки, и ползет их собирать. Другие же, наоборот, специально замедляют свой шаг, чтобы нагнуться к самой земле и опустить туда монету своей теплой недавно вымытой с мылом рукой, едва касаясь края жестяной банки. А есть и такие, что кладут даже беззвучные, бумажные деньги, и в основном это почему-то мужчины, но они нечастые гости при этом дворе. Поэтому, если такое если и случается, то крайне редко. И каждый случай запоминается надолго!

Неожиданно к юродивому направляется такой мужчина. Но, вместо того, чтобы нагнуться и подать ему милостыню, мужчина спрашивает у юродивого, где здесь туалет? Бездомный в ответ лишь поднимает плечи, заметно медленнее, чем это мог бы сделать кто-то другой. Мышцы у него постоянно затекшие от холода и неудобной лежанки. Откуда ему, человеку без определенного места жительства знать, где здесь ближайший туалет?! Ведь если ему и приспичит, то уж свою нужду он незаметно справит прямо здесь, вот в этом леске на задворках храма.

Пожимая плечами, юродивый также издает протяжный бессвязный звук, как бы дополняя свой однозначный ответ. Мужчина уходит. Проходит какое-то время, и мужчина возвращается, и снова он не собирается подавать бездомного денег, а вместо этого жестом предлагает ему пойти с ним. Бездомный весьма удивлен - куда его зовет этот господин? Зачем? И главное - ради чего он должен покинуть свою кормушку?! Но мужчина настаивает, даже берет юродивого под локоть, помогая ему встать. И куда-то его ведет...
Дорожка вдоль храма имеет причудливые окружные очертания, и чугунную оградку вдоль дороги. Подходя с мужчиной к самому выходу с храмовой территории, бездомный замечает два странных объекта, которые появились здесь совсем недавно. Раньше он их просто не замечал! Объекты напоминали кабинки, были соединены какими-то проводками, и непонятным образом их объединяла женщина, сидящая между ними на белом пластиковом стуле.
 
- Вот и БИОТУАЛЕТ! Извольте испробовать, - сказал мужчина, и подтолкнул юродивого вперед. Женщина на стуле обратила на них внимание и заметно оживилась.

- 10 рублей! - важно прокомментировала она, для солидности даже привстала на стуле, и положив на колено книжку обложкой вверх.

Юродивый замешкался, он еще никогда не оказывался в такой ситуации. Справлять нужду в этой голубой кабинке было одновременно волнующе и немного страшно. Мужчина поспешно сунул женщине на стуле бумажку достоинством 10 рублей, и снова подтолкнул бездомного к кабинке. В этот момент, исполненный высочайшего волнения, у бездомного почему-то зачесался глаз, и всплыл образ маленького домика, который он иногда, нечасто, но видел во сне. В этом домике он был в безопасности и тепле, и там никто не мог его обидет и достать... Бездомный сделал шаг вперед, подойдя совсем близко к порогу голубого ничейного домика-кабинки, и словно в судороге перекрестился.


4 сцена

Пасмурное небо, как перед грозой. Шум города, огромная площадь рядом с центральным вокзалом. Где-то в далеке слышны звуки полицейской сирены. Площадь, окруженная небольшими постройками, усеяна редкими скамейками, урнами и канализационными люками. Но центральное место здесь - и это видно невооруженным взглядом - занимает одетое в белое покрывало только что возведенное крупное здание.

К торговому центру тем временем стягиваются толпы людей. Разговоры становятся тише, а все взгляды прикованы ко входу в новый ТРК. Люди показывают пальцем на огни, просвечивающие сквозь белое покрывало на здании. Еще чуть-чуть и пелена спадет. Все затаили дыхание. Звучит торжественный марш, призывая всех собравшихся замолчать и устремиться к эпицентру действа. Огромный видеопроекционный экран транслирует происходящее у входа. Губернатор города и еще несколько важных людей в костюмах, улыбаясь, перерезают красную ленточку, и спустя несколько мгновений падает белая мантия, раскрывая нарядный фасад с большими золотыми буквами ТРК "ГАЛЕРЕЯ".

Исполинское здание в римском стиле, с широкими колоннами и атлантами-гладиаторами, отливая крупными вывесками мульти-брендов, внушает трепет человечеству, собравшемуся на широкой площади. Необъятный масштаб ТРК заставляет каждого почувствовать себя еще более маленьким в руках коммерческого провидения. Грунтовое небо будто специально контрастирует со светлым камнем здания, как будто ТРК выполнен из лунных пород камня.  В эркерах между колоннами струится мягкий свет, придавая колоссальному торговому комплексу эффект парения и призывая к почтению представленных здесь БРЕНДОВЫХ магазинов. Из недр ТРК доносятся звуки классической музыки в попсовой обработке, запахи счастья, денег и ванильного мороженного. Вылетая оттуда на площадь, запахи смешиваются с испарениями из канализационных люков, и дополняясь вонью вокзала, составляют неповторимый коктейль. Возможно, что именно этот неосознанный штрих заставляет шоппинг-паломников стремиться попасть внутрь этого благословенного места еще скорее.

В это время, из утробы урбанополиса - метрополитена - появляется семья из четырех человек. Они выходят на площадь, чтобы стать свидетелями открытия ТОРГОВО-РАЗВЛЕКАТЕЛЬНОГО КОМПЛЕКСА. Папа держит старшего сына за руку, а в другой руке несет младшую дочь. У мамы на плече висит большая женская сумка, она поглядывает на детей, поправляя им то ли носы, то ли пуговицы на воротнике. У мамы и девочки на головах платки.

Они проходят площадь до середины и, не сговариваясь, останавливаются.  Девочка ковырявшая пальцем в носу, вдумчиво замирает, забыв достать из носа палец. Папа спускает с рук девочку, ставит ее на землю. Мальчик вопросительно оборачивается на отца. Мама вытягивается в струнку, стягивая сумку с плеча. Родители синхронно опускаются на колени, приклоняя голову к земле и вытягивая руки вперед. Дети молча за ними наблюдают. Наконец, папа дает команду детям, и те неуверенно следуют за родителями и делают то же самое. Несколько раз все члены семьи пригибаются и разгибаются, обращая просьбы к тому, к чему скоро они станут причастны. Их просьбы звучат в традиции причитания - бормотания, отчетливо удается лишь услышать слова матери "туфли" и "кухонный комбайн"; отца "новый аккумулятор", а детские просьбы и вовсе расслышать не удается. Завершив это таинство, семейство дружно поднимается, рассчитывая милостиво получить все то, что только что перечислили.

Несколько счастливчиков с уже полными руками покупок в фирменных пакетах, с чувством собственной значимости, безмолвно и не суетясь покидают ТРК через вращающуюся дверь. Толпа перед входом провожает их взглядом, с завистью всматриваясь в разноцветные дорогие пакеты. Дверь как метроном, не обращая внимание на страждущих попасть в ее жернова, в своем ритме, крутится против часовой стрелки, отмеряя круг за кругом. С каждым кругом, дверь впускает все новую порцию людей. Их глаза горят. У одной девушки из очереди перед входной крутящейся дверью, где образуется самая давка, от предвкушения встречи с чем-то тайным и прекрасным текут слезы. Некоторые из толпящихся на площади людей, как по одиночке, так и целыми группами, припадают к земле и простирают руки к только что открытому храму консьюмеризма. Застывшие каменные изваяния, украшая собой вход в ТРК назидательно глядят на толпу. Наше семейство, украдкой переглядываясь, со значением приближается к вертящейся двери...


 На экране появляется текст "А чему молишься ТЫ?"


Синопсис фильма:

<<ГлобАтеизм>> состоит из 4-х сцен-зарисовок. Каждая из зарисовок изображает незамысловатого героя нашей повседневной реальности, который справляет свою религиозную нужду в казалось бы совсем не предназначенном для этого месте. Кроме того, высшие сакральные переживания у героев вызывают неожиданные материальные объекты.  Однако, люди вокруг не обращают на это никакого внимания. Потому что своими действиями герои отражают глобальную духовную болезнь всего общества. Весь мир изменился настолько, что даже сакральные ритуалы, ревностно хранимые человечеством веками, в наше время теряют свою направленность и истинное значение.

Ритуал - это некий синтез человек и Бога. Мы и не заметили, как в поле сакрального стала проникать и интегрироваться обыденность, а также комфорт и удовольствия, заменяя то, что ранее определяло путь и высшую ценность человеческого бытия. То и дело  слышно, как современный человек жалуется на потерю смысла своего существования, но мало кто обращает внимание на то, на что он в действительности обращает свое внимание. Разве не мы в ежедневной погоне за ложным представлением о счастье теряем связь со своей божественной природой? Недавно в детском саду был проведен опрос. На вопрос воспитателя “Что самое в жизни ценное после здоровья?” Большинство детей, недолго думая, ответили “Айфон”.

Во что теперь верить молодому человеку в мегаполисе? К каким ценностям обращено нынче наше общество? Что отражается в современных рекламных мифах, какие жертвоприношения нынче уместны и чему служат ставшие привычными ритуалы?  Данный фильм обращается к широкому зрителю, слишком широкому, чтобы принимать упреки в различного рода дискриминации. Цель фильма - обозначить вопросы, связанные с первоисточником человеческого бытия. Когда человечество поглотил материальный мир? Какой объект материального мира вызвает наивысший трепет в душе каждого из нас?

Недаром в конце фильма появляется немой вопрос “А кому молишься ты?”

Чтобы ответить на этот вопрос, сначала надо задуматься о том, какие химеры прикрывают отношения между человеком и Божеством? Псевдо-религиозные ценности и глобальный атеизм современности : что это на самом деле - сон или гипноз человечества?  Обман или самообман? Может, ГлобАтеизм лишь форма язычества 21 века? А возможно,  это и есть преддверие апокалипсиса?..

А вдруг, в этих “глобатеистичных” ритуалах и сакральных переживаниях строится новый миф о Боге? А может, в них уже есть сам Бог?


Рецензии