Христовы рыцари
Christus et Templum!
Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа, аминь.
Учреждение cуществующего по сей день духовно-рыцарского (военно-монашеского) Ордена Христа последовало за упразднением в странах Западной Европы некогда богатого и могущественного "Ордена бедных соратников (рыцарей) Христа и Храма Соломонова" (лат.: Рauperes Сommilitones Christi Templique Salomonici), более известного под названием Ордена храмовников (тамплиеров). К началу XIV столетия Орден храмовников насчитывал в своих рядах свыше 20 000 членов (впрочем, в это число входили не только "братья-рыцари", как иногда ошибочно думают и пишут, но и представители других категорий членов Ордена Христа и Храма - "братья-сержанты", "братья-священники" и "полубратья"). За время своего существования Орден Храма накопил большие богатства (тот, кто вступал в него, вносил в орденскую казну все свое движимое и недвижимое имущество; к этому следует добавить щедрые пожертвования от духовных и светских владык, да и просто от благочестивых верующих христиан). "Бедным соратникам Христа" принадлежали обширные земельные владения во всей Европе, Сирии, киликийской Армении, Палестине и Греции. Однако дела крестоносцев (и, соответственно, духовно-рыцарских Орденов) в Святой Земле, или Земле Воплощения, (т.е. на Ближнем Востоке), из-за упадка религиозного рвения и в силу целого комплекса других причин, шли все менее успешно. После взятия сарацинами (магометанами) в 1291 г. крепости Акры – последнего оплота крестоносцев в Палестине – храмовники были вынуждены перебраться сначала на остров Кипр, а затем, не желая превращаться в династический Орден кипрских королей из Дома Лузиньянов, в Европу, где их основные владения находились в пределах Французского королевства. В то время Францией правил король Филипп IV по прозвищу "Красивый" из династии Капетингов. Филипп Красивый имел и еще одно, менее лестное, прозвище – "Король-Фальшивомонетчик", ибо систематически портил монету (хотя за аналогичное преступление его подданных ждала страшная казнь – их заживо варили в кипящем масле). Остро нуждавшийся в средствах, Филипп Фальшивомонетчик понимал, что обширные финансовые операции рыцарей Ордена Христа и Храма, приносящие им огромные доходы, наносят ущерб пополнению денежными средствами его собственной, вечно пустой, королевской казны. К тому же король задолжал Ордену Храма немалые суммы и своим решением упразднить Орден храмовников и завладеть всем его имуществом во Франции, надеялся разом решить все свои проблемы. На основании показаний двух тамплиеров, изгнанных из Ордена Христа и Храма за грубые нарушения устава, было сфабриковано обвинение храмовников в отступничестве от христианской веры, чернокнижии, дьяволопоклонстве, половых эксцессах, "содомской ереси" (гоомосексуализме), аморальном поведении и других тяжких грехах. 13 октября 1307 г. все храмовники, пребывавшие во владениях короля Франции (включая самого Великого магистра тамплиеров Жака де Молэ), были взяты под стражу и ввергнуты в узилище, где французские инквизиторы пытками добывали от них якобы "неопровержимые" доказательства виновности Ордена Христа и Храма Соломонова в инкриминируемых ему прегрешениях и преступлениях. Из 138 храмовников, арестованных в замке Тампль (парижской штаб-квартире Ордена Храма), 134, не выдержав истязаний, признали себя виновными. Храмовники, настаивавшие на своей невиновности, были заживо сожжены на костре. Имущество Ордена Христа и Храма было конфисковано в пользу французской короны, но присвоить его без суда король Франции не мог. В 1311 г. папа римский Климент V (француз, пребывавший не в Риме, а во французском городе Авиньоне, куда король Филипп Красивый с помощью своего канцлера Гийома де Ногарэ, происходившего из рода еретиков-катаров и питавшего злобу к тамплиерам за активное участие последних в разгроме катарской, или альбигойской ереси, в Южной Франции, перенес папскую резиденцию) созвал, под давлением "короля-фальшивомонетчика", во власти которого он находился и от которого всецело зависел), в другом французском городе - Вьенне (а не в Вене, как иногда неправильно пишут) на Роне Экуменический Консилиум (Вселенский Собор), на котором одним из главных вопросов было рассмотрение дела Ордена Христа и Храма. Король Франции (единственный из христианских монархов Европы, присутствовавший на соборе), требовал безоговорочного осуждения храмовников и их Ордена, однако созванные на собор епископы римско-католической церкви побоялись осудить "бедных рыцарей Христа", не заслушав выдвинутое против них обвинение. Под все более сильным нажимом короля Филиппа, папа Климент в марте 1312 г. принял решение motu proprio запретить Орден Храма, издав соответствующую буллу "Voce in excelsi". После издания папской буллы Вьеннский Собор римско-католической церкви утвердил приговор короля Франции, произнесенный над храмовниками, и папа Климент V своей очередной буллой "Ad providam" от 2 мая 1312 г. официально упразднил Орден Христа и Храма Соломонова. Все имущество и все владения Ордена храмовников достались "королю-фальшивомонетчику", а остальным имуществом храмовников распорядился папа Климент, передав почти все Ордену святого Иоанна Иерусалимского.
Под сильнейшим давлением Филиппа Красивого его зять, король Англии Эдуард II, также организовал в своем королевстве процесс против тамплиеров. Обвинения английским тамплиерам были предъявлены после прочтения папских булл, а также после проведения целого ряда предварительных процедур. Выдвинутые против английских тамплиеров обвинения были ужасны и нелепы. Они по сей день являются памятником человеческому безумию, невежеству и суеверию. Обвинения, содержавшиеся в апостольской (папской) булле, были торжественно зачитаны посланцами папы в присутствии короля, лордов и нотариев.
Прежде всего, тамплиеры обвинялись в том, что они якобы проповедовали братьям, вступавшим в их Орден, не истинную веру, а тайное лжеучение. Обвиняемым не помогло даже то, что Святой Престол ранее всегда и всецело одобрял их деятельность. Все неофиты, вступившие в Орден Храма, по мнению обвинителей, через непродолжительное время отрекались от Иисуса Христа, от Святого Распятия и даже от Бога-Сына, Бога-Отца, Пресвятой Девы Марии и всех святых. К этому их якобы побуждали старые храмовники, принявшие их в Орден тамплиеров. Это вероотступничество якобы было присуще всем братьям, вступившим в Орден Храма. Приоры якобы учили неофитов, что Иисус, которого распяли, не истинный Бог, а лжепророк. Распятие он принял якобы за грехи свои, а не ради спасения человечества. Спасение через Крестную Смерть Господа тамплиерами будто бы отвергалось. В него якобы не верили ни те члены Ордена Храма, которые принимали в свои ряды неофитов, ни эти неофиты, после своего вступления в Орден. Принимаемых в Орден Храма неофитов якобы заставляли плевать на Святой Крест, на изображение Креста в книге, на статую распятого Христа (хотя некоторые неофиты плевали не на само распятие, а рядом с ним). Тамплиеры, принимающие новых членов в орден, якобы иногда принуждали неофитов также попирать крест ногами, что принятые братья и делали. Принимавшие их в орден тамплиеры якобы мочились на крест и попирали ногами, после чего новички также были вынуждены мочиться на крест и топтать его. Это кощунство якобы совершалось даже в Страстную пятницу, причем попрание ногами и осквернение мочой креста продолжалось всю Страстную неделю. На собраниях тамплиеров якобы появлялся черный кот, которому они также поклонялись. Так они якобы надругались над Иисусом Христом и верой.
Тамплиеров обвиняли в непризнании некоторых Святых таинств. Их священники-капелланы якобы во время мессы не произносили слов канонических молитв. Такое же поведение приоры навязывали и неофитам. Тамплиеры якобы верили в отпущение им грехов магистром, досмотрщиком, приором и другими тамплиерами, многие из которых не имели священнического сана. До своего ареста магистр Ордена Храма якобы признавал это в присутствии целого ряда важных лиц.
В ходе церемонии приёма в Орден тамплиеры якобы целовали друг друга в губы, пупок, обнаженный живот, ягодицы и даже в половой член. После этого принимаемых заставляли клясться, что они никогда не покинут ряды Ордена Храма. Прием в орден проводился тайно, в присутствии только орденских братьев. Члены Ордена были обвинены в гомосексуализме. Тамплиерам было приписано даже идолопоклонство, в форме поклонения человеческой голове, которую храмовники якобы почитали, как истинного Господа и Спасителя. Тамплиеры носили на теле или поверх рубахи верёвку, которой должны были касаться этой головы в ходе тайных орденских церемоний. Неофитам вручали эту верёвку при вступлении в Орден Храма. Снимать верёвку нельзя было ни ночью, ни днём. Не желавших исполнять это категорическое требование тамплиеров якобы сажали в орденскую тюрьму или убивали, заставляя клясться, что ни о чём из вышеперечисленного не расскажут и не будут обсуждать это между собой. Тамплиеры якобы исповедовались своим собратьям по ордену и отпускали друг другу грехи.
Согласно утверждениям обвинителей, преступления, поставленные в вину английским тамплиерам, были распространены в Ордене Храма повсеместно. И никто из тамплиеров не доложил о них Святому Престолу, хотя перечисленные выше греховные обычаи практиковались в ордене издавна. А Устав Ордена Храма был одобрен Святым Престолом до того, как тамплиеры уклонились в ересь, результатом чего и явились все указанные заблуждения.
Пожертвования Ордену Храма осуществлялись также неправильно. Тамплиеры якобы не считали грехом приобретение чужой собственности любыми путями. Проведение храмовниками тайных собраний тоже вызвало негодование обвинителей. Даже если бы кто-то из посторонних захотел войти в помещение, где проводилось собрание храмовников, он не смог бы этого сделать, ибо двери крепко запирались. Приказы и предписания магистров храмовников имели обязательный характер для всех членов подчиненного им Ордена. После того, как был зачитан весь список обвинений, было не менее торжественно оглашено подтверждение всего сказанного самими тамплиерами. При этом, однако, обвинителями не было указано, каким путем были добыты признания. Таким образом, имущество английских тамплиеров постигла та же судьба, что и имущество их французских собратьев (хотя большинству английские храмовников, в отличие от французских, удалось сохранить жизнь и свободу).
Единственное, чем не смог распорядиться папа римский, было имущество и поместья храмовников, находившиеся в расположенных на Иберийском полуострове королевствах Арагон, Кастилия, Мальорка (Майорка) и Португалия.
Правители этих королевств, находившихся "на переднем крае" борьбы христианской Европы с воинственным миром ислама, с огромным беспокойством следили за трагическими событиями, происходившими с Орденом рыцарей Христа и Храма Соломонова во Франции. В лице рыцарей Ордена Храма они имели грозную боевую силу, оказывавшую им неоценимую поддержку в ходе Реконкисты (отвоевания Иберийского полуострова у завладевших им почти полностью в VIII столетии магометан, именовавшихся там, в отличие от Земли Воплощения, не "сарацинами", а "маврами"), и лишаться этой поддержки - да еще к вящей славе французского монарха! - иберийские короли не желали. Поэтому папское повеление взять под стражу и предать суду "бедных рыцарей Христа и Храма" в Португалии выполнено не было. Мало того! Поначалу король Португалии Диниш (Дионисий) I (основатель Лиссабонского университета и создатель военного флота Португалии) первоначально защищал Орден Храма от притязаний некоторых португальских епископов и монашеских Орденов, действовавших на территории Португальского королевства, на имущество опальных храмовников. Впоследствии, стремясь оградить интересы португальской короны от потенциальной угрозы, исходившей от огромного богатства Ордена Храма и от его стратегически выгодно расположенных владений, удерживаемых Орденом тамплиеров в Португалии, Диниш I созвал королевский суд, признавший права короля Португалии на наиболее важные владения, поместья и замки храмовников, расположенные на территории королевства Португалии - или, как оно тогда именовалось - во множественном числе! - "королевств Португалии и Альгарвов" (Альгарвии, или, по-португальски, Альгарвиш).
В начале 1310 г. король Диниш I и король Кастилии Фернандо (Фердинанд) IV (тесть Диниша) заключили договор, ограждавший расположенные на территории их королевств земельные владения и иное имущество храмовников от любых действий, могущих причинить ущерб интересам португальской и кастильской корон. Позднее к этому договору присоединился третий партнер - король Арагона Хаиме (Иаков) II. К двору папы римского в Авиньон были направлены послы всех 3 иберийских королей, выразившие единодушный протест своих государей против передачи имущества и владений храмовников кому бы то ни было без согласия монархов, на землях которых они расположены. Стремясь избежать международного конфликта, грозившего расколоть римско-католический мир, папа Климент V, несмотря на официальное упразднение им Ордена Храма, так и не смог полностью распорядиться имуществом и владениями опальных храмовников. Переговоры послов иберийских государей с папой римским продолжались, несмотря на сожжение в 1314 г. во Франции на костре Великого магистра Ордена бедных рыцарей Христа и Храма Жака де Молэ. Магистра храмовников сожгли по личному приказу "короля-фальшивомонетчика" как "повторно впавшего в ересь" (ибо он, вместе с прецептором орденской провинции Нормандии Жоффруа де Шарни) громогласно отказался от своих данных под пытками показаний и объявил Орден Храма ни в чем не повинным. Спустя месяц после мученической смерти де Молэ и де Шарни (Шарне) скоропостижно скончался папа Климент V, а в октябре того же года за ним последовал в мир иной французский "король-фальшивомонетчик". Повсюду молниеносно распространился слух, что невинно осужденные ими храмовники призвали их на Суд Божий (тем более, что об этом во всеуслышание заявил сам Жак де Молэ из пламени костра французской инквизиции). Лишь через 2 года был избран новый папа римский (милостью французского короля) - Иоанн ХХII, в прошлом - активный участие процесса против Ордена Храма. Подобно своему предшественнику, новый римский Великий Понтифик (это древнеримское - языческое! - жреческое звание первосвященники католической церкви носили начиная с основателя римской инквизиции папы Иннокентия III) продолжал настаивать на ликвидации Ордена Храма, но король Диниш I принял контрмеру, предложив оставшимся в Португалии рыцарям Христа и Храма переименовать свой Орден, на что португальские храмовники дали свое согласие (тем более, что речь шла фактически даже не о переименовании их Ордена, а о сокращении его названия). Таким образом на базе португальских владений духовно-рыцарского Ордена Христа и Храма возник духовно-рыцарский Орден Христа, полное название которого звучало как "Рыцарский (Военный) Орден Господа нашего Иисуса Христа". Именно рыцари Ордена Христа (бывшие рыцари ордена Христа и Храма), испытанные и опытные воины, помогли очистить Португалию от мавров.
Орден Христа был официально учрежден королем Португалии Динишем I 14 августа 1318 г. в качестве военно-монашеского (духовно-рыцарского, или религиозного военного) Ордена. Первоначально король Диниш отдал Орден Христа под покровительство Авизского Ордена святого Бенедикта(Сан Бенто ди Авиш). 14-15 марта 1319 г. папа римский Иоанн ХХII утвердил Устав Ордена Христа и порядок приема в новое духовно-рыцарское братство, издав с этой целью специальную буллу (торжественное послание) "Ad es quibus". Уцелевшие владения и прочее имущество упраздненного Ордена Христа и Храма, находившиеся на территории королевств Португалия и Альгарвия, стали основой благосостояния новоучрежденного Ордена Христа. По рекомендации короля Диниша I папа Иоанн XXII назначил первым Великим магистром Ордена Христа португальского аристократа дома Жила Мартинша (или Мартиниша), являвшегося в прошлом рыцарем военно-монашеского Ордена святого Бенедикта Ависского (отпочковавшегося от духовно-рыцарского Ордена Калатравы). Новому Ордену Христа был дан устав монашеского Ордена цистерцианцев (под патронажем которого был в свое время учрежден Орден Христа и Храма Соломонова), в его варианте, разработанном для Ордена Калатравы и требовавшем соблюдения членами Ордена 3 монашеских обетов: нестяжания (бедности), целомудрия (безбрачия) и послушания. Право наказания провинившихся членов Ордена Христа было предоставлено приору (настоятелю) Алькобакского монастыря Ордена цистерцианцев ("братии белого облачения"). При утверждении Ордена Христа папа римский выдвинул условие, послужившее в будущем основой для раскола Ордена Христа на португальскую и папскую ветвь. Папское условие заключалось в том, что римский понтифик выговорил себе и своим преемникам на Престоле святого Петра право участвовать в управлении Орденом Христа и право на посвящение кандидатов в рыцари Ордена ("аспирантов"). Как бы то ни было, утверждение Ордена Христа папским престолом в течение долгого времени гарантировало соблюдение интересов португальской короны. Кроме того, в Португалии появился новый, собственный военно-монашеский Орден, продолжавший миссию упраздненного папским престолом Ордена Христа и Храма в деле борьбы с неверными, но уже не имеющий международного подчинения. Первоначально резиденция главы рыцарей Ордена Христа располагалась в замке Кастро Марим (Морим), расположенном в пограничной с маврами провинции Альгарвы, но в 1357 г., при шестом Великом магистре рыцарей Христа, доме Нуньо Родригише, резиденция, в целях более эффективного отражения мавританских набегов на христианские земли, была перенесена в отбитый у мавров старинный замок-монастырь (прецепторию) Ордена Христа и Храма, расположенный в Томаре, неподалеку от Сантарена. Своими последующими действиями Орден Христа, или Орден Томара (порт.: Ordem de Tomar), как его стали называть по новой резиденции Великого магистра рыцарей Христа, вписал немало славных, героических страниц в историю упорной и кровавой борьбы христианских народов Иберийского полуострова против мавританской угрозы.
В рыцари Ордена Христа могли быть посвящены только люди благородного (дворянского) происхождения, принимавшие участие в военных действиях против магометан в течение, по крайней мере, 3 лет. При посвящении в рыцари Христа аспиранты (кандидаты) приносили 3 упомянутых выше монашеских обета: нестяжания, целомудрия и послушания. Официальное одеяние принявшего постриг воина-монаха Ордена Христа было белого цвета с красным тамплиерским уширенным крестом (расширения на концах орденского креста, так называемые "иерихонские трубы", были дарованы папским престолом членам Ордена Христа и Храма за отвагу, проявленную ими при взятии сарацинской крепости Аскалона в Святой Земле - в знак того, что стены Аскалона не устояли перед отвагой тамплиеров, так же, как стены ветхозаветного Иерихона не устояли перед трубными звуками воинства библейского пророка Иисуса Навина). На этот красный "храмовнический" крест членов Ордена Христа был наложен более узкий прямой крест белого цвета (в знак того, что рыцари Христа - по крайней мере, в Португалии! - чисты от обвинений, возведенных на "бедных рыцарей Христа и Храма" французским королем и папой Климентом V). Впрочем, судя по дошедшим до нас довольно многочисленным изображениям, многие рыцари Христа продолжали носить традиционный красный тамплиерский лапчатый крест, безо всякого белого креста в середине.
В конце XV века и в XVI веке Орден Христа, подобно другим духовно-рыцарским Орденам, боровшимся с неверными на Иберийском полуострове, претерпел целый ряд изменений. Так, в конце XV столетия папой римским Александром VI Борджа (1492-1503) были отменены 2 древних, уже почти забытых к описываемому времени, орденских обета нестяжания и целомудрия. Отмена этих 2 чисто монашеских обетов в немалой степени способствовала последующей секуляризации Ордена Христа (то есть приданию ему чисто светского характера династического рыцарского Ордена португальской короны). Но, несмотря на отмену этих обетов, Орден Христа еще долго сохранял свой, в сущности, духовно-рыцарский характер, ибо по-прежнему числил в своих рядах как рыцарей, так и нищенствующих монахов.
Должность Великого магистра (Гран Местре) Ордена Христа долгое время оставалась, как и в других рыцарских и духовных Орденах, выборной. Однако в 1417 г., после кончины Великого магистра дома Лопо Диаша ди Соуза, король Португалии предложил избрать не новым магистром, а "комендантом" ("управителем") Ордена Христа своего сына - инфанта дома Энрике Навигатора, или, точнее, Энрики Навигадора (более известного в современной России под именем "Генриха Мореплавателя", а ранее, еще в XIX в. - под именем "Генриха Морехода" или "Генриха Мореходца"). Папа римский согласился с королевским предложением, и в 1420 г. управление Орденом Христа было передано дому Энрики. С этого времени и до 1551 г. управление Орденом Христа осуществлялось членами королевской семьи. Так выборного главу Ордена Христа, Верховного магистра, сменил назначаемым королем и несменяемый "комендант". Это обеспечило португальской короне постоянный и надежный контроль над Орденом Христа, хотя папский престол продолжал рассматривать Орден Христа в качестве чисто военно-монашеского (религиозного военного) учреждения и субъекта исключительно церковного права.
Прославившая Энрики Навигатора страсть к морским исследованиям объясняется целым рядом причин, главными из которых были следующие.
Во-первых, если мавры в Африке были действительно столь могущественны и многочисленны, как о них говорили в Европе, принцу, "как любому разумному человеку, обладающему естественной предусмотрительностью" (по выражению португальского историка Азурары), следовало бы выяснить силу врагов Святого Креста и пределы их могущества.
Во-вторых, за 31 год войны с маврами принц Энрики "не нашел ни одного христианского короля или принца за пределами своих земель, который во имя любви к Господу нашему Иисусу Христу согласился бы помочь ему в этой войне. Поэтому он пытался выяснить, не найдется ли в Африке или Индии христианских принцев (владетельных государей - В.А.), в которых любовь к Христу сильна настолько, что они согласились бы помочь ему в борьбе против врагов христианской веры" (в частности, принц Энрики пытался получить информацию о легендарном христианском "царстве пресвитера Иоанна в Индиях" - и со временем португальские мореплаватели действительно установили контакт с изнемогавшей в борьбе с мусульманами христианской Эфиопией, или, как тогда говорили, Абиссинией, едва не ставшей в результате этого контакта колонией Португалии).
В годы правления Энрики Навигадора (в котором стремление к открытию новых земель неразрывно сочеталось с благочестивым стремлением способствовать обращению в христианство закосневших во мраке язычества обитателей этих земель и, тем самым, спасению их душ, о чем в наш секулярный век все чаще забывают!) Орден Христа занялся активной миссионерской и торговой деятельностью в португальских колониях. Так, в 1425 г. рыцари Христа под знаком красного креста храмовников колонизировали остров Мадейру и Канарские острова, в 1445 г. - Азорские острова, а в дальнейшем исследовали западное побережье Африки.
Принц Энрики не стеснялся использовать доходы возглавляемого им Ордена Христа для финансирования своих морских экспедиций, а имя Ордена - для того, чтобы добиться от папы римского Евгения IV официального признания права Португалии на земли, открытые именем Христа. Когда его исследовательские предприятия начали приносить прибыль, Энрики Навигадор милостиво даровал Ордену Христа множество привилегий в новооткрытых землях, включая право на получение церковной десятины с острова Сан-Мигел в Азорском архипелаге и половину доходов от продажи сахара с этого острова, десятую часть от всех гвинейских товаров, церковные налоги с острова Мадейры и др. Сотрудничество между португальским королевством и Орденом Христа (объединенными в лице одного и того же принца Энрике) оказалось плодотворным и взаимовыгодным.
Красный восьмиугольный крест с "иерихонскими трубами" тамплиеров на концах украшал белые паруса, флаги и вымпелы каравелл Бартоломеу Диаша, Васко (Вашку) да Гамы, Кристобаля Колона (более известного нам под своим латинизированным именем "Христофора Колумба") и Фернана Магальянша (Магеллана), шедших в "море-океан" открывать неведомые земли, а также военных кораблей португальских "новых крестоносцев" Франсишку ди Алмейды и Аффонсу ди Албукерки, громивших мусульман в их "внутренних морях" - от Ормуза в Персидском заливе до Малакки в Андаманском море - и тем ослаблявших натиск воинственного Ислама на Европу. Великие географические открытия, совершенные отважными португальскими мореплавателями под знаменем с красным "тамплиерским" крестом рыцарей Христа, обогатили Лиссабон несметными сокровищами "Индий" и лишили ближневосточные магометанские державы баснословных доходов, извлекаемых теми из посреднической торговли между Востоком и Западом.
Дом Энрики Навигадор оказался талантливым руководителем – при нем Орден Христа добился значительных военных успехов и даже основал пребывавшие покровительством автономные колонии в северной Африке (как-никак начиналась эпоха Великих географических открытий). Папа римский Евгений IV (годы понтификата: 1431-1455) даровал рыцарям Христа право на владение десятой частью завоеванных у мавров территорий, в то время как португальский король дом Эдуарду I (годы правления: 1433-1438) в 1433 г. даровал подчиненному его скипетру Ордену Христа статус "суверена" (то есть самодержавного правителя) территорий, которые ему предстояло завоевать у неверных в будущем (но не тех территорий, которыми рыцари Христа уже владели к тому времени, милостью короля). Преемник короля Эдуарду (Эдуарда) I, дом Аффонсу (Альфонс) V (1438-1481), расширил права Ордена Христа, уступив ему королевскую прерогативу назначать епископов во владениях Ордена, а папа римский Каликст III Борджа (1455-1458), подтвердив эту королевскую привилегию своей буллой, наделил Орден Христа духовной судебной властью в землях, подвластных рыцарям Христа, с дозволением награждать отличившихся соответственно принесенной пользе. В 1460 г. – год смерти принца-"коменданта" Энрике Навигатора – король Португалии Аффонсу V даровал рыцарям Христа право на пятипроцентный сбор со всех товаров, поступающих из новых африканских земель.
Во время управления домом Энрики Навигадором Орден Христа был в 1449 г. в очередной раз реформирован Жуаном, епископом Ламего. После смерти Энрике Навигатора, "комендантом" Ордена Христа стал племянник и приемный сын Мореплавателя – принц дом Фернанду (сын короля Эдуарду I), умерший в 1470 г. В 1484 г. 11-м "комендантом" Ордена Христа был назначен дом Мануэл ди Браганса, герцог Бежи, ставший через 11 лет, после смерти своего кузена и сводного брата короля Жуана (Иоанна) II (1481-1495), королем Португалии под именем Мануэла I (1495-1521).
Король Испании убедил папский престол передать Орден Христа под "вечное управление" короля Португалии и его преемникам. Дом Мануэл (Иммануил) I был окончательно признан Великим магистром Ордена Христа буллой папы римского Льва Х "Constante fide" от 30 июля 1516 г. Однако его сын, король дом Жуан III, не получил эту должность автоматически, "по наследству", а был утвержден в качестве управляющего согласно бреве (кратким посланием) папы римского Адриана VI "Eximiae devotionis" от 14 апреля 1523 г. И лишь в 1551 г., после смерти принца дома Жоржи (Георгия), герцога Коимбры, внебрачного сына короля Жуана III, магистра португальских рыцарских Орденов святого Бенедикта (Сан-Бенто ди Авиш) и святого Иакова (Сантьяго), папа Юлиан III, в правление короля Португалии Жуана III, уступил навечно титул Великого магистра всех рыцарских Орденов Португалии, включая Орден Христа, португальскому монарху. В результате объединения титула короля Португалии с должностью Великого магистра Ордена Христа произошло преображение этого Ордена из магистерского (духовно-рыцарского) в коронный (династический). Некоторые историки считают, что именно это обстоятельство, фактически, привело к разделению Ордена Христа на 2 ветви Воинства Господа нашего Иисуса Христа, папскую и португальскую, имеющие очень разные возможности и обязанности.
После того как управление всеми рыцарскими Орденами Португалии перешло в руки короля этой страны, им была учреждена "Mesa da Consciencia e Ordens" (Орденская Согласительная Палата) – организация, являвшаяся одновременно Высшим судом и Королевским органом управления с консультационным правом и обязанностью управления имуществом и делами рыцарских Орденов. Это учреждение координировало и контролировало весь комплекс действий, связанных с приемом в рыцарские Ордены (а не только в Орден рыцарей Христа) и выдвижением кандидатур на мирские или духовные должности, запрашивая данные, касающиеся кандидата, его знатности, возраста, общественного положения, "чистоты крови" (к приему в Орден не допускались лица с примесью иудейской или сарацинской крови) и пр., а также имела важную, хотя и не решающую, роль в предоставлении "dispensas" (льгот), то есть некоторые из условий принятия в Орден могли быть обойдены королем Португалии или папой римским по просьбе кандидата. Процесс рассмотрения кандидатуры, в случае одобрения, заканчивался рекомендацией королю, как Великому магистру, скреплявшему своей подписью соответствующие документы. Из вышесказанного видно, что папе римскому, при приеме кандидата в Орден Христа или назначении члена Ордена на ту или иную орденскую должность, отводилась незначительная роль согласования. С таким положением папский, естественно, никак не мог примириться.
Дело в том, что с давних времен папский престол претендовал на "супрематию" (верховную политическую власть) над всем Западным (католическим) миром, основывая свои претензии на документе, получившем название "Константинов дар", в котором первый христианский римский император Константин I Великий, после переноса своей резиденции из Рима в Константинополь (Византий), якобы передал папе римскому Сильвестру и его преемникам императорскую власть над Римом, Италией и всем Западом. Еще в эпоху Ренессанса стало известно, что этот документ был сфабрикован и включен в сборники церковного права в середине VIII cтолетия, но в Средние века он считался подлинным и играл огромную роль в претензиях папства на верховную политическую власть. На протяжении веков папы римские считали светских государей своими подданными, но со времен правления французского короля Филиппа Красивого миф о неограниченном могуществе светской власти пап стал разввеиваться. Тем не менее, рыцарские Ордены, несмотря на все изменения, произошедшие в них на протяжении XV и XVI столетий, все еще должны были повиноваться римскому Престолу святого Петра, поскольку они продолжали находиться под папским руководством и управлением в духовной сфере, и папы римские всегда рассматривали себя как верховных глав этих воинских братств. Кроме того, Святейший престол считал, что папа римский имеет полное право посвящать кого угодно в рыцари военного Ордена, учрежденного на основании папской буллы. В 1581 г. португальский король, вместе со своей армией, погиб в борьбе с североафриканскими маврами, вследствие чего Португалия попала под власть Испании и полностью утратила свой суверенитет до 1610 г. В результате папы римские стали считать, что отныне Орден Христа подчиняется только им. Ватикан внес различные изменения в устав Ордена Христа, что привело к образованию папской ветви Ордена Христа, приобретшей при папе римском Григории XV (1621-1623) особый вес и престиж.
Первые исторические свидетельства о присуждении папами римскими тем или иным лицам (по собственному выбору, без всякого согласования с королями Португалии) Croce de Christo (Креста Христа) и, соответственно, о посвящении ими этих лиц в рыцари Ордена Христа, датируются серединой XVI столетия. Согласно дому Жозе Висенти ди Браганса, "этот крест отличался от креста, который носили рыцари военного (португальского – В.А.) Ордена Христа, и вручался по папскому бреве как награда за службу Святейшему престолу. Путаница возникла в результате того, что некоторые чиновники департамента бреве в папском Риме начали оскорбительно и ошибочно включать выражение "Ordo cujus Magnus Magister est Rex Lusitaniae" ("Орден, Великий Магистр которого является королем Лузитании"; "Лузитания" - древнее, идущее еще со времен Античности, название Португалии) в текст папских бреве о награждении папскими Крестами Христа. Некоторые из лиц, награжденных папским Крестом Христа, убежденные, что их произвели в рыцари португальского воинства, начали носить знак португальского военного Ордена Христа, вызывая тем самым путаницу между Крестом Христа и Орденом Христа".
Практика самовольного посвящения папами римскими тех или иных лиц в рыцари Ордена Христа (и награждения этих лиц Крестами Христа, не отличавшихся по внешнему виду от знаков принадлежности к португальскому Ордену) возмущала португальских королей, и между папским престолом и португальской короной по этому поводу постоянно возникали конфликты. Но всякий раз, когда португальская корона протестовала против такой практики, папский престол ссылался на буллу 1319 г. об учреждении Ордена Христа (несмотря на то, что в тексте этой буллы ровным счетом ничего не говорится о праве папы римского на посвящение кого-либо в рыцари Ордена), или на какие-либо предыдущие соглашения, заключенные папским престолом с Португалией; но никаких документальных доказательств не было представлено ни разу. Временами спор по данному вопросу между Португалией и Ватиканом обострялся до предела. Так, например, в правление короля дома Жуана V (1706-1750) произошел поистине скандальный инцидент. Инцидент был вызван итальянским архитектором Джованни Сервандони, приглашенным в Португалию в 1745-1746 гг. для составления чертежей нового королевского дворца и женского монастыря Несессидадес в Лиссабоне. Архитектор уже был посвящен папой римским в рыцари Ордена Христа и поэтому носил знак отличия Ордена и в Лиссабоне, но король Жуан V, будучи Великим магистром Ордена Христа и считая, что только он имеет право посвящать кого-либо в рыцари этого Ордена, запретил Сервандони носить полученный тем от римского понтифика знак отличия (а когда тот ослушался королевского запрета, приказал взять папского архитектора под стражу). Имели место и другие случаи заключения под стражу в Португалии кавалеров папского Ордена Христа, осмеливавшихся открыто носить знаки принадлежности к этому Ордену.
Несмотря на все разногласия, португальская корона ограничивалась устными протестами, но в 1825 г., когда папа римский наградил pro prio Орденом Христа сразу нескольких человек, в Рим впервые был направлен официальный протест. Однако папский престол не прекратил практику самочинного награждения. При этом нарушался один из главных пунктов устава Ордена Христа, характерный не только для португальских военно-монашеских Орденов, но и для других духовно-рыцарских Орденов (и в первую очередь - Орденов, действовавших на Иберийском полуострове) - отказ принимать в члены Ордена кандидатов, не имевших "сертификата чистоты крови" (то есть лиц "с примесью иудейской или сарацинской крови"). Так, папа, не уведомив португальского короля, посвятил в рыцари Ордена Христа барона Джеймса де Ротшильда - главного финансиста французских королей Людовика XVIII и Карла Х из династии Бурбонов, в эпоху Реставрации (1814-1830), а также короля Луи-Филиппа из Орлеанской династии, сменившей Бурбонов на троне Франции в результате Июльской революции 1830 г.
В годы понтификата Льва XIII (1878-1903) папский Орден Христа был еще раз реформирован, но наиболее серьезные изменения были внесены в его устав Великим понтификом Пием Х. По его бреве "Multum ad excitandos" от 7 февраля 1905 г. Орден Христа получил официальное название "Верховный Орден Господа нашего Иисуса Христа", став, таким образом, самым престижным из всех Орденов папского престола. Ему был оставлен единственный класс, рыцарский, и, в память о старинной цепи, которую носили рыцари Христа в Средние века, составленной из чередующихся мечей и тиар, была введена новая цепь. 15 апреля 1966 г. папа римский Павел VI издал буллу "Equestres Ordines", ограничившую круг лиц, награждаемых папским Орденом Христа, предназначив его лишь для глав католических государств, которым он может быть пожалован только в связи со значительными событиями, на которых папа присутствует лично.
Здесь конец и Господу нашему слава! Viva Cristo!
Свидетельство о публикации №212060800822
Нелли Григорян 18.07.2012 09:56 Заявить о нарушении