Ученик и учитель

Ученики бывают разные: некоторые учатся прекрасно, другие --- отлично или хорошо; и ученики троечники; ученики, которые учатся плохо. Но бывают такие учащиеся, которые никак не учатся. Приведу пример последних упомянутых.

В советское время учителей обязывали посещать квартиры, где проживают их питомцы. В конце четверти педагоги отчитывались о количестве посещённых домов. Обычно в комнатах, где проживает ученик или ученица имеются соответствующие вещи: книги, тетради, письменные принадлежности. Я находился в избе ученика 10-ого класса (в то время было десятилетнее обучение), сидел на табуретке у двери, блуждал взглядом по комнате, разговаривая с учеником и его матерью. Мне показалось: чего-то не хватает. Я сообразил, что не вижу ни книг, ни тетрадей, ни портфеля.  Тогда, посмотрев на свои ручные часы, решился на отчаянный эксперимент и спросил у подростка:
--- У тебя есть учебник «Физика» за 10-й класс?
--- Конечно, имеется.
--- Если ты с матерью вот сейчас за 10 минут найдёшь у себя в избе учебник физики, я тебе за год автоматом поставлю «три».
Ученик обрадовался и с мамой начал всё переворачивать, везде искать названный учебник. Прошло 15 минут. «Физику» за 10 класс так и не нашли. Мне не пришлось  выставить долгожданную для него оценку. Через пару дней на перемене я поинтересовался у этого юноши:
--- Так, где ж был твой учебник?
--- Да, я, уж не помню когда, пришёл со школы, портфель забросил на сеновал и уехал на лыжах кататься. Я забыл, где портфель, а в школу хожу без учебников и тетрадей.
Этот ученик, в принципе, не учился. Под нажимом административных и партийных органов учителя ему ставили тройки и выдали документ об окончании средней школы. 

Второй пример. Ученица восьмого класса забеременела. Её надо было исключать из  школы в связи  с декретным отпуском. Но, по мнению руководства страны, в Советском Союзе  школьницы не рожают. Поэтому директор делал липовые документы о том, что эта девочка переехала в другой город. Писали справку, что она прибыла в такую-то школы, прикладывали свою печать и чуть-чуть поворачивали. Оттиск печати получался неразборчивым, но районо и облоно такое устраивало. Ни  одна школа никогда не показала в своём отчёте о беременности ученицы.

Ещё один пример. В одной из школ разразился скандал: у пятнадцатилетней ученицы обнаружился приличный «подзаборный» стаж. С ней на моральную тему долго беседовал женский состав педколлектива.  Когда юная куртизанка ушла, мужчины-учителя вошли в учительскую и поинтересовались, чем закончилась беседа на щепетильную нравственную тему. Одна из преподавательниц с возмущением сказала: «Девочка  заявила на прощание, что если бы она знала, что ЭТО так хорошо, то начала бы ещё раньше».

Прекрасный педагог перед выходом на пенсию давала открытый урок по физике для учителей района. Присутствовали, помнится, восемь педагогов и два директора школ. По мнению всех посетителей, урок у неё получился на самом высоком педагогическом уровне, было использовано всё, по тогдашним условиям, оборудование. Но меня, как всегда, интересовала проблема: вот самый совершенный урок провела учительница, а каковы знания учеников? Итак, этот урок был во вторник вторым по расписанию, а следующий урок оказался первым в среду, то есть и суток не прошло. Я без предупреждения по звонку вхожу в этот класс. Учительница чуть не упала в обморок. Я ей сказал: «Извините меня и не беспокойтесь. Я вас  в упор не вижу. Мне нужны всего десять минут, чтобы проверить знания учеников».   Я задавал вопросы по теме открытого урока. Учащиеся, ответившие на вопросы, продолжали  сидеть, а кто не ответил --- вставали. Таких старшеклассников оказалось четверо. Я им говорю: «Вы посмотрели, предположим, кино, и своим товарищам в состоянии сказать, что кино, допустим, про войну или про любовь. Вы, я сам видел, присутствовали на удивительно прекрасном уроке. Так что вам рассказала учительница, какие опыты показала, какие задачи решали, что вам запомнилось из диафильма, продемонстрированного на уроке?»  В ответ --- ни звука. Ноль. Есть ученики, которые не слышат и не видят ничего на уроке. Да, такая была система: увлекались методикой преподавания, а внимания на учащихся не обращали. Провели открытый урок --- «отбой  боевой тревоги», можно расслабиться и отдохнуть. По моему мнению, после открытого урока должна последовать углублённая проверка подготовки учащимися домашнего задания. Пригласить инспектора из детской комнаты милиции, участкового, членов родительского комитета. Дать понять детям, что требование, предъявляемое к ним педагогами, не результат того, что они злые, а выполняют  свои государственные обязанности, ибо  их работа в школе --- государственная служба, так как они получают зарплату из бюджета страны.

Давно пора всем понять, что школа предназначена не для совершенствования методики преподавания, а методика преподавания --- для учащихся; школа не должна быть филиалом пединститутов, а пединституты, Министерство --- для школы, для учеников. Сколько раз приходилось вставать в три часа ночи, чтобы писать доклады, разработки уроков в методические кабинеты школы, районо, для семинаров по предмету. Ну и кому они нужны? Зачем этот лишний изнуряющий труд? Нынче педагоги жалуются, что с появлением ксерокса и компьютера на школы обрушился бумажный цунами. В конце концов, можно так сказать педагогам:  «Стойте перед классом и жуйте свои дырявые носки, но дайте знания детям!» Знания учеников, их дисциплина, систематическое выполнение домашнего задания --- вот что должно быть в центре внимания всей системы образования и общественности, а не уроки высокого «КАКЧЕСТВА». В такой ситуации учителя вынуждены будут повышать свой профессиональный уровень, в том числе для конкретных детей  подбирать соответствующие методики обучения, ибо без этого не добьёшься у них знаний.

О причинах неуспеваемости школьников и способов её преодоления издано много книг, написано множество статей. Не в этом дело. Главное, к сожалению, всеобщее среднее образование --- несбыточная мечта. «Выколачивать» из педколлективов высокий процент успеваемости учащихся, значит, вредить воспитанию молодёжи. Очковтирательство превратилось в привычку и распространилось во все сферы общества. Молодёжь не приучена выполнять предъявляемые к ней требования. По моему глубокому убеждению, одной из причин распада Советского Союза стала уродливая форма всеобуча,  когда желаемое выдавали за действительное.

При выставлении оценок учитель не имеет право быть добрым и снисходительным, не имеет право быть злым, тем более, мстительным. Учитель обязан быть по-деловому доброжелательным, выставлять оценки, руководствуясь министерскими нормативами, и знакомить с ними ученика. Если педагоги начнут принципиально оценивать знания учащихся, то  при переводе из класса в класс, будет отсев. Не надо его пугаться. Мы до одиннадцатого класса держали тех, кто не мог и не хотел учиться. Ну и что из этого получилось? Они приобрели хоть малейшие знания? Они стали культурнее?  Кто-нибудь из них поступил в институт? Конечно, нет. Только мешали всем в классе, сбивали темп урока.

Вспоминаю свою работу учителем: на уроке  вынужден был уделять больше внимания отстающим ученикам, чем хорошистам и отличникам. Куда же направлять выбывающих из школы детей? Решение простое по смыслу: в профессиональные учебные заведения, обучать рабочим профессиям. Вспомним историю: в послевоенные годы ФЗО --- фабрично-заводские училища миллионы девчонок и мальчишек одели  в формы, обеспечили питанием, местами в общежитии, дали рабочие профессии, предоставили  рабочие места, тем самым спасли  от тюрьмы, от участия в бандитских группах. Перед первым уроком --- построение, исполняли гимн. Дисциплина была полувоенная.  Выпускники ФЗО внесли огромный вклад в восстановление страны, а сами чувствовали  себя полноценными гражданами. Они имели хороший заработок, обеспечивались жильём. И всё же: индивидуальное, доброжелательное собеседование с ребёнком с целью выяснения его интересов и склонностей  к профессиям --- вот что должно стать главным в образовательных учреждениях.

 Есть на производствах непьющие, порядочные рабочие, которым уверенно можно доверить подростка для обучения профессии «на рабочем месте». Найдутся такие работницы, которым можно доверить обучать ремеслу девочек. И доплачивать, допустим, рабочему или шоферу за подготовку себе  смены придётся какую-то часть стоимости обучения одного курсанта в ПТУ. Возможны и другие варианты. Имеется такая проблема, что некоторых учеников придётся исключать из школ, и её надо решать по-деловому, а не «бить» педагогов по головам. И в нашей школе, как и в других школах страны, были классы, в которых по пять человек учились  отлично, с медалью окончили учёбу,  отлично учились в институтах, и даже один с красным дипломом  окончил Академию Генерального штаба. Создаётся впечатление, что ситуация, похожая на июнь 1941 года сохранилась, когда разведчики докладывали и лично И.В. Сталину, и своим начальникам, что фашистская Германия вот-вот начнёт с нами войну, а руководители государства придерживались своей ошибочной идеологии и прозевали начало войны. Так и нынче миллионы учителей докладывают, что такие-то ученики не подлежат обучению в общеобразовательной школе, а педколлективам  в ответ --- совершенствуйте методику преподавания и держите детей у себя. Все знают, что это к хорошему положению в обществе не привело.

 В школах должна быть атмосфера честности, принципиальности, ответственности и доброжелательности.


Рецензии
"В школах должна быть атмосфера честности, принципиальности, ответственности и доброжелательности". Как точно Вы сказали, но, к сожалению, сегодняшние школы далеки от всего этого. СПАСИБО.

Нелли Григорян   29.06.2012 21:07     Заявить о нарушении
Благодарю за отзыв.Я учился в советское время, и помню случай, когда учительница вместо четвёртки поставила ученику пятёрку, и по этому поводу был созван срочный педсовет. Всего Вам доброго. Леонид.

Леонид Аронов   30.06.2012 18:37   Заявить о нарушении