А была ли любовь?

¬
 
Начало сентября 2008 года. Изнуряющая жара, стоявшая последнюю неделю,  начала спадать. Ночи стали прохладнее. C Петровичем, мужем моим, сидим на кухне за вечерним чаепитием и подводим итоги прошедшего лета. Осень пришла, а собирать в  саду нечего. Лето было жаркое, а воды для полива клубники не было, поэтому ягод  собрали мало, только поесть, а о заготовках на зиму даже речи не могло быть. Для  яблонь  тоже не урожайный год. Подготавливать сад к зиме ещё рано. Появилось не много  свободного от сельхоз работ времени.
-Поедем к дочке в гости – предложила я.
-Нет, мы у них недавно были и они к нам приезжали. Может на юг, к морю  махнём, за всю жизнь ни разу на море не были.

Мне давно хотелось побывать в Крыму, тем более есть к кому ехать, к нашим  хорошим знакомым. Они давно зовут нас погостить у них. Лет пять назад они жили в том  же доме что и мы, с нами на одной площадке; дружили семьями. Так случилось, что они  переехали в пгт.Черноморское в Крыму. Иногда перезваниемся. Что нас держит? Ни что,  оба на пенсии.

За два дня собрались и в путь. Выехали в 4-ре часа утра на своей машине. От  нашего города до пгт.Черноморское примерно 800км. Ехали не спеша. Останавливались в  исторических местах. Ночевали у придорожных кафе. Наконец показалось море,  величественное и бескрайнее. Путешествие наше продолжалось более двух суток. И вот  мы у цели. Подъехали к городку около десяти часов утра. Посёлок городского типа  Черноморское расположился на холме вокруг очень удобной бухты с песчаным и  местами каменистым берегом. Уютный, но уж сильно пыльный. Жара и ветры высушили  каменистую землю, превратив верхний слой почвы в пыль. Листья деревьев были  припудрены пылью и были серого цвета, серой была и выжженная солнцем трава. Возле  многоэтажных домов совсем нет цветников. Частные владения огорожены сплошным каменным забором из ракушечника, высотой с метр, а где и повыше. Дома низкие  удлинённые, похожие на сараи. Как нам потом разъяснили – это обусловлено климатом.  Куда мы приехали? Какое резкое отличие от нашей приднепровской природы. В нашем  крае даже в жару деревья стоят в пышном зелёном уборе, в городе много цветов. Немного  расстроились. Успокаиваем себя – зато здесь есть море. Немного поплутали по в край  разбитым улицам, но дом нашли.

Друзья сердечно встретили нас. Они жили в собственном доме. Около дома небольшой сад, и несколько строений, в которых расположены комнаты для  приезжающих. Нам выделили одну из этих комнат. До моря от дома идти  двенадцать-пятнадцать минут. Устроившись и наговорившись(новостей привезли с собой  много), отправились к морю на пляж.
 
Пляж встретил нас многолюдьем, песок на нём ракушечного происхождения. С  трудом нашли себе местечко, постелили покрывало, и я побежала к воде. Стояла почти  безветренная погода, и небольшие волны с лёгким шипением облизывали песчаный  берег, катали взад-вперёд створки ракушек. Вода была тёплой. С осторожностью вошла в  воду и пошла вглубь. Когда вода подошла к груди я посмотрела в низ и увидела ступни  своих ног, мелкие ракушки около них, такая прозрачная была вода. Дно ровное и  плотное, купаться одно удовольствие. Начался отдых у моря: подъём в 6 утра, лёгкий  завтрак и до 11 часов пляж, затем обед в кафе «Волна». После обеда, отяжелевшие и  приятно уставшие брели к месту своего проживания. Приходили в дом, обмывались под  душем и ложились на пару часиков отдыхать. Отдохнув и набравшись новых сил, шли  гулять по городу, изучали его достопримечательности. В таком режиме прожили неделю, может чуть больше.
 
 

Cегодня с утра погода испортилась, подул холодный северный ветер, но мы всё  равно пошли к морю. Я сидела на камне и дышала морским воздухом, а Петрович пошёл  к заливу(лиману по здешнему) фотографировать лебедей. Накануне, во время вечерней  прогулки заметил их. Сижу, любуюсь морем. Даже в пасмурную погоду оно красиво.  Вместо ласковых волн на берег обрушиваются целые валы воды, море потемнело,  рокочет прибой.
-Галя, это ты?
Слышу вопрос и поворачиваю голову на голос. В двух шагах от меня стоит  пожилой, лет 70-ти, мужчина и смотрит в мою сторону. Он был среднего роста, спортивного вида и с  полностью седой головой.
-Конечно это ты, почти совсем не изменилась – говорит он.
-Вы ко мне обращаетесь? – спрашиваю его – вы не обознались?
-Неужели не узнаёшь?
-Нет.
-Я же Володя. Вспомни – умоляющим голосом сказал не знакомый мужчина.
Посмотрела на него внимательнее и уловила в его взгляде что-то знакомое.
-Уж не Володька ли? – неуверенно спросила я.
-Вспомнила – радостно воскликнул Володя.
Вспомнила, конечно вспомнила. Это был тот Володька, с которым дружила и  дралась в детстве, и за которого, став взрослой, чуть не вышла замуж. Картинки из  прошлой далёкой жизни промелькнули в моём сознании отчётливо и безжалостно.

Каждое лето мои родители отправляли меня в село к бабушке, которое находилось  в двух часах езды на автобусе от города, где жила наша семья. У неё в хозяйстве была  корова по кличке Зорька, и мы с бабушкой пасли её вместе с другими бурёнками, когда  подходила очередь. В тот злосчастный день мы с моей бабулей пригнали коров на луг и  стали наблюдать за ними. Из меня пастух был никудышный, постоянно пыталась  забраться в тенёк, почитать книжку. Стадо паслось, и было всё хорошо. Я сидела в кустах  и читала. Вдруг услышала бабушкин крик.
-Куда тебя, холера, понесло? Места мало или травы?
Неожиданно одна из коров отделилась от стада и направилась в сторону  оврага. Бабушка  хотела вернуть беглянку в стадо, но та, словно взбесилась, пошла на неё и пырнула  рогом  под колено. Старушка закричала и упала. Я подскочила к ней и увидела страшную  картину – из ноги фонтаном била кровь.
-Беги, зови людей – прошептала она.
Пока я бегала за помощью, пока прибежали соседи, пока ей оказали помощь, пока  довезли до больницы – бабушка умерла. Слишком большой была потеря крови.

От пережитого несчастья я перестала спать по ночам. Передо мной всё время  стояла одна и та же картина: корова бодает бабушку и струя крови. Постепенно сон стал  восстанавливаться, я уже перестала вскакивать по ночам и кричать, но коров стала  панически бояться. Ездить в село отказывалась категорически.

Шло время. Я училась на последнем курсе техникума, когда встретилась с другом детства, Володькой. Очень обрадовались друг другу. Володя отслужил в армии и работал  участковым  милиционером  у  себя  в  селе.  Не  женат  ещё.  Стал  красив,  кудряв,  строен. Мне он запал в душу. Я ему показала наши городские достопримечательности,  пригласила к нам на обед. Родители мои встретили его приветливо, вспомнили  прошедшие годы, смешные истории из нашего детства. Проводила его на автобус.  Пообещали не пропадать из поля зрения друг друга. Обменялись номерами телефонов. С  тех пор зачастил Володенька в город. Приезжал всегда с сельскими гостинцами:  творогом, сметаной, домашней колбаской. «Мама передала, приглашает в гости»  стеснительно говорил он. Дело двигалось к свадьбе. Приезжали сваты, меня сватать за  Володьку. Обручились

Вспомнилось, как он привёз меня к себе домой невестой. Будущая свекровь от  радости не знала, куда и посадить меня, всё называла невестушкой. Планировалось, что я  останусь у них ночевать. Вечером пригнали стадо с пастбища. «Свекруха» встретила  своих коров, загнала их в стойла и позвала меня в хлев.
-Будем коров доить «невестушка». Вот эту – показывает на одну из них – дарю  вам  на свадьбу, да ещё тёлочку, поросёнка, десяток кур и заживёте своим домом.
Я посмотрела на предполагаемый подарок и обомлела – корова была копия той,  что забодала бабушку. 
-Где заживём?
-Будете жить в селе. Дом сын уже построил. Он что, тебе об этом доме ничего не  говорил?
-Нет.
-Ну, ничего, сегодня скажет, завтра пойдёте смотреть его, а сейчас давай коров  доить – и показывает мне на будущую мою корову.
-Я не  ум-мею – с трудом говорю ей.
-Ничего сложного. Бери ведро с водой, обмывай вымя и вытирай его вот этим  полотенцем.

На ватных от страха ногах подхожу к корове, а она скосила на меня свои  своевольные лиловые глаза и внимательно наблюдает за мной. Я присаживаюсь на  маленькую скамеечку, специально сделанную для дойки коров, наклоняюсь к вымени, и  голова коровы с острыми рогами наклоняется ниже. Ужас охватил меня. Ничего не объясняя, вскакиваю со скамейки и выбегаю из хлева. Залетаю в дом, хватаю свою сумку  и бегом на остановку автобуса. Мой жених бросился за мной.
-Не беги за мной! Прощай, навсегда! – крикнула я на бегу.
От неожиданности он растерялся и не побежал. Автобуса ждать пришлось не  долго, и я уехала. Володя звонил мне по телефону, но я не отвечала, он приезжал – я не открывала  дверь. Так и расстались.
Получила диплом. По распределению приехала в г.Черкассы на завод. Стала  работать технологом. В скором времени вышла замуж. Очнувшись от воспоминаний,  посмотрела на бывшего жениха.
-Как живёшь – спросила.
-Хорошо. Я всё время хотел понять почему ты тогда сбежала, что произошло?  Даже проклинал тебя.
-Проклятие твоё сбылось. Старшая дочь умерла двенадцать лет назад. Это была  твоя дочь – ответила ему.
-Прости меня. Видно судьба у меня такая – с горечью проговорил он – жизнь не  удалась, детей нет и не было. Всё также живу в селе.
-А как ты оказался здесь?
-Приехал по путёвке в пансионат «Черноморский». Завтра уезжаю домой.
-Почему без жены?
-Она дома. Сама понимаешь – корова, поросёнок, огород - всё требует пригляду.  Ей не до отдыха сейчас. Зимой поедет, когда меньше работы будет.
Я с грустью смотрела на него, а он на меня.
-Нас разлучила корова.
И рассказала ему про свои детские страхи, про рогатый подарок его матери,  корову.
-Ни за какое золото мира не смогла бы доить её, да и других тоже. Ведь я до сих  пор панически боюсь коров.

Подошёл Петрович. Внимательно оглядел нас обоих, поздоровался с Володей. Он  ни о чём не спросил. Деликатный всё-таки у меня муж.

Мой старый знакомый попрощался и ушёл, а с ним ушёл в прошлое этот эпизод из моей жизни.

 Галина Бэрэза, 27июля  2009г.,


Рецензии