Тубус

               

  Приехала  в Германию  и живу  в семье  дочери. Все разошлись  по  делам  и я присела разгадать сканворд. Увлекательное занятие, память  тренирует, обогащает  речь.

  Так, пенал для чертежей, пять букв...что-то  очень  знакомое. Да ведь это  тубус!   Вспомнилась история  с ним  связанная...

  Было это в пору студенчества, третий курс  мехфака. Курсовые проекты  чуть  не по  каждому предмету, чертежей  море и их надо как-то  сохранять до защиты  в  надлежащем  виде. Случается  непогода и  тогда  совсем  туго..., надо бы купить  тубус. Пошла  искать  в  канцтоварах  необходимую мне вещь.

  Обошла  всё  в  старом  городе - нет  тубусов, кончились.  Конец  шестидесятых,  эпоха процветания  дефицита, люди постарше  знают  о  чем  идет  речь...  Так, уставшая от магазинов, очередей, стою возле прилавка  чтобы спросить есть  ли  в продаже  тубусы. Про  себя  решила, что  на сегодня  достаточно и  эта  попытка- последняя.

- Тубусов нет! - услышала  я  от  молодой  продавщицы с жирными  черными  стрелками  на  веках.

-  А   когда  подвезут, - задаю  ироничный вопрос и  не  дожидаясь  ответа  разворачиваюсь в сердцах чтобы   уйти быстрее  и  дальше.   Замечаю  женщину  лет  тридцати с  небольшим, крупную и  небрежно  одетую. Она смотрит  на  меня  и  почему-то  улыбается.

- Тубус  нужен?

- Да...

- Иди  за  мной, не отставай.

  Куда  это  идти не отставая и что  за  дела...  На  мой  лепет   "как далеко  и зачем "   она  отвечает:

- Не близко, поедем  на  трамвае. Отдам  тебе  тубус.Бесплатно, - добавляет она.

 Я в восторге. Дошли  до  трамвайной  остановки, едем долго и молча.  Далеко.

  Старый  город  давно позади... наконец выходим где-то  на новостройках.  Сзади пустырь, слева и справа  недострой, впереди заселенные, судя по окнам  и балконам, пятиэтажки. Ни клумб, ни деревьев- кустов, ни  даже тротуаров - нет. Как  живут  здесь люди, а ведь получить  квартиру  в  новостройках считалось  огромным  везением, счастьем,не смотря что  далеко, необустроено, грязно...
  Помогаю  тащить  Наде,так зовут  мою  новую знакомую, тяжелую сумку с продуктами на  четвертый  этаж. Дома у нее дети, два сына. Наконец, пришли.Надя открыла  дверь  своим  ключом.
  Радостные и  требовательные  крики  малышей и... запах! , отвратительный запах детских  неожиданностей заполнил квартиру. Невольно  приложилась к своему носу  и  огляделась. Надя  исчезла. Стою в тесном  коридоре, впереди  просторная комната почти без мебели, посреди которой на полу  ватное одеяло в  пятнах уже  сухих и  еще  сырых от  детской  мочи. На одеяле малыш в  оттопыренных на заднем  месте  ползунках - так  вот откуда запах... Старший  мальчик  рядом  с  лужей  на полу, он  показывает  на вонючую  влагу  и велосипедик в ней, поспешая  сбивчиво  сообщить  мне , что эту лужицу  сделал  не  он, а детский  велик.  Комната завалена  игрушками  и  вещами, приспособленными  для  игры. Здесь  же  на полу недоеденное печенье, куски  бублика и крошки, крошки...
  Я предполагала  увидеть новую квартиру для молодой семьи, маленьких  опрятных  детей, современную  мебель, а  не  запущенное  жилище с голодными  и немытыми   малышами.
  Между  тем, младшенький  проворно подполз ко  мне в  своих  переполненных  содержимым ползунках. Испугавшись, я очнулась.   Что  я делаю  в  этом бунгало?
Где хозяйка? Мне что, уйти не попрощавшись?
   
   Мои размышления  прервала  Надя, которая появилась  так  же неожиданно, как и  исчезла. Она стояла в коридоре и прижимала  к груди  целую  охапку тубусов с крышками и без.  Я обалдела...
- Откуда  столько?
- Знаешь, я работала  на  фабрике канцтоваров, ну, и ... сама понимаешь, все берут и я  тоже...,  и добавила  смущённо, -  Играться  детям.
  Святое  дело - детишкам  поиграться.  Я пребываю  в каком-то  стопоре. А  Надя  как  ни в чем  не бывало протягивает мне один  тубус.
- Нашла который  почище... Правда, он  без крышки, зато с  ручкой, как  положено и с металлическими  заклепками, Вот.  А крышка - это ерунда, не  нашла, завалялась. Нет  и  ладно, приспособим крышку  от  другого, они  все  одного  размера.
  ...И я получила в подарок  две  вещи - тубус  и  крышку  для  него, которая была совсем  другого "коленкора", как говорится. Оказывается, прорезиненный  материал, которым обтянут  картонный  тубус, имеет различную  фактуру или  структуру поверхности. Мои  фактуры  отличались капитально  друг от  друга, они были совершенно разные...
- Скажи спасибо, что одного  цвета и не шибко  отличаются,- добавила  Надя.
- А теперь  забирай и вали, а то мне некогда с тобой  тут, видишь - голодные  и обосрались...,нельзя из дома на  минутку  выйти,-  сердито  заворчала Надежда ,с укоризной  посмотрев на  маленьких  сыновей  и открыла передо мной  дверь.
  Я пулей  вылетела из подъезда, вздохнула  глубоко  сырой  прохладный  воздух. Вместе  с   одноцветным , но разноколенкоровым  тубусом пошли  мы  искать остановку  трамвая, номер  которого я, конечно же,  не запомнила. Но  это  мелочи. Стемнело, стало  страшновато пробираться между луж,  строительного мусора,среди  пятиэтажек-близнецов, но  я не одна, я  с  тубусом.  И  хорошо то, что  хорошо  кончается.
 
      А  пенал  для чертежей  еще несколько лет  служил  мне верой и правдой.

      Всё  же  когда  кто-то с иронией  или  с сочуствием  интересовался  отчего  мой  тубус разноликий - я  отвечала, что это подарок, а  всякому  подарку  надо  радоваться... Вопросы  отпадали, а я  с благодарностью  вспоминала  отзывчивую  Надю.

      Кто-то  позвонил  в дверь. Иду  открывать.

                * * *


Рецензии