Вращающие мир

«Всякий вид деятельности приятнее, чем длительный покой»

Демокрит


Если земля вертится, значит кто-то ее вращает. Кто эти люди, придающие движение всему? Что заставляет их непрерывно что-то предпринимать? Высшее предназначение, желание выразить себя, стремление к совершенству, или вечная жажда власти? Куда ведут перемены, и каким окажется мир, когда они произойдут?


В чем сила?


Активный и предприимчивый человек всегда на виду. Словно яркая звезда, он не только манит взор, но становится предметом сказок, слухов и легенд. Ему приписывают неземное могущество и самые мрачные злодейства. Мудрость, нравственную добродетель, и мелочную всепожирающую алчность. Однако, это эффект восприятия. Он такой же, как все. Просто ему реже сидится на месте. И движок у него мощней.


Что заставляет его вновь и вновь предпринимать что-то новое, не останавливаясь на достигнутом? Одни считают источником высшее назначение, особую миссию, возложенную на него миром. Другие склонны видеть за внешней активностью внутреннюю пустоту, требующую себя чем-то заполнить. Стремление к совершенству, находящее выход в делах. Или неутолимый голод. Все зависит от точки зрения.


Кто они, люди дела? Привычное словосочетание «деловой человек» вызывает больше вопросов, чем дает ответов. Во-первых, может сложиться впечатление, что все остальные люди являются бездельниками. А во-вторых, не ясно, что предлагается понимать под словом дело. И можно ли считать деловым человеком рабочего на стройке, либо сельского труженика, или все они заняты сущими пустяками?


Однако, реальная практика употребления слов показывает, что здесь мы имеем в виду человека, не просто занятого, но и лично выбирающего род занятий. То есть, свободного от принуждающей его силы. Деловой человек противоположен не рабочему, а рабу. Или праздному господину, живущему за счет чужого труда, к плодам которого он причастен лишь в силу обретенного при рождении или по должности статуса.


Этот двойственный ранг, располагающий предпринимателя посередине между наследственной знатью и трудящимися массами, послужил не только корнем выражения «третье сословие», но и предопределил ряд других противоречий. Одни из них вылились в реальные конфликты, другие существуют лишь в наших головах. Часть из них лежит на виду, другие скрыты. Попробуем рассмотреть самые яркие.


Творить или исполнять?


Философы с давних времен противопоставляли исполнителей и творцов. В одних видели косную массу, нуждающуюся в придающих ей сознательную силу лидерах. Других же считали существами особыми, в силу воли богов, личных качеств, или стечения обстоятельств, избранными к высшей роли. Противопоставление личности и стада пронизывает собой нашу религию, искусство и повседневные представления.


Творец – создает новое, повинуясь собственным внутренним импульсам. Непредсказуем даже для самого себя. Многие по сей день считают, что своей способностью он обязан воле небес, через его посредство являющих нам свое величие. Другие полагают, что умение и потребность создавать новое отражает естественную способность каждого. Но в большинстве из нас она оказывается подавлена с детства.


Исполнитель – следует внешним распоряжениям. Нуждается в мотивации и приказах, без которых не сдвинется с места. Склонен очаровываться талантом творца, и обожествлять его. Но когда все идет не так, легко впадает в агрессию. Однако, при благоприятных условиях, может достичь вершин мастерства. Тогда он становится прекрасным имитатором, способным повторять произведения подлинных творцов.


В патриархальном обществе роль лидеров была закреплена за представителями господствующих групп. Мужчины полагали себя носителями власти и творческого начала, отводя женщинам и детям место послушных домашних животных. Так же распределялись роли меж народами завоевателей и покоренными жертвами. Внутри общества принадлежность к группе обычно передавалась по наследству.


По мере роста образованности, уровня благополучия и следующего за ними чувства собственного достоинства, традиционное распределение ролей вызывало большие сомнения. Сегодня очевидно, что творческий дар и лидерские качества не передаются по наследству, и не являются привилегией одного народа, или социальной группы. В каждом живет творец, но не всем выпадает шанс его в себе разбудить.


Создавать или управлять?


Перед теми, кому повезло пробудить в себе творческое начало, возникает следующий выбор. Создавать, следуя своей собственной уникальности, развивать талант и полагаться лишь на него, либо стать организатором, координирующим усилия и таланты многих. Расчеты показывают, что второе выгоднее, и способно дать много больший результат. Но верность призванию часто требуют предпочесть первое.


Создатель – яркий индивидуалист. Часто обладает многими талантами. Доверяет обычно лишь самому себе, но при этом умеет взаимодействовать с людьми, производя на них очаровывающее впечатление. Впрочем, столь же часто он склонен и к конфликтам. Иногда его терпят ради его выдающихся способностей. Но ему все равно. Результат для него важнее личных отношений и социальных порядков.


Организатор – стратег, мастер общения и системно мыслящий аналитик. Любит создавать сложные схемы, составлять далеко идущие планы и издавать подробные инструкции. Часто становится изощренным манипулятором, использующим других в своих играх. Надежность и управляемость для него важнее, чем достижение новых вершин. Но это позволяет ему решать долговременные задачи.


Интересно, что представители многих профессий пытаются сохранить статус создателя в своей собственности, отказывая в том другим. Интеллектуалы и ученые настаивают на своем праве считаться разумом человечества, оставляя лицам иных профессий роль администраторов или не рассуждающих работников. В среде творческой богемы можно обнаружить столь же привычный элитарный снобизм.


Внутри предпринимательского сообщества и политической элиты эти две роли закреплены меж основоположниками и распорядителями. Первые начинают дело с нуля, вытягивая проект на личном энтузиазме, силе воли и кипучей энергии. Вторые подхватывают управление, когда в успешно работающий проект требуется внести контролируемый порядок. И это две совершенно несовместимые установки.


Сделать или присвоить?


Еще более несовместимы и противоположны друг другу две позиции, каждая из которых в равной мере может требовать от своих приверженцев предпринимательского таланта, творческой смелости и управленческой дисциплины. Созидание и присвоение. Первая предполагает личную инициативу и ответственность за свои решения. Вторая делегирует риски исполнителям, оставляя выгоды на собственный счет.


Производитель – ориентирован на создание того что имеет ценность. Мир словно бросает вызов его предприимчивости, и требует наполнить себя недостающими в нем вещами. В зависимости от сферы деятельности это могут быть как продукты материального производства, так и новые знания, информация и смыслы. Под его рукой мир становится все более сложным, и наполняется новыми возможностями.


Эксплуататор – ориентирован на перераспределение и присвоение созданного другими. Им будто движет неутолимый голод, заставляющий захватывать ресурсы, даже если он не в состоянии ими распорядиться. Способы присвоения простираются от легальных схем до силового отъема. Иногда эксплуататор передает присвоенное в управление доверенным лицам, и живет получая ренту. Но ему всегда мало.


Традиционно позиция эксплуататора всегда представлялась более выигрышной. Получать блага жизни, не вкладывая в них силы души, дело куда более простое, нежели созидание нового на свой страх и риск. Однако, для увлеченных своим предназначением и талантливых людей, это позиция мало приемлема и даже оскорбительна. Кроме того, в эксплуатации другого есть слишком много моральных проблем.


Тем не менее, философы, интеллектуалы, и обычные труженики, с давних времен настойчиво принимали за эксплуататоров всех людей дела. Им часто приписывали мыслимые и немыслимые злодейства, распаляя в себе зависть к успеху и классовую ненависть. За что иной раз приходилось расплачиваться всем без разбора. С другой стороны, в некоторых случаях эти подозрения не лишены оснований.


Что дальше?


В жестко структурированном обществе роль эксплуататоров берут на себя представители правящих классов. Сам факт принадлежности к власти позволяет им извлекать ренту из своего положения, эксплуатируя народ. И прежде всего самую предприимчивую его часть. Вслед за высшими слоями административную ренту начинает извлекать чиновничество, превращающееся в феодальных властителей.


Таким образом, иерархически устроенное общество оказывается противником всех социальных групп, за исключением прямо включенных в государственное управление. Жесткие структуры, идеально подходящие для решения задач военного времени, оказываются несовместимы с мирной жизнью. Поэтому общества, разделенные внутри себя сословными перегородками, часто склонны устраивать войны.


По мере накопления противоречий, растет тенденция превращения внешней войны во внутреннюю. Когда набирается критическая масса людей, видящих в существующих порядках помеху, изменения становятся вопросом времени. Их возглавляют самые деловые и активные. Творцы и создатели нового. Революция становится для них лучшим бизнесом. Однако, начав дело, не всегда удается его закончить.


Революционные изменения выдвигают вперед предприимчивых творцов. На смену им приходят управленцы, подчищающие революционный хаос вместе с теми, кто его начал. Иерархическая структура восстанавливается. Новые элиты занимают место старых. Постепенно противоречия накапливаются, и революцию приходится повторять. И так несколько раз. Это оказывается довольно разорительно.


Новые времена приносят новое мышление. В сложно организованном мире резкие перемены чреваты необратимыми разрушениями. Эволюционное мышление преодолевает революционный энтузиазм. Социум трансформирует сам себя изнутри, становясь более динамичным и структурно усложненным. Хаос сменяется социальной инженерией, осознанным конструированием разумно устроенного общества.


Люди дела находятся в первых рядах создателей будущего. Проект считается идеальным не тогда, когда приносит максимальную прибыль, а когда позволяет достичь всей иерархии целей на разных уровнях. Материальном, управленческом, социальном, и духовном. Мир превращается из объекта потребления в источник радости. И стать участником этого может оказаться самым захватывающим в нашей жизни делом.


Рецензии