Предельное напряжение сил

     Мне хорошо знакомо это ощущение – сделано все, что можно, и даже больше, а результата нет. Такие моменты были уже в моей жизни, и неоднократно.  И каждый раз они оказывали существенное влияние на последующую жизнь как мою лично, так и близких мне людей.
     При поступлении в ВУЗ на экзамене по математике дама-экзаменатор задала дополнительный вопрос, чтобы решить - «четыре» мне ставить, или «пять». Я предельно напрягся … и – решил – «пять», и поступление в ВУЗ.
     В проекте СИМС в ИАЭ им И.В.Курчатова я хорошо помню страстное желание  - «упасть и отползти…» от непрерывного напряжения в ходе ответственных измерений на несовершенном еще оборудовании собственной разработки и изготовления.
     В международном проекте QUELL в Швейцарии я видел в зеркале  черные круги под своими глазами, как результат предельного напряжения, связанного с необходимостью получения ответственных экспериментальных данных на отечественном оборудовании, которое только там я и увидел впервые из-за всевозможных задержек в отечестве.
     2007-й год – апофеоз поиска решения проблемы магнитного позиционирования, когда все было сделано на высшем уровне, а результата так и не было. В исступленном состоянии нужная информация появлялась где-то в левом глазу, впереди и выше, что возбуждало религиозные чувства и эмоции.   
     Последний раз предельное напряжение завершилось  вчера, заняв полторы недели времени на разворачивание системы у новых потенциальных потребителей моих результатов, которым, прежде всего, необходимо показать систему в действии, и объяснить проблемы и перспективы их разрешения. 
     Хочу в данном материале зафиксировать особенности данного события, т.к. предыдущие, все-таки, уже  описаны в разных воспоминаниях, а значение данного напряжения  должно быть не меньше.

     Как известно, в силу обстоятельств, описанных выше, мне пришлось быстро разобрать и увезти, спасая, то,  что делалось в течение 14-ти  последних лет – а именно  первый и единственный в России макетный образец системы магнитного позиционирования, созданный мной в инициативном плане, своими руками и за свои деньги.

     А затем потребовалось собрать систему заново на новом месте. Это всегда непросто, а в данном случае особенно, т.к. что-то повредилось при переезде, кое-что потерялось, а некоторые моменты просто забылись, ибо система в исходном виде собиралась давно, более пяти лет назад.  Надо ли говорить, что разворачивание системы на новом месте проходило в условиях жесточайшего цейтнота, ограниченных ресурсов, в окружении новых людей и условий?  Но, с  Божьей помощью, в конце концов, все собралось, все включилось – работает, но нужного результата не дает. С учетом моего общего эмоционального состояния, полученного в результате последних общений с бизнесменами, можно представить – какая темная гора неприятностей маячила у меня впереди по курсу, и, минимум,  на несколько недель времени.

     Валентин Пикуль хорошо описал подобную ситуацию в одном из своих исторических романов, где речь шла о боях малочисленных русских войск с бесчисленными полчищами турок, если не ошибаюсь – под Шипкой.  Единственная возможная тактика в таких условиях – «Шаг – выстрел», «Шаг - выстрел»…  Именно так русское каре проходило сквозь целый регион, занятый неприятелем, лишь периодически подчиняясь команде командира – «Сомкнуть ряды!», теряя павших.

     Доклад на конференции – шаг -  знакомство с новыми заинтересованными людьми -  выстрел! – первый серьезный разговор по существу – шаг – перевоз оборудования через весь город – выстрел -  монтаж оборудования на новом месте – шаг -  настройка – выстрел – нет результата – выстрел – нет - выстрел – муки поиска причины – шаг …

     Казалось бы, ничего особенного – как телевизор в старые времена починить, чего я, кстати, никогда не любил. Но нужно представлять горизонт поиска причины отсутствия результата – драйверы, прикладные программы, интерфейсы, исходная математика, датчики физических величин, электротехника, измерения, программирование, стендовое оборудование  и много другое...  Работы хватит на целый институт – типа НИИЭФА, который,  кстати, так и не справился с данной проблемой, что весьма убедительно прозвучало в новых обсуждениях. Я сказал так: «Начинали тогда потому, что я взялся, а провалили потому, что я ушел из той команды…».

     Попробуй – найди причину в таких условиях. Хотел науки? Получи! Все по большому счету. И главное – один! Никого рядом, даже ряды смыкать не придется в случае прямого попадания.  К тому же, пик напряженности пришелся как раз на день рождения.

     Муки поиска длились семь суток – лучше не вспоминать. В результате решения проблемы осталось полное изнеможение, пустота души, апатия, депрессия… Женщина обижается, водки не хочется.

     После вечернего признания заказчику в предпоследний день, что система пока не работает, я  почувствовал – завтра будет прогресс. Это – известное правило диалектики, проверенное мной многократно на практике, и работает безотказно – нужно опуститься до самого дна, и затем обязательно начнется подъём.

     Оказалось, что кроме прочего, там – в системе,  изначально не было одного кирпичика, но Бог совершенно неведомым мне способом заставлял  всю систему длительное время работать без него. А сейчас, при запуске на новом месте, видимо, забыл об этом.  А без нужного кирпичика система не работала, и правильно делала, т.к. не могла в силу полной невозможности. Вот мне и пришлось долго и мучительно искать то, сам не знаю что. Но когда пришло понимание, что нужно именно найти то, чего изначально не хватало - остальное было делом техники.
 
     Теперь предстоит следующий шаг – сама демонстрация. Но что может быть проще и приятнее, чем демонстрировать готовый результат, в который вложены многие годы напряженного творческого труда?  Это даже все начальники любят, правда, чужой результат демонстрировать.

     Кстати, по результатам уже прожитой части своей жизни, и с учетом последних событий, у меня начинает вырисовываться некое начальное обобщение по поводу начальников вообще, встречавшихся на моем пути. Звучит это обобщение так: «Что ни начальник, то – гавно!». Помните, у Бродского: «Нужно думать не о том – профессор ты, или инженер, а – не гавно ли ты?». Ну, один процент оставим для справедливости, а остальные  – точно подпадают под данное определение. Недостатки начала, которое положено, вроде, давать начальникам, они все поголовно компенсируют административным ресурсом. Ну, да Бог с ними! Это им придется всем отнекиваться в конце концов, а я – то Д'Артаньян, как известно.
      Вот такие дела.  Ждем завершения очередной части марлезонского балета. Напишу обязательно, в деталях…


Рецензии