Тезей. Миф о первом демократе

Не будет таким уж большим преувеличением сказать, что Европа берёт свое начало от Греции, Греция от Афин, а Афины от Тезея. Начало не в узко историческом смысле, а в том ярко выраженном своеобразии, которое отличает европейский тип цивилизации от прочих. Как известно, Греции предшествовало могучее критское государство, уничтоженное за 1400 лет до нашей эры  сначала извержением вулкана на острове Санторин (Тира), а затем добитое последующим вторжением на остров греков, большей частью ахейцев. Наследниками Крита стали завоеватели-эллины. У них к тому времени уже были крупные города, такие как Микены, Аргос, Тиринф, Фивы, Пилос. Но греческие полисы того времени были обычными монархиями, не особо отличавшимися по государственному устройству от хеттов или, скажем,  пунийцев.  Новый же тип цивилизации возник незадолго до Троянской войны на рубеже 13-12 веков до нашей эры в Афинах, управляемых легендарным Тезеем.
 
О Тезее нам известно одновременно и много и мало. Античные авторы, описывавшие жизнь и подвиги героя через добрую тысячу лет после его смерти, не особо утруждали себя заботой отделить правду от красочного вымысла. И более того, зачастую сами придумывали совершенно невероятные небылицы, дабы рассказ вышел более занимательным. Тем не менее, по основным фактам биографии Тезея особых разногласий между авторами нет, поэтому можно считать их более-менее достойными доверия.

Отцом Тезея был афинский правитель Эгей, чей род восходил к первым ионийцам, завоевавшим  Аттику более чем за две тысячи лет до новой эры. Афины во времена Эгея  были небольшим городком, выросшим из посёлка паломников вокруг жертвенника Афине. Однако городок этот был одним древнейших и существовал ещё в те времена, когда проживавшие в Аттике пеласги, лапифы и кентавры ещё слыхом не слыхивали ни о каких греках.

Согласно преданию, афинский царь Эгей не имел наследника и отправился в Дельфы, дабы получить у оракула совет по этому поводу. Пифия возвестила буквально следующее: «Нижний конец бурдюка не развязывай, воин могучий, раньше, чем посетишь предел народов афинских». Эгей был не особо силён в толковании туманных пророчеств и решил проконсультироваться по этому поводу у Питфея, мудрого правителя  города Трезен, расположенного в северо-восточном углу Пелопоннеса, как раз по пути из Дельф в Афины.

Питфей был человеком проницательным и предприимчивым. Он сразу сообразил, что Эгей решит проблему наследника с первой же женщиной, с которой  переспит.  Поэтому он устроил дело таким образом, что после праздничного пира афинский царь оказался в одной посели с дочерью Питфея Этрой. По-видимому, у Этры не было подходящих женихов, и Питфей решил не упустить шанс породниться с одним из знатнейших родов Эллады.

Наутро правительТрезена растолковал Эгею смысл пророчества и тот сообразил, как ловко его провели. Однако Эгей не рассердился, а в надежде на появление сына оставил для него свой меч и сандалии, которые спрятал в углублении под большим камнем. Этра и в самом деле забеременела и в положенный срок родила мальчика, которого назвали Тезеем. По совету Питфея Этра заявила, что отцом ребёнка является ни кто иной, как сам Посейдон, что было для тех времен вполне обычным делом. Чуть ли не каждый второй герой вёл свое происхождение от божественного предка.

Греческие  боги в те времена были молоды и отличались большой свободой нравов. Женщине было достаточно увидеть во сне того или иного бога, как она тут же беременела, и сразу, без всякой генетической экспертизы, становилось понятно, кто истинный отец ребёнка. Многие герои имели даже двух отцов – и божественного и земного, что было весьма практично. Конспирация с происхождением Тезея была вынужденной. Дело в том, что наследником бездетного Эгея считался его младший брат Паллант, не отличавшийся особым благонравием. Если бы стало известно о появлении нового претендента на престол,  жизнь ребёнка оказалась бы под угрозой.

Тезей был рождён в эпоху героев,  тот легендарный период греческой истории, когда повсеместно встречались люди необычайной силы и крутого нрава. Выделиться на таком фоне было непросто, но Тезей в этом преуспел. Его дед Питфей и воспитатель Коннид позаботились о том, чтобы будущий правитель Афин получил самую лучшую атлетическую и воинскую подготовку. Когда мать открыла Тезею тайну его рождения, юноша сдвинул камень, взял отцовский меч и сандалии и отправился в Афины. Он хотел увидеть своего отца и, само собой, стать его наследником. Учитывая политическую ситуацию в Афинах это было непростой задачей, но Тезей решил её усложнить до крайности – он выбрал для путешествия не морской путь, а сухопутный.

Передвигаться по суше без вооружённой охраны было весьма опасно из-за огромного количества разбойников и разного рода маньяков. Обычно вся эта публика тихо сидела по домам в страхе перед Гераклом, который в перерывах между совершением подвигов наводил порядок на дорогах. Но как раз в это время Геракл пребывал в одной из своих длительных зарубежных командировок. То ли отправился на край света за  яблоками Гесперид, то ли пребывал в рабстве у лидийской царицы Омфалы. И разбойники совсем распоясались от безнаказанности. Тезей рассудил, что в отсутствие Геракла  кто-то должен взять на себя часть его трудов.

Слава Геракла не давала покоя юному Тезею. Тем более что они были близкими родственниками. Мать Геракла Алкмена и мать Тезея Этра были двоюродными сёстрами. Ну а если считать по божественной отцовской линии, то отец Геракла Зевс и отец Тезея Посейдон были и вовсе родными братьями. Поэтому неудивительно, что Тезей решил пойти по стопам своего героического родича.

По дороге в Афины он убил разбойника Перифета и забрал себе его смертоносную палицу. Затем казнил злобного Синида, который развлекался  тем, что привязывал путников к согнутым соснам и разрывал их на части. После этого Тезею по очереди повстречались Скирон, Керкион, Прокруст, Бусирид, и Термер.  Каждого из этих злодеев Тезей казнил именно тем способом, каким они расправлялись с путниками. Одного сбросил со скалы, других поборол, а знаменитого Прокруста укоротил по размеру его ложа. Некоторые античные авторы утверждают, что Скирон и Керкион вовсе не были разбойниками, а просто попались Тезею под горячую руку. Однако дискутировать на эту тему нет особого смысла – слишком много времени с тех пор утекло. Как бы то ни было, в Афины Тезей вошёл уже героем, испытавшим вкус победы. Он жаждал новых подвигов, и судьба предоставила ему шанс их совершить.
Афинский царь Эгей был уже стар, детей у него так и не появилось, и Паллант с нетерпением ждал смерти брата, чтоб наконец-то занять вожделенный трон. И тут появляется новый претендент на престол, никому не известный чужак. Увидев на Тезее свой меч и сандалии, Эгей признал его своим сыном, что вызвало в городе немалый переполох. Многочисленные сыновья Палланта, мгновенно потерявшие все перспективы, начали сеять смуту, утверждая, что не только Тезей, но и сам Эгей не имеют права на царскую власть, потому что он, дескать, незаконнорожденный. Дело шло к открытому противостоянию.

Агентура Эгея сообщила о готовящемся заговоре и засаде, которую устроили сторонники Палланта, решившие убить Тезея. Втайне от заговорщиков Эгей с Тезеем подготовили ловушку для них самих. Вооружённый отряд паллантидов был встречен верными Эгею воинами под командованием Тезея. Мятежники были разгромлены. Сам Паллант и многие из его сыновей были убиты, другие спешно покинули город, спасаясь от расправы.  После победы над Паллантом и его сторонниками положение Тезея в Афинах упрочилось. Оспаривать его право на трон стало некому.

Вскоре после этих событий настал срок отправки на Крит дани, которую на афинян наложил  критский царь Минос. Каждые девять лет афиняне должны были отправлять на Крит семь юношей и девушек. Об их дальнейшей судьбе ничего не было известно, но предполагалось самое худшее. Древнюю критскую культуру называют минойской, но этот термин весьма неудачен. Царь Минос не имел никакого отношения к древним критянам, чьё государство погибло за две сотни лет до описываемых событий. Он был греком, потомком завоевателей Крита. Однако некоторые старинные критские обычаи завоеватели переняли. Есть основания считать, что на Крите приносились человеческие жертвы с целью умилостивить богов и не допустить разрушительных землетрясений. Ритуал жертвоприношения совершался жрецом в маске быка, который на Крите был символом Солнца и плодородия. Этот обычай и породил миф о Минотавре – ужасном монстре с бычьей головой и телом человека, обитающем в Лабиринте и поедающем людей.

Тезей решил раз и навсегда избавить афинян от этой дани. Он отправился на Крит вместе с другими юношами, спустился в Лабиринт, убил Минотавра и сбежал вместе со своими спутниками обратно в Афины. С собой он прихватил  царскую дочь Ариадну, которая влюбилась в Тезея и  вместе с проживавшим на Крите афинским скульптором Дедалом (заметим, что мать Дедала Меропа была родной сестрой Эгея) помогла ему осуществить всё это. Таким образом, Тезей успешно справился со сложнейшим заданием  и вернулся в Афины победителем. Правда, где-то по дороге он потерял Ариадну. Говорят, что он оставил её на одном из островов, куда корабль Тезея занесло бурей. Некоторые называют остров Наксос, другие Кипр, третьи утверждают, что Ариадна вообще осталась на Крите. Как бы то ни было, до Афин Ариадна так и не добралась и обстоятельства этого дела, как и её дальнейшая судьба, нам достоверно неизвестны.

Царь Эгей так и не дождался возвращения сына. Получив ложную весть о его гибели, он бросился в море. Тезей вернулся в Афины героем и после положенных траурных обрядов занял освободившийся отцовский трон. Ему не было ещё и двадцати лет. Трудно ожидать мудрого правления от юноши этого возраста. Так и получилось. Тезей свёл дружбу с царём лапифов Пирифоем, молодым повесой, который был неоднократно уличён в краже чужого скота и похищении благородных девиц. В некоторых проделках подобного рода вместе с Пирифоем участвовал и Тезей, о чём сообщают многие авторы. Молодому царю было скучно заниматься государственными делами, и Пирифой стал ему надёжным товарищем в поиске разнообразных приключений. Но этим молодецким забавам положила конец война лапифов с кентаврами.

Лапифы и кентавры жили в Аттике задолго до прихода греков. Кентавры были горцами, а лапифы заселяли долины. Во времена Тезея эти народы ещё не полностью ассимилировались греками и весьма отличались от них образом жизни и обычаями. Почему-то в поздних мифах за кентаврами закрепился образ фантастических гибридов человека с лошадью. Греки всегда были изрядными фантазёрами и любили выдумывать разные небылицы про своих соседей. Возможно, и кентавры сочиняли про греков не менее вздорные выдумки, но не они писали историю.

Всё началось с того, что Пирифой решил жениться. Свадьбу он закатил грандиозную даже по царским масштабам. На неё были приглашены олимпийские боги, правители со всей Эллады и множество разного народа, в том числе и кентавры. Поскольку всем во дворце места не хватило,  кентавров и некоторых других гостей разместили в гроте неподалёку и подали им вместо вина кислое молоко. Кентавры славились буйным нравом, и Пирифой рассудил, что вина им лучше не давать. Однако  сами кентавры думали иначе.

Заметив, что их соседям, гостям из Фессалии  наливают вино, они возмутились и затребовали вина и себе. Как и следовало ожидать, непривычные к алкоголю кентавры мгновенно захмелели и не придумали ничего лучше как устроить весёлую, по их мнению, оргию с участием молодой жены Пирифоя и прочими дамами, приглашёнными на свадьбу. Возможно, для полудиких кентавров такие забавы были в порядке вещей, но другие гости их энтузиазма не разделили. Само собой, дело дошло до драки, в которой не обошлось без жертв и увечий с обеих сторон. Разбуянившихся кентавров, в конце концов, прогнали, но дело на этом не кончилось.
Кентавры посчитали себя оскорблёнными до глубины души и решили добиться от лапифов сатисфакции за нанесённый моральный ущерб. Началась война лапифов и кентавров, в которую оказались втянуты и греки. На стороне своего друга Пирифоя, естественно, выступил Тезей, а кентавры призвали себе на помощь Геракла, который незадолго до того вернулся в Грецию. Поначалу кентавры нанесли лапифам несколько поражений, но в решающем сражении лапифы победили. В этой битве впервые по предложению Геракла было заключено перемирие, чтобы  противники позволили друг другу похоронить своих павших воинов. С тех пор этот обычай стал повсеместным. Именно на мирных переговорах кентавров с лапифами впервые встретились Геракл и Тезей.

По-видимому, Геракл сразу произвёл на Тезея огромное впечатление. Они стали друзьями, и Тезей сопровождал Геракла в нескольких походах. К примеру, когда Геракл по поручению микенского царя Еврисфея отправился добывать пояс царицы амазонок, Тезей был вместе с ним. И если Геракл добыл пояс, то Тезею досталась сама царица амазонок Антиопа, которая родила ему сына Ипполита. После этого была война Афин с амазонками, которые пытались вернуть свою царицу, но были побеждены. Историки отрицают факт этой войны, как и само существование амазонок, однако античные авторы не сомневались в правдивости этой истории.

Есть основание предполагать, что именно Геракл подал Тезею мысль объединить всю Аттику под властью Афин. Самому Тезею это было не столь уж важно, а вот Гераклу давно хотелось, чтобы в Греции появился город, способный бросить вызов могучим Микенам. Сам Геракл имел неоспоримые права на микенский престол, как прямой потомок Персея, но ни разу не попытался ими воспользоваться. Ему был чужд этот помпезный город, живущий за счёт морского разбоя и работорговли. Он не хотел в нем править, напротив, он хотел подорвать его могущество. Вспомним, что правнуки Геракла, ссылаясь на его волю, впоследствии возглавили поход дорийцев, разгромили Микены и всех их союзников, завоевали Крит, однако не тронули Афины. Но это будет много лет спустя. А пока Геракл предложил Тезею весьма оригинальную по тем временам концепцию превращения провинциального городка в новый центр силы, способный бросить вызов спесивым Микенам.

У Афин на первый взгляд не было ресурса для развития. Город был небольшим и особыми богатствами не располагал. Но земли Аттики были плодородны, а близость моря наводила на мысль о выгодах морской торговли. Военной силы для подчинения всей Аттики у Тезея не хватало, а вот авторитет и популярность непобедимого героя у него были. И он приступил к длительным и настойчивым переговорам с правителями и населением окрестных городков и деревень. Он предложил для общей выгоды объединить Аттику вокруг Афин, предоставив всем  жителям защиту единого сильного государства. Людям знатным он предложил занять высокие посты, а людям простым все права афинских граждан, защищаемых справедливыми законами. Для того, чтоб осуществить задуманное Тезей решился на рискованный шаг. Он сложил с себя царскую власть, оставив за собой лишь военное руководство и должность верховного судьи.

Чтобы окончательно убедить сомневающихся, Тезей предложил закон, по которому афинские граждане получили право голосованием изгонять из города правителя, который злоупотреблял личной властью и превращался в деспота. Эта процедура получила название остракизм. Такого не было ни в одном из греческих полисов. Идея понравилась, и предложение Тезея было принято. Так Афины вступили в эпоху грандиозных реформ, заложивших основы того, что впоследствии назовут демократией.
Для развития города Тезею были нужны толковые специалисты в строительстве, архитектуре, судостроении. Нужны были ремесленники, торговцы, жрецы, медики, ткачи, ювелиры, кузнецы, гончары, художники, парикмахеры – все те, без кого город будет лишь большой деревней. И он даёт возможность получить афинское гражданство всем желающим, включая жителей других греческих полисов и чужеземцев. Тезей раздаёт землю под строительство, предоставляет ссуды мастерам и льготы торговцам, ограничивает всевластие аристократов и делает выборными и хорошо оплачиваемыми государственные должности.

За каких-нибудь двадцать лет город меняется до неузнаваемости. Ему ещё далеко до Микен,  Аргоса и Фив по военной мощи и роскоши, но он уже сравним с ними по экономическому и политическому влиянию. Афины стали магнитом, притягивающим активных и деятельных людей со всей Эллады. Но главное – афиняне перестали быть подданными царя. Они стали свободными гражданами, принимающими участие в управлении страной. Недаром Гомер заметил, что из всех греков лишь афиняне являются народом.

Увы, судьба самого Тезея оказалась трагической. В результате политических интриг, затеянных его врагами, он был подвергнут остракизму и изгнан из города. Породив демократию, Тезей сам оказался её жертвой. Власть в Афинах захватил демагог и популист Менестей, за спиной которого стояли ярые враги Тезея братья Кастор и Полидевк из Спарты. Тезея обвинили в том, что он в компании с Пирифоем, дескать, похитил их сестру Елену, ту самую, из-за которой впоследствии начнётся Троянская война. Вся эта история выглядит крайне сомнительно. Тезею, у которого незадолго перед тем погиб сын Ипполит, повесилась влюбившаяся в Ипполита жена Федра (кстати, родная сестра Ариадны) и был убит близкий друг Асклепий, было не явно не до смазливой спартанской девицы. Похоже, что его просто подставили.
В одной из версий мифа спартанский царь Тиндарей сам отправляет свою дочь Елену Тезею, дескать, чтобы уберечь её от посягательств настырных ухажёров. Ну а потом братьями Елены была разыграна комедия с благородным негодованием из-за мнимого похищения сестры. Эта версия представляется более правдивой, тем более что Тиндарей неоднократно был замечен в сомнительных политических комбинациях. Так что опыта в этом деле ему было не занимать. А за спиной Тиндарея стояли его зять Агамемнон и его отец Атрей, правитель Микен, которому сильные демократические Афины были как кость в горле. В самих Афинах многие устали от непрерывных реформ, особенно аристократия, которая была недовольна ущемлением своих прав. Поэтому государственный переворот прошёл на удивление гладко.

Что было дальше? Тезей погиб в изгнании. Менестей свернул демократию и стал тираном, и Афины на долгое время остановились в своём развитии. Но семена, посеянные Тезеем, взошли через несколько столетий. Жители Афин с завидным упорством пытались восстановить свои утраченные права, пока не добились своего. Вновь став демократическими, Афины начали динамично развиваться и достигли небывалого уровня экономики и культуры, показав заразительный пример другим странам и народам. Тезея объявили национальным героем. В битве при Марафоне греческим воинам было видение Тезея в боевых доспехах, разящего варваров. После победы над персами его прах был возвращён в Афины с острова Скирос и торжественно погребён в центре города.

В последующие века традиция ограничения деспотии центральной власти неоднократно прерывалась и неизбежно восстанавливалась вновь, пока не стала доминирующей сначала в Европе, а затем и по всему миру. И если вспомнить, кто заложил основы того, что мы сейчас называем демократией и свободным обществом, то среди других великих имён  первым следует назвать Тезея. Согласитесь, это было бы справедливо.

Журнал "Наша Греция" 2012.


Рецензии