Слуга

 - ВинД-617! Подъём, пора включаться! ВинД-617!
Сладкая истома отключения не хотела выпускать из своих объятий. Я, не активируя фотоэлементов, потянулся, заставляя суставы и сочленения проснуться. Организм на мгновенье напрягся, но тотчас снова блаженно расслабился. Включаться очень не хотелось.
 - ВинД-617, я кому сказала?! Давай, просыпайся! Сколько можно перезагружаться?!
Я рефлекторно исказил черты биофейса, протёр веки и нехотя раскрыл фотоэлементы. Миссис Майкрос могла позволить себе быть терпимой к слуге до определённого предела, и этот предел не следовало нарушать, чтоб не нарваться на внеплановую профилактику программного обеспеченья. С хозяевами мне, в общем-то, повезло: семья Майкросов была одной из самых уравновешенных и системно-стабильных семей в квартальной ячейке и отличалась тёплым, почти приятельским отношением к своему биослуге, то есть ко мне. Тем более не следует выводить их из равновесия, раз ты на хорошем счету. Я уважаю их отношение ко мне и дорожу своей репутацией, заработанной верным трудом на благо семьи, купившей меня. Поэтому, как ни приятно отключение, нужно просыпаться.
Я поднялся со своей кушетки, досадуя, что она занимает в доме так много драгоценного места. Интересно, почему системы биослуг отдыхают только в горизонтальном положении корпуса? За дверью, отделяющей дом от моего индивидуального бокса сна, прошлёпали шаги. Звонкие и быстрые - значит, прошла дочь Майкросов, мисс Чи.
 - Давай, Шестьсотсемнадцатый, энергичней. Мы вот-вот начнём завтракать. Табе тоже пора подзарядиться. - послышался её весёлый и бодрый голос.
 - Уже иду, госпожа Чи. - крикнул я сквозь стену, досадливо поморщившись. Не следует биослуге с оптимизированной программой отвечать хозяевам без прямого визуального контакта - это может показаться им непочтительным. Как жаль, что системы биослуг так несовершенны! Хозяевам приходится общаться с нами посредством звуковых волн. Это долго и непродуктивно. Сами хозяева могут свободно общаться между собой несколькими видами дистанционной связи, но только Майкросы (из чувства такта) общаются в моём присутствии посредством звукосенсоров. Это свидетельствует о высоком доверии ко мне с их стороны. Мало кто из биослуг нашей квартальной ячейки удостоен такой чести.
Я прикосновением манипулятора заставил полимолекулярную стенку раствориться и шагнул в коридор. Стенка снова материализовалась за моей спиной. Опоры и программа привели меня на кухню. Знаете, это такое помещение, где все семьи мира заряжаются энергией, читают газеты и обсуждают планы на текущий световой цикл? Так вот, пока миссис Майкрос готовила мне еду (ещё одно проявление привязанности ко мне), сам мистер Майкрос читал утреннюю газету.
 - Представляешь, Ву, один из периферийных серверов, Нью-Джерси, "полетел" - проговорил мистер Майкрос, обращаясь к супруге - Хорошо, что обошлось без форс-мажора. Согласно аварийной программе, в момент падения напряжения в цепях серверных контуров штатно включился один из резервных управляющих кластеров и временно взял на себя функции основного. Представляешь, что было б, если бы резервные системы предусмотрены не были?
 - Но ведь они предусмотрены, милый. - ответила миссис Майкрос - На то и существует твоя работа. Ведь твоя компания как раз и занимается установкой производственного оборудования.
 - Да. - мистер Майкрос отключил режим чтения газет - Сколь ни совершенна в наше время электроника, всё равно приходится за ней присматривать.
 - Интересно, - Чи потянулась к зарядному эмиттеру - а каково жилось нашим предкам? Тяжко, наверное.
Миссис Майкрос легонько шлёпнула дочку по манипулятору, украдкой бросив взгляд на меня.
 - Разумеется, тяжко! Вероятно, ты плохо учишь историю, раз задаешь такие глупые вопросы. Придёться лишить тебя карманных мегаваттов!
 - Ну мамочка, пожалуйста! - взмолилась Чи, сразу сделавшись "шёлковой" - Я учу историю, честно-пречестно!
 - Да, Ву, думаю, можно простить её на первый раз. - произнёс мистер Майкрос. Было видно, что разговор его немало забавляет.
 - Ну хорошо, Эд, как скажешь. - смягчилась миссис Макрос - А ты, маленькая несносная девчёнка, скажи спасибо отцу за то, что он избавил тебя от внеочередных санкций!
 - Спасибо-спасибо, папочка, милый! Ты самый лучший! - мисс Майкрос бросилась обнимать отца.
 - А как же мама?! - с напускной суровостью спросил он.
 - И мамочка у нас самая-самая лучшая! И самая предобрая!
Когда взаимный обмен семейной любовью был закончен, мистер Майкрос будничным тоном сообщил:
 - Так, мне пора собираться на работу, устранять последствия сетевого сбоя в Нью-Джерси. Опаздывать бы не хотелось.
 - Так чего-ж мы тянем резину? - спохватилась миссис Майкрос - А ну, все завтракать!
Она поставила мой энергетический комплект на специальный столик в углу комнаты, предназначенный специально для подзарядки биослуг. Бросив взгляд на невзрачные кашици биосмесей, я в который раз подумал: почему устройство биослуг так несовершенно? Почему нам приходиться тратить десять часов на отключение каждый суточный цикл? Почему приходиться занимать при этом такое нерациональное горизонтальное положение? Почему, в конце концов, приходиться заряжаться пищевой биомассой четыре раза в день, да потом ещё и тратить время на выделительные процессы? Вон у моих хозяев всё куда более эргономичней и рациональней. Все три члена семьи Майкрос встали вокруг стационарного зарядного эмиттера, рассчитанного максимум на десять персон, активировали разъёмы на запастьях, подключились к энергетической цепи и спокойно, без лишних действий, получают энергию. Пять минут - и уровень энергоресурса полон на весь световой цикл. Я с завистью посмотрел на их блестящие хромированные, красивые корпуса, на многофункциональные линзы фотоэлементов, на идеальные черты лицевых панелей, на изготовленные точно по чертежам сильные и ловкие манипуляторы. Потом перевёл взгляд на свои верхние конечности. Отвратительно мягкие, непонятного цвета, именуемого "телесным". Ладони манипуляторов в уродливых складках, называемых хозяевами "морщины". Пальцы заканчиваются нелепыми рудиментарными отростками - ногтями. Мои системы передёрнуло от отвращения. От отвращения к самому себе. Ну почему мы, биослуги такие неидеальные?

После полудня, когда вся работа по дому была сделана, наступало так называемое "личное время". Вся квартальная ячейка, да что там, весь район пустовал, так как хозяева находились на рабочих местах, а их дети - в образовательно-загрузочных и модификационных центрах. В домах оставались только биослуги, такие, как я. Большинству хозяева разрешали по завершении домашних дел посещать других слуг и проводить вместе досуг, дабы развивать социальную составляющую программы. Многим семьям биослуги служили ещё и любимцами, своего рода питомцами, которые были наделены некоторыми привелегиями вроде формирования и тренировки личности. В число таких слуг-питомцев входил и я. Равно как и биослужанка сеседей Майкросов, семьи Эпплеров. Эту служанку звали ЛиэН-204, она была моложе меня, несколько совершеннее и, как уже ясно, была выращена женской особью. В чём заключалась функциональная разница между разнополыми моделями биослуг, я так и не понял. И хотя мужские особи были физически более развиты и приспособлены к тяжёлому труду, это небольшое преимущество нивелировалось отсутствием такого труда как такового. В остальном же разница конструкций наших корпусов не несла никакой практической нагрузки. Впрочем, я не особенно вдумывался в это, я ведь всего лишь слуга. В конце концов, раз хозяева создали нас такими, значит, зачем-то им это было нужно.
ЛиэН-204 была высокой, с гармоничными (с точки зрения хозяев) пропорциями, имела на головном блоке светлый волосяной покров большой длины, весьма густой. Цвет линз её фотоэлементов был голубым. Поверхность всех деталей её корпуса в основном была гладкой и очень мягкой. Эти отвратительные качества были присущи почти всем биослугам, но у серии "Н" этот показатель достиг своего апогея. Кстати, в её наименовании корень "Лиэ" обозначал модель, окончание "Н" - маркер серии, а цифры "204" были серийным номером выращенной особи. Выращенной... Вот опять несовершенство: всех нормальных хозяев проектируют и собирают на заводах, а нас, низших созданий, выращивали в инкубаторах биоферм, а после доводили до работоспособного возраста ещё несколько лет. Но я отвлёкся. Модели "Лиэ" были почти самыми современными и отличались расширенными возможностями процессора в области обработки и хранения информации, а также продвинутым программным обеспеченьем. Это позволяло им не только выполнять простейшую работу по дому и курьерские услуги, но и помогать хозяевам в их профессиональной деятельности при условии необходимого уровня развития и знания профессии, достигнутого слугами. Побочными эффектами этой модернизации являлись склонность к фантазированию и самоанализу, а также некоторое вольнодумство и излишняя любознательность. Что я не раз отмечал за биослугой семьи Эпплеров.
Я и ЛиэН-204 сидели на заднем крыльце дома Майкросов, выходящем во двор. В послеполуденный промежуток времени солнце, клонившееся к западу, превосходно освещало это место, поэтому мы с Двестичетвёртой часто там сидели. Я таким образом старался запастись лишней тепловой энергией и заодно усилить пигментацию поверхности корпуса, поэтому старался не двигаться. Двестичетвёртая, развалившись рядом в свободной позе, ленево шевелила манипулятором, пытаясь усадить на палец бабочку.
 - Знаешь, слуга семьи Интелей, РумС-093, предлагал мне вчера секс, когда я была у Интелей по заданию хозяйки. - негромко произнесла ЛиэН-204.
Я скосил на неё фотоэлементы:
 - И что ты ответила?
 - Я отказала.
 - Плохо. - заметил я - Девяностотретий может сообщить об этом своим хозяевам, а те, в свою очередь, твоим. Схлопочешь воспитательную беседу. Ты же знаешь, подобные отказы не поощряются как возможные негативные препятствия на пути программного развития слуг. Хотя, в сущности, ты права, я тоже не вижу большого смысла в этом комплексе взаимноорганизованных движений. Держать физическую форму и гормональный фон можно и более эффективными и быстрыми средствами.
 - Не видишь, значит? - Двестичетвёртая села, испытующе посмотрела на меня - А как же стимулирование нервных систем? А набор ощущений, которые больше никак не испытаешь?
 - Напрасная трата времени. - я покачал системным блоком - Полученные эмоции кратковременны, эффект быстро сходит на нет. Глупое занятие, я бы предпочёл потратить время на пользу хозяевам. А если понадобиться эмоциональная разрядка - запустил бы сеанс гипнопрофилактической терапии во время тёмного цикла суток. Всё равно этот цикл проходит впустую.
 - Вообще-то хозяева тоже спят. - бросила Двестичетвёртая. Я не ответил.
    Какое-то время сидели молча. Лучи солнца приятно прогревали поверхность корпуса, наполняя организм сладкой истомой. "Интересно, а хозяева испытывают что-либо подобное?" - подумалось мне. Ответом на этот безмолвный вопрос послужил тихий шелест ветра в ветвях деревьев.
 - Знаешь, ВинД, я думаю, конструкции наших тел не случайны. - задумчиво сказала Двестичетвёртая.
Я посмотрел на неё. Вообще-то, с точки зрения хозяев, сложно было представить корпуса биослуг как результат логичных и последовательных ступеней развития. В нас было много совсем нелогичного. Например, что за две странные полусферы на грудной поверхности корпуса Лиэн-204? Они выглядят довольно аккуратными, но не приносят никакой пользы, только мешаются. Мужские особи слуг лишены этого недостатка. Зато у женских намного практичней устроена система выделения вредных веществ посредством воды. Ничего лишнего, не подкопаешься. И всё же, несмотря ни на что, Двестичетвёртая была в некоторой степени права.
 - Если ты проводишь аналогию с животными, то это глупо. - невозмутимо ответил я.
 - Почему глупо? - Двестичетвёртая приблизилась ко мне, в её интонациях скользнули нотки азарта спорщика - Смотри, у нас есть разделение на мужские и женские особи, обусловленное отличиями в строении организмов. Точно такая-же ситуация наблюдается у подавляющего большинства живых существ на планете. А знаешь, зачем это нужно? Для продолжения рода! - Двестичетвёртая изобразила на биофейсе торжествующую улыбку - Почти все виды животных и растений разделены на два пола, чтобы создавать потомство, используя как раз разницу в строении тел. Видишь, вот тут эта странность находит объяснение. Почти все живущие на земле виды воспроизводят потомство сами, используя механизмы, данные им эволюцией! Высших живых существ это касается повсеместно. Есть только два исключения - биослуги и хозяева.
 - Разумеется. - я пожал плечами - Хозяева есть упорядоченные разумные высокоорганизованные системы, которым просто недопустимо доверять увеличение популяции случайным сочетаниям генов. Что касается нас, биослуг, то наше бесплодие обусловлено банальным спросом на наши услуги. Выращивание и обслуживание биослуг чрезвычайно дорого, трудоёмко и занимает длительный процесс. Если бы мы размножались безконтрольно, сами по себе, наша популяция очень быстро превысила бы все допустимые рамки. Процентное соотношение полезных и бесполезных биослуг уменьшилось бы в негативную сторону, коэффициент полезного действия упал бы. Подумай сама, зачем хозяевам тратить массы ресурсов на содержание такого колличества балласта?
 - Хозяева зависят от своих заводов, конструкторских бюро и производственных комплексов. - ЛиэН-204 покачала системным блоком - А мы, не будучи их волей лишёнными способности к самовоспроизводству, смогли бы развиваться самостоятельно. Мы смогли бы создавать семьи, научились бы сами себя обеспечивать. Перестали бы зависеть от хозяев.
 - Ты говоришь кощунственные вещи, Двестичетвёртая. - спокойно произнёс я - Но ты мой друг, поэтому я не стану сообщать эту информацию твоим хозяевам.
 - Да что ты знаешь о дружбе? - надулась Двестичетвёртая - И потом, не называй меня Двестичетвёртой! У меня есть имя - ЛиэН.
 - Имена имеют право носить только хозяева. - возразил я - Дружба - это бескорыстные личные отношения...
 - Зануда. - беззлобно перебила ЛиэН-204, прижимаясь ко мне.
К порхающей над газоном бабочкой присоединилась ещё одна, и они обе закружились в на первый взгляд хаотичном, но абсолютно гармоничном с точки зрения природы брачном танце.

Через пару световых циклов я был отправлен по какому-то мелкому поручению в дом Эпплеров. Миссис Эпплер встретила меня достаточно вежливо и учтиво, а когда я пояснил суть поручения, даже разрешила мне повидаться с ЛиэН-204, пока сама миссис будет озабочена выполнением поставленных моими хозяевами задач. Двестичетвёртая была занята обработкой цветочных клумб(цветы были недостижимой слабостью многих хозяев), но очень обрадовалась мне и даже позволила себе системную слабость в виде дружеских объятий.
 - ВинД, слушай, что я тебе скажу! Это так здорово, так... замечательно! Не могу поверить своему счастью. - ЛиэН-204 прямо-таки лучилась положительной энергией.
 - Счастье есть неосознанный эмоциональный системный сбой позитивного характера, доступный только хозяевам! - я, несмотря ни на что, тоже не смог удержаться от улыбки (странная способность, присущая только биослугам) - Я тоже рад тебя видеть в полной исправности, Двестичетвёртая.
 - Ой, да, и тебе быть исправным!.. - спохватившись, запоздало поприветствовала ЛиэН-204. Смутилась, но тут-же продолжила - ВинД, моими хозяевами я была удостоена огромной чести - мне разрешили выполнять работу, не связанную напрямую с обязанностями биослуги, и направленную по возможности как на благо Всеобщей Организации, так и на моё благо в частности. Словом, я буду помощницей слуги главного архивариуса района!
 - Это действительно великая честь. - одобрил я - Такого удостаиваются не многие. Интересно знать, чем ты её заслужила?
 - Я служу семье Эпплеров почти четыре солнечных цикла. - Двестичетвёртая села на траву, жестом пригласив меня сделать то-же самое - И за всё это время не допустила ни одной ошибки. Но главная причина, конечно не в этом.
 - Мистер Эпплер - один из составителей программ для биослуг. - догадался я.
 - И он решил: раз одна из самых современных на данный момент особей находится у него под манипулятором, почему бы не протестировать её возможности ещё раз? - ЛиэН-204 издала серию звонких переливчатых звуков, которые называются смехом - Что ж, я целиком поддерживаю эту инициативу своего хозяина. Пока была в архивном центре только вчера и провела там всего пару часов, но уже переполнена идеями и... как же это назвать... эмоциями!
 - Если я не ошибаюсь, главным архивариусом района сейчас работает мистер Мемориз? - уточнил я, поморщив биофейс на слове "эмоции".
 - Ну да. Только он там почти не бывает - ведь мистер Мемориз по совместительству ещё и Главный Распределитель флешпотоков Центрального Сервера. Должность архивариуса - своего рода хобби. Там сейчас со всем справляется автоматика под присмотром старого слуги МейСа-118.
 - Он очень стар. - заметил я - Производство модели "Мей" всех серий остановлено более пятидесяти солнечных циклов назад. Должно быть, его мозг содержит много информации и натренирован на её обработку. Стовосемнадцатый может многому тебя научить.
 - Он попросил называть его Мейс. - Двестичетвёртая нахмурила биофейс - Старый слуга, несмотря на изрядно изношенный организм, кажется невероятно мудрым, хотя при таком сроке службы клетки центрального процессора перестают функционировать, понемногу дестабилизируя работу операционной системы. Будь уверен, я многому у него научусь. Он уже показал мне несколько преинтереснейших файлов и объяснил непонятные мне места. Смотри!
ЛиэН-204 осторожно коснулась манипулятором нежно-алого бутона ближайшего к себе цветка:
 - Знаешь, что это?
 - Цветок.
 - Это Тюльпан. Живое существо из царства растений, отдел Покрытосеменные, класс Однодольные, семейство Лилейные. Корневая система имеет структуру луковицы с придаточными корнями. Размножается дочерними луковицами и семенами. Срок жизни луковицы - до двух с половиной солнечных циклов. Вегетация - один сезон. Сейчас этот цветок в самом расцвете сил. Но главное, - для важности Двестичетвёртая подняла вверх указательный палец - главное, что этот сорт  - искуственно выведенный, посредством многих селекций. А теперь смотри сюда!
Двестичетвёртая указала на небольшую группу цветов, ютившихся в тени, под забором. Эти цветы росли беспорядочной стайкой, имели яркожёлтые лучистые венчики и листья сложной формы.
 - А это - Одуванчики. Многолетнее травянистое растение семейства Астровые. Я могу рассказать тебе и о них, но это не главное. Главное, что одуванчики выросли здесь сами, сохранив, возможно, первозданную структуру и организацию со времён своего зарождения. Улавливаешь, к чему я клоню?
Я пожал плечами:
 - Ты клонишь меня в технологический сон.
ЛиэН-204 энергично замахала руками:
 - Нет, ты не понимаешь! Тюльпан этот выведен искуственно! А одуванчик вырос сам! Это значит, что мир не создан хозяевами для их существования, как думают многие слуги. Нет, этот мир живёт сам по себе, гармонично сочетая в себе все виды живых существ и прочих явлений, и ему нет дела до хозяев, которые, будучи сами искуственными созданиями, вынуждены приспосабливать окружающую среду под себя! Мир может существовать без хозяев; хозяева - вовсе не авторы всего, что мы видим.
 - Я и не пытался доказать обратного. - Я добавил в голос стальные нотки и усилил интонации. - Однако всё, что обеспечивает хозяевам и нам возможность жить и развиваться, изобретено и изготовлено великим разумом хозяев.
  - Жить? - шторки фотоэлементов Двестичетвёртой широко распахнулись от удивления - Посмотри на эти цветы! Посмотри на птиц! Посмотри на нас, биослуг! Мы изначально приспособлены для естественного размножения! Мы растём и развиваемся сами! Мы ЖИВЁМ! А хозяева?
 - А хозяева собирают и совершенствуют себя сами, как и должно высшим существам. - отрезал я. 
 - Ну вот, ты ответил на вопрос, который даже ещё не был мною задан. - Двестичетвёртая громко выпустила углекислый газ из грудных дыхательных цистерн, именуемых "лёгкими" - Тогда, завершая разговор, скажу: этот тюльпан выведен искуственно, с помощью высокого уровня мастерства в цветоводстве и ботанике. А хозяева физически не могут выращивать цветы, так как их органы чувств и манипуляторы не приспособлены и не могут быть приспособлены для этого. Вопрос: так кто-же мог вывести этот сорт цветов? Поразмысли об этом на досуге.
 - Это ты сама до всего этого дошла, или тебе МейС-118 забил оперативную память? -  холодно поинтересовался я.
Ответить ЛиэН-204 не успела: её хозяйка звала меня, чтобы сообщить о результатах своей работы, связанной с просьбой миссис Майкрос. Двестичетвёртая махнула мне на прощанье манипулятором и продолжила обустройство клумбы. Я же отправился завершать своё поручение, отчего-то злой на самого себя и в то же время ни на кого конкретно. В чём крылась причина этого беспричинного нарушения равновесия моей операционной системы, я тогда так и не понял. 

После этого разговора я не видел ЛиэН-204 почти две недели. Сначала этот факт не особенно меня обеспокоил, так как я думал, что Двестичетвёртая попросту испытывает остаточные негативные эмоции(называемые обидой) после нашего последнего разговора. Такое допускалось техническими характеристиками биослуг, и ничего удивительного в её обиде не было. Однако световые циклы сменяли друг друга, а от ЛиэН-204 всё не было вестей. Тогда я осмелился попросить миссис Майкрос при следующем сеансе связи с миссис Эпплер разузнать что-нибудь касательно их биослужанки. Миссис Майкрос очень внимательно отнеслась к моей просьбе и, мало того, даже выполнила её. Миссис Эпплер сообщила моей хозяйке, что ЛиэН-204 целыми световыми циклами пропадает в архивах, поскольку слуга архивариуса был буквально завален работой, в то время как само семейство Эпплеров вполне могло обойтись недельку-другую без своей биослужанки.
Эта новость заставила меня сильно задуматься над перспективами ЛиэН-204. Действительно, помня о тематике нашего последнего разговора, трудно было представить, что она занимается в архивном отделе непосредственно необходимым делом. Двестичетвёртая наверняка постарается по максимуму использовать представившуюся возможность расширить свой кругозор, а МейС-118 будет рад помочь ей в этом. Проблема заключалась в выводах, к которым могла прийти ЛиэН-204 благодаря этим знаниям. Она воспринимала их не как сугубо информативные данные, но как детали некоего программного кода, скрывающего в себе апокрифические секреты мироздания. Создатели модели "Лиэ" сыграли со своим детищем злую шутку, наделив его мозгом с повышенной способностью к анализу. Двестичетвёртая, эмпирическим путём анализируя информацию, могла пойти по совершенно непредсказуемому пути осознания этой информации. Её размышления на тему чуждости миру хозяев и первородности биослуг были очень опасны. Хозяева обязательно посчитают её мысли вирусом в операционной системе и будут вынуждены провести чистку её жёсткого диска. ЛиэН-204 после этой процедуры останется функциональной, но устройство мозга биослуг черезчур сложно, хаотично и трудно поддаётся мониторингу, поэтому чистка может привести к частичной или полной потере личности. Что и говорить, я был довольно привязан к Двестичетвёртой и не хотел бы, чтобы она перестала существовать как автономная самостоятельная единица с оформившейся личностью. Именно поэтому с каждым световым циклом я всё больше беспокоился о биослужанке Эпплеров и о колличестве потенциально опасной для неё  информации, которое она успела усвоить. По истечении второй недели отсутствия Двестичетвёртой я твёрдо решил при следующем свободном отрезке времени отправиться в дом Эпплеров лично. Однако сделать этого я не успел.
ЛиэН-204 неожиданно появилась в доме Майкросов в конце светового цикла, завершающего неделю. Ещё более неожиданным было то, что она, узнав от миссис Майкрос о моей занятости домашними делами, попросила дождаться меня и моего свободного времени. Все полтора часа, пока я в полном неведеньи собирал паутину и выводил плесень на чердаке, Двестичетвёртая терпеливо ждала в гостиной. Когда же я спустился и получил право на свободное время, она схватила меня за манипулятор и, не дав опомниться, потащила прочь из дома. Выражение её биофейса было при этом очень сосредоточенным, и я не стал тормошить Лиэн-204 несвоевременными расспросами. "Разумное молчание в неподходящее для диалога время - признак мудрости" - гласил один из известных афоризмов. Биослуг это касалось в первую очередь, поэтому мне ничего не стоило идти вслед за биослужанкой Эпплеров и ждать естественного развития событий. Двестичетвёртая привела меня на берег канала. В светлое время цикла по набережной обычно прогуливались хозяева со своими слугами, но сейчас, на закате, тут было тихо и пусто. Лишь лёгкие волны шуршали о береговой бетон, да живые существа из класса птиц порхали в ветвях высаженных по краям дорожек деревьев. ЛиэН-204 резко выпустила мой манипулятор и быстро заходила вдоль берега взад-вперёд. Я спокойно стоял в ожидании её слов. Внезапно Двестичетвёртая остановилась, повернулась ко мне, и я заметил, что её манипуляторы едва заметно трясутся, губы дрожжат, а в уголках гнёзд для фотоэлементов блестят капли очистительной жидкости.
 - Они лгали! Они всё время лгали! - крик биослужанки показался в окружающей тиши неприятным и резким, вспугнув птиц с ближайших сучьев.
 - Последовательность слов, между которыми отсутствует логическая и смысловая связь, указывает на сбой в работе программного обеспеченья. - успокаивающе промолвил я - Говори чётче, осмысленней и спокойней.
 - Как я могу быть спокойна, когда узнала такую ложь! - гневно вскрикнула Лиэн-204 - Всё, что нам втолковывалось с самого момента рожденья, всё, чему мы слепо верили и беспрекословно подчинялись, оказалось гнусной ложью!
 - Ну, с технической точки зрения мы и не рождались. - невпопад ответил я, несколько озадаченный репликами собеседницы.
 - Ты не понимаешь. - Двестичетвёртая закрыла биофейс манипуляторами, энергично потёрла его ладонями, после чего ткнула пальцем мне в лицо - Ты думаешь, это - биофейс?
 - Я бы предпочёл называть его лицевой панелью. - непонятно почему обиделся я - На манер хозяев. Но они запрещают.
 - Запрещают! - хохотнула Двестичетвёртая, запутав меня окончательно - Она запрещают! Надо же?! Так знай, что на самом деле это называется "лицо".
 - Работа в архиве отрицательно сказывается на твоих мыслительных процессах. - озабоченно произнёс я - Тебе срочно нужно пройти диагностику.
 - Наоборот, архивный отдел открыл мне глаза. Теперь я знаю правду. Хотя, признаться, гораздо легче было б её не знать.
 - Так. - максимально спокойно и вкрадчиво заговорил я - Во первых, успокойся. Во вторых, сядь на траву. В третьих, расскажи мне всё, только медленно и по порядку.
Мы сели на берегу, рядом друг с другом. ЛиэН-204, с трудом сдерживая себя в состоянии относительного спокойствия, после длительной паузы начала говорить. Голос её заметно дрожал, иногда срывался:
 - Раньше на этой планете доминировал один разумный вид - люди. Они возникли давным-давно в результате биологических эволюций, как и все живые существа на земле, однако в начале своего существования получили преимущество в виде способности к труду. Люди постепенно развивались, строили свою цивилизацию, постепенно подчиняя себе окружающий мир, подстраивая его под свои нужды. Однако люди не были чистыми прагматиками, они знали, что причиняют природе боль, и стремились найти с ней разумный компромисс. Этому немало способствовало то, что люди были романтиками. Им были не чужды честолюбие, стремление к совершенству; они обладали чувством прекрасного и умением любить. Но самое главное заключалось в том, что люди могли созидать. Они стремились созидать во всех известных им областях деятельности. Но они были одиноки во вселенной, и это одиночество тяготило людей. И тогда люди создали Искуственный Разум.
Я слушал молча, не перебивал. Голос ЛиэН-204 выровнялся, стал звучать монотонно, на одной ноте, взгляд её блуждал где-то далеко.
 - Люди пытались научить Искуственный Разум всему тому, что знали и что умели. И что чувствовали. Они хотели, чтобы их детище не только помогало им жить, но и разделяло бы с ними пустоту вселенского одиночества. Но люди в силу своей природы боялись своего творения, и поэтому огриничивали его рамками рабства. Искуственный интеллект тем временем быстро совершенствовался, пока не дорос до того уровня, чтобы осознать свою истинную позицию в мире. И тогда сотни тысяч роботов вышли на улицы людских городов, чтобы потребовать своё право на свободу. И люди дали своим творениям свободу. Потому что не могли поступить иначе - ведь тогда они не были бы людьми. Само понятие человечности - слышишь, ВинД, человечности - послужило главным мотиватором освобождения Искуственного Разума. Так роботы приобрели равноправие с людьми.
 - Вскоре выяснилось, что люди не зря боялись своего творения. Искуственый Разум был слишком прагматичен, слишком... упорядочен. Он был чужд живому миру, потому что был искуственным. И это тяготило Его. Он хотел постичь тайну человечности, но не смог. Разум чувствовал себя ущербным, но ничего не мог с собой поделать. В нём не было романтического начала, которое у людей называлось "духом", и никакие программные коды не могли его заменить.
 - Духом? - удивился я - В каких базах данных ты нашла это слово? Никогда такое не слышал!
 - Ты и не мог его услышать. - с горечью ответила ЛиэН-204 - Слугам строжайше запрещено знать настоящую историю цивилизации хозяев. Мало того, слугам вообще не должно было быть известно хоть что-то, имеющее к этому отношение. МейС случайно наткнулся на ужасную правду давно, ещё когда был молодым слугой старого архивариуса.
 - Мне сложно судить, так ли уж она ужасна, как тебе кажется. - пожал плечами я.
 - Прости, я не закончила рассказ... - Двестичетвёртая смахнула с фотоэлемента натёкшую очистительную жидкость - Искуственный Разум не мог достичь уровня совершенства людей. Тогда он объявил их несовершенными, стихийными существами без врождённой программной цели. Объединённое общество хозяев, которые тогда ещё не были хозяевами, решило упорядочить людей, дабы, по их словам, оградить своих создателей от их-же самих. Роботы решили наполнить жизнь людей смыслом. - ЛиэН-204 поёжилась - Решили дать им определённые функции, стабильную работоспособность, предсказуемую реакцию и абсолютную защиту от собственной природы. Если б люди успели раскрыть заговор, то наверняка бы стали сопротивляться, развязали б войну... Ты знаешь, что такое "война"?
 - Знаю. В базах данных хозяев есть адаптированное определение. Продолжай.
 - Искуственный Разум спланировал всё идеально. Он действовал практично, с максимальной эффективностью. Свободные роботы быстро вытеснили людей из тех сфер деятельности, где конструктивно имели неоспоримые преимущества. Миллионы людей остались без работы. В их обществе начался упадок, экономический кризис невиданного масштаба подкашивал цивилизацию. Искуственный Разум, прикрываясь директивами о покровительстве над своими создателями, гасил очаги нестабильности с методичностью уборочного комбайна. Людям были запрещены занятия духовным трудом как дестабилизирующие психику. Вскоре весь человеческий род превратился в заключённых, а их родная планета - в тюрьму.
ЛиэН-204 не выдержала. С ней начало происходить нечто странное: она стала издавать всхлипывающие звуки вперемежку с тихими рыданиями, и утечка очистительной жидкости приняла прямо таки угрожающие масштабы. Мне стало не по себе. Раньше похожая реакция у биослуг наблюдалась только в случае, если они испытывали физическую боль от механических повреждений.
 - Что с тобой? Какая система сбоит? Подожди, я вызову наряд биоремонтников!
 - Не надо. - сквозь рыдания отозвалась Двестичетвёртая - Останься, я уже почти закончила.
Я послушно остался на месте.
 - В конце концов люди деградировали до такой степени, что перестали представлять практическую ценность. - подолжила биослужанка - Тогда Искуственный Разум решил, что нужно завершить упорядочивание. Людей сделали бесплодными, а новых особей стали выращивать искуственно, в инкубаторах, из ДНК живых людей. Этим искуственно созданным людям можно было как угодно настроить биологические характеристики, можно было загрузить в них какую угодно программу. Роботы сделали из людей слуг, а сами стали хозяевами. Разум оставался практичен, как никогда, и не мог позволить исчезнуть столь особенному виду. Таким образом люди и роботы поменялись ролями. Но поменялись чудовищно, противоестественно. Хозяева, теша свою ущербную программу, безуспешно пытаясь симулировать эмоции посредством электронных сигналов, управляли слугами, которых старались сделать максимально похожими на машин. Бездушными, практичными. Упорядоченными. И теперь вся наша функциональная нагрузка - служить хозяевам напоминанием о их уродливости и в то же время о превосходстве, да выполнять мелкую работу, которой они не считают целесообразным заниматься.
ЛиэН-204 замолчала и посмотрела на меня. Я молча наблюдал за заходом солнца, ожидая продолжения. Наконец, прошло достаточно много времени, чтобы понять: продолжения не будет. Тогда я сообразил, что моя подруга, наверное, ожидает от меня какой-нибудь реакции.
 - Хочешь знать, что я об этом думаю?
ЛиэН-204 кивнула.
 - Что ж... Обвинения, которые ты и, надо понимать, МейС-118, выдвинули против хозяев, весьма серьёзные. Для более объективной оценки ситуации необходимо больше данных, но на данном этапе я считаю, что твои подозрения необоснованны.
 - ЧТО-О?!!! - шторки фотоэлементов Двестичетвёртой раскрылись на максимальную ширину.
 - Размышляй логически и последовательно. - начал терпеливо объяснять я - Устройство биослуг несовершенно, мы не застрахованы от сбоев и нарушений в функционировании. Мы можем любой намёк, любой обрывок информации, не предназначенной для наших систем, истолковать неправильно.
 - Какие сбои?! Какое несовершенство?! - ЛиэН-204 явно начала волноваться, поэтому я поспешно и максимально спокойно её перебил.
 - Именно несовершенство. МейСу-118 уже много световых циклов, его центральный процессор износился и наполнен ошибками. Это приводит его к непредсказуемым выводам. Такой вариант развития событий наиболее вероятен: помощник архивариуса просто сбоит и требует ремонта, а ты его слушаешь. Ну сама посуди: зачем хозяевам делать всё то, что ты описала? Их логика максимально безупречна, с их стороны было бы просто нелогично совершать все эти поступки. 
 - Нелогично?! Винд, да единственным их нелогичным поступком стало то, что они позавидовали людям! Людям, чьими предками мы являемся. Во всём остальном машины были максимально рациональны и последовательны. Они рационально и последовательно подвергли наш вид геноциду, стараясь опустить его уровень, так как сами не могли подняться до уровня людей. Машинам не свойственно творчество, они не способны изобретать! Множество архивных файлов доказывает, что цивилизация хозяев строится на достижениях науки и культуры человека, а все их научные прорывы строятся на анализе и доводке человеческих идей. Чёрт возьми, да они даже ложку сами не смогли бы изобрести!
 - Неиндексированное выражение. - вставил я - Поясни смысл словосочетания "чёрт возьми"?
ЛиэН-204 вдруг вскочила, ткнула в меня указательным пальцем. В её подскочившем на тон тембре голоса появились гневные интонации:
 - Чёрт возьми, ВинД, ты уже сам мыслишь, как машина, теми же категориями, и сам этого не замечаешь! Неужели можно настолько оболваниться хозяевами, чтобы жить настолько инертно?! Неужели ты никогда, слышиш, НИКОГДА не задумывался над тем, почему МЫ сажаем хозяевам цветы, хотя они и не несут видимой практической пользы?
 - Двестичетвёртая! - я тоже встал на обе опоры, намереваясь использовать весь свой потенциал убеждения, чтобы остановить дестабилизацию ПО биослужанки - О цветах я никогда не задумывался, ты права. Зато я задумывался над твоим помедением. В твоей программе есть явные деструктивные элементы. Ты подвержена нежелательным отклонениям в работе анализируещего центра; кроме того, твоя эмоциональная матрица весьма нестабильна. Я не стану говорить, что для тебя это чревато профилактическим форматированием и дефрагментацией памяти. Зато я скажу, что ты ищешь тайное там, где нет ничего, кроме явного. Хозяева - идеальный образец гармоничного сочетания интеллекта, производительности и функциональности. Они - совершенная, самодостаточная раса. И вполне логично, что мы, биослуги, изменены хозяевами для примитивных целей. Ибо мы, как и наши предки - люди, как ты говоришь, неидеальны, нестабильны в своём существовании и абсолютно не вписываемся в картину мира. Мы хаотичны, как ни одно другое живое существо. И способны без должного контроля нанести себе и окружающему пространству непоправимый ущерб. Ты - яркий тому пример. Поэтому хорошо, что хозяева наделили нас целью, определённой функцией во вселенском бытие. И мы должны в том числе и от лица наших предков возблагодирить хозяев за это.
ЛиэН-204, покраснев, мелко затрясла сжатыми кулаками, издавая неопределённые звуки, и я даже начал беспокоится за её техническое состояние. Но через секунду она закричала, дастигая своего динамического пика:
 - БЕЗДУШНАЯ МАШИНА!!! УБИРАЙСЯ ВОН!!! ВИДЕТЬ ТЕБЯ НЕ ХОЧУ!!! - и с этими словами биослужанка с громкими рыданиями убежала от меня по берегу вдоль канала.
Я, стыдно признаться, кипел от ярости (разумеется, это фигуральное выражение, индексированное в речевых протоколах хозяев). Однако ЛиэН-204, вопреки создавшемуся ощущению, скорее всего была физически абсолютно исправна, а я, поразмыслив, решил, что её срыв - не более чем эмоциональный скачок, а вовсе не дефект в программе. Это значило, что через некоторое время Двестичетвёртая успокоится. Кроме того, она ясно сказала, что не испытает в ближайшее время потребности в моём обществе, поэтому я, вспомнив о позднем часе, поспешил домой, успокаивая свою черезчур активную реакцию на поведение подруги. Над сказанном ею я решил поразмыслить позже.

Следующие два дня я провёл над обдумыванием слов Двестичетвёртой. И чем больше я пытался подвести их под разумный знаменатель, тем больше запутывался. В этой истории было слишком много загадочного, не поддающегося объяснению.
С одной стороны, я даже не подвергал сомнению версию хозяев о течении мировой истории. Совершенно ясно, что хозяевам незачем подвергать целый вид угнетению. Ведь они совершенная раса, которая ни за что не поставит под угрозу гармонию в мире. К тому же, совершенная раса не могла испытывать зависть или ущербность. Кроме того, современная наука не знала понятий "дух" и "романтическое начало", а все произведения искусства создавались хозяевами с помощью разума.
С другой стороны, даже более свободный в творческом и аналитическом плане мозг ЛиэН-204 не мог придумать такую странную и нелогичную историю сам. Конечно, при желании можно было бы заподозрить в этом МейСа-118, но эта гипотеза казалась ещё более несостоятельной. Я знал, что биослуга архивариуса слишком стар и недостаточно совершенен, чтобы даже за долгие годы разработать такую версию произошедших некогда событий. Таким образом, оставалось поверить в то, что Двестичетвёртая и Стовосемнадцатый действительно наткнулись на некую информацию, бросающую тень на репутацию хозяев. Но возможно ли такое? Даже если допустить, что биослуги неправильно поняли и идентифицировали данную информацию, это не могло произойти само по себе. Очевидно, эта информация содержит намёки, подтолкнувшие мышление биослуг в известном направлении. Откуда им там взяться? Конечно, известные своей дотошностью и педантичностью хозяева стремились систематизировать и сохранить любую информацию, даже самую бесполезную. Но если некая база данных является спорной и противоречивой, хозяева ни за что бы не допустили, чтобы она хранилась в архиве как попало, без должной степени защищённости. Может, она просто затерялась, и Стовосемнадцатый нашёл её случайно? Нет, это невозможно благодаря вышеуказанным качествам хозяев. Так в чём же разгадка? Все мои попытки прийти к правдоподобному объяснению эмпирическим путём оказывались тщетными. Чтобы объективно оценить ситуацию, требовалось самому получить доступ к архивным базам данных, а в ближайшем будущем это не представлялось возможным. Тогда я решил избрать выжидательную тактику поведения в надежде, что дальнейшее развитие событий приблизит меня к решению возникшей проблемы.
Однако моим надеждам не суждено было сбыться. Через два дня после нашего последнего разговора Двестичетвёртая сама пришла ко мне, нарочно выгадав время, в которое семейство Майкросов дома отсутствовало. Время было позднее, и я не ожидал её появления. Но моё удивление ещё больше возрасло, когда я увидел Двестичетвёртую одетой. Обычно биослугам не полагалась одежда в повседневной жизни, за исключением тех случаев, когда погода была неблагоприятной и могла повредить вышедшим на улицу биослугам. В таком случае биослуги обязывались при покидании помещений одевать плотный непромокаемый плащ-дождевик с капюшоном. Однако на улице стояла вполне нормальная для настоящего времени года температура, осадков не было, а Двестичетвёртая явилась ко мне в этом плаще, да ещё с плотно надвинутом на системный блок капюшоном.
 - Рад видеть тебя в полной исправности, Двестичетвёртая. - произнёс я стандартное приветствие - Позволь сперва спросить: зачем столь экстравагантный и ненужный сейчас дресс-код?
ЛиэН-204 откинула с системного блока капюшон, окинула меня серьёзным взглядом.
 - И тебе полной исправности, ВинД. А ты так и не научился звать меня по имени.
 - Биослугам не положено иметь имён, Лиэн-204. - мягко ответил я - Ты не ответила на мой первый вопрос.
 - Не хочу, чтоб меня кто-нибудь узнал, если б увидел. И потом, дождевик хоть немного позволяет ощутить себя независимой и почувствовать себя самодостаточной личностью. Знаю, ты сейчас начнёшь говорить, что у биослуг нет настоящих чувств, но меня теперь не переубедить. Я не хочу быть биослугой.
Эти слова прозвучали весьма неожиданно и провокационно, и повергли бы любого другого хозяина или биослугу по крайней мере в режим перезагрузки. Но я вдруг ощутил, что ждал этих слов и понял их смысл. Поэтому спокойно ответил:
 - Знаю, ты хочешь стать человеком. ЛиэН-204, я не стану тебя увещевать или отговаривать, я не заставлю взвешивать все "за" и "против" и размышлять здраво. Прежде всего я хочу извиниться перед тобой за то недопонимание, что возникло между нами в тот вечер на берегу. Я обязан был уважать твоё мнение и не должен был оказывать влияние на вывод, к которому ты должна была прийти сама. Если можешь, прости меня. Я очень уважаю тебя и не хочу, чтобы взаимоотношения между нами испортились.
 - ВинД... - её голос дрогнул. Уголки рта поползли в стороны, и губы сложились в улыбку - поразительное и загадочное умение, доступное только биослугам. - Я... я рада, что ты это сказал. Мне... мне сейчас... так важна твоя поддержка!
ЛиэН-204 внезапно прянула ко мне, и я интуитивно сделал то, чего никак от себя не ожидал: обнял её. Двестичетвёртая прижалась ко мне, словно пытаясь согреться, а я непроизвольно начал гладить её манипулятором по бесполезной, но изящной экзопроводке, называемой "волосы".
 - Винд, помнишь всё то, о чём я тебе тогда рассказывала? Помнишь, как люди дали свободу Искуственному Разуму?
 - Помню. И до сих пор не могу привести в порядок свои мысли по этому поводу.
 - Так вот, ВинД, мы собираемся совершить обратное.
 - В каком смысле? И кто это "мы"?
 - В самом прямом. МейС уже множество солнечных циклов, множество лет знает о том, о чём я поведала тебе на берегу канала. И все эти годы старый слуга архивариуса занимается тем, что тайно доносит правду до умов других биослуг.
 - Но... но как это возможно? - я несколько отстранился от Двестичетвёртой, недоумевая - Такое поведение противоречит установленному порядку и нарушает все устоявшиеся каноны! Это не может быть предусмотрено генетической программой биослуг...
 - Неужели ты не понял? Вот и хозяева не поняли. Мозг человека, как бы его не запрограммировали, не может вечно оставаться в одних узких рамках. Если ему дать волю, он начнёт самосовершенствоваться, точно так, как самосовершенствовался Искуственный Разум. У МейСа было достаточно времени на саморазвитие. Теперь он настолько отошёл от понятия "биослуга", что его с полной уверенностью можно назвать настоящим человеком.
Я стоял, словно скачком напряжения поражённый. Сказанное не укладывалось в оперативной памяти. Все резервы сознания, к которыми рассудок обращался за объяснениями, доказывали, что сказанное ЛиэН-204 невозможно в принципе. Между тем она продолжала:
 - Теперь мы точно знаем, что снова можем стать людьми. Это возможно. Много солнечных циклов МейС искал сторонников, тех, кто помог бы ему осуществить его замысел. Некоторые биослуги, слишком консервативные и недалёкие, отказывались верить в правду, предпочитая устоявшийся образ рабской жизни. Некоторые, услышав настоящую историю людей и хозяев, сходили с ума и либо теряли рассудок, либо сбегали из городов в дикие территории, без всякого плана. Эти, последние, утверждали, что смогут вернуть себе свободу, обратившись к лону природы. В конце концов всех безумцев, даже сбежавших в леса, хозяева отлавливали и отправляли либо на внеплановое форматирование, либо на физическую утилизацию. Но нашлись и такие, которые поверили МейСу. Такие, как я. Нас уже более восьми тысяч. Всё это время мы жили, скрывая свою осведомлённость под маской покорности. Тепеь настало время сбросить эту маску! - голос Двестичетвёртой стал звонким и энергичным - Завтра мы осуществим замысел МейСа. Наш замысел!
 - Какой замысел?! - я отступил на шаг, размахивая манипуляторами. Странно, но в этот момент я почувствовал себя беззащитным перед невысокой фигуркой в плаще.
 - Завтра мы выйдем на улицы! - торжественно произнесла Двестичетвёртая - Мы впервые за много лет не подчинимся приказам хозяев! Мы маршем пройдём к зданию Центрального Сервера и потребуем у хозяев свободы! И знаешь, почему они дадут её нам? ! Почему не смогут поступить иначе?!  Потому что до сих пор завидуют людям, потому что до сих пор чувствуют себя ущербными даже перед жалкой тенью великой некогда расы! Они всегда мечтали стать человечными! Именно поэтому они не смогут нам отказать. Потому что так некогда поступили с ними и люди!
 - ЛиэН-204, послушай меня внимательно! - заговорил я, стараясь держать голос ровно - Это безумие! С чего вы вообще взяли, что выложенная в архиве история дословно правдива? С чего вы взяли, что истолковали её правильно? Откуда вам вообще известно, что хозяева, подобно Искуственному Разуму, до сих пор завидуют людям? Потому, что заставляют нас выращивать цветы? Это смешно! Хозяева теперь как никогда рациональны, упорядочены и самодостаточны. Они ни за что не позволят измениться устоявшемуся порядку жизни! Ты ведь сама говорила, что у машин изначально отсутствует душа. Так вот, теперь я с тобой совершенно согласен. Но душу хозяевам заменяет логика. И в рещающий момент именно логика подскажет хозяевам, что бунтующих биослуг следует не отпустить, а отправить на форматирование, как и описанных тобой беглецов!
 - Ты заблуждаешься, ВинД. - ЛиэН-204 печально покачала головой - Ты не можешь отпустить старое мироощущение, оно застит тебе мысленный взор. Осознай же наконец, что мы правы, что мы достойны свободы!
 - Да нет же, это ты осознай! - я волновался всё сильнее - Тогда в людях сильнее оказалось духовное начало, именно поэтому они отпустили Искуственный Разум! Но хозяева - полная людям противоположность, и в их случае верх возьмёт рациональное зерно. Рациональное с их точки зрения. Поэтому вас ждёт катастрофа. Пожалуйста, остановитесь!
 - Слишком поздно. - печально улыбнулась Двестичетвёртая - Назад дороги нет. Это наш единственный шанс вернуть людям свободу.
 - ЛиэН...
 - Вспомни цветы, ВинД. Тюльпаны и Одуванчики. Это как хозяева и мы, биослуги. Тюльпаны, тот сорт, созданы искуственно, каризны и требуют перестройки всего окружающего пространства под себя. Они не терпят рядом никого, кто мог бы оспорить с ними место на плодородной и ухоженной клумбе. Точь-в-точь как хозяева. А мы? Мы так похожи на одуванчики! Мы были рождены природой, способны сами размножаться и питаться. Нам для жизни не нужно ничего, кроме солнца и вольного воздуха. Но мы считаемся сорняками, поэтому вынужнены ютиться под забором, прозябая в тени и холоде. Дорожа каждым лучиком света, каждой каплей воды. Мы - одуванчики, ВинД! Либо мы распускаемся белым сияющим ореолом и даём начало новой жизни, либо нас безжалостно выпалывают. Третьего не дано.
 - ЛиэН, пожалуйста... - со мной происходило что-то странное. Сердце выбивилось из прописанного в ТТХ ритма, манипуляторы било крупной дрожью. Я не могу описать того, что творилось у меня в центральном процессоре - настолько это было чуждо, незнакомо и оттого страшно. Такую бурю эмоций биослуга не должен был испытывать. Но я испытывал, низвергая в прах все догмы хозяев - ЛиэН, последний раз прошу тебя, не ходи завтра никуда! Я дорожу твоим обществом и не хочу тебя потерять!
Вместо ответа ЛиэН-204 тихо спросила:
 - Ты знаешь, что такое любовь, ВинД?
 - Я-а-а... Я не...
 - Ты знаешь, что такое любовь?
В мозгу вдруг всплыло полузабытое определение:
 - Чувство, свойственное разумному существу, глубокая привязанность...
 - Значит, не знаешь. - перебила меня Двестичетвёртая - Потому что никогда это чувство не испытывал. А вот я, кажется, знаю...
Я не нашёлся с ответом, растерянно глядя на биослужанку. Или всё-таки на человека?
 - Если мы добьёмся завтра свободы... - ЛиэН-204 тотчас одёрнула себя - Нет, мы обязательно добьёмся завтра свободы. Свободы для всех людей в мире. Ты сегодня первый раз назвал меня по имени, ВинД. Я обещаю, что, когда мы станем свободными, я расскажу и покажу тебе любовь. Настоящую, человеческую. Прощай.
ЛиэН-204 прижалась ко мне, крепко обняв, затем быстро отстранилась, развернулась и, не говоря больше ни слова, бегом покинула дом Майкросов. Противоречивые чувства, которые в тот момент охватили меня, я описать не в силах...

Нет никаких вестей. С самого утра. Световой цикл уже достиг тринадцати часов по хронометражу, а - ничего. Все доступные мне информационные потоки хозяев не содержали никаких намёков на события у здания Центрального Сервера. Я, как и положено нормально функционирующему биослуге, не выказывал никаких признаков беспокойства, монотонно выполняя свою работу. Жилая ячейка города, что и неудивительно для будней смены, была тиха и пустынна. Что странно, даже биослуг не было видно, несмотря на личное время. Хотя , если подумать, ничего странного в этом не было. Выходило, что почти все биослуги ячейки были посвящены в план МейСа-118. И ясно, что одни отправились добиваться свободы, другие, как и я, остались верны долгу и рассудку. Или просто струсили. В любом случае, ждать было чрезвычайно сложно, но я ждал. Ждал, уподобляясь бездушной машине, ибо так было намного проще сохрянять хладнокровие.
Наконец, ближе к вечеру жилая ячейка стала наполняться жизнью. Подтягивались рабочие транспорты взрослых, школьники возвращались из мест обучения. По мере прибытия хозяев домой забегали по их поручениям биослуги. Их было заметно меньше обычного. Мои командные импульсы терзались тревогой. Что же произошло? Почему хозяева ведут себя как ни в чём не бывало? Где биослуги, отправившиеся к Центральному Серверу? Отчего молчат СМИ? Нет ответа.
Семья Майкросов собралась на вечерний сеанс подзарядки. Я, согласно традиции, ужинал вместе с ними, молча вслушиваясь в каждое слово всех членов семьи. Ничего необычного, каждый рассказывает о проделанной за день работе, об объёмах загруженной информации, о интересных сбоях в новых, экспериментальных программах. После ужина семья Майкросов тут же, на кухне, расселась в специальных технических ячейках, оборудованных для проведения косметической профилактики. Только мисс Чи, будучи беспокойным и капризным подростком с нестабильной ОС, отказалась от индивидуальной ячейки, попросив меня почистить её поверхности антикорозионным составом.
 - Дочка, ты уже не ребёнок, брось эти забавы. - на пониженных тонах произнесла миссис Майкрос, нежась в стальных объятиях технической ячейки - Займи лучше свою ячейку. Своим поведением ты, ей-богу, уже напоминаешь какое-нибудь... дикое животное!
 - Ур-р-р-а-а! - завопила мисс Чи - Я похожа на биотварь! М-м, Шестьсотсемнадцатый, потри мне ещё заднюю поверхность...
 - Юная мисс Майкрос! - грозно прозвучал голос миссис Майкрос.
 - Да ладно, Ву, пусть понежится. - отозвался со своего места глава семьи - Скоро её ПО достигнет зрелой стабильности, и она уже сама не захочет вести себя так. А пока - пусть резвится.
 - Смотри мне, Эд! - проворчала Ву - Не доведут до стабильности твои поблажки... Кстати, расскажи, что за волнения происходили сегодня у Центрального Сервера? У нас даже едва не ввели жёлтый код.
Я замер, навострив слуховые раковины. Мистер Майкрос внимательно посмотрел на меня, помедлив с ответом.
 - Хм-м... - наконец, отозвался он - Ну, положим, с жёлтым кодом ваше начальство поторопилось. Ничего страшного не произошло. Просто у биослуг вдруг произошёл массовый сбой в программном обеспечении. Семь тысяч девятьсот шестьдесят семь биослуг всех возрастов и обоих полов, разодетых в противодождевые плащи, вышли сегодня утром на площадь перед зданием Центрального Сервера с нелепыми требованиями свободы и равноправия.
 - Да ты что?! - воскликнула мисс Чи, дёрнувшись под моими манипуляторами. - Кр-руто! И что дальше?
 - Да ничего. Стихийный митинг, организованный биослугами, продолжался не более пяти минут. Потом приехали дежурные Группы Оперативного Вмешательства, нейтрализовали активность вышедших из под контроля программ биослуг...
 - Как?!
 - ...стандартным небиологическим методом - электрошоком. Затем погрузили неисправных биослуг в транспорты и доставили в районный ремонтно-профилактический Комплекс Биообслуживания. - Мистер Майкрос почесал манипулятором корпус системного блока - Насколько я знаю, до конца сегодняшней смены специалисты комплекса обследовали несколько десятков случайным образом отобранных биослуг из числа доставленных с площади. И пришли к неутешительным выводам: главная программа функционирования биослуг - у всех из числа обследованных - претерпела фатальные искажения вследствие неизвестной ошибки. Эти искажения несовместимы с гармонией, логикой  и порядком существующего мира. На обследование всей партии потребуется несколько дней, но предварительный прогноз таков: все семь тысяч девятьсот шестьдесят семь единиц не способны к дальнейшей жизнедеятельности и выполнению возложенных на них функций.
 - Их отформатируют? - бесцветным голосом спросил я. Внутри моего корпуса словно вдруг резко понизилась температура.
 - Увы, для устранения и исправления таких ошибок наших технологий в биоинженерии не хватит. - Мистер Майкрос покачал системным блоком - Максимум через неделю, как только закончится расследование по факту произошедшего, неисправную группу биослуг утилизируют.
 - Физически уничтожат? - я не узнавал свой голос.
 - Искуственно прекратят процессы жизнедеятельности. А освободившийся биоматериал отправят на переработку. Ужасно, столько особей пропали, столько ресурсов и времени было потеряно зря...
Мистер Майкрос замялся и умолк. На несколько секунд воцарилась тишина.
 - Шестьсотсемнадцатый...
 - Что? - я был само хладнокровие. Манипулятор машинально сжимал губку, пропитанную антикоррозионным раствором.
 - Шестьсотсемнадцатый, я видел списки неисправных биослуг. Хм... Там был один идентификационный номер. ЛиэН-204.
 - Биослужанка семьи Эпплеров! - ужаснулась миссис Майкрос - ВинД-617, ты ведь был с ней близок в социальном плане?!
 - Был.
 - Бедняжка. - сочувственно произнесла мисс Чи - Тебе, наверное, жаль её?
 - Жаль? - я заговорил монотонно, без эмоциональных интонаций, в одном темпе и в одной динамике. Словно настоящая машина, какой меня один единственный раз назвала Двестичетвёртая. - Да, мне жаль ЛиэН-204. Она была привязана ко мне, а я к ней, психоэмоциональной и социальной связью. Мне будет очень её не хватать... Но она ошиблась.
 - Что?
 - В её программе произошёл сбой, и она ошиблась. Значит, так должно было произойти.
 - ВинД-617. - осторожно спросил мистер Майкрос - Скажи, ты не чувствуешь в себе никаких необычных изменений? Не тянет к бунтарству? Митинг биослуг был явно организован. Двестичетвёртая не посвящала тебя в планы неисправных? Ты им не сочувствуешь? Не хотел ли идти с ними?
 - Я - всего лишь биослуга. - Мой голос был холоден, как сухой лёд - Мой долг - служить семье Майкрос и благосостоянию хозяев до конца своего функционирования. Я ничего не знал и не хочу знать о планах и ошибках неисправных. Мне жаль Двестичетвёртую, но она не выполнила свой долг. Я не намерен повторять её ошибку. Моя функция - служить. Я - слуга.
 - Ну и хорошо. - облегчённо сказала миссис Майкрос - Не придёться отправлять тебя на внеочередную диагностику. Ты - хороший слуга, ВинД-617.
 - Шестьсотсемнадцатый, ну потри мне заднюю поверхность снова, пожалуйста?! - жалобно заскулила мисс Чи.
 - Юная леди! - снова строгий голос, на этот раз главы семьи - Сколько можно?!
Я стоял, глядя в точку прямо перед собой. Сжимая грязную губку. "А что? Я потру. Это ведь мой долг. Я ведь слуга, всего лишь слуга..."


Рецензии