Инженерное образование в разрезе объективного сопр

-Ты, кажется, учился на инженера!?
-Ну и что?
Валерий Витальевич Кадомский, многоопытный московский преподаватель самых разных (как бы это мягко сказать) неуютных (шизофреноидных) инженерных дисциплин знал, кажется, больше всех на свете об инженерном образовании. (Занимаясь, зачастую  по крайне запутанным методикам), он знал его от тех, кто это образование очень не весело и не очень надежно получал,  и от которых временами слышал крик отчаяния (слыша временами крик отчаяния): «Лучше бы я вообще не поступал в эту дурацкую академию, а пошел бы родине служить; (а там посмотрел бы?!») Таких как Кадомский (преподавателей), дающих объявления по Инернету.. (сопромат, ПТМ, ТОЭ, проектирование,  технология и т.д. Экспресс-подготовка. Консультации. Все ВУЗы.)   в столице было не мало.
Но Кадомский был самым - самым.
«Он  мог бы  попасть в книгу рекордов Гиннеса по разделу « Абсолютные рекорды преподавания», так как по количеству перебывавших у него студентов, так же как и числу всяких сложных дисциплин, изученных им, заслуженно мог бы претендовать на  первое место в стране, а может быть и во всем мире.» Его всеохватность, удивляла  даже - его самого. Это было несколько похоже, на игру «Что, где, когда?», где  бы один из участников  отвечал  сразу на все вопросы телезрителей про то, чему и как нас учат, в том числе и самые идиотские.  Причем, если бы последних  было бы значительно больше.   Просуществовав в подобном качестве более тридцати лет, Кадомский практически все знал о нравах инженерного преподавания. Он, знал, все существующие тенденции, негативы, что и сколько сейчас стоит в наших  академиях, «а, главное,» (и) пофамильно  знал многих «ученых» беспредельщиков, которые доводили  студентов до нервного стресса, тренируясь на них  как на подопытных кроликах, получая видимо, кайф, от своего величия, (от этого удовольствия), «а»  названные (же) студенты,  доведенные до отчаяния, как тяжело больные обращались зачастую,  именно, к нему.
Кадомский в силу опыта быстро и безошибочно находил ошибки и неточности в любой попавшей к нему методичке, составленной то ли академиком, которых стало в последнее время значительно больше, или рядовым доцентом; видел внутренним зрением, на каком уровне и в каком настроении писалось это, столь необходимое для пролетария-студента, пособие, с прагматичным любопытством просматривал лекции и семинары  заблудившегося в этом методическом кошмаре несчастного (или несчастную) , после чего  выносил свой вердикт.
- Вот первый признак чудизма, набор формул для расчета без всякого использования числовых примеров, хотя это  обычный  пылесос, а, отнюдь, не задание по теоретической  физике (уравнение Гельмгольца);  а вот и второй, - ссылки на литературу столетней давности(времен Гороха, Буанапарта), - ее уже ни в одной библиотеке не сыщешь! Дальше (сим) можно не продолжать (все понятно)!
«Кадомский (очертив для себя замкнутый круг)тем не менее( в силу своего опыта) всегда находил выход -  решал, подсказывал, советовал, настраивал, внушал… »
- Сами не понимают эти му(дрые) да ки(чливые), что делают, а еще пытаются кого-то научить! Хотя, (как всегда,)   сертификат учености у их на задней странице:  три доцента и профессор.  Что они, спрашивается, в своих (мудрых) диссертациях пишут,  если не могут нормальную методику подготовить? (Они, эти ребята, явно недооценивают этот свой документ!) (Ведь методичка не диссиртации,  которых никто не читает!) (а простая как подросток) дурацкая(хорошонаписанная) методичка – Главный документ их «ученой» кафедры,.» -Нельзя так запутывать! Проще надо, (господа), - с примерами, схемами, рисунками, - из жизни, из практики,. Это ведь не общефилософский трактат. Пылесос он и в Африке пылесос. (Его)Инженерное решение – примитивно. Коэффициенты (как всегда) какие-то с потолка? В диссертациях они сойдут, - их, все равно, никто не читает!(их поймут только два – три человека на Земе) . А в методичках все читают (выносится все на публику) , но никто ничего не понимает. (Знали бы, как мы над ними, (частники) смеемся! Знали бы составители!) (Предмет юмора и стыда за Вас,  одновременно!). Хотя Я-то о чем-то иногда могу догадаться, Но ведь это Я (это «Я»–самый-самый (опытный!) Формулы ваши, товарищи, с этими коэффициентами (чае всего), увы, лишены физического смысла. (А когда не понятен смысл, то непнятен и результат) Тень на плетень! И это я вам говорю, который перевидал за тридцать лет ваших «произведений» больше чем жен у правителя Саудовской Аравии.(чем средний человек прочитал за всю жизнь книжек)
Это был его постоянный диалог с Методичками.
-Какую ахинею не напишут, все сходит. Доведут несчастного до белых кошмаров, - думают, что он самостоятельно  сможет разобраться в этой глупости! Только позорят свою заборостроительную (кошмарообвалочную)(заборообвалочную)  академию.
 -Многие, конечно, проскочат, - сдерут где-то по аналогии или  многократно  переспросят, - все-таки третий курс. А как быть с романтиками «вроде моего сына»,  которые пытаются сами до всего дойти? Подобная методичка убивает их окончательно.
Кадомский невольно выступал (для студента) в роли психотерапевта, постепенно (распутывая перед ним всякие тонкости то ли расчета редуктора, то ли ленточного конвейера, то ли опор подвала) распутывая глядящему в рот очередному студенту(вопрошающему, часто отнюдь не глупому парню)   , (очевидные для него)премудрости той или иной методик, видя как у того постепенно загораются глаза, и появляется утраченная надежда. По проверенной на практике собственной методике(приемам) он (мягко) заставляет студента по несколько раз повторять вслух, новую для него, техническую терминологию, хваля его,  (вызывая у него активность,) вселяя  уверенность в собственные силы.
-Допускаемое напряжение, момент сопротивления сечения, - заучите (Кирилл, например, студента технолога мясомолочного, который не ведает, что сопромат в эго специальности никогда ему не пригодиться)) эти термины наизусть, - Но это не тот механический момент,  который вы знаете со школы. В сопромате много всяких моментов – осевые моменты, центробежные, крутящие, изгибающие, - но момент сопротивления, - (самый) главный  - От него и название дисциплины - сопротивление материалов. -Запомните термины, чтобы они постепенно осели у вас и стали отправными точками.  Потом все уляжется. Термины производят хорошее впечатление  на вашего (замечательного) преподавателя, (и) вы разговариваете с ним на родном для него  языке.
Акцентация внимания студента на  терминах было личной находкой опытного профи, его педагогическим коньком. (Это (как он считал, был наиболее быстрый путь освоения сложного предмета)
Кадомский лучше всех  понимал, что наше инженерное образование, отнюдь не лучшее в мире, хотя и знал, что его поколение, думало  совсем по – другому( иначе). (-, он..)Он знал, что инженерное образование(оно) самое запутанное, «теоретизированное»,  «застывшее» и не приносящее в настоящее время никакой реальной пользы «государству». Знал, что все обучение инженера, в том числе и раньше, происходило всегда на практике. ВУЗ инженеров не готовил (готовил полубабрикатов). Знал также Кадомский, что фундамент инженерного образования развален (отнюдь) не только нынешними реформами, но, «отнюдь», был непрочен и в том, казалось бы,  сильном государстве СССР(«самом» образованном государстве).
-Когда инженерное преподавание оторвалось от жизни? – думал Кадомский.
-Что оно было всегда неустойчивым и лукавым, и всегда Кадомскому в нем хотелось многое что подправить, - это однозначно. Но кто это понимал? –Такие же опытные как и он, которых   во всей Москве штук пять, не более того.. Легче, наверное, проанализировать, как оно за сорок обозримых лет отрывалось от жизни и пришло к современному хаосу.
Очевидно, что в ряды хотящих получить высшее образование влилось большое количество слоя (дерьма), которого  раньше никто не подпустил бы к серьезному учебному заведению. Да они и сами бы не пошли. Кратко этот слой можно охарактеризовать как малограмотный. Сейчас этот слой, за счет денег имеет шансы закончить любой ВУЗ(проскочить в любой ВУЗ) и, что главное, - нынешняя система обучения подстраивается именно под него. Под него, прямо или косвенно, формируется его обученческая психология, писанные и неписанные законы существования. Да всем это, практически, ясно! (Плата по престижности. Инженерное образование(особенно заочное)– зачастую не престижное. Поэтому там есть и молодые кавказцы, торгующие на рынках и всякие двоечники из русских. Несмотря на то, что инженерное образование (а у Кадомского есть с чем сравнивать,), принципиально, – самое трудное)
Картина нынешней деградации образования, в том числе инженерного, развивалась на глазах Кадомского. В начале 90-х, когда появился огромный поток всяких экономических, юридических и прочих академий, он пытался влиться в этот поток, в том числе и потому, что ему, как профессионалу это было интересно. В начале 90-х он делал, курсовые по балансам, бизнес планам, изучал всевозможные виды маркетинга, психологию менеджмента,  листал появившиеся в большом количестве журналы по экономике и юриспруденции, (гордо) ощущая свою связь с новым временем.  -Ну их! Эти сопроматы и проекты   Голова от них раскалывается! Экономика примитивнее, а литературы здесь завались, не понятной только для идиотов( критинам)
Многочисленные экономические(эконом и юр) и юридические академии (появившиеся), как грибы после дождя, сразу обросли системой поборов  . И никто ничему не удивлялся. Время было такое. Время пирамид, обманутых вкладчиков, инфляций, ваучеров, закрытых на прочь,  предприятий, в том числе и его НИИВычислительной технологии (Кадомского), одного из крупнейших  в Москве.   Учеба тогда в экономических академиях считалась престижной и, *(внушенный населению, приход капитализма) «увеличивающиеся  с каждым днем,» поборы воспринимались естественно, как (уже) естественно воспринималось «населением словосочетание»  -  рынок и обман. «Но, что» удивительно (было,что)  технические ВУЗы до конца 90-х крепились и оставались индифферентными к существующей «экономической» тенденции. Взяток и поборов в них долго не было и Кадомского это крайне удивляло.
-В стране всеобщий хапок, а там, - словно бы другие люди (ангелы!).
Хотя в общем понятно – Какова перспектива у нашего инженера?
-Почти ни какой.
Да в технических ВУЗах  видимо были другие люди, опиравшиеся на старые представления о «бесплатном» обучении. Но Кадомский понимал, что это не надолго, Все равно тем или иным образом технические академии будут включаться в процесс «отнятия денег у населения». И сейчас они уже все включились.(ВО всех больших технических вузах Москвы появились  и экономические и юрфакультеты и «как бы» связанные с жизнью очень смешные и непонятные специальности) Очень трудно, когда все берут, - оставаться совсем не причем. Люди не ангелы, (! «- поток  захватывает и несет по течению»
Постепенно менялся и облик  студента.
Если в середине 90-х у Кадомского было много деловых, желающих разобраться в той или иной сложной дисциплине, студентов, которые  с интересом учились и  одновременно «делали свой бизнес», глядя на (которых) их «молодые» уверенные лица, сравнивая с тем временем, в котором он жил,  Кадомский,  думал: - Вот оно новое   поколение - деловое, вежливое, стойкое, рациональное, - не то что мы- романтики! В чем-то я им завидую, - они свободнее, чем мы в их возрасте, имеют конкретные цели и идут к ним. Из таких, наверняка. получатся личности!
 Но .затем, (прошло всего лет пяток, казалось бы появился порядок в стране, ан нет, - внедренная система автоматически заработала, -) положение в инженерных ВУЗах – в корне изменилось.  Сейчас– наплыв малограмотных. Не знают основ,  - им приходиться рассказывать самое элементарное и предупреждать, что не обязательно заучивать сложную формулу наизусть, - запишите ее на шпаргалку, предварительно разобрав. Но что такое синус и косинус вы должны знать,  также как и теорему Пифагора - иначе ваши преподаватели вас не поймут.
Но в истории подобное уже было, - думал Кадомский, - Вспомни, образование Хрущева и Брежнего! Ведь они  не были экономистами или юристами, а тоже были (славными) инженерами. Никому не понятными инженерами – один из которых, был «как известно» металлургом, а другой, если память не изменяет – подвизался в МВТу им Баумана !)  Девальвация инженерного образования, начиналась уже тогда в 30-х. Мой собственный отец застал еще «красную профессуру» - полуграмотных преподавателей, которые кичились своим пролетарским происхождением и поддерживались существующей системой. История, видоизменяясь, повторяется. «Страна перед образовательным дефолтом».
Но разве хорошие инженеры нам не нужны? Да и тем, кто учится,  разве не нужна крепкая специальность? Я это себя спрашиваю. Все-таки, свыше тридцати  лет производственного стажа. И не где-нибудь, - а в исследовательских организациях оборонки, т.н. почтовых ящиках, где формировалась дееспособность страны. 
-Без хорошей квалификации, реальных знаний, «профессионализма», оттачиваемых  на серьезной работе, независимо от того, получил ли ты диплом или нет, ты и сам будешь чувствовать себя не в своей тарелке. Кадомский это знал, в том числе и по реакциям своим сегодняшних, хорошо обеспеченных клиентов(оппонентов, один из которых был племянником мера большого города, а второй сыном крупного бизнесмена) с которыми часто он доверительно разговаривал.  Хорошо живущие лучше других воспринимали приведенный постулат приличного образования, возможно, не слишком очевидный для малообеспеченных.
.
- Не трогая мелочи, все-таки основные проблемы инженерного образования, - думал он, сидя в старинном кресле и  глядя на висящие на стене фотографии своих предков-педагогов. 
А. По сути.
Преодоление  доминирующей  над всем остальным теоретизации инженерного обучения. После  обучения в техническом ВУЗе большинство инженеров, даже успешно учившиеся, практически мало чего  умеют.
Б. По организации.
1. Система инженерного образования осталась неизменной  со времени Она, во всяком случае, практически осталась той же со времен его собственной учебы в МВТУ, и почти не развивается. Сейчас она просто работает сама на себя, на собственное местечковое благополучие, как работают сейчас все системы, - том числе и академическое образование . 
2. Много теоретических  дисциплин, таких как начерталка, сопромат, теория машин и механизмов (ТММ), и некоторых других (можно добавить и общую физику, и некоторые разделы математики), на которых тратится много сил, в реальной  инженерной практике или они совсем не нужны, или  нужны  очень ограниченно. Эти мало нужные дисциплины убивают    инженерное образование и с этим надо быстро что-то делать. Из перечня  это самое очевидное.
3. Тому, чему нужно  учить большинство инженеров (как универсальных специалистов, или, иначе говоря,- инженеров широкого профиля ), а именно, - умению конструировать и изготавливать то, что сконструировано, учили тогда и учат сейчас- очень плохо, - так плохо, что просто диву даешься, особенно по технологиям, - мало часов, нет приличных учебников, нет учебных центров, где все бы это демонстрировалось бы и осваивалось  .
И еще, дополнительно. В большинстве академий преподаватели в силу возраста, не приучены к компьютеру. И это большой минус для организации учебного процесса. (Хорошо, что мне  повезло, -думал Кадомский, - я уже свыше 10 лет на компьютере и хорошо представляю его возможности и перспективы).

На основании этих исходных тезисов  Кадомский размышлял о том, что же можно предложить в этой кошмарной ситуации.  За что бы зацепиться? И есть ли какие-либо шансы для продвижения инженерного образования.
Предположим, - думал он, - что инженеры будут учиться также как и сейчас. Если в советское время подавляющее большинство инженеров (80%)  работали не по специальности, то сейчас эта цифра увеличилась, не меньше полагаю, чем в два раза, т.е. работающих по специальности не более 10%. Если в советское время для освоения специальности, ну, например, конструктора, молодой специалист тратил еще три – пять лет, то сейчас ( кроме компьютерной специализации) практически он мало чему может научиться, работая на каком-нибудь полуразвалившемся предприятии. Но возьмем самый оптимистичный случай. Окончил – попал туда, куда надо, есть какая-то опека, есть кому научить.. Сколько таких. Во-первых, - инженеру, особенно молодому – нигде много не платят, во вторых, - на высокотехнологичных предприятиях практически остались одни пенсионеры.  Ну, скажем, «счастливчиков» в кавычках 20% от окончивших. Может быть. это достаточно для страны? Остальные, станут помогающими, разъезжающими, контролирующими, торгующими, зазывающими и т.д., т.е уйдут от нормального инженерства и все как-то само устроятся . Через пять лет им, правда, им  уже не к чему будет возвращаться. Так как в силу классических законов развития, через пять-десять лет  какие-нибудь современные технологии  или конструкции, которые они осваивали в ВУЗе ( если , действительно, осваивали) морально и физически устареют.
С другой стороны, если , молодой специалист, освоит в процессе своей работы на предприятии что-то интересное, научится у кого-то  или сам разовьет какую-то технологию (таланты ведь есть!), то у него возникнет большой соблазн уехать за кордон, куда-нибудь туда, куда уезжает большинство выпускников МГУ или Физтеха. За небольшие деньги он работать на неустойчивую страну не станет.
Да. Положение, в общем безвыходное. Замкнутый круг. Что же делать? Отдавать свое  государство без боя. Мне это не интересно, - я готов воевать!
(1часть заканчивается. Занавес опускается. Слышны редкие аплодисменты)

Начнем сначала, - думал Кадомский.
Допустим парень, окончил школу. Окончил и хочет стать классическим инженером как, скажем, его папа.
Папа, конечно, в силу некоторых психологических причин не слишком часто вспоминал о таких дисциплинах как начерталка, сопромат, теоретическая механика и еще  трех – четырех, которые сдавались на грани фола, а рассказывал об успешных запусках ракет или сложных испытаниях технологических комплексов, изготовленных при его непосредственном участии, за которые он получал  приличные по тем временам, премии и что-то на них покупал . О таких же кошмарах как сопромат, ТММ (тут моя могила), проект по деталям машин, часто требующих помощи со стороны и превращавшихся для большинства его сверстников в бессонные ночи, он старался не вспоминать.
В связи с таким подходом его сын практически не знал, как и чему учился в ВУЗе  , ставший хорошим инженером, его отец, и что из себя представляет  вообще инженерное образование. Да, поступая в ВУЗ, все эти юные создания совсем не представляют себе реально, как и чему они будут учиться.  Больше их волнует, . как избавиться от армии и какие в группе будут девчонки.. Кадомский это знал по своей прошлой жизни.
Сейчас в иненерном образовании накопилось так много мусора, никому не нужной теоретизации, для большинства ВУЗов, -машиностроительных, авиационных, заборостроительных, мясомыловаренных и  пиворазливных. Все едино, - пострить самолет или забор, - один и тот же перечень дисциплин, одни и те же учебники, часто одни те же требования. Различия начинаются только с 4-го курса, когда даются специальные дисциплины, отнюдь не сильно связанные с предыдущей теоретической подготовкой.  При такой системе, - что окончить Бауманский, что Текстильный или Мясомолочный, - все едино!
Обидно за будущих инженеров. Их дурят с самого начала!.
Но ведь ты хочешь сделать инженерное образование престижным, высокооплачиваемым  и, по возможности, интересным, - оно этого заслуживает. –Думал Кадомский. -  Ведь оно  и самое полезное ! Оно как магнит объединяет науку, производство и организацию.
 Сейчас нарыв теоретизации в инженерном образовании безостановочно развивается и прорастает в глубь, Вчера у него были девчонки из ТУПСа (туристической природосанитарии) с известными на всю Москву беспредельщиками по сопромату.
Там теперь обучают сопромату даже экономисток. Зачем, для чего? Какой-нибудь м…. задавался подобным вопросом? Затравленнее девочки не знают, где вообще он применяется.  Этим телкам детей надо рожать и обучаться навыкам хороших жен! Сопромат и нормальным-то инженерам мало нужен. А тут экономистки!? Совсем оборзели.  ! В этом году, ему уже кто-то звонил из Педагогического. И там сопромат. Безумие, - иначе не скажешь. Всеобщая сопроматизация!
Кадомский вспомнил, сопромат в своей жизни. В Бауманском им читал сопромат сам Понамарев, - зав кафедрой, только что получивший Ленинскую премию, вместе с коллективом профессоров за трехтомник  «Расчеты на прочность в машиностроении». Он к лекциям, видимо,  не слишком готовился, импровизировал, и будучи классным рисовальщиком, много рисовал на доске всевозможных схем, конструкций,   приводил какие-то формулы, не вдаваясь  в их подробности. Конечно, мало кто и что понимал в этом учебном процессе. Говорили, что Пономарев раньше  был одним из лучших лекторов. Иногда профессор уходил в воспоминания, рассказывал об американце Тимошенко, - самом известном сопроматчике, с которым был хорошо знаком. Иногда он переносил лекции. При его занятости–это понятно,  -  время было первых полетов человека в космос и МВТУ, как сейчас всем известно, принимал в космической эпопеи весьма деятельное участие. .Кадомский, как и многие, тоже не очень уверенно осваивал сопромат. Но ему  запомнился один нравоучительный случай, связанный с профессором Понамаревым, который осел в нем навсегда. После лекций по сопромату и не менее трудных семинаров, в первой группе запущенной сдавать экзамены, была очень успевающая (и не менее симпатичная) студентка Наташа из их группы, которую взял к себе на собеседование Сергей Дмитриевич. Не известно, как шла сама беседа, но в конце как бы невзначай, профессор задал Наташе вопрос: «А что такое вас сопромат, для чего он нужен? На что усердная студентка, сидящая, как   это принято у отличников, на первом ряду, не смогла ответить на что и получила двойку. (Я помню ее слезы, наверное, первые и единственные слезы Наташи, за все время учебы  потом она пересдала сопромат и получила, кажется даже, пятерку). Но самое интересное, что большинство студентов, в том числе и я, прослушавших курс сопромата, тоже не могли бы тогда ответить на этот «простой» вопрос.
Вот так, - за деревьями не видно леса.
 – Сейчас, по всем признакам, та же картина, если не хуже, - думал Кадомский.
Но история с сопроматом для него не окончилась. По каким-то самому неизвестным причинам, уже на следующем курсе он заинтересовался проводимой на кафедре олимпиадой по сопромату и даже занял в ней призовое место. Здесь тоже, как он сейчас понимал, сказалось что-то, что заложено где-то внутри тебя и когда-то  вдруг неожиданно раскрывается нечто? - Сидишь на лекциях, - плюешь в потолок, скучаешь, не слушаешь корифеев, но где-то подспудно, ощущаешь гордость за страну, и сам же себя заставляешь решать головоломные задачки. По окончании учебы Кадомский на первых порах пытался даже найти себе применение в качестве расчетчика  в КБ, работающего на космос. Но не сложилось.
Проработав в различных ПЯ, перебрав различные профессии конструктора, испытателя, технолога Кадомский, тем не менее, редко сталкивался с сопроматом. Он встречал квалифицированных ребят, которые специально занимались расчетами на прочность Но, они, занимались только этим и ничем более. Причем занимались в узких пределах применения, где в основе были комплексные подходы, - расчеты + испытания.  Подавляющему большинству инженеров, в том числе ему, сопромат был не нужен.   
Да, ликвидация сопромата, как ликвидация буквы «ять»! Все к нему привыкли и поэтому «не позволят».
Но, реформа по большому счету должна начинаться именно с этого!
 Вспомни историю. Сперанского. Его поддерживал царь. А кто нынешние реформы?
-Все нынешние реформы образования начинаются поисками денег и ими же заканчиваются, ничего не внося по существу. Это ты, - идеалист, делишь наше инженерное образование на  плохое, очень плохое и никакое, а твои потенциальные оппоненты, разделяют его на высокоплатное, платное и полуплатное. В общем, как и все сейчас в стране.
Ну, допустим, кто-то возьмет на себя образовательный менеджмент, особенно в связи с последними постановлениями. Ну, будет пытаться раз в десять сократить часы по сопромату!. Куда ты денешь многочисленных неустроенных доцентов, которые кроме расчета балок и перемножения эпюр, ничего не умеют. Они просто не знают, что такое цех, КБ, производство. Их нельзя переустроить: они не умеют ни конструировать,  или разрабатывать какую-либо нужную стране продукцию.   
Подумал ли ты, что у них семьи, что они привилегированный класс и не пойдут на рынок торговать пирожками?  Они станут жертвами твоей образовательной реформы, и уйдут из жизни от тоски и безысходности, как ушли в период гайдаровских реформ, многие твои друзья. Здоровые. Квалифицированные. А ты сам, пошел торговать на рынок и только поэтому уцелел.  И все как Гайдара будут проклинать тебя, Виталия Кадомского, который хотел предложить стране что-то не слишком продуманное.
Переустройство интеллигенции - уже неразрешимая проблема. Переучить преподавателей, конечно, можно. Но на это нужно время. И согласятся ли они? Да и кто их будет учить и чему? Им, при государственном подходе к проблеме,  просто надо дать приличное пособие и свободный выбор дальнейшей деятельности. Кто-то будет осваивать компьютер (это уже не плохо), кто-то захочет осваивать конструирование (тоже хорошо) а кто-то влезет в тонкости применяемых технологических процессов (самое лучшее) и возможно займется бизнесом.
Кадомский давно уже понял, что реформу образования надо начинать с утряски перечня преподаваемых дисциплин и расстановки часов. А дальше будет подстройка. Подстройка очень сложная. Основная профанация обучения в том, что вроде де бы со стороны как бы все правильно,  но нет конечного эффекта.
Эффект должен быть! Ныне: теоретизация, теоретизация, теоретизация до кошмаризации. Ничего не пощупаешь, ничего не проверишь!
Нужна же: технологизация, технологизация и, много раз, технологизация и к тому же, - увлеченность технологизацией всей страны! И это смогут сделать только большевики, - радуясь удачно найденному лозунгу, что называется, поймав птичку,  - перефразировал он  Владимира Ильича. - Да, повохот обхазования на технологические рельсы задача ахи (архи) важная, без нее стхана развалится как пхоизводственная держава, - не унимался Кадомский.
В то, прошлое советское, время, - успокоившись думал он, если бы я, с моим опытом захотел бы, то, безусловно, нашел бы поддержку в партийных или общественных кругах. Сейчас, - время денег.
Сейчас он мог рассчитывать только на поддержку Президента, надеясь, что он вникнет, поймет и закрутит процесс.  Процесс должен идти, и ему надо давать направление, и чем быстрее он пойдет,  тем лучше для всех.
В советское время  процесс теоретизации образования и приближения образования к жизни, то же стоял, критиковались НИИ, в большинстве которых люди просиживали штаны, защищая никому не нужные диссертации и не принося ощутимой пользы промышленности. Меньше критиковались учебные заведения, выдерживая несколько надуманный имидж самого лучшего образования в мире. В чем же, - лучшего? По каким критериям? Разумеется, никто на эту тему никогда не делал никаких более или менее серьезных анализов.  Да. Объективно говоря,  территория исследования передового опыта таких ВУЗов как МГТУ, МАИ, МЭИ, МИФИ и др. была закрыта для общественного обозрения в связи с секретностью тематики, что и сейчас остается весомым объективным фактором. Но, тем не менее, методология  обучения инженеров объективно шла именно от МВТУ(МГТУ), от которого отпочковались большинство московских ВУЗов ( в том числе и МАИ, и МЭИ, и МИФИ). Весь сопромат, ТММ, проекты по деталям машин, атласы конструкций, учебники, - все шло от кафедр Бауманского. Таким образом, как тогда, так и сейчас, господствовала и господствует система МВТУ, которую можно принимать, принимая критиковать, но она есть и это совсем не так уж и плохо, как можно было бы подумать.  Хотя въедливый  критик Кадомский  несколько лет назад думал об этом совсем иначе.
В своей практике он сталкивался с другими обучающими инженерными системами. Это была система образования, как правило, не сильных в общепринятом понимании этого слова, старых московских ВУЗов, где как останки древнего мамонта сохранялись по некоторым дисциплинам образовательные методики возможно еще довоенного или первого послевоенного времени, составленные старыми московскими профессорами и увековеченные в современном обучении.
- Это трудно многим представить,!, столкнувшись с подобными методиками, - думал Кадомский, - никакой связи со временем. Ощущение, что они не читают современную учебную литературу. Хорошо, что их мало кто знает! Разве можно быть вне жизни? Тогда Кадомский несколько поменял свою отношение  к системе, взятой на вооружение  большинством технических академий
Если бы Кадомский был историком исследуемого направления, то при его багаже инженерных знаний, безусловно, мог бы  нарисовать объективную картину, развития инженерного дела и связанного с ним инженерного образования. Но он таковым не был и мог судить о развитии  инженерного образования, лишь анализируя лишь сорокалетний отрезок его развития с его собственным участием в образовательном процессе.
  Кадомский, с большой вероятностью догадывался, что система очень не рациональная, дорогая, избыточная и безусловно неприемлема для западников, хорошо считающих свои деньги,. В ней явно присутствует русский менталитет, - нечеткость идей и желание самопознания  при нечетких ориентирах, - некая вера в образовательное чудо, которое может сотворить все что угодно, - покорить ли космос, поднять ли страну, сделать ли  жизнь счастливой или  обогнать Америку. Этот менталитет сохраняется и сейчас, от него мы никуда не денемся, хотя  он заглушен, заболтан, высмеян несколько чуждым нашему народу СМИ.  Загадка русского народа. Ожидание мультипликационного эффекта. Менталитет скорее азиатский, чем европейский. С ним выигрываются войны, но с ним  совершаются  и непредсказуемые поражения, в виде политических революций.
Но в сильном государстве были сильные рычаги ликвидации отрыва обучения от жизни. Прежде всего, заочное образование, которое несмотря на критику столичных и зажравшихся, как сейчас уже понимал Кадомский, было нормальным продуманным шагом  и, в то романтическое  время и служило большим стимулом для самообразования отдаленных уголков. В Москву тогда к Кадомскому приезжали и из Сахалина, Тбилиси, из Приморья и еще из многих мест. Хотя проблемы заочного образования были, но в целом облик тогдашнего заочника отличался,  большей целеустремленностью, желанием знать и учиться. Как многократно убеждался Кадомский методички для заочников,  того времени были значительно квалифицированнее , чем сегоднящние.
Последняя очень эффективная акция по приближению технического образования к жизни была, безусловно, предпринятая государством в 70-е годы, организация системы специализированных ПТУ с хорошими возможностями, современным  оборудованием, очень приличными учебниками, которые Кадомский там и сям встречал в своей  многогранной деятельности. 
-Может быть, нынешнее оптимальное инженерное образование – это и есть ПТУ, только на каком-то ином, более высоком уровне?
 Идея  достойна анализа. Хотя есть в ней некое принижение.  Оптимум всегда между…
Но Кадомский был бы не Кадомским, потомственным педагогом, если бы понимал бы и не ставил во главу угла  не только те или иные оптимальные программы подготовки инженеров, но и культурную пропаганду «ИНЖЕНЕРа», поднимая его престиж, рассказывая о работе, изобретениях, технических достижениях, На эту программу должно работать телевидение, газеты, профессиональные журналы, которые исчезли из нашего прошлого, такие как  «Наука и жизнь», «Химия и жизнь» и т.д…   
А какие все-таки преимущества перед старой  имеет нынешняя система?.
Одно-основное, с мешком денег можно сделать все быстрее, хотя надо быть готовым к тому, что часть их кто-то разворует.  Без сильного менеджмента к  реальным преобразованиям не подступишься. Особенно, если ты продукт еще того времени. Но помочь как-то, подсказать. Он очень многое может подсказать … А кто будет слушать? Таких подсказчиков с учеными званиями– хоть пруд пруди.
Но, может быть,  кто-то и  поверит!?
(без аплодисментов)
 Кадомский готовил собственную концепцию инженерного образования.

 



Реформа образования.
 (нравоучительная трагикомедия), м.б. эссе.
Как всегда предыстория.
Сейчас много занимаюсь со студентами. Примерно неделю назад где – то мелькнула идея написать фельетон на тему образования в духе сопоставления цифр – по негативному прогнозу развития и по позитивному сценарию.
Ранее я хотел написать в «Науку» статью на тему «Мультипликационный эффект инженерного образования», затем что-то обширное в « Коммерсант», затем что-то едкое сатирическое по сопромату в Литературку.
Можно для пиара включить интервью с самим собой (Чтобы я хотел спросить самого себя, как предлагающего некую концепцию реформ)

Он знал образование и снаружи от тех с кем, когда-то дружил, преподавая в Вечернем ВУЗе теоретическую механику. Он знал и многих профессиональных инженеров и по многочисленным п/я, которых Кадомский в силу неуживчивого характера часто менял.
и  А что он мог предложить? Ну, конечно же, реформу инженерного образования, чего же еще можно предложить в нынешнюю пору, преисполненную революциями и контрреволюциями. Главное, чего не хотел Кадомский это дефолта инженерного образования  и поэтому рассуждал следующим образом.

, как его старший сын, уже закончивший Авиационный институт и работающий в какой-то непонятной фирме, не имеющей к авиации никакого отношения к авиации.

,. Знал, но доказать это кому бы то ни было чрезвычайно сложно, практически невозможно, так как доказать кому бы то ни было, что ты что - то  лучше всех знаешь, требует чтобы тот кому ты это все доказываешь, также что-то в этом самом хорошо разбирались. ( Но кому это все докажешь, что ты в чем-то гений. Да и надо ли? )А таких во всей Москве было всего несколько человек, те же частники его уровня и возможно какие-то эрудированные преподаватели каких-нибудь сильных ВУЗов, которых Кадомский не знал, но гипотетически мог предположить.
Но в ВУЗе когда-то преподавал, а о производственном опыте и говорить нечего. И в разных п/я, в п/я, в п/я,
- значит придется распутывать все самому.
Журнал «Высшее образование» не восполнял освещения методологических проблем инженерного образования.
(М.б. Педагогический показать).
который пока еще не разворовали и
как и большинство его коллег по работе, набравших инженерную квалификацию в процессе своей 20-30 летней деятельности и считавшихся хорошими специалистами,
В лучшем случае из тысячи несколько человек с ним столкнется, но не более.
таких, которые освещали например школьную педагогику,
и что-то ищешь в своей голове, чтобы сделать его хотя бы средним,
Кадомский, не мог, предъявить никому стандартный сертификат собственной учености,-  кандидата ли наук, доктора  ли, так как в силу сложившихся жизненных обстоятельств таковым не был. 
-Пункт третий, -думал Кадомский, - по идее, должен быть силен на Западе.
Когда случился отрыв?
Он застал, когда сопромат был на высоте, сам учавствовал.
Преподаватели были поставлены в привеллигерованные условия.
думают, что студенты сами смогут разобраться в этой глупости. 
когда страна была действительно на подъеме и Гагарин полетел в космос.
Есть же так называемый стабилизационный фонд, которому еще не дали никакой работы?
Задачка со многими неизвестными.
Очень часто доценты сливают в чужую образованность свои диссертационные опусы.
а сейчас они все развалены
и из-за которых отчисляется много не обязательно слабого народа,
Намечалось состязание с американцами ( первое тогда за историю взаимоотношений)
Не слишком он умел настаивать на своем. 
Он прослеживал это и по журналу «Высшее образование», в котором ректоры ВУЗов говорили не столько об образовании, сколько о деньгах.
Уважаемая Литературка!
Посылаю Вам,  не выдуманный рассказ на злобу дня, связанной с надеждами на реформы образования, в частности  на реформы инженерного образования в России, о котором многие читатели, как мне кажется, не очень хорошо осведомлены.
Я инженер, закончил МВТУ им. Баумана в 1966 году, работал в разных п/я, преподавал 7 лет в ВУЗе и, что, собственно, и составляет тему рассказа, преподавал частным образом, практически все инженерные дисциплины.  Печатался в «Науке и жизни» в 1999 году со своей концепцией инженерного образования. 
В рассказе, конечно же, речь идет, главным образом, обо мне самом.
С уважением!
В.Каменский


Рецензии