Нам сны пророчат...

      Сон есть явление универсальное. Пралайя и манвантара или пульсация и ритм обнимают собой все явления жизни – до Космоса включительно. Заснувшая на зиму природа весной пробуждается вновь, и так везде и во всем – чередование состояний. Дано человеку владеть состоянием даже пралайи, утвердив перед ней направление линии духа, ибо сон в аспекте земного существования человека есть малая пралайя сознания.
   Грани Агни Йоги, 1960 г. Из июля 13.

      Мы Готовы дать многое в размере понимания слушающих. Но где же они? Все заняты собою и тем, что перед глазами. Знают, что все лишь на время, и все же вкладывают в него все, что имеют. Немногих знающих считают мечтателями и беспочвенными идеалистами, не утруждая себя помыслить о действительности. Время измеряется не количеством протекших часов, а пережитыми впечатлениями. Но ведь и человек, и животное, и растение переживают по-разному, следовательно, и ощущение времени для них совершенно различно. Различно оно даже у двух рядом сидящих людей. Земное время останавливается для перешедшего в Мир Тонкий и исчисляется там по-иному. Остается последовательность событий и впечатлений, но не в мерах земных. Многие живут там, продолжая от «печки», то есть исходя от условий земных, в которых жили, но уже без часов и календаря. Безвременны даже сны. Тем более безвременно и тонкое пребывание для духа, хотя по-земному и его можно исчислять годами.
   Грани Агни Йоги, 1969 г. 181

                Все мои тайны – сон перетряс.
                Марина Цветаева

                И чудилось: рядом шагают века,
                И в бубен незримая била рука,
                И звуки, как тайные знаки,
                Пред нами кружились во мраке.
                Анна Ахматова  1959


                НАМ СНЫ ПРОРОЧАТ…(2)*
                (И из Посланий Высокого Источника)

      Двадцать два века назад Артемидор разделил сновидения на пять типов:
 - сон, - как то, что открывает истину, сокрытую под маской иного образа;
 - видение - когда пробудившись видят то что было во сне;
 - оракул - это получение во сне откровения, предсказания;
 - фантазия, призрак – это ночное видение, которое пугает ослабленных малых и старых, потому что им представляется его опасное приближение.

      Веком позже Секст Пропорций призывал:

                Не презирай ты и снов, из блаженных ворот исходящих,
                Эти блаженные сны смыслом великим полны.

      Современник Платона – Чжуан-цзы, один из основателей даосизма, выразил свое мнение так: - когда мы спим, мы не знаем, что видим сон. Во сне на даже гадаем по сну и, лишь проснувшись, узнаем, что то был сон. Но есть ещё великое пробуждение, после которого узнаёшь, что все это – великий сон. А дураки думают, что они бодрствуют и доподлинно знают кто они: "Я царь! Я пастух!»  Как тупы они в своей уверенности! Ты и Конфуций – только сон. И то, что я называю сном, тоже сон...

      В "Сутта-Нипата» приведено обращение Гаутамы Будды: – Встаньте, встаньте! Что вы дремлите? Что за сон для больных, отравленных ядом страдания, тоскующих? ...Встаньте! Встаньте! Учитесь жизни, ведущей к миру, дабы властелин смерти не воспользовался бы вашей беспечностью и, обольстив, не подчинил бы вас своей силе. Победите то желание, которым связаны боги и люди, которого так жаждут они; не теряйте решительной минуты жизни: кто не удержит её, кто даст ускользнуть ей, тот обрекает себя на погибель... Ты оскверняешь себя постоянной беспечностью; только бдительностью, размышлением ты вырвешь из себя стрелу отравы.

      Шестнадцать веков назад Синезий Киренский размышлял о пророческих сновидениях, которые содержали знаковые сведения о будущем. Он полагал, что сновидения одновременно правдивы и неясны; хотя и в неясности пребывает истина. Во сне люди предупреждались об опасности, о снадобье, которое может их излечить, месте клада. В своих блужданиях мысль уходила так далеко, что уже неясно откуда являлась – и такие её проявления есть наивысшее чудо и тайна. Одно учение через бодрствование – в науке, другое, когда человек спит, – в озарении, и ни у кого здесь нет преимущества, ни по полу, возрасту, ни по удач. Профессии. В книге Чисел записано: «Если бывает у вас пророк Господен, то я открываюсь  ему в видении, во сне говорю с ним» (Чис. 12:6). «Возлюбленному Своему Он даёт сон» (Псалтирь: 126:2). Томас Гоббс в XVII веке убеждал, что сновидения – это обратный порядок наших представлений наяву. Данте описал полёты в Надземном Мире:

                Ты так властна, и мощь твоя такая,
                Что было бы стремить без крыл полет –
                Ждать милости, к тебе не прибегая...
                Он, человек, который ото дня
                Вселенной вплоть досюда, часть за частью,
                Селенья духов обозрел сполна...
                Затем вознёсся в Свет Неомрачённый,
                Куда нельзя и думать, чтоб летел
                Вовеки взор чей-либо сотворенный...
                Мои глаза, с которых спал налет,
                Всё глубже и всё глубже уходили
                В высокий свет, который правда льёт.
                И здесь мои прозренья упредили
                Глагол людей; здесь отступает он,
                А памяти не снесть таких обилий.
                Как человек, который видит сон
                И после сна хранит его волненье,
                А остального самый след сметён.
                Таков и я, во мне моё виденье
                Чуть теплится, но нега всё жива
                И сердцу источает наслажденье...

      «Природа повторяет себя как в большом, так и в малом, Манвантара и Пралайя отражаются в цикле кругов человеческих воплощений, жизни и смерти, дня и ночи, бодрствовании и сне. Поэтому день для ночи является миром причин, а сон – миром следствий, и, как и в момент смерти, последние минуты перед засыпанием имеют особое значение для последующего состояния человека. И все дневное поведение, мысли и чувства отразятся на состоянии сна, но последние мгновения решающие. И не то, что хочет увидеть во сне желающий, увидит он, но то отразится во сне, что в течение дня и перед сном было самым ярким и напряженным в сознании, и сферы посетит он, созвучные устремлению.

      Состояние сна очень искреннее, так как человек во сне являет собою свою истинную сущность. Казалось бы, самые возвышенные мысли проносились днем перед сознанием, а ночью во снах отражается нечто совершенно иначе, и видит себя сновидец порою совсем недостойно. Это показывает, что что-то еще не изжито и гнездится где-то в глубинах и закоулках души. Сон очень справедливое состояние, и впечатления его основаны на законе созвучия. Сон требует к себе очень внимательного отношения, и желание упорядочить его, а главное – стремление удержать в бодрствующем состоянии впечатления о пребывании в Мире Надземном. Обычно эти впечатления очень беспорядочны, и трудно отделить фантасмагорию осколков мышления от действительности Тонкого Мира, но прорывы в эту действительность все же бывают у всех, надо только привести эти просветы в систему.

      На известной ступени состояние сна вступает в период сознательности, и тогда бытие человека обогащается соприкосновением с Тонким Миром при условии той или иной степени сознания. Далее это сознание, «бодрствующее сознание», во время сна может стать непрерываемым и очень деятельным. Первое условие для достижения этой ступени – это очищение всего существа человека от всего, что подлежит скорейшему изживанию. Ибо неочищенное сознание может установить связь с низшими слоями астрала и унести на себе флюиды разложения и заразы. Опасность для неочищенного сердца весьма велика. Потому и не сохраняется память о впечатлениях сна у обычных людей. Медиумы и психисты видят и запоминают больше, но не позавидуем им, ибо, если они недостаточно чисты, тьма овладевает слабовольным и нечистым сознанием. Оттуда же одержание, это бедствие человечества. Вопросу об упорядочении снов и связанных с этим очищением оболочек можно посвятить достаточно времени. С другой стороны, это явится также и подготовкой к послесмертному состоянию, ибо, как гласит восточная мудрость, «сон смерти подобен» Грани Агни Йоги, 1963 г. 423.

      Возможно ль всё пересказать, что в снах проявится и в памяти не канет?

                Такие сны бывают редко.
                Во сне моём любая ветка
                Роняет лист, едва задену,
                Сбивает ветер листья в пену,
                И эту пену золотую
                Возносит на гору крутую.
                И коль взойдёшь на эту гору,
                Откроется такое взору,
                Что не расскажешь, как ни бейся.
                Смотри и плачь. Смотри и смейся.
                Лариса Миллер 1983

      «Думаем ли мы, говоря, что проходит все, о том, что ничто не проходит, ничто не исчезает, но что все прошлое всегда существует около нас, но в других измерениях, но будучи связано с нами неразрывными незримыми нитями причин и следствий. Вот опять перед нами два противоположных явления, пара противоположностей, которую надо примирить и сгармонизировать в сознании. Настоящее отличается от прошлого тем, что в нем всегда можно что-то изменить для будущего, породив другие причины. В прошлом изменить ничего уже нельзя. Порожденные в прошлом причины по роду своему приносят следствия в будущем. Сам человек есть не что иное, как кристаллизованное в настоящем следствие прошлого. В этом смысле наше прошлое с нами всегда в настоящем. Так же и фильма жизней прошедших запечатлена в Чаше, откуда ее можно вызвать на экран сознания. Но на экране сознания можно запечатлеть также и прошлое людей, стран, городов и вещей, в Чаше не запечатленных. Это архивы планеты, также существующие в пространстве, но уже не трехмерном.

      В трехмерном мире явления подчинены спирали времени. Но время есть свойство трехмерного мира, вернее, трехмерного сознания. В нашем сознании дерево существует во времени, но времени для дерева не существует. Тела высших измерений, не влезающие в рамки трех, мы втискиваем в рамки времени и говорим тогда о том, что дерево живет 30, 40, сто, тысячу лет. Так же и относительно прочих явлений. Непостижимую сущность протяженности явлений в пространстве временем мы измеряем условными мерами часов, дней и годов и на этом успокаиваемся. Тайна времени велика есть. Постичь ее дано лишь огненному сознанию. Познавшие говорят: времени нет, что время – иллюзия, и они правы. Древняя мудрость говорит о циклах протяженностью в сотни миллиардов лет, и она права. Опять пара непостижимых противоположностей. Мерилом времени является сознание, ибо человек есть мера вещей. Трехмерное время и время Тонкого Мира в выявлениях своих разнятся. И в этом мире, и в том мире дух обладает зрением, но и это зрение тоже разнится от зрения земного. Плоскостью сознания и сущностью оболочек обуславливаются особенности зрения, этим же обуславливается и отношение к явлению времени и его интерпретация.

      Мир Огненный и меры духа вневременны, ибо дух вневременен. Мир мыслей и чувств не подчинен секундомеру. В некоторых психических состояниях даже на Земле останавливается для сознания обычный бег времени. Но сны вневременны, даже если они стройны и дают последовательность впечатлений. В одно мгновение по земным часам можно пережить массу событий в сновидениях. Тонкое состояние сознания во время сна вневременно и измеряется уже другими мерами. Время как будто бы и остается, но мерки его иные. Поэтому будем считать, что всякое земное утверждение может быть применимо лишь для Земли и материального мира. Но относительность времени очевидна даже астрономически. Но непреложно течение светил и неповторяемость их угловых сочетаний. Следовательно, движение и ритм при всех условиях остаются выражением жизни Космоса. И если бы нашлось великое огненное сознание, которое было бы в состоянии вместить все прошлое и все будущее, вытянутое во времени как одно огромное целое, существующее в великом и вечном ныне, проблема и тайна времени была бы решена. В словах «прежде начала времен, Аз есмь» кроются ключи к решению этой проблемы, ибо в этих словах «ныне» отделяется от понятия времени и как бы становится вне его. Поэтому прошедшее, настоящее и будущее правильнее считать аспектами великого вечного «ныне», аспектом Вечности, или Беспредельности в ее бесконечных формах проявления, постепенно раскрывающихся восходящему сознанию» Грани Агни Йоги, 1955 г. 055.Новосибирск, «Алгим», 2010 г.

      С путешествиями, приключениями, различными состояниями во снах, можно познакомиться по произведениям российских поэтов:

                Я спал, Я был свободен.
                Мой дух соткал мой сон.
                Он с жизнью был несходен,
                Но с жизнью сопряжён.

                В нём странны были светы.
                В нём было всё – луной,
                Знакомые предметы
                Манили новизной.

                Так лунно было, лунно
                В моём застывшем сне.
                И что-то многоструйно
                Звучало в вышине.

                Небьющиеся воды
                Мерцали не спеша.
                В бескрайности природы
                Везде была – душа.
 
                И в воздухе застыли,
                Захвачены луной,
                Виденья давней были
                Знакомые со мной.

                Обрывки и уклоны,
                И облики, и сны,
                Но снова пали звоны
                С воздушной вышины.
                Константин Бальмонт

                Вижу сон. Дорога чёрная.
                Белый конь. Стопа упорная.
                Едет милая ко мне.
                Едет, едет милая,
                Только нелюбимая.
                Сергей Есенин

                Мне удивительный вчера приснился сон:
                Я ехал с девушкой, стихи читавшей Блока.
                Лошадка тихо шла. Шуршало колесо.
                И слёзы капали. И вился русый локон.

                И больше ничего мой сон не содержал...
                Но потрясенный им, взволнованный глубоко.
                Весь день я думаю, встревожено дрожа,
                О странной девушке, не позабывшей Блока...
                Игорь Северянин

      Сердце человека возгорается огнём чувствознания, возвышаясь и падая во взлётах и в омутах мыслей, чувствах разных оттенков, в многообразных проявлениях бодрствований, сновидения. «Чувствознание можно развивать сознательно, обращая внимание на тонкие чувствования свои. Так, при встрече с каждым человеком нетрудно отметить, что оно производит впечатление, легко ускользающее от реализации, если на него не обращено внимания. Тонкие явления любят, чтобы их отмечали. Даже по улице можно пройти, ничего не увидев, если внимание занять другими мыслями. Но, отметив реакцию сердца на встречу и зафиксировав ее в сознании, можно уже сознательно приобщаться к тонким восприятиям. Особенно легко воспринимаются недобрые чувства, исходящие от людей зломыслящих. В этом отношении враги являются хорошими учителями. Без слов и объяснений ощущается враждебное отношение. Так же и пространственную ноту в каждый данный момент легко ощутить сердцем, ибо оно печалуется и радуется под пространственным воздействием. И тут, как, впрочем, и везде, необходимо приложить труд и внимание, чтобы достичь результатов» Грани Агни Йоги, 1972 г. 226. Новосибирск, «Алгим», 1998 г.

                О, вещая душа моя!
                О, сердце полное тревоги,
                О, как ты бьёшься на пороге
                Как бы двойного бытия!..
                Фёдор Тютчев

                Вздымаются светлые мысли
                В растерянном сердце моём
                И падают светлые мысли,
                Сожжённые тёмным огнём.
                Александр Блок

      Сон: – это не просто благо, но и постижение себя, мира в себе, это выход в широкий мир, который – как в глубинной памяти сердца, Чаши чувствознания – переливается в многих радостях, немалых печалях, отражая и палитру Вселенной.

                Я человек, я посредине мира...
                Два берега связующие море,
                Два Космоса соединивший мост.
                Арсений Тарковский

      Р.Эмерсон подметил, что – сон снимает одежды обстоятельств, вооружает нас пугающей свободой, и всякое желание спешит обернуться действием. Опытный человек читает свои сны, чтобы познать себя; возможно, он понимает их не до конца, но улавливает суть. В одном из племён Малайзии  с детства учатся управлять своими сновидениями, отсюда – у соплеменников редкостью являются нервно-психические заболевания. Известно, что время лечит раны души. Во время фазы быстрого сна – за секунды или их доли – доводится в сновидениях участвовать в множестве событий. Не здесь ли есть лекарство для души, где времени иные мера? Многие описывали своеобразное течение времени во сне. В конце XIX века приводился в печати пример, когда спящий присутствовал при казнях, был судим революционным трибуналом и приговорён к смерти, казнён на эшафоте при большое стечении народа. Всё это за время, когда его шеи коснулась, при падении часть от спинки кровати. Про Магомета сообщали, что он заснул, видя первые колебания падающего сосуда; во сне прошёл с подробным осмотром все семь отделении рая и, проснувшись, успел помешать падению вазы.

      Медленный сон, как одна из фаз снов, обычно перед пробуждением, "стирает" из памяти сновидения, проходящие при фазе быстрого сна, забываются полёты во сне.
      (М.А.Й. – Матерь Агни Йоги). «Если сохранить вам память о том, что видите во сне в Мире Надземном, то жить на Земле не захотите. А жить на Земле надо, чтобы выучить очередной урок или уроки и обогащенными опытом и знаниями войти снова в тот мир, откуда пришли. И опыт земной и опыт Надземный – оба нужны для восхождения духа, и потому опыт земной и его накопление следует встречать с пониманием и не огорчаться слишком, если он тяжек. Учитель Ведет. В мудрость Учителя верьте» Агни Йога, 1967 г. 539.

                И несёт нас, несёт в отдалённые Дали,
                где мы видим опять, лишь коснувшись глубин,
                что – как мало мы знаем, и что встреч идут –
                с нашим старым и новым – незнаньем.

                Постижимое днём – мы в ночи забываем,
                то что ночью пришло – едва вспомним
                в  осколках  от  снов… Но пускай покружит,
                покружит ещё Майя… Мы иллюзии сбросим.
                Владислав Стадольник 2006

      Горечь пройдет, знание останется. Пройдет все, и в этом великое утешение, пройдет, оставив нетленные накопления в Чаше. Осознание этого поможет примириться и с жизнью, и ее теневой стороною, ибо мало счастья отпущено на Земле человеку, и особенно тому, кто вступил на Путь. Но счастье земное заменяется счастьем духовным и радостью духа. Много радости приносит сознанию огненная работа в Надземном Мире. Пусть будет лишь сердце открыто новым возможностям, радостно воспринимая их в духе. Тонкую работу можно углубить и расширить, относясь к ней сознательно и приветствуя ее радостью. Радость не о земных делах обывательских, но выше. Это и будет истинной радостью духа.

      Когда не получаем ответа или не можем ему внять, то может настигать разочарование, нигилизм, вхождение в витки заблуждений. Но – выход есть, как пишет С.Маковский:

                Пусть отчизны нет небесной
                и чудес не ждёт земля –
                всё творение чудесно:
                время, солнце, звезда, я.

                Мысль моя, вот это слово,
                прозвучавшее в веках,
                свет и тени сна земного,
                сон о райских берегах...

                Коль обманет – что же, что же?
                Здесь, во тьму из темноты,
                этот луч сознанья, Боже,
                этот луч сознанья – Ты.

      «Сон символичен. Врата Беспредельности духу открыты всегда, и там может найти он убежище от всех бурь и волнений земных. Там он неуязвим настоящим, ибо кто же захочет, от Земли оторвавшись и Землю оставив, за духом с Земли устремиться в неизвестное. В Беспредельности все достижимо и осуществимо все. Ее даже нельзя назвать нематериальной, ибо имеет материальное основание, и все, что существует, осуществлено в ней. В нее погружается дух, обогащенный всеми накоплениями плотных воплощении, и спело пользуется тем, что дала Земля или другая Планета. Жизнь в Беспредельности только тогда становится плодоносной, когда накоплено осознание. Без накопления там нет жизни для духа. Потому Зовем собирателями истинных промышленников жизни. И когда одолевают тягости земные и беспросветно становится вокруг, помните, что ради жизни в Беспредельности дается тяжкий и горький опыт земной. И когда нет выхода, и замкнулся круг плотный препятствий и трудностей, помните об открытых вратах в Беспредельность. Вот ночью, во сне, от железных скрещений земных дух силы в себе нашел вверх устремиться, в пространство, в его бесконечность. И земное осталось внизу, и никто не смог последовать за духом – и отягощающие, и преследователи, и тянущиеся снизу остались внизу, а дух свободно парил в пространстве. Так поступайте и в жизни: когда сомкнётся круг плотных условий и железные цепи лягут на входы, крыльями духа взмахните, оставив Землю внизу. Освобождение выше. Оно в Сферах Надземных, ибо в духе свобода, а дух – над Землей. Дух не от Земли, дух – не земля, и тело, но не дух, в землю отойдет. Давит Земля и земное. Давит пространство и токи его, когда дух погрузился в земное. Но, погрузившись, он может с тою же силой подняться, с какой устремлялся к Земле. Смотрите, какие стены, заборы, преграды настроили на Земле люди, и даже тюрьмы, и дома заключений. Но стоит крыльями взмахнуть и в полете подняться, как исчезают и оказываются внизу нагромождения рук человеческих, и дух свободно над ними парит. Хочу Научить вас в должное время силы в себе находить духом воспрянуть над плоскостью плотной безысходности. Она от Земли и земное. Не ею, но мерою Беспредельности измеряет дух орбиту свою. И следует ли удивляться, что, погружаясь в земное, видите ограниченными себя отовсюду. Так по-земному оно и должно быть, ибо вещи земные ограничены малым и замкнутым кругом своего проявления, но не ограничена Беспредельность ничем. Зову в Наш Мир неограниченных возможностей духа. Пути Указую даже во сне коснуться просторов пространства. Вы вечные путники. Путь ваш лежит в Беспредельность и в Беспредельности. Пусть земные миражи преходящего не закроют очей. Сегодня живем и обязаны лицезреть видимость. Но ведь это только момент на бесконечном пути в Беспредельность. Дом там. Там дом духа, Родина, и ждет Отец – Владыка» Грани Агни Йоги, 1957 г. 140. Новосибирск, «Алгим», 2008 г.

      «Получая Помощь и обращаясь за Помощью, следует привести себя в соответствующее состояние. «Когда кто-то шатается» или допускает другие негожие мысли, «он выпадает из Луча». Твердый и решительный приказ воли действует безотказно. Вред получается, если оставлены какие-то лазейки или желание потворствовать той или иной слабости. Приказ всего сознания сокращает возможности попустительства для подлежащих изжитию свойств. Но когда что-то еще остается и с чем-то даже подсознательно еще не хочется расстаться, то остается и соответствующая лазейка или щель для проникновения темных воздействий. Требуется полнота очищения сознания и памяти от всякого сора. Изгнанные мысли возвращаются вновь для проверки твердости решения от них освободиться, и, изгнанные повторно и не один раз, они уже не беспокоят, как не тревожит окончательно и полностью искорененная привычка курить. Для постоянства Помощи и Охраны нужно постоянство созвучно настроенного сознания, постоянно соблюдающего контроль над мыслями, чувствами и поступками. Дайте явление соответствия, чтобы было куда послать Луч» Грани Агни Йоги, 1968 г. 169.

                Луч идёт из Твердыни,
                вы в защите всегда;
                но – борьба постоянна,
                напряженье растет,
                а у вас состоянья –
                не всегда в ровный ход.
                Есть усталость у тела.
                и, конечно, у чувств,
                если вспыхнут и рушат –
                и сердечный союз.
                Вам усталость – на время,
                и Огонь возгорит,
                и в потоке с Лучами –
                мир вокруг уявит.
                Владислав Стадольник 2005

      Николай Константинович Рерих в Учении Жизни говорит: «Больше уверенности надо иметь в Нашей защите. Испытания неизбежны, но это совсем не значит, что охраняющий Луч перестает действовать. Преданность и верность всегда могут рассчитывать на равную степень заботы, а биться часто приходится в одиночку. И можно ли этому удивляться, когда так широк фронт? Башни духа тем и сильны, что несокрушимы и неуязвимы. Свет, излучаемый ими, поражает тьму. Потому порою и тяжко. На поражение тьмы расходуется энергия сердца, оттого порой и усталость. Но в духе все воины вместе и с ними Владыка» Грани Агни Йоги, 1968 г. 060.

      И во сне, и во время бодрствования всегда надо быть готовым к активному противлению темным. Они на страже всегда и всегда готовы нанести вред там, где есть хоть малейшая возможность. Поэтому дозор не прерывается ни днем, ни ночью. Сознание твердо настраивается на волне противления. Можно, отходя ко сну, отдать себе крепкий приказ немедленно обращаться за Помощью, как только ощущается окружение врагами Света. Тьма объединена по всему фронту. Крепко цепляются они за каждую щель, даже едва заметную. Этим малые щели очень опасны. Они их видят на ауре в виде пятен. Очень важно сознание, что тьма не имеет ничего в том, к кому она пытается приблизиться. Особенно страх, раздражение и другие отрицательные качества дают возможность тьме проявлять свою активность. Об искоренении всех этих свойств Говорилось давно. Это нужно для самозащиты от тьмы и создания иммунитета или неуязвимости тьмою. Конечно, тягостного ощущения при набухании и приближении темных избежать невозможно, ибо оно остается при самой крепкой защите, но, когда доспех прочен, совершить прободение заградительной сети они не в состоянии. Как бы ни было тихо и спокойно вокруг, на неусыпном дозоре быть надо всегда и во сне, и в бодрствовании. Для этого и Указывается на необходимость установить положение мысли к Иерархии перед отходом ко сну. Но и днем лучше всего держать непрерываемую связь с Учителем.

                Приказ дается для сознанья,
                и – в подсознание войдёт,
                когда мы волю применяем,
                и дань былому не даём.

                Можно усилить состоянье,
                если за Помощью пойти,
                когда с Высокого нам Света –
                сойдут  Лучи…

                Но чтоб Лучи принять: нам нужно
                созвучие  и  ритм  блюсти,
                и – отемненьем, раздраженьем –
                Лучам  преграду  не  нести.
                Владислав Стадольник 2006

      Поэты, тонко чувствуя перипетии жизни, жизни суровой, в которой рушатся и вера, и надежда. В художественных образах они отражают – скорбь, ностальгию...

                Так жизнь ничтожеством страшна,
                И даже не борьбой, не мукой,
                А только бесконечной скукой
                И тихим ужасом полна,
                Что кажется – я не живу,
                И сердце перестало биться,
                Я это только наяву
                Мне всё одно и то же снится.
                И если там, где буду я,
                Господь меня, как здесь, накажет, –
                То будет смерть, как жизнь моя,
                И смерть мне нового не скажет.
                Д.Мережковский

                Как надоевшие мечтанья,
                Как утомительные сны.
                З.Гиппиус

                Всё снится мне заросшая травой,
                В глуши далёкой и лесистой,
                Развалина часовни родовой,
                Всё слышу я, вступая в этот мшистый
                Приют церковно-гробовой.
                Всё слышу я: "Оставь их мир нечистый
                Для тишины сей вековой!..
                И.Бунин

      В Учении Жизни обращено внимание на борьбу, в которой при всех тяготах жизни – необходимо постоянно участвовать, в битве земного и Надземного миров, посылая светлые мысли в Высоту: "Утверждение огненное происходит не в сладком забытии, но в грозе и молнии. Кто приучит себя чувствовать спокойствие среди молний, тот легко помыслит о Мире Огненном. Надо мыслить о Мире Света. Нужно посылать мысли в его высоты. Так можно участвовать мысленно не только в битве земной, но и в битве Тонкого мира" Живая Этика: Мир Огненный, ч. 1, 235.

                Шагают века, ароматы с времён,
                и воздух былого – огнём напоён.
                Огонь – притязаний, любви, и войны,
                и крови бегущей, и светы, цветы…
                Прошедшее время – раздоров и мук,
                и время влюблённых, находок, разлук…
                И ныне – возвраты, и гул голосов, –
                и тайные знаки несутся к нам вновь…
                И внове проходим – былое во снах,
                их память смещает – в сегодняшний нрав.
                И бой барабанов, и звуки судьбы –
                которые в прошлом, в сегодня нашли.
                Века набегают, себя в них найти,
                и в время грядущее – смысл пронести.
                Владислав Стадольник 24.10.2007

      В первом веке Луций Анней Сенека говорил, что наступит время, когда то, что пока скрыто, будет извлечено к свету яркого дня; а затем старанием более длинного периода времени, наступит момент, когда наши потомки будут, в результате открытых тогда фактов, удивляться нашему современному невежеству. Во многих последующих достижениях нашли подтверждения эти слова, но немало сокровенного ещё скрыто, не так увидено, понято, объяснено, порождая нагромождение противоположных суждений.

      В книгах Живой Этики можно прочесть: – ширина понимания начертит полосу возможности. Тисками являются – человеческое отношение к труду и нежелание переменить ход мыслей. Без развития сознания мы будем пребывать в постоянном мираже, как в каталепсии, мы застынем в скрюченном ужасе. Чем шире сознание, тем ярче горит луч в сознании, тем зов наш звучнее сознающему красоту эволюции. Делимость мира на существующий и несуществующий замыкает мышление. Отвергать то, что незримо, и отвергать целый космический простор даёт ту узкую меру Космоса, которую человечество применяет. Космическая ширина пути жизни начертана Беспредельностью. Мысль ограниченная является проводом для темных проявлений. Поэтому мысль может развиваться в великое напряжённое начинание или может разрушать каждое начало. Ограниченное мышление сокрушает все возможности, ибо явление строительства зиждется на росте сознания. Как можно устремиться к Высшему Идеалу без расширения сознания? Ведь облик Высший может быть осознан огненным и бесстрашным сознанием, ибо нет предела мощи огненного сознания.

      Е.И.Рерих в своих записях обращает внимание на то, что сон благодетелен и совершенно необходим для питания нашего тонкого тела. Во время сна мы насыщаемся живительной субстанцией Тонкого Мира, соприкасаемся с Высшими энергиями, без которых дух замираете В снах мы учимся погружениям и полётам в разные сферах. Работа в тонком мире часто бывает существенней, – пишет Елена Ивановна в своих письмах, – плодотворней работы земной. И это происходит естественно, следует лишь приучить себя к настороженности, внимательности, и они будут работать сами и в нужную минуту вы услышите и увидите то, что нужно.

                Над хаосом звуков носился мой соя.
                Болезненно-яркий, волшебно-немой...
                Я много узнал мне неведомых лиц,
                Зрел тварей волшебных, таинственных птиц.
                По высям творенья, как бог, я шагал,
                И мир подо мною недвижно сиял.
                Ф.Тютчев

      Александр Блок говорил о глубинных изменениях в странствиях, которые меняют и человека, и мир:

                Нам казалось: мы кратко блуждали.
                Нет, мы прожили долгие жизни...
                Возвратились – и нас не узнали,
                И не встретили в милой отчизне.

      Елена Петровна Блаватская определила: «сон – это знак, что состояние бодрствования стало слишком напряжённым для физического организма и что воздействие потока жизни необходимо прервать, сменив состояние бодрствования на сон».

                Семиструнная арфа – память спящего есть,
                разум – ветер звучащий во струнах.
                Засыпаем. Какая струна зазвучит?
                Если было спокойно – мысли шли в высоту,
                то – лишь лёгонький ветер в Эоловой арфе.

                Память занята днями – где духовного нет? –
                Дует ветер, иные картины; даже если уловит –
                Высокого Луч, то в кошмар превратит те виденья.
                Он заденет тончайшего звука струну,
                и  –  вуаль  с  небосвода  откинет…
                Владислав Стадольник 2006

      "Природу и функций подлинных снов нельзя понять, – Е. П. Блаватская пишет, – если не признаем существование в смертном человеке бессмертного Эго, независимо от физического тела, ибо этот предмет становится совершенно неясным... Подлинное Эго можно сравнить с заключенным, а физическую личность – со смотрителем тюрьмы. Если тюремщик засыпает, заключенный совершает побег или, по крайней мере, выходит за стены тюрьмы. Тюремщик дремлет и, сонно клюя носом, посматривает в окно, где он может лишь мельком увидеть заключенного, как какую-то тень, скользящую перед его взором. Но что он может знать о его подлинных действиях и что он может понять в этих действиях, а тем более – в мыслях своего подопечного?"

                Не сон ли это – то, что вижу, –
                жестокость, войны, нелюбовь?..
                Кошмарный сон возможно снится,
                всё возвращаюсь к нему вновь.

                Ведь если дух – чело несущий –
                через века, через Миры,
                окинет взором все земное,
                то может – это только сны?

                Проснется дух наш, сердце скажет:
                То – лишь иллюзия, обман,
                вернемся к Свету, где взрастали,
                его прикрыл лишь сна туман...
                Владислав Стадольник 2007

      Сновидения, по классификации Е.П.Блаватской, – можно приблизительно разделить на семь классов, которые, в свою очередь, подразделяются на более мелкие. Таким образом можно выделить:

1. Пророческие сновидения. Они запечатлеваются в нашей памяти высшим Эго и, как правило, они очевидны и ясны: спящий или слышит голос, или видит предстоящие события.
2. Аллегорические сновидения, или туманные облики действительности, схваченные нашим мозгом и искаженные нашей фантазией. В основном они лишь наполовину истинны.
3. Сновидения, посланные адептами, хорошими или дурными, или месмеристами, или мыслями могущественного разума, стремящегося заставить нас исполнить его волю.
4. Ретроспективные сновидения – сновидения о событиях, относящихся к прошлым воплощениям.
5. Сновидения-предостережения для других людей, которые не могут воспринимать его сами.
6. Смешанные сновидения, причины которых обсуждались выше.
7. Сновидения, являющиеся чистой фантазией или хаотическими картинами, вызванными процессами пищеварения, какой-либо тревогой и тому подобными внешними причинами.
     (Е.П.Блаватская. Избранные статьи. М.,"Новый Акрополь",1994, с. 88)

      «Если бы удалось научиться удерживать в сознании все, что дух видит и слышит, погружаясь в Тонкий Мир во время сна, это было бы очень большим достижением. Это уже высокая ступень ученичества. Насколько это трудно, каждый знает на собственном опыте. Со временем сны приобретут стройность и последовательность. Ночь и сон не для сна, но для работы на другом плане. Плотное тело отдыхает, тонкое работает. Медленно достигается успех в этом направлении, ибо отсутствует координация проводников. Напряжение неизбежно, но чрезмерно напрягаться нельзя, так как это опасно.

      Иногда, правда, редко, человек во сне осознает, что он спит и что все, что видит, только сон. Это уже некоторая степень прозрения в действительность. Точно так же среди шума и сутолоки жизни земной можно осознавать, что все это – сны преходящие, что все это – Майя, а настоящая жизнь – за пределами ее, в мире действительности огненной» Грани Агни Йоги, 1970 г. 252, 586.

                Среди сутолоки, шума –
                оглянитесь на сны,
                на иллюзии жизни,
                что чрез года прошли.

                В сны уходим и ночью.
                и там – Майя плывёт,
                хорошо – осознаем,
                и с сознаньем вперёд.

                Так меняем иллюзии,
                что-то взяв и с собой,
                где проходит нетленное
                в жизни – тонкой, иной...
                Владислав Стадольник 2008

      В Учении Агни Йоги подмечаются различные стороны природы сновидений, их зависимости от состояния – сознания, энергии, ритма, мысли, чувства, чувствознания. Сновидения могут быть бальзамом, а могут – кошмаром. От характера сна зависит жизнедеятельность в бодрствовании и, в определенном смысле, его желанием, силой устремленности, убежденности, осознанности, значимости жизни.

      Разнообразная психическая деятельность, которую однозначно, огрубление называют сном, – сказано в Живой Этике, – содержит в себе различные проявления жизни: – могут быть рефлексы, явленные воображением, могут бать воспоминания, всплывшие из глубины сознания; могут быть воздействия Тонкого Мира; могут быть впечатления от нахождения в тонких сферах; наконец, может быть дальняя весть, запечатленная в образах. Могут бать многие сочетания надземных условий.

     Вспоминается мне, рассказывала однажды Елена Ивановна Рерих, – мой вещий сон в 1914 г. Мы тогда находились в Лондоне. Вижу себя стоящей на балконе нашего дома. Улица как-то раздвинулась  – и передо мной открылась широкая и далёкая перспектива. Над городом навис зловещий сумрак и стал быстро сгущаться. Толпы тёмных людей, видимо, чуют нечто необычнее и озабочено спешат укрыться. Небо стало чёрно-бархатным, и вот внезапно на нём поднялся гигантский Красно-Огненный Ангел, грозный-прегрозный, и занял весь западный небосклон. Ноги его опирались на два столба червонного цвета, расширяющегося книзу, у пояса висел Меч. Невольно повернула голову к Востоку, но там тьма не было, лишь сумерками бродил слабый Свет и над тою землёю стал молодой месяц и на нем лежал младенец, одна нога его была опущена. В восточных легендах лунный серп и младенец на нем есть символ нарождающейся расы. Конечно, не отнесите этот сон-видение к уже наступающему временя. Исполнение его потребует десятилетия.

      Е.И.Рерих отмечала, что вещие сны лучше всего оповещают человечество о грядущем, вспоминая о карте мира, которая давно настолько определилась, что её можно было видеть именно в вещих снах. В самом начале Второй мировой войны она видела карту Европы и Азии так, как она сложилась спустя годы.

                Эту смену
                мироохватывающих
                эонов,
                Новый космос, уже сияющий вдалеке,
                Кто решился бы
                перезвоном
                гиперпеонов
                Предвосхитить,
                на поэтическом
                языке?
                Даниил Андреев

      Устремляясь к постижению тайн мироздания, развития души, Николай Степанович Гумилёв обращается, в книге "Огненный столп", к явлениям перехода плотного и Тонкого Миров:

                Только змеи сбрасывают кожи,
                Чтоб душа старела и росла.
                Мы, увы, со змеями не схожи.
                Мы меняем души, не тела.

                Память, ты рукою великанши
                Жизнь ведёшь, как под уздцы коня,
                Ты расскажешь мне о тех, кто раньше
                В этом теле жили до меня.

                Самый первый: некрасив и тонок.
                Полюбивший только сумрак рощ.
                Лист опавший, колдовской ребенок,
                Словом останавливавший дождь...

                И отвечала мне душа моя,
                Как будто арфы дальние пропели:
                "Зачем открыла я для бытия
                Глаза в презренном человечьем теле?

                Безумная, я бросила мой дом,
                К иному устремись великолепью.
                И Шар Земной мне сделался ядром,
                К какому каторжник прикован цепью..."

                И тело мне ответило моё,
                Простое тело, но с горячей кровью:
                "Не знаю я, что значит бытиё,
                Хотя я знаю, что зовут любовью..."

                Я тот, кто спит, и кроет глубина
                Его невыразимое прозренье,
                А вы – вы только слабый отсвет сна,
                Бегущего на дне его сознанья!

      В Учении Жизни говорится, что человек может влиять на свои сны. Он может налагать и запреты на нежелательные явления. В снах проверяется насколько искоренено то, что находится под запретом бодрствующего сознания. Если во сне есть возвраты, то человек может наложить на них санкцию нового решения, пресекающего в корне возможность нового повторения. Если бодрствующее сознание освободилось от какой-либо слабости, но подсознание во сне ей предаётся, значит очищение неполное и корень зла не изъят. Сны в этом отношении очень показательны, ибо астрал выявляет себя так, как он будет выявляться и после смерти. Сон можно использовать для полного освобождения от сора, ибо каждая слабость, уявленная во сне, даёт возможность её уничтожить окончательно. Следует для этого ясно представлять картину того, как должен был бы вести себя он, если бы обуздание и очищение были совершены полностью. Можно при этом деть ему точные и жёсткие указания поведения на будущее в сходных условиях.

      Много скрытого сора и неизжитых слабостей гнездится по закоулка» сознания, требуя больной настороженности и зоркости для обнаружения их и уничтожения. Очищение должно быть полным. Во время сна тонкое тело защищается огненной мыслью. Поздно и трудно защищаться во сне, когда мысль не готова к защите. Если они омрачает сознание во время бодрствования, то тем более легко им это делать во сне.

                Нам намеки приходят
                о Далёких Мирах, –
                что дают прикоснуться
                к ним порою во снах.
                Когда в небо мы смотрим
                на различия звезд,
                когда чувством мы тонким,
                что нам Огнь несет, –
                прикоснемся к далёкому,
                запредельному – Там,
                где витал вероятно
                дух наш прежних времён…
                Владислав Стадольник 2004

      В книге – "Мир Огненный" сказано: – Сны будущего рассеяны широко. Пророчества распространяются тысячами, и люди в разных странах привыкают к определенным срокам, так утверждается течение эволюции (часть 1, 303).

                Сны будущего к нам идут,
                они подскажут очень иного,
                стоим у грозного порога,
                и – в неизведанность маршрут.
                Мы жребий вынули.
                Свобода в дверь стучит!
                Она – насилия не терпит;
                и сроки в снах – напоминают,
                а мы – а забвении скользим,
                на Свет идущий – не глядим.
                Владислав Стадольник 2007

      В выходящих в Новосибирске с 1993 по 2010 годы Гранях Агни Йоги, полученных из Высокого Источника (вышло уже 18 книг), продолжена характеристика снов:  –  глубокое размышление покажет, что все, вся жизнь – это сон. Кончится, обязательно кончится сказка земная, и наступит момент пробуждения – и когда откроются глаза на действительность, будет ли готов дух во всеоружии понимания встретить её! Не накопивший здесь ничего, нищ будет там. Знания надо накапливать здесь и одеяние духа готовить. Человек каждый раз почерпает во сне новые силы, нужные ему для того, чтобы жить. Так же и дух во время ночной пралайи обновляет силы свои и почерпает энергии, нужные ему для восхождения. Если отнестись к явлению сна сознательно, зная, что может он дать человеку, те нужные силы для того, чтобы дальше идти, можно во сне почерпнуть и обновиться душою. Каждый в Мир этот земной приходит с запасом огня. Точно так же и сон возможность даёт умножить запас. То, что в духе ещё не изжито и что прячется по закоулкам сознания, чаще всего проявляется в снах, истинный облик человека искренен во сне. Там человек таков, какой он есть на самом деле.

      По сновидениям можно судить, что ещё не изжито и что надо преодолеть. Бесповоротное решение воли наложит свою печать на окраску сновидений и выявит твёрдость этого решения. Если оно половинчато, сны это рано или поздно покажут. Сон есть подобие смерти. По снам также можно судить как будет сновидец вести себя, сбросивши тело. На Земле утверждение, там продолжение и развитие утверждённого. Чистое сердце Светом себя окружит. Но язвы духа магнитами будут для уявлений того, что неизжито. Все сны и видения – это лишь продолжение установленных и утверждённых в прошлом взаимоотношений. Следует осознать себя участником всех миров, или планов существования, не ограничивая себя только одним. Осознание этого дает право на вход в другие миры. Многие подвижники ещё при жизни в теле приобщались к Надземному Миру.

      Жизнь человека может быть всесторонне освещена только при условии связи её с жизнью Тонкого Мира. А в ней принимаем участие постоянно. Сон, как отмечается в Учении Жизни, также не ценят. Остается жизнь на пятачке плотных условий, куцая и нелепая – нечто без начала и без основания, оторванная от своих корней. В этом трагедия современности. В Гранях Агни Йоги содержится призыв: – Пусть станут сиз продолжением того, что утверждено в сознании за день, и пусть будет овеяно всё Красотою(1963 г. 13). Там же призывают – учится летать во сне.

                Учиться в снах, летать учиться,
                помочь  кто  страждет,
                мир  познать,  и  в  снах –
                препятствия  все  брать.

                Нам в Тонком Мире – с красотою,
                и  Красоту  –  в  сознанье  взяв,
                в далёкий путь, что будет быстрым,
                и  Свет  нас  будет  озарять.
                Владислав Стадольник 2010


      Много ещё предстоит открывать на пути жизни, в мире снов, миров явленного и воплощённого, и здесь не будет безразличных. В научных исследованиях, например, выяснилось, что видевший сны полагает их бессмысленными. Под гипнозом он же за символикой сновидений без колебаний обнаруживает смысл. Хотя и говорится, что в многой мудрости много печали, но есть животворная мысль, надежда, свет на пути постижения Мудрости, Добра и Красоты человека и мира в их гармонии.

____________
* Первая часть – размещена в Стихи.ру 9 июня 2012 г.
   Владислав Стадольник http://www.stihi.ru/avtor/vladislav3

   Смотрите ЦИКЛ ЭССЕ О СНАХ в «Галактическом Ковчеге» – Учение Живой Этики о снах, озарении (в самом начале) – http://kovcheg.ucoz.ru/forum/68


Рецензии