Стихи и горы!

                Фрагмент из «Моих  записок».

     Очень хочется о многом рассказать... Боюсь – интересно это только самой себе...
Например – о моём туристическом периоде жизни...Мне – около 60 лет...Вдруг однажды(опять – ВДРУГ ) - Коля предлагает: «Мам, давай я тебя познакомлю с очень интересным человеком. Мы его зовём Дядик-Сладик, он работает сторожем в детсаду и не стареет уже много лет. Главное его хобби – походы в горы и далёкие выезды на   велосипеде..Он сейчас дома с переломом ноги после горного похода. Пойдём – я тебя представлю...» Пошли – и началась целая новая эпоха в моей жизни... Вячеслав Васильевич Савенко, бывший рукоположенный священник (ушёл в мир по нездоровью – мучили бессонницы), глубоко верующий, православный – однако, именно он, после Коли, познакомил меня с именами Рерихов – дал прочесть книгу Сидорова «Мост над потоком», открыл для меня это чудо – красоту окружающего мира...Мы побывали  с ним на велосипедах в разных уголках Ферганской долины, совершали восхождения на перевалы Турум и Гандукуш...Я купила себе палатку, станковый рюкзак. И хоть, конечно, была в него тайно влюблена, очень дорожила нашими платоническими отношениями, что-то подсказывало: преступать грань нельзя...Зато меня стали посещать поэтические озарения. Вот одно из них, правда, это – незадолго до отъезда из Ферганы…

     Человеку много ль надо? Например, в поход собраться,
     Уложить рюкзак и выйти рано утречком чуть свет,
     Окунуться в спящий город, тишину и птичий гомон,
     Встретить спутника в дороге и вдвоём встречать рассвет...
      Ну, совсем немного надо – на росистый холм взобраться,
      Подивиться разноцветью, что раскинулось кругом:
      Полыхают склоны маков, золотится рапс душистый,
      Колокольчиков полянки чуть дрожат под ветерком...
     Ну совсем немного надо – босиком ступить на землю,
     Поклониться в хатха–йоге солнцу, небу, тополям...
     Прошептать: "Прости, родная, что поделать – уезжаю...
     Не суди, цвети попрежнему, Ферганская земля..."

      Я включилась в походы Вячеслава естественно – как начинающая, я не была ему обузой, т.к. он после перелома разрабатывал ногу, т.е. маршруты выбирал лёгкие, а от меня ещё и польза – под рукой благодарный спутник, ученик и помощник... Опыт одиночных походов оказался неудачным – три дня добирался до людей со сломанной ногой, а отказаться от гор он не мог, так что я оказалась кстати...Походы наши были для меня ещё и новой ступенью в восприятии мира. Я столкнулась с незаурядностью – молитвы - и бардовские песни,привычки одинокого путника (на уровне эгоизма) – и желание показать красоту вселенной....

 Разным чудесам я не переставала удивляться...
         Однажды договорились встретиться в 6 утра на автобусной остановке. Дождище льёт – бежала, накрывшись целофаном...Конечно – бурчу: «Хороший хозяин и собаку-то в такую погоду не выгонит на улицу...» - в ответ – ясные, полные удивления глаза: « Ты что! Там же будет солнце!» - и правда – Шагимардан нас встречает солнечной благодатью...

        Или - поднимаемся на один из горных хребтов, а за нами, след в след, идёт туман. Вот и вершинка, мы устраиваемся на ней, как за круглым столиком, а вокруг – плотная белая завеса. Она остановилась на уровне шага от нас. Я вопросительно гляжу на Вячеслава – как же будем спускаться? Он спокоен, готовится к трапезе, как всегда, просит благословения...Поели, отдохнули, готовы в дорогу – туман расступается с каждым нашим шагом...Что это – чудо или так и надо?

Как-то он не выдержал моей малой скорости и прошёл вперёд, бросив на ходу: «Не торопись, я там подожду!» Где – ТАМ – не знаю, но плетусь изо всех сил, злюсь на него, конечно...Окликнул из-за куста, но я закусила удила – рвусь дальше...Тогда уже громко и требовательно: «Стой! Назад!» Стою, «пускаю пары», и вдруг где-то над головой непонятный шум, он переходит в рёв, успела отбежать назад – а впереди – мощный селевой поток, грязь пополам с камнями – сбило бы с ног запросто, а внизу – глубокое ущелье...Еле отдышалась...Когда всё кончилось, пробирались по грязи босиком, а кругом – солнце, птицы поют, «лепота!».

    Ещё одна удивительная история...Возвращаясь с гор, остановились на месте  первого  привала – под берёзой, на берегу бурлящего сая ...Уже начали располагаться, пересматривать вещи в рюкзаках – завтра утром – до автобуса – и домой...Потом Вячеславу что-то не понравилось, и он перешёл на другое место, я же поставила палатку там, откуда он ушёл...Раннее утро, проснулась от свежести и тишины. Повернулась лицом ко входу и чуть приоткрыла полог...Вдруг в пыли на пороге что-то блестнуло...Протянула руку – а там – крестик...Не верю глазам – настоящий, золотой! Взрыв восторга – это мне посылает небо! Хочется петь, кричать, разбудить Вячеслава! Но сон у него всегда священен, еле-еле держу себя в руках...Наконец-то... "Смотри, что я нашла!"  У него в глазах -недоумение :  "Это мой крестик, вот уже неделя, как я его потерял...Но раз ты нашла – бери..." Конечно, я не взяла, но и радость как-то потухла...Тем более, он шел всю обратную дорогу в молчании, подозревая меня в разыгрывании какого-то спектакля...А мне стало ясно: крестик он потерял во время поездки в городе на велосипеде – видно, он заскочил за отвёрнутый борт брючины. А когда переносил вещи из палатки - он выпал, а я ставила на том месте палатку уже в сумерках...Всё так просто – и, однако, -  чудесно…

       Кто однажды вдохнул чистый воздух высот,
       Повторить это счастье захочет,
       И чуть только любая возможность мелькнёт,
       Он – на плечи рюкзак – и в далёкий поход,
       Где река под берёзой клокочет,
       Где крутые утёсы дыбятся стеной,
       И арчи, как барашки, бегут за тобой...

Кугуте и бессмертник, душица и лук – весь рюкзак мой пропахся травою,
И кудрявой рябины оранжевый пук повезу в дар Турума с собою.
Будем чаем душистым гостей угощать,
Будем слайды смотреть, о горах вспоминать...

     Вспомним тучу, что к нам на площадку вползла, под горой затаившись украдкой,
     Барсов след, чья цепочка по снегу прошла, и шуршанье шагов за палаткой,
     Терпкий вкус дикой вишни у нас на губах,
     К ночи – звон в позвоночнике, тяжесть в ногах...

Тишь ночей...Над палатками – звёздный шатёр, снежных крыльев размах у Шаита,
Бирюзовые айсберги горных озёр и такой аромат маргариток,
Что в низу и не снился... Бездонную даль тёмно синего горного неба,
Водопады, искрящихся речек хрусталь, перевал, на каком ещё не был,
Эту горную прану -  напиток богов
И цветистую роскошь альпийских лугов.

     Как далёк этот мир от земной суеты! Как не хочется с ним расставаться!
     Сохраним же в сердцах вековые хребты, грохот струй, пусть хоть изредка снятся!
     И фиалок букет прижимая к лицу,
     Я шепчу бесконечную славу Творцу!

Благодаря Вячеславу я открыла и в себе много нового, но об этом – потом...
Кстати –  песня – "В суету городов и в потоки машин возвращаемся мы – просто некуда деться...И спускаемся мы с отдалённых вершин, оставляя в горах своё сердце..." - это от него.

Он же рассказал мне и стихотворение неизвестного ему поэта "Ледник Моцарта" –

        Снег забивает трещины, ветер ревмя ревёт
        Шатает палатки бешено целую ночь напролёт...
И надо ж было додуматься какому-то чудаку 
Светлое имя Моцарта горному дать леднику

    А утром за горизонтом солнце заслон прорвало
  И тысячу пёстрых радуг оно вокруг разбросало
Они сияли и пели! Из льдов ручейки рождались,
           На перекатах звенели и вниз, к реке, возвращались...
     Музыка пёстрых радуг! Музыка звонких вод!
     Светлое имя Моцарта горному льду ИДЁТ! 

Прошло уже много лет…Вячеслав где-то здесь, в Москве или рядом…Возможно, есть смысл встретиться, о чём-то повспоминать, тем более, он окрестил мою дочь Сашу, но не довёл дело до конца…Может, поэтому вся её жизнь идёт наперекосяк – в 55лет человек не нашёл себя ни в какой работе, ни в какой специальности…Она разрывается на части – бросается от одного дела к другому…Вспоминаются стихи нашего хорошего знакомого профессора Н.И.Леонова –

«Просыпаюсь под небом чистым, как чаша зеленоватого хрусталя…
О чём-то важном, большом, не нашем перешептываются тополя…
И грустно думать, что мы, вот, люди, томимся в тисках забот
О том, что надо, о том, что будет, а настоящее -  дымкой пройдёт…
Оглянешься – поздно, под ворсом росистым укроет и нас земля…
А КТО_ТО проснётся под небом чистым, как чаша из хрусталя…»

Или ещё:          « Ужели не берёт досада, как много жизни утекло?
Черновиков, поверь, не надо – жить надо сразу – набело.
Не перепишешь, не исправишь, сказал – сказал, ступил – ступил.
В воспоминаниях слукавишь, а переделать – нету сил..

Жизнь наново не пререпишешь…И коли ты содеял зло,
То отзвук зла, поверь, услышишь…Живи же сразу, НАБЕЛО!»

  Всю жизнь спорили физики и лирики… Что важнее в жизни? У кого шире душа?...
    Мне кажется – гармония, гармония во всём -  это мерило красоты окружающего мира.

                Пусть всему миру будет хорошо!


Рецензии
С каким же удовольствием я прочитала эти мемуары!
Очень хорошо, Алла!
Хорошо для меня не только потому, что Вы рассказали о хорошем человеке, поделились своими мыслями... а потому, что я думаю точно так: гармония - мерило красоты...

Спасибо Вам!

Евгения Серенко   23.10.2012 02:54     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.