Причины фэнтэзийного эскапизма
Начиная с эпохи Возрождения, после столетий забвения, памятники и литературные произведения античной культуры, образы древнегреческой мифологии вновь привлекли внимание человечества. Писатели, художники и музыканты различных стран вновь стали брать сюжетами своих произведений эпизоды из древнегреческой мифологии.
Итак, миф тотален и квазинаучен. В человеке изначально заложена потребность веры.
К чему это? Нельзя ли провести параллель между рационализмом-мифом и фантастикой-фэнтези?
Развитие жанра фантастики тесно связано с научно-техническим прогрессом, потрясшим скоростью и силой своего развития человеческое воображение. Воодушевлённое человечество рванулось к Звёздам, как Икар к Солнцу…Гигантский скачок! Но темп научно-технического прогресса падает со временем. Меняются приоритеты. Вера в человеческий разум и понимание истощается и вот всё больше молодых авторов в творчестве своём «тяготеет» к фэнтези.
Стоит ли искать корни фэнтези в реальном мире? Фэнтези, как и многое другое, это выражение мироощущения автора посредством жанра. Нельзя отрицать, что любое мироощущение формируется под влиянием реального мира. Но если этот «реальный» мир – «жесток и глух», почему бы ни попытаться сделать его лучше в своём измерении?
Атеизм приобрёл силу во время расцвета прогресса. Но оказалось, что прогресс может быть губительным, а человеку необходима вера. В своё время человечество нашло её в возвращении к античности. Может быть, на этот раз фэнтези – попытка обрести веру?
И тогда, фэнтези не есть новая ветвь фантастики – это её новая форма, временное видоизменение фантастики, вызванное психологическими изменениями в массовом сознании. Оно хоть и закономерно, но частично, так как дух рационализма всё же присущ многим. Насколько оно временно? Возможно, новые пути развития научно-технического прогресса повлекут за собой новый взлёт фантастики? Кто знает…
Свидетельство о публикации №212060901258
Влад Матин 09.06.2012 20:40 Заявить о нарушении