Кто первый учитель?

По разрешению учительницы  я вошёл к ученикам 1-ого класса и задал вопрос, который в заголовке. Они посмотрели на свою наставницу, сразу  назвали её имя. Тогда я спросил конкретно:
--- Кто самый первый изучал с вами буквы и учил на пальчиках считать?
Большинство дружно ответили:
--- Мама!
Одна девочка рассказала, что с  братиком изучала алфавит. Он старше её на два года.
В третьем классе на мой конкретный вопрос, все до одного мгновенно выкрикнули:
--- Мама!
Во втором классе на тот же мой вопрос --- тот же ответ:
---- Мама!
Малыши соглашались со мной, что самый первый учитель у всех нас --- мама. Она учит и как ложку держать, и как улицу правильно переходить, и, конечно, знакомит с буквами. Отсюда вывод: очень плохо, когда мамы не в состоянии  понять учебники для начальных классов.

Деревенская бабушка полуграмотная. Ей привезли на лето пятилетнего внука. Она, конечно, купила ему букварь. Они сидят на крылечке. Малыш с удовольствием водит пальчиком по страницам книги и с помощью бабушки читает буквы.

Хотят или не хотят признать руководители образования, но программа начальной школы обязана быть постоянной и максимально простой, следовательно,  не должны меняться учебники.  Перед начальной школой стоит задача: научить детей читать, пересказывать содержание прочитанного, считать, красиво писать, учить стихотворения. Можно предположить, что переписывание учебников --- один из способов кем-то, имеющим связи с верхами, заработать деньги. Я вижу возмущённые физиономии преподавателей пединститутов, прочитавших мои строчки. Их «конёк»: --- а воспитание творческой личности? На данный вопрос отвечаю вопросом: «А какой процент творческих и  гениальных людей среди взрослых?» Ответ простой: очень маленький, следовательно, организация массовой подготовки «творческих личностей» --- это или не понимание жизни, или способ зашить диссертацию для получения большого заработка, или скрытая диверсия, или --- обыкновенный идиотизм. Почему я, проработавший много лет в системе образования, так заявляю? Мне --- за семьдесят лет. Я, мои сверстники, учились в школах в конце сороковых, в начале пятидесятых годов прошлого века. В те года   Советский Союз имел передовую науку, технику, создал атомную бомбу, строил космические корабли, громадные плотины, очень быстро восстановил страну, разрушенную войной, и так далее. Нашему поколению есть чем гордиться.

 Я не знаю разумных аргументов для усложнения программы начальных классов, для чехарды с учебниками. Я безоговорочно согласен: подготовка выдающихся деятелей науки, культуры, в спорте должна начинаться со школы. Но это для педагогов --- «штучная» работа. Она ведётся в специализированных классах и в индивидуальной работе с одарёнными детьми. Я не жалел времени для дополнительных занятий с теми учениками, которые учились хорошо по моему предмету и, которым он был необходим для поступления в вузы.

Одно время вынудили учителей  заставить учеников завести тетради для творческих работ. Мы видели эти тетради. Один семиклассник на обложке в словах «для творческих работ» умудрился сделать шесть ошибок! А кто-то протолкнул идею, чтобы все, до одного, ученика занимались творчеством!  Естественно, у большинства детей не получилось. Так и напрашиваются грубые слова, чтобы охарактеризовать «новаторские» идеи начальников образования!

Я ещё раз хочу напомнить  тем, кто составляет и утверждает программы для начальных классов: у всех нас самый первый учитель ---мама!
При выполнении домашних заданий малыши обращаются за помощью к родителям. Система образования обязана, умело воспользоваться этим фактом.


Рецензии