Помоги ближнему своему

     День клонился к закату, когда я вышел из леса на шоссе. До троллейбусной остановки надо было пройти ещё немного, но и это было нелегко. Целый день, проведенный на ногах, давал о себе знать. Поэтому я с большим удовольствием присел на скамейку в ожидании троллейбуса.
     Движение по шоссе было оживлённым: одни спешили на Южный берег Крыма, а другие в противоположном направлении. Невзирая на то, что шоссе пересекало село, машины не притормаживали и неслись на предельной скорости.
     Недалеко от остановки дорогу перебегала пёстрая кошка. Она почти достигла обочины, когда её сбила пролетающая машина. От удара кошка перевернулась несколько раз. Она была жива, но подняться не могла. Водители старательно объезжали её. Было очевидно, что так долго продолжаться не может. Достаточно кому-либо зазеваться или не захотеть объезжать животное, и оно будет размазано по шоссе.
     Я поднялся, чтобы помочь кошке, но непрерывный поток машин не позволял мне перебежать шоссе.
     И тут заметил, что из-за придорожных кустов выскочила овчарка и приблизилась к кошке. В ответ она подняла лапы, чтобы защищаться, но вскоре опустила их. Овчарка деловито повернула кошку животом вниз, схватила за шкирку и отнесла за пределы дороги. Затем опустила спасённую кошку на траву и скрылась также быстро, как и появилась.
     Всё длилось несколько мгновений, и я смотрел на это событие, как завороженный. Только что собака спасла кошку с риском для собственной жизни. Что двигало ею? Несомненно, желание выручить попавшую в беду кошку. Невозможно объяснить это банальным инстинктом. Остаётся предположить, что налицо сознательный поступок. Говоря высоким языком, акт милосердия.
     Этот случай навечно запечатлелся в моём сознании. Если бы его удалось заснять, уверен, что такой ролик поразил бы многих людей.
     Кошка немного полежала на траве, а потом похромала в том направлении, куда бежала.

     Другой случай произошёл в лесу в конце лета. Незадолго перед этим прошли дожди, и я отправился в лес по грибы. Мне повезло выйти к месту, где в изобилии водились лисички. Из всех грибов их собирать для меня сущее удовольствие. Из-за рыжего цвета они хорошо заметны даже в густой траве. Кроме того, они никогда не бывают червивыми.
     За деревьями увидел нечто крупное и рыжее. Судя по размерам, это не могли быть лисички. И точно! Я увидел лису и подошёл поближе, но она от меня не убегала. Приглядевшись пристальнее, нашёл этому объяснение: лиса попала в капкан.
     Она затравленно смотрела на меня, потянула лапу из капкана и тут же присела от боли. Без малейшего колебания я решил освободить несчастного зверька. Протянул руки к капкану. Лиса оскалила острые зубы. Ничего хорошего от меня она не ждала и готова была бороться за свою жизнь до конца.
     - Не бойся, глупая, сейчас я освобожу тебя, - сказал спокойно.
     Мне не очень хотелось быть укушенным, поэтому надо было что-нибудь придумать. Снял со спины рюкзак и очистил от содержимого. Потом накинул его на голову лисе и завязал верёвку. Когда она успокоилась, осторожно раскрыл капкан и отбросил его в сторону. После этого развязал и снял рюкзак. Лиса стала свободной.
     Казалось, что первым делом зверёк должен был сразу убежать. Вместо этого лиса продолжала стоять на месте, внимательно наблюдая за мной. Мне показалось, что её взгляд выражал благодарность за спасение.
     - А теперь, рыжая, немедленно уходи и больше не попадайся в капканы, - напутствовал я.
     Лиса поглядела на меня напоследок и удалилась. Было заметно, что она сильно хромает, осторожно ступая на травмированную лапу.
     А меня охватила злость к браконьерам, добывающих зверьё таким варварским способом. Защелкнуть бы ему руку или что-нибудь другое его же капканом! Перед тем, как быть убитой, лиса испытывает сильные мучения порой по нескольку дней подряд. Рассказывают, что иной раз лиса перегрызает себе лапу, чтобы освободиться из капкана. Тем самым она обрекает себя на голодную смерть, но умирает свободной.
     Моё ведёрко было наполнено грибами почти доверху, но я решил пройти на противоположную сторону распадка. Когда шёл по тропинке, навстречу мне вышагивал вразвалочку грузный мужчина с недобрым взором чёрных колючих глаз. С большой долей вероятности можно было предположить, что это и был хозяин того капкана. Такого уговорами не проймёшь. Думаю, что та лиса ему больше не попадётся.
     По отношению человека к животным можно уверенно судить о самом человеке. Известно, что индивиды, совершившие тяжкие преступления, в юности мучили животных. Честь и хвала людям, заботящихся о животных и питающим к ним тёплые чувства! А те в ответ дарят свою любовь и привязанность. Спасая животных, человек тем самым спасает и себя.

     А теперь хочу остановиться на спасении людей. К этой теме меня подтолкнул трагический случай с моим знакомым.
     Когда он проходил в дневное время через сквер в центре города, почувствовал сильную боль в области сердца. Прилёг на ближайшей скамейке. Мимо проходило много народа, и лишь несколько раз у него интересовались, что с ним случилось. Знакомому требовалось всего лишь, чтобы вызвали скорую помощь, но никто на это не решился. И только одна старая женщина вызвала медиков. Когда прибыла скорая помощь, состояние знакомого было крайне тяжёлым, и до больницы его живым не довезли. Врачи сказали, что если бы их вызвали немедленно, то его можно было спасти. Более двух часов ожидания помощи оказалось для него много.
     Подобных примеров можно было бы привести пропасть. Ограничусь ещё одним возмутительным случаем.
     Поздним вечером недалеко от подъезда многоэтажного дома одним поддонком была изнасилована девушка. На её крики никто не отозвался и не вышел на помощь. Когда на следующий день милиция опрашивала жильцов, то большинство заявляло, что никаких криков не слышали, и только некоторые крики о помощи расценили, как шалости молодёжи.
     Бесконечно число примеров, когда к людям, попавшим в беду, спешат на помощь спасатели и с нередким риском для собственной жизни выручают их, а порой спасают от неминуемой смерти. Неоценима помощь добровольных помощников, творящих порой чудеса. Крайняя признательность врачам, иной раз вытаскивающих больных с того света. Низкий им поклон за доброту, самоотверженность и человеколюбие. Но, к сожалению, не всегда можно рассчитывать на подобный отклик.
     Люди! Не проходите равнодушно мимо тех, кто попал в беду. Быть может, завтра вам самим понадобится помощь. Если вас не согревает библейская мудрость «Возлюби ближнего своего, как самого себя», то хотя бы просто помогите своему ближнему.
 


Рецензии
Ожесточились люди как-то массово. Иной раз смотришь видиос'емки какого-то происшествия и видишь, что вместо того, чтобы помочь человеку, все спешат достать мобильник для фотосессии.И скорую помощь не спешать вызвать, к сожалению. Потому, когда слышу о необыкновенной "русской душе" в рассуждениях некоторых читателей, всегда хочу сказать, что ничего подобного нет - есть разные люди, причем разных национальностей, и в настоящее время в иностранных государствах многие не пройдут мимо упавшего, оказав ему немедленную помощь. А вот в России в последнее десятилетие, кажется, с милосердием серьезные проблемы.
С уважением.

Татьяна Хожан   12.08.2019 00:57     Заявить о нарушении
На это произведение написано 10 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.