***

У вас есть человек, которым вы восхищаетесь? Образ которого стал бы для вас чем-то вроде иконы, человек, на которого вы бы очень хотели быть похожим? Уверена, для большинства это была бы мама, но не для меня. Моя мать напротив была тем, кем я боялась стать с годами: постоянно с бутылкой, постоянно хмельная, постоянно рассказывала глупые пошлые анегдоты либо молча курила, либо плакала навзрыд и кричала о своей жалкой жизни, проклиная каких то мужчин. Нет, мама определённо не была человеком, которым я бы могла гордиться и восхищаться. Была в нашем теартре актриса, женщина лет 35, но выглядела она намного моложе, всегда ухоженная, стройная, обладала невероятной грацией, словно лебедь, чёрный лебедь. У нее были чёрные глаза, в которых можно было тонуть вечно, но пожалуй главным украшением были длинные чёрные волосы, они настолько хорошо выглядели что не знающий человек принял бы их за парик, но я то знала, что они настоящие, поскольку расчёсывала и укладывала их каждый вечер перед очередным спектаклем. На протяжении года я наблюдала за ней из за кулис, как она играла, как мастерски пускала горькую слезу или громко смеялась. Мужчины задаривали её шикарными букетами после выступлений и не было отбоя от звонков навязчивых поклонников. Приходив домой из театра, я сразу бежала в свою комнату в нашей коммунальной квартире и, надевая мамино праздничное платье, про которое она не вспоминала уже несколько лет, порхала по комнате, представляя себя героиней романа. Но потом с работы приходила мать и сказка заканчивалась. Занавес.
Год назад, где то в середине сентября, я пришла как обычно в театр. Пришла пораньше, чтобы успеть прибраться в гриммёрной и подготовить костюмы. Случайно, проходя мимо одной из комнат служебного помещения, я услышала стоны. Женские. Приоткрыв дверь, я увидела её- моего прекрасного чёрного лебедя. Она плакала. Но это была не репетиция, это были настоящие слёзы. Я чуть было не расплакалась с ней, но она повернулась и увидев меня улыбнулась. Засияла как солнце. -Привет, веснушка,- сказала она своим привычным дивным голосом, в котором я всё же уловила нотку чего то не хорошего. Пока я делала ей причёску она сидела закрыв глаза, это было странно, обычно она читала или рассказывала мне смешные истории.
Во время спектакля я как обычно наблюдала за кулисами. Всё было как обычно, ничего не предвещало беды. Мой лебедь всё так же порхал по сцене, изображая то смех то слёзы. И вдруг я заметила, что в один из моментов когда внимание публики переключилось на другого героя, она отвернулась к кулисам, но меня не заметила, так как я стола в темноте, по её лицу я увидела, что ей очень больно.
После спектакля я поинтересовалась у нее, все ли в порядке, и явно удивившись вопросу, она просто мне улыбнулась. Однако улыбка была не та, что раньше. На протяжении месяца я продолжала наблюдать за спектаклями и за моей любимой актрисой. Улыбаться она стала все реже, бледнела и худела на глазах, увядала с каждым днём. Но для меня оставалась все тем же лебедем.
  Со временем я стала замечать, что она прячет какие то таблетки и принимает их каждый раз перед выходом на сцену. Тайком я прочитала на упаковке, что это были обезболивающие.
Через неделю намечался грандиозный спектакль, в котором мой лебедь играла главную роль. Люди закупали билеты заранее, собирались самые уважаемые и богатые люди города, приезжали так же и из других городов. Актриса заметно нервничала, но по прежнему пыталась скрыть это за улыбкой. Но глаза выдавали её.
В тот вечер я взяла мамино платье с собой в театр пока она спала. Одела его и сделала себе причёску. Не могла же я выйти в антракт в своей старой одежде и упасть в грязь лицом перед таким количеством уважаемых людей.
Спектакль начался, я по прежнему наблюдала из за кулис при полном наряде. Настроение было приподнято, но что то тревожило, и когда она- мой лебедь прошла мимо меня на сцену и лишь легко улыбнулась, меня почему то охватил страх. Оправдался он примерно через пол часа, красавица- актриса, мой прекрасный лебедь, исполняя свой танец, просто не выдержала боли и упала на сцену. Где то с пол минуты никто не понимал, что же произошло. Понимала только я, не смея сделать и шагу, стояла как вкопанная за сценой. Врач фиксировал смерть.
На следующий день объявили, что актриса скончалась от остановки сердца. Оказалось, что у нее был порок и в последнее время она мучилась от боли, но все же выступала, не пропуская не одного спектакля и репетиции.
  Много разных слухов ходило в то время по поводу смерти самой красивой актрисы города, в основном это была самая нелепая ложь, которую я только слышала. Я увезла маму в другой город и там она наконец нашла себя, нашла в себе силы перестать заливать горе от потерь и неудачных романов алкоголем. Чуть позже повстречала замечательного мужчину. Очень изменилась. Я была счастлива за неё и гордилась ей.
Каждый человек достоин уважения, достоин, чтобы кто то верил в его силы. Нужно лишь быть самим собой, а не становиться тенью любимых нами образов.
Мы вернулись в наш город через год, я, мама и её новый муж, который быстро навёл порядок в доме в буквальном смысле, а именно купил хорошую квартиру в центре города, куда мы и переехали.
Я часто приходила на кладбище навестить мою любимую актрису. Я была благодарна ей, ведь она сама того не ведая научила меня многому.
Ну а на сцене нашего театра зажглась новая звезда, совсем другая, со своим особенным шармом, со своим талантом. И этой звездой была я. Режиссёр- постановщик выбрал меня на робах их тысячи желающих играть на сцене за мою индивидуальность и за то, что не стремилась копировать предыдущую актрису театра.
Конец спектакля, аплодисменты как награда, занавес.


Рецензии