Первый абруз

ПЕРВЫЙ АРБУЗ
     С узбечкой Саидой я познакомился на губернском рынке. Знакомство это можно было бы считать случайным, но, как известно, ничего случайного на свете не бывает. В этом мы сейчас еще раз убедимся.
     Я проходил по рядам с овощами и фруктами. Высматривал абаканские помидорчики. Обожаю их за «мясистость». И они лишь слегка кислят, – не чета нашим, суховским, от которых скулы сводит. Абаканские «розовощекие» такие, как красны девицы.
     В одной из палаток я обратил внимание на два больших грейпфрута. Они «застенчиво» жались к бутылке с гранатовым соком. Будто в чем-то провинились. Возможно, как раз в том, что их до сих пор никто не купил. Не приглянулись. И их удалили на верхнюю полку стеллажа. Шутки ради спросил у очень симпатичной улыбающейся продавщицы азиатской внешкости:
     - Это у вас не дыни, случайно?
     Продавец не поняла моей шутки, стала серьезно объяснять, что это за фрукт, как и с чем его едят. Но почему-то спросила и она:
     - А вам нужна дыня?
     Начало июня. Какие дыни могут быть в это время? Прошлогодние? Сгнили уж давно. Но я больше из вежливости, нежели с надеждой, сказал правду:
     - Нет, мне нужен арбуз.
     - Арбузов нет. Не привезла. Во вторник приходите, - привезу.
     Я не поверил своим ушам. Если бы арбузы уже где-то созрели, их бы привезли к нам. Непременно.  Не случайно же, ими никто не торгует. Свежая капуста, да – полно. Черешня  поспела. В каждой палатке по несколько лотков. Но дорогая – 300-350 р. за кило. Однако  Саида, так звали девушку, заверила: сама уже ела арбуз. Покупала его сыну на день рождения. А не привезла на рынок лишь потому, что не рыночный день сегодня. Праздник. Троица. Люди на кладбища уезжают. Многие.
     В понедельник рынки не работают. Еле дождался вторника. Догадывался, с еще большим нетерпением ждала его Валентина, супруга. Не удержался, позвонил в хоспис, обрадовал ее нечаянной новостью. Она так хотела арбуза! Так хотела! Еще зимой!
     Проблемы с аппетитом начались у нее после повторного курса химеотерапии и облучения. Ела через «не могу». Один вид пищи вызывал тошноту. На глазах худела, таяла. Иссохла, можно сказать. Зато у ее «оккупанта»-рака аппетит был отменный.
     - Ничего не хочу, - как-то сказала она. – Арбуз бы поела.
     Где-то в начале апреля она снова вспомнила о нем:
     - Уж, видно, и не попробую арбуза. Не доживу.
     И вдруг вот такая удача!
     Во вторник на рынок приехал к открытию. Палатка Саиды находилась в центральной части его. Оглядываясь по сторонам, я торопливо шел к ней. Никто арбузами не торговал. Встревожился. Если нет их ни у кого, откуда им взяться у одной Саиды? Подошел к ее палатке, - арбузами не пахло. Как же так? Нежели обманула? Я ведь ей объяснял, что эта бахчевая ягода нужна не мне – очень больной женщине.
     Саида вспомнила меня. Она позвонила кому-то по телефону, что-то сказала на своем языке. Потом обернулась ко мне.
     - Про арбузы забыла, - призналась она. - Через час-полтора подходите. Привезут.
     Надежда на удачу снова забрезжила, но теперь уже вперемежку с сомнением. Что делать? Возвращаться домой, чтобы тут же вернуться назад? По такой жаре? Было почти 30 градусов тени. Но и околачиваться целый час на рынке, - невелика радость.
     Рынок расположился буквально за оградой училища культуры, где я когда-то работал дворником. А перед ним – тенистый пихтовый сквер. Что оставалось? Найти укромную скамеечку и переждать часок на ней. Так и сделал…

     …А вот теперь еще об одной случайности. Почему «еще»? А потому: не спроси я в шутку про дыни, не познакомился бы с Саидой. Так и ушел бы с рынка с авоськой абаканских помидоров, суховских огурчиков и знать бы не знал ничего про арбузы.
     Так вот, случайность вторая.
     Хоть и в тени, но сидеть битый час и ничего не делать при этом - тоже не бог весть какое удовольствие. Надо было чем-то себя занять. Подумал было купить что-нибудь на рынке из съестного, пожевать. Глядишь, какое-то время незаметно и пролетело бы. Пожалел, что не взял с собой что-нибудь из чтива. И тут будто током прошило! Почему не взял? Взял ведь. Старый-престарый журнал. Он случайно попался на глаза дома, когда  искал что-нибудь такое необъемное, в виде тонкой книжонки, куда бы мог положить пару листов бумаги с  текстом завещания супруги. Иначе они могли бы помнуться в пакете. Текст надо было отнести в хоспис, супруге. Она должна была прочитать, высказать свои замечания и завизировать. А я потом передал бы заготовку в нотариальную контору. 
     Сел на лавочку, достал из пакета журнал. Вот ведь когда пригодился. А до этого он почти год валялся дома в шкафу, никому не нужный. «Древний» больно – 1995 года выпуска. Достался он мне при не совсем обычных обстоятельствах. Шел домой мимо «Библиотеки на Весенней». У  входа в нее библиотекари устроили развал с книгами. Решили кое-какую литературу продать. Ту, что когда-то купили сами, но она оказалась невостребованной.
     Я остановился у развала. Просто так, из любопытства. Книги ведь. Подумал, может, что-то интересное увижу. Может, что-то и куплю. Меня, постоянного читателя, узнали. И предложили несколько старых журналов. За так. Бесплатно. Бедняги, избавлялись от макулатуры таким вот благотворительным образом. Чтобы не обидеть женщин, я взял один. Называется «ЧП - чудеса и приключения». Заинтересовало название журнала. В то время я собирал материалы к книге «Личная жизнь в пространстве», которую готовил к печати. Надеялся, почерпнуть что-то интересное для нее и в этом издании. К стыду своему, о журнале с таким многообещающем названием я никогда и не слышал.
     Дома полистал. Понял, что этот номер посвящен победе в Великой Отечественной войне. И отложил его в сторону. Этот период истории меня не интересовал. В то время.
     Теперь же стал читать все подряд. Документальные рассказы оказались очень интересными. И тут, на последних страницах наткнулся на подборку материалов под общим заголовком «Остается верить в чудеса». Как же я пожалел о том, что год назад не удосужился заглянуть на эти страницы! Мне открылись такие потрясающие факты! Они бы так пригодились при написании главы «О непознанном». В ней нужно было привести примеры «технического» сбоя Времени, которые я называю просечками. А их здесь столько и такие невероятные! Поразительно просто!
     Не могу удержаться, чтобы не привести хотя бы одну небольшую выдержку.
     «Сказочные кавалькады, охота на диких зверей, сражения пехотинцев, города, висящие в воздухе острова и таинственные парусники над водными пространствами – загадочные картины, которые на протяжении многих веков являлись людям в разных частях земного шара.
     Наука объясняла эти явления оптическим отражением реальных картин, происходящих в различных слоях атмосферы. Так создаются известные всем миражи, говорят ученые. Но в том-то и дело, что все таинственные явления не могут быть объяснены только миражами». Потому что многие из известных «отражаемых» объектов, видимых картин сдвинуты во времени порою на сотни лет.
     И далее были приведены немало фактов, заимствованных из исторических источников. Описывать их здесь ни к чему. Они более пригодились бы в книге. Тут речь о другом. О том, как мы относимся к предопределенности, иначе говоря, к своей судьбе. Мы уверены в том, что сами себе ее определяем. Потому как в этапные моменты жизни выбор того или иного пути оставляем за собой. Чего-то из намеченного добиваемся легко. Помогает и окружение. Что-то приходится преодолевать, отбиваться и от «добрых» советчиков. Но бывает порой, поступаем вопреки здравому смыслу, явно наперекор судьбе. И бываем наказаны за своеволие. В книге я обращал на это внимание и говорил, что каждому из нас надо бы научиться улавливать сигналы свыше. Не бить по протянутой руке судьбы.
     Тот книжный развал у библиотеки как раз и был одним из сигналов, подарком судьбы  в тот момент, когда мне очень были нужны интересные факты. Того требовал формат книги. Но я не воспользовался «предложением». Поленился прочитать. Теперь вот раскаиваюсь.

     Арбузы не привезли и через час. Но привезли все же. После обеда.
      Смотреть на то, как Валентина нетерпеливо выковыривала семечки, жадно поглощала сочные ломти спелого арбуза, было радостно и грустно. Она постанывала. И трудно было понять от чего: от боли или наслаждения.

г. Кемерово,
07.06.2012 г.


    


Рецензии