Очки, щука и футбол

Летом 1986 года выходные дни я проводил в Узуново. Это в ста пятидесяти километрах от Москвы на юг. Большое село рядом с одноимённой станцией Павелецкого направления. Там есть замечательная речка Березня. В тот год для путешествий по водоёмам Серебряно-Прудского района мною был приобретён велосипед «Кама». С небольшими, но довольно толстыми колёсами. Этакий двухколёсный джип с задним приводом.  С рассветом я отправлялся на реку. Возвращался к обеду. То есть тогда, когда желание поесть превышало желание поймать очередную щуку. После обеда возвращался на реку. Любимые места, где я ловил на Березне, были в двух-трёх километрах от Узуново. А ловил рыбу я тогда очень необычным способом. У меня была бамбуковая удочка. Трёхколенка. К леске я привязывал блесны. Покупал в поселковом универмаге. Назывались – «Играющие». Длинные, узкие и тяжёлые. 25 копеек стоили за штуку. Березня – река не широкая. Извилистая. Берега её местами были труднопроходимыми. Деревья, кусты, крапива. Всё переплетено. Жуть кромешная. Амазонка. Да и в воде – коряги, брёвна, перекаты, омуты бездонные. Так что со спиннингом делать нечего. Не размахнуться. А если размахнёшься и забросишь блесну, так либо на соседнее дерево её повесишь, либо за корягу в воде зацепишь. Одни мучения. А удочкой я аккуратно опускал блесну в воду. Клал её на дно и плавно поднимал. Мой отец, большой любитель спиннинга, этот способ называл маканием. И я макал. Под кустик, под брёвнышко. Тут-то щука и хватала колебалку. По пять-шесть штук за день вылавливал. И вот как-то июльским вечером приехал я на любимый омут. Макал-макал блесну – не клюёт. Темнело уже. А в это время по телевизору показывали чемпионат мира по футболу. И в этот вечер должны были играть в финале Аргентина с Испанией. Марадона там вовсю фигурировал, бился в истерике, сучил ножками по полю и поднимал ручки к небесам. А у меня щука не клевала в тот вечер. И сделал я последний заброс, чтобы успеть вернуться к началу матча. Опустил блесну, как обычно, на дно. Дёрнул вверх, а она за что-то зацепилась. Дёрнул посильнее – отцепилась блесна. Пошла, родимая, к верху. И вот уже в темнеющей воде я вижу свою блесну с поддетой на крючок веткой. И в тот момент, когда блесна с гнилой коряжкой уже были на поверхности, я вижу, как огромная щука выскакивает из воды в попытке схватить жадными зубами мою блёсенку. Клацает пастью по ветке, застрявшей на крючке, и с криком «Твою дивизию…» плюхается в воду и уходит восвояси. В глубину, в омут, в коряги. Может быть, кричала не она, а я. Уже не помню. А время поджимает. Финал на носу. А я на реке. Сматываю удочку, высказывая пожелание здравствовать ушедшей щуке и её родителям. Было заметно, что от моих «добрых» выражений несколько пожухла трава на берегу. Но я – ноги в руки, велосипед под зад, и понёсся по пыльной дороге к дому. Где меня уже ждал Марадона. Для того, чтобы во время езды на велосипеде в глаза не попадала мошкара и комары, я напяливал на нос солнцезащитные очки. Эти очки, «хамелеоны», с розоватыми стёклами, я привёз из Вьетнама. От солнца они не защищали, а от мошкары – вполне. И вот несусь я по дороге через поле. Опаздываю к началу матча. До дома – уже километр. Солнышко за лес заходит, роса на травку ложиться, чибисы кричат, навозцем пахнет. В общем – красота. Да. Забыл отметить одну важную деталь. На ногах у меня были резиновые сапоги. В них я и рыбу ловил, и педали крутил. И вот в какой-то момент, то ли от усердия излишнего, то ли от росы, ноги мои соскользнули с педалей. Тут же руль зачем-то сделал сам собой крутой поворот, и я полетел через  него, что называется «рыбкой» в остывающую дорожную пыль. На лету, чтобы не разбить очки, я их снял с носа. Это я запомнил точно. Но когда я поднялся с земли, потирая ушибленные места в районе плеча и задней части туловища, то обнаружил, что очки куда-то исчезли. Я искал их, наверное, полчаса. Прощупал всю траву в пределах пятидесяти метров вокруг. Приподнял всю дорожную пыль, и положил обратно. Даже три-четыре коровьи мины разгрёб сапогами. Очки исчезли. Жалко было очков. В Советском Союзе таких купить было нельзя. Пролил я скупую слезу по ним, поднял велосипед, благо он был цел, и покатил к финалу чемпионата. И опоздал на целый тайм. Марадона, не дождавшись меня, уже забил свой лучший гол. А я этого не видел. А ещё и щуку не поймал и очки потерял. Как точно когда-то сказал Вольтер: «Утром мы строим планы, а вечером делаем глупости». Я до сих пор в обиде на Марадону – чего он тогда не подождал со своим голом? И на ту щуку я в обиде – лежала бы на дне, и не рыпалась. Может быть всё и повернулось бы по-другому.


Рецензии