Как раскритиковать стихи?

Ко дню рождения А.С. Пушкина

Для этого вовсе не надо быть высокообразованным человеком, досконально знать всю поэзию мира с седой древности до наших дней, изучать тысячи литературоведческих трудов. Всё гораздо проще.

Итак, запомните всего два слова: ГЛАГОЛЬНАЯ РИФМА. Для совсем неподготовленных объясню, что это такое. Это когда в конце какой-то строки стихотворения стоит глагол, и он рифмуется с другим глаголом в другой строке.

Например, так:

Мой дядя самых честных правил,
Когда не в шутку занемог,
Он уважать себя заставил,
И лучше выдумать не мог.

Так вот: «правил - заставил» — это не глагольная рифма, так как «правил» — не глагол, а существительное. А вот «занемог - не мог» — как раз глагольная рифма, так как здесь два глагола.

А дальше берём стихотворение, которое надо раскритиковать, и считаем, сколько в нём глагольных рифм. Если их более четверти, смело ставьте это автору в вину. Пишите, что рифмы у него чересчур простые, глагольные, что говорит о графоманстве, халтуре, недостатке мастерства, образования, начитанности, ума и т.д. и т.п. И столь ненавистный вам автор уничтожен, унижен, смешан с грязью, растёрт в пыль! Пусть он пытается что-то говорить в своё оправдание, это ему ничуть не поможет. Он покусился на святое — решился применить ГЛАГОЛЬНЫЕ РИФМЫ. Пусть он пытается заменить глагольные рифмы другими, у него ничего не выйдет. И вы прослывёте строгим блюстителем законов поэзии.

А то некоторые авторы стихов совсем обнаглели и норовят использовать эти страшные глагольные рифмы во всех строках подряд. Например, так:

Идёт направо — песнь заводит,
Налево — сказку говорит.
Там чудеса, там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит.

Или так:

Театр уж полон; ложи блещут;
Партер и кресла — всё кипит;
В райке нетерпеливо плещут,
И, взвившись, занавес шумит.

Или ещё:

Тоска любви  Татьяну гонит,
И в сад идёт она грустить,
И вдруг недвижны очи клонит,
И лень ей далее ступить.

Или вот так:

Минуты две они молчали,
Но к ней Онегин подошёл,
И молвил: «Вы ко мне писали,
Не отпирайтесь. Я прочёл…»

Ещё пример:

Он знак подаст — и все хлопочут;
Он пьёт — все пьют и все кричат;
Он засмеётся — все хохочут;
Нахмурит брови — все молчат.

А иные авторы идут ещё дальше. Они открыто призывают в своих стихах к использованию глагольных рифм.

«Восстань, пророк, и виждь, и внемли,
Исполнись волею моей,
И, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей».

Обратите внимание: не существительным, не прилагательным, не наречием, не местоимением, а именно ГЛАГОЛОМ призывает автор жечь сердца людей. То есть он хочет нас уверить, что именно глагольные рифмы сильнее всего трогают наши сердца. С такими призывами надо нещадно бороться, и тогда мы получим действительно талантливые стихи, а не графоманские вирши.


Рецензии
Добрый день, Алексей!
Сегодня открыл свою страничку на Проза.ру, заглянул к Вам не как неизвестный читатель а как автор.

С огромным удовольствием перечитал Вашу Великолепную статью! Огромным удовольствием!
Тем более меня уже трамбовали в Конкурсе текстов «Песни о Полиции» этими двумя словами-кувалдами – «ГЛАГОЛЬНАЯ РИФМА».

Помню, один из участников Конкурса – поэт Сергей Кухтов, прочитав с десяток моих текстов, пришёл в ярость, что я не имею права так косноязычно писать, что конкурс вообще для полицейских и т.д. и т.п., а главное – в моих текстах сплошные ГЛАГОЛЬНЫЕ РИФМЫ!..
Несколько произведений Кухтова я прочитал, они весьма неплохи, некоторые мне даже очень понравились, но тексты в Конкурсе сочинялись для народа, который не любит в настоящее время полицию, не доверяет ей, а его тексты, на мой взгляд, реалистичные и талантливые трудно будут восприниматься людьми, имеющими уже определённый негативный стереотип о полиции...

Алексей, это я рассказал, как испытуемый и подвергшийся давлению этих убийственных слов – ГЛАГОЛЬНАЯ РИФМА...

Кстати, после окончания Конкурса миновало девять месяцев, можно было уже родить ребёнка, время начинает своё испытание, мои тексты о полиции читают практически каждый день – это для меня лучшая награда, значит, не зря было моё участие в Конкурсе!

Здесь, на Прозе.ру есть рубрика «Стихи», постараюсь размещать там песни о полиции, может быть и здесь их будут читать, ведь для людей я и сочинял свои тексты, а не для Конкурсной комиссии...

Ещё раз, Алексей, большущее Вам спасибо за Вашу уникальную статью!
Лично для меня она - как бальзам на сердце!

С уважением, Сергей

Сергей Владимирович Евдокимов   25.11.2012 15:41     Заявить о нарушении
Здравствуйте, Сергей! Спасибо за добрые слова о моей статье. Очень рад, что Вы теперь зарегистрированы и на Прозе.ру. С Вашим приходом здесь будет на одного талантливого автора больше. И это замечательно! Насчёт стихов о полиции - я всё больше удивляюсь, зачем нужен был конкурс организаторам. Авторам - понятно, у них появилась возможность выразить себя на актуальную тему. Но никакой реакции от полиции как не было, так и нет. Впрочем для авторов, и для Вас в том числе, гораздо важнее, что их стихи читают. Надеюсь, что читателей Ваших стихов будет не меньше и на Прозе.ру.
С уважением, Алексей

А.С.Гусаров   14.12.2012 19:28   Заявить о нарушении
Здравствуйте, Алексей!
Большое спасибо за Ваш доброжелательный отклик!

Ваша статья (у Вас она не одна такая) насыщена юмором!
А говорить о серьёзном несерьёзно – это большой талант!

Настоящие реформы начинаются не по указу Сверху, а с изменения сознания людей Снизу...
Конкурс дал шанс авторам текстов прояснить сознание Читателей...
Мой шанс я использовал как мог!
Когда я прочитал, что Оргкомитет решил наградить «также наиболее активных участников конкурса – Ларису Кадышеву и Сергея Евдокимова, приславших на конкурс в общей сумме более ста песенных текстов.», то чуть не обиделся!
Не знаю, сколько текстов Ларисы Кадышевой, но лично я прислал на Конкурс более двухсот текстов, из них было принято и включено в Список – сто четыре текста...
Потом я понял, что обижаться на эту незначительную неточность глупо, главное, что 104 текста включены в Список, Список этот пока ещё не удалён из Интернета, и тексты читают каждый день люди с разных сайтов уже более десяти месяцев!
Например, моё произведение о Полиции «Мы курсантские носим погоны» только сегодня 16.12.12 на 15:40 на портале Стихи.ру (http://www.stihi.ru/2012/08/12/3140) прочитало пятнадцать неизвестных Читателей, на портале Проза.ру (http://proza.ru/2012/11/29/111) – один Читатель.
Именно для них я и сочинял свои Конкурсные тексты, а не для конкурсной Комиссии!..
Но!
Я очень благодарен этой Комиссии принявший от меня сто четыре моих текста, опубликовавшей их в Списке для общего обозрения!
Я вообще очень благодарен Конкурсу, позволившему принимать от участника неограниченное число текстов, особенно благодарен за отсутствие дискриминации по возрасту, что я постоянно испытывал на себе всю свою жизнь, особенно в СССР!
Когда принимались к участию 12-тилетние, мне было 13-ть, когда до 18-ти лет, мне было 19-ть, когда до 30-ти, мне было 31!..
Что такое возрастная дискриминация – это надо прочувствовать!
А здесь её не было!!!
За это всем организаторам Конкурса текстов песен о Полиции – мой низкий поклон!
Ничего зря не бывает, если тексты читают, то есть надежда, что и добрые всходы взойдут – отношение к Полиции у населения начнёт меняться в лучшую сторону, а значит, в лучшую сторону и начнёт меняться и жизнь налогоплательщиков на чьи деньги и содержится Полиция!
Этот процесс взаимный – в этом я вижу большое благо проведённого Конкурса!..

На портале Проза.ру, после публикации своих стихов, постараюсь опробовать себя в прозе, например, в фантастике.
Небольшой опыт в этом направлении у меня был, мой рассказ «Протонная капсула» был отмечен в 1968 году журналом «Техника - молодёжи»...

Алексей, благодарю Вас за внимание!
Буду рад Вас видеть на своей страничке!
С уважением, Сергей

Сергей Владимирович Евдокимов   16.12.2012 16:46   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.