Стоит ли сравнивать?..

              Как ни странно, все происходит из сравнений. Я имею ввиду все проявления человеческих пороков. Их столько много, иной раз представляется, что вариациям нет числа. Многие впадают в отчаяние, сталкиваясь с непомерной изобретательностью зла и мерзости. Спокойно рассуждать на эту тему, кажется, вообще невозможно, так как внутри восстает, сопротивляется, болит.
              Большинство верований и учений вполне уверенно определят проявление пороков, во-первых, безусловным злом, во-вторых, кознями демонических сил —  от сатаны и дьявола, до мерзких тварей типа орков, злых эльфов, отвратных монстров, сподручных Ктулху и т.п. Эзотерики, конечно же, заявят об энергетических искажениях, молчаливо понимая, что есть положительная и отрицательная энергия, в окружении которых и обитает человек.
              Вы думаете, что я начну опротестовывать, опираясь на буддизм, в котором, разумеется, все далеко не однозначно и детерминировано? Или же, впечатленный от встреч и бесед с Марезом, начну бубнить об учении толтеков, —  забавном словоблудии, ничуть не хуже и не лучше учения Дона Хуана от Кастанеды? И не подумаю.
              Я даже не собираюсь навязывать новое учение, —  просто набрел на вполне обыкновенную мысль, совершенно не требующую участия неких потусторонних сил. Опять —  две причины. Во-первых, реально есть довольно значительное число последователей, как у Мареза, так и у Кастанеды, которым их верование реально помогает и осознать этот мир и себя в нем, и удерживает их в состоянии жизненного и душевного равновесия. Во-вторых, все исходит от трудного и серьезного осмысления реалий окружающего мира, и как любое его отражение —  похоже и не очень; зеркала способны помочь нам отметить что-то не то, поправить, подкрасить, убрать, и это —  немало.
              Короче, я вернусь к тому с чего начал, вовсе не с умозрительного, а с того, что лежит на поверхности, но почему-то не принимаемое в расчет. Сравнения.
              И ведь именно сравнение приводит в движение целые пласты не только мыслительных, но и душевных процессов. Да еще с откровенно примитивным дуализмом. Наше сознание, впрочем, как и все остальное просто попало в силки пресловутой Аристотелевой Логики —  да и нет, ложь и истина, хорошо —  плохо и т.д., да еще с категорическим —  "третьего не дано". Ой ли? Ну, во первых, никто не сможет утверждать, что две стороны абсолютно точно разграничены. Ну, максималисты, конечно же, возмутятся и начнут голосить, что... А что? Разве никто не наблюдал явную размытость перехода от одного к другому?
Ладно. А не было такого, что оказывалось неверным ни то, ни другое? И где пресловутые критерии? Всесильное время, умудряющееся вдруг разом изменить все плюсы на минусы и обратно? Уточнения, разом взламывающие совершенные и стройные системы миропонимания? Ну-ну...
              Абстрактно? Хорошо. Разве не из сравнений проистекает такая забавная и мерзкая по сути особенность человеческих пороков, —  их греховность? Сравнивает, скажем, один свои возможности... С чем? Разумеется, с аналогичными у другого. Понятно, если обнаруживает, что собственные хуже (а почему?), огорчается и впадает... По разному. Чаще в зависть, ну и... Сплошные огорчения и негатив. Деваха, обнаружив, что предмет обожания почему-то выбирает другую, огорчается тоже. И опять же по разному. Вплоть до битья окон, морды лица и все такое (and that's all). Явно непозитивно. Хотите продолжить?
              Уверяю, вы сами в состоянии обнаружить массу странностей в появлении негативов из простейшего и, я настаиваю, главного заблуждения человека —  сравнивать.
              Существует ли выход? Не очередная ли это ловушка нашего такого всесильного, и одновременно беспомощного разума? Не проявление ли и тут искуса встать над?
              Честно скажу, —  не знаю. Мне представляется, что можно достаточно просто кое-что поправить, хотя бы в собственном осознании, уйдя от необходимости сравнивать и не подаваться дуальной логике. Это трудно на самом деле, это непросто, но это возможно, уверяю. Почитайте-ка внимательно учение Христа. Разве Он категоричен? Разве Он с упорством оглашенных что-либо навязывал? Одно это его знаменитое: "Это ты сказал", на мой взгляд, открывает куда более значимость Его Веры в Человека, чем все истошные завывания пророков вместе взятых.
              Но ведь и во всех мировых религиях, во всех значимых учениях с легкостью можно обнаружить удивительную терпимость и толерантность их основателей. Это позже, это уже другие начинают обожествлять, противопоставлять, сравнивать... Как часто сравнением, полагая, что мы тем самым избираем лучшее, наивысшее, на самом деле душим и уничтожаем. А какое наслаждение испытывает мелкотравчатое сознание, обнаруживая "пятна на солнце"! Распятие Христа, обожествление Гаутамы и Магомета, сожжение Бруно, Жанны д'Арк, мрака инквизиции, выстрелы Дантеса, Мартынова, гражданская казнь Уайльда и Достоевского, анафема Байрона и Толстого, и масса других пакостей, сотворенных всего лишь, исходя из... И не замечают люди, что ровно то же самое устраивают для самих себя —  ввергая себя в депресняк, травя душу, надрывая сердца, и всего-то лишь из...
             А что если перестать сравнивать? Ну, хотя бы не с другими, а с самим собой —  вчерашним и сегодняшним... Может, полегчает.


                (Cape Town, Republic of South Africa, 09.06.2012)

             


Рецензии