Поверь в себя. Часть1. Глава1

  Посвящается дню  Победы.                Для того того, чтобы появиться на свет божий, я должна описать события им предшествующие.
Когда началась война в июне 1941, моей будущей маме, она же Нина, исполнилось только 14 с хвостиком лет, а её родной сестре Лиде только 12 лет. Перед самой войной, моего деда, Михаила Ивановича, послали работать в город Николаев в качестве второго секретаря партии. Семья жила неплохо. Был дом и относительно налажен быт. Дети ходили учиться в школу, а моя будущая бабушка Катя была домохозяйкой. Ничего не предвещало беды. Моего деда, за два месяца перед войной, вызвали на ликвидацию немецкого десанта, где он был ранен…
Как только началась война, и немцы активно наступали в южном направлении, моего деда оставили в городе для ликвидации стратегических объектов. Все считали, что война скоро закончится. И поэтому, когда он снаряжал в дорогу свою семью, он даже не взял в военкомате справку(аттестат) о том, что он офицер запаса и остается по заданию в городе. Единственное, что он успел сделать для семьи – организовать им подводу с лошадью, в которую нагрузил два мешка муки, мешок сала и мешок картошки.
Со всем этим скарбом семья тронулась в путь. Только они на пароме перебрались через Буг, как увидели, что на другой стороне стояли немцы и стреляли. В дороге у них тоже были приключения. И лошадь убежала на дальний луг пастись и несколько раз попадали под бомбежку. На плечи Нины, старшей сестры, легли все обязанности, так как бабушка Катя от горя была в депрессии, а младшей сестре Лиде было только 12 лет. Нина была высокой и ловкой девушкой. В дороге она научилась запрягать и стреножить коней, а также управлять поводой.
Кое-как с приключениями добрались до ближайшей железнодорожной станции. Там они сдали на приемном пункте лошадь, подводу, часть одежды и часть продуктов для фронта. На станции стоял товарный состав, на который грузились семьи шахтеров. Так как семья состояла только из женщин, их уговорили поехать с шахтерами на Урал.

В дороге не обошлось без приключений. На одной из станций Нина с сестрой Лидой пошли за кипятком с чайником, а поезд в это время тронулся – его срочно перегоняли на другую станцию, чтобы освободить путь военной технике. Но дети этого не знали, а бабушка Катя, сразу поседевшая от горя, заламывая руки, хотела спрыгнуть с поезда, но ей не дали соседи по вагону.
Мама, как старшая, пошла с сестрой к начальнику станции и со слезами рассказала, что они отстали от поезда. Он их успокоил как мог, и отправил на местном поезде на другую станцию, где поезд, в котором ехала бабушка, стоял в тупике.
Не буду описывать всех мытарств, но попали они в глухую деревню на Урале, где голодали.
Из воспоминаний моей мамы (Нины). Она вышла из избы за дровами, прихватив топор. На улице была зима, мороз -20 – 30 градусов. Не доходя до леса, она увидела лошадь (дохлую), которая лежала на снегу. И пятнадцатилетняя Нина с голодухи отрубила дохлой лошади ногу выше колена и принесла домой. Потом из неё варили суп и др.
Весной, когда совсем было невыносимо , ели даже ёжиков. Собирали их, обмазывали мокрой глиной и бросали в печь. Через некоторое время вынимали и сбивали глину и вуаля – кушать подано.
Опишу еще одну историю. Бабушка в начале сентября пошла в поле собирать колоски. На ней было платье из брезентовой ткани. Стояло бабье лето, солнце припекало так, что бабушка решила снять платье, так как вокруг никого не было. Она сняла его и положила на землю. Через некоторое время она обнаружила, что потеряла его. Самое «смешное» в этой истории то, что она ходила голая и расстроенная, и плакала, пока не нашла свое платье.
Кроме того, в доме, где они жили, хозяйка воровала последнюю картошку. Так они бы и умерли с голоду, если бы к ним в деревню не приехала машина с людьми, которые отбирали молодежь для учебы в ФЗУ и дальнейшей работы на оборону, на Челябинском металлургическом комбинате. Нина и её сестра Лида тоже пошли к машине – им терять было нечего. Так как Нина была старшей и высокой – около 16 лет, ей сразу предложили поехать в ФЗУ. Немного подумав, она сказала, что поедет только с сестрой Лидой, которой было 14 лет и ростом 1,5 метра. Они согласились, и машина увезла их в Челябинск.
ФЗУ закончили быстро и уже через полгода работали на комбинате. Мама выучилась на лаборанта-химика. В её обязанности входило брать пробы металла для лаборатории. Её сестра выучилась на слесаря по сборке и ремонту электродвигателей. Учителем у них был немец-репатриант, за которым был негласный контроль. В группу набрали 30 человек, и только трое, в том числе Лида, хорошо освоили эту специальность. Так как она была маленького роста, ей сделали специальную подставку для ног, чтобы она могла работать.
После того как они уже работали и  стали получать пайку и обед, Нина отпросилась и попутной машиной поехала за матерью (бабушкой Катей). Когда она приехала в поселок, её мать находилась на грани смерти. Она была вся опухшая от дистрофии и завшивленная. В таком плачевном состоянии Нина забрала её в Челябинск…
Кажется, жизнь потихоньку стала налаживаться. Дети работали и получали пайку хлеба, а их мать потихоньку набиралась сил и приходила в себя. Ей сразу предложили должность уборщицы в общежитии.
На металлургическом комбинате (ЧМК) была столовая, где кормили всех работающих. Бездетная повариха, тетя Поля, сразу приметила двух сестер. Она предложила им за банку каши убирать вечером кухню – мыть кастрюли, посуду, полы. Они согласились. Моя будущая мама свою банку каши приносила в комнату барака, которую им выделили как семье, и подкармливала свою мать. Её сестра Лида поступала иначе. Свою кашу она съедала за несколько раз, а свой хлеб отдавала другим, наказывая, чтобы они отдавали ей не кусочки, а целую буханку. Хлеб она продавала, и на эти деньги покупала себе  и своей семье, вещи на черном рынке – ей тогда было 16 лет.




               




.


Рецензии
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.