Философские основы здоровья в новейшее время

Философию новейшего времени связывают с постмодернизмом. Постмодерн – новое явление в общественной жизни, возникшее в постиндустриальном обществе. Наиболее ярко постмодерн выразил себя в искусстве. В философии он существует как направление. Постмодерн противопоставляет себя модерну. Модерн связывают, с одной стороны, с индустриальным обществом, с другой стороны, с разработкой проекта будущего. Проект будущего был разработан в эпоху просвещения. Ядром его стали такие принципы, как свобода, равенство, прогресс и др. Проект дорабатывался социалистами-утопистами, социал-демократами, национал-демократами и марксистами. В марксистском варианте он назывался научным коммунизмом.

Марксистский вариант проекта был реализован вначале в России, затем ещё в ряде стран в виде социализма - первой, переходной стадии коммунизма. Крушение социалистической системы ознаменовало собой крушение коммунистической теории. Смена европейской демократии на либерализм после второй мировой войны явилась обесцениванием идей проекта будущего. Рационалистического по своей сути проекта.

Особенно ярко рациональность проекта была выражена в теории научного коммунизма. Критика К.Марксом народившегося индустриального общества, то, что оно основано не на консенсусе, а на конфликте, что общественное производство в нём анархично, раскрывала его негармоничность – несимметричность и непропорциональность, в свете философских систем таких древнегреческих философов, как Алкмеон и Эмпедокл. Построив логическую схему устройства индустриального общества, названного им капитализмом, Маркс нашёл, как его гармонизировать.

По замыслу автора  новое, коммунистическое общество будет основано, отнюдь, не на конфликте, отчуждении и ненависти, а на братстве (любви) по причине всеобщего равенства людей, которое обеспечивается пропорциональным распределением общественного дохода, богатства.  Коммунизм будет последней стадией развития общества. Называя негармоничное общество больным, гармоничное общество можно было бы назвать здоровым.

Гармония в обществе должна была обеспечиваться отсутствием закона стоимости, погони за прибылью.  Ведь именно жажда прибыли приводит к конкуренции, разорению и расслоению общества на классы. Поскольку коммунизм  явится последней стадией общественного развития, социальная динамика сменится социальной статикой. Общество А всё время станет воспроизводиться во времени в общество А. В общественном мышлении воцарится закон тождества: А есть А. Противоречию, А есть Б, не будет места. Не будет никакой диалектики, следовательно, не нужно станет решать проблемы амбивалентного мышлении, кривой логики, паранойи.

В  обществе не окажется никакой паранойи, следовательно, и паранойи прибыли, которая как сверхценная идея захватывает сознание предпринимателей и подчиняет их волю себе. А ведь, чтобы сделать мышление объективным, Г.Гегель искал объективные законы, подчиняющие его себе не только в виде идей, но и в виде человеческой деятельности, овеществлённом труде – культуре. Искал и не обратил внимания на закон стоимости, вызывающий паранойю прибыли, кривую логику мышления, обнаруживаемую в товарно-денежном обращении, в самовозрастании прибыли, в том, что при продаже товара, в частности, денег допускается ошибка в пользу продающего, то есть выгода или прибыль. 

Допуская ошибку в логике расчёта, продавец кривит не только душой. Он, использует при расчёте цены кривую логику: закладывает прибыль. В производстве прибыль возникает за счёт прибавочного труда, который не оплачен, что указывает на занижении стоимости труда, рабочей силы – работоспособности, здоровья. Условием занижения стоимости труда является найм – отчуждение работника от средств производства. В отчуждении скрыто принуждение трудиться на невыгодных условиях, когда труд несёт выгоду не работнику, а нанимателю, работодателю.

Перестав кривить, использовать кривую логику, общество перейдёт от динамического состояния к статическому. Став стационарным, согласно представлениям А.Тойнби, общество не будет мутировать. В нём не окажется изобретателей, первооткрывателей, пассионариев Н. Гумилёва, за которыми можно было бы следовать и которым можно было бы подражать. Исчезнет не воспроизведение общества, а инновационное развитие.

В общем, при марксовом коммунизме развитие замрёт, общество превратится в реликт. Ну а при либерализированном производстве, отданном во власть обективных законов стоимости, конкуренции, анархии общество периодически будут угнетать кризисы, «Великие депрессии».

На вопрос, что делать, мировое сообщество уже ответило перестройкой. Из двух систем, статической и динамической она предпочла вторую, ту, которая основана на отчуждении и кривой логике. Это неравновесная система. Поэтому стихийно в этой системе периодически включается механизм саморегуляции, состоящий в том, что, развившись в свою противоположность, производство останавливается, начинает как бы уравновешиваться, возвращаться к начальному, равновесному состоянию. Затем всё повторяется.

Если бы людей устраивало такое положение дел, они не стали бы искать выхода из кризиса, а спокойно бы ждали, когда всё само собой разрешится. Тем не менее в лице правительств ищется выход, в частности из мирового экономического кризиса , начавшегося в 2008 году.

Выход подсказывает диалектика, которая видит в развитии неравновесно-равновесный процесс, выразимый в нарушении закона тождества, допущении А есть Б и в соблюдении закона тождества А есть А в общем. Равновесие достигается тем, что неравновесный процесс состоит из двух фаз. Вначале А превращается в Б, затем Б превращается в А. В итоге А превращается в А.

В области товарно-денежного обращения ситуация выглядит несколько иначе. Первоначально произведенная масса товара неэквивалентно превращается в массу денег Т;Д (Т;Д). Дело в том, что товарное производство с товарообращением  основано на кривой логике. Стоимость производимого товара завышена. В цену товара заложена прибыль – ошибка, с точки зрения логики или паранойя, с точки зрения психиатрии. Кроме того закон стоимости требует не только выгодно продавать, но и выгодно покупать. Поэтому во вторую фазу акта товарообмена идёт процесс как бы неэквивалентного превращения массы денег в массу товара Д;Т (Д;Т). В результате Т;Д;Т или Т;Д;Т. Кривая логика перекашивает экономику, основанную на идее универсальной эквивалентности меновой стоимости в сторону прибыли, расширения производства и обогащения.  То же самое происходит, когда деньги становятся товаром: Д;Т;Д. Появляется понятие капитала, самовозрастания стоимости Д;Д. В данном случае отчуждение денег Д в товар Т и возвращение к себе - это самовозрастание Д. Здесь нет мутации, качественного преобразования Т или инновационного развития. Прибыль, денежные излишки вкладываются не в инновационное развитие, а в расширение производства. Качество общественного воспроизводства не прогрессирует.
      
Бесконечно (устойчиво) самовозрастания стоимости не происходит. Наступает фаза кризиса. Производство перестаёт расширяться и даже сужается. Идёт процесс восстановления исходной универсальной эквивалентности меновой стоимости, протекающий болезненно. Он необходим для возобновления кривологичного (криволинейного) цикла  производства.         

Чтобы переломить сложившуюся ситуацию, нужно вначале её понять.


Рецензии
...Александр Клавдич!

Последовательно мастерите структуру общего материала по управлению здоровьем?

К написанному с вниманием Юрий Сарычев.

Юрий Сарычев   07.06.2012 11:44     Заявить о нарушении