Пиджак

Пиджак.

                Посвящается   Г.Левину

     Если Вы думаете, что в  Америке все есть, то Вы глубоко заблуждаетесь. Нет, конечно, Америка богатая страна. Кто бы спорил. Ее доллары ходят по всему миру. Говорят, что даже дикие племена в недрах Амазонки, и те уже расплачиваются этими зелеными бумажками, а не камешками и бусами. Что и говорить, Америка правит балом на этой земле почти во всех сферах жизни – от музыки до моды, от вооружения до компьютеров и б-г весть знает чего, что изобретают ее ученые и исследователи. И вот, мне посчастливилось, наконец, посетить сей уголок планете, куда рвутся тысячи людей, дабы узреть своими глазами эту чудесную страну под названием – Соединенные Штаты Америке. Поехал я туда не из праздного любопытства, и не оттого, что решил посмотреть на красоты сей страны. Совсем нет. Приехал я по радостному поводу. Свадьбы моего сына. Как я вообще сумел получить визу и достать билеты к сроку его свадьбы, это отдельная история, которая достойная своего изложения, и изобилующая захватывающими коллизиями и трагикомическими эскападами. Итак, я, наконец, прибыл по месту назначения. С собой кроме подарков к свадьбе, да всяких неотложных вещей необходимых в путешествиях с собой ничего не было. Не было приличного костюма и других соответствующих аксессуаров для данного торжественного случая. Спросите, почему я все это не приобрел у себя дома. Ну, это же ясно, как дважды два. Лучше чем в Америке, этого добра к свадьбе и во всем мире не сыщешь. Вы, конечно, все видели американские фильмы, и как там разодеты гости и родственники на этих церемониях. И, я тоже решил, что нечего ехать со своим самоваром в Тулу, а экипироваться к свадьбе на месте. Теи более, что приехал я туда загодя. Почти за неделю. Уж за этот срок, думалось мне, я смогу добыть себе все, что душа пожелает.  Родственники спросили, что бы я хотел в первую очередь сделать в Америке. Купить хороший костюм к свадьбе.  Ну, за этим дело не станет. Отвезем завтра тебя в ближайший магазин мужской  одежды, и там ты найдешь, все, что душе угодно. Утром мы поехали по их огромным, как они называли свои магазины – молы. Проехали один, потом второй и третий. Но, я так ничего себе и не подобрал. При  всем изобилие таких и сяких мужских изделий, то, что я искал, мною найдено не было. Родственники уже стали косо поглядывать на столь капризного покупателя. И что же ты ищешь, стали они допытываться. Того, что мне надо пока, я не увидел.  На меня посмотрели как на идиота. Все, сказали, наше терпение подходит к концу. Отвезем тебя с утра в центр города, где есть самый большой магазин мужской одежды. Оставим тебя на пару часов, и попробуй оттуда выйти без покупки. По их лицам было видно, что американцы были настроены  более чем серьезно. Через пару дней свадьба. А этот капризный европеец, все еще не приобрел себе надлежащий торжественному событию одежду. Высадили меня, как и было обещано около огромного, трехэтажного магазина мужской одежды. Это был, настоящий мужской рай. Он был огромный. На трех этажах было все, что душе угодно. Уж тут - то подумалось мне, я, без всякого сомнения, найду, то, что мне надо было купить к торжественному вечеру. А хотелось то мне собственно сущая ерунда. Двубортный пиджак темного цвета и брюки к нему. Но, что бы это был костюм. Вот собственно и весь каприз. Отдел костюмов представлял собой зал, который уходил, куда  - то в неведомую даль магазина. Казалось, что дойти до конца этого царства пиджаков и брюк не будет никаких сил и времени. Но, вот и пройден весь костюмный этаж, но моей мечты нигде не было. Тут были клубные пиджаки, фрачные пары, смокинги, строгие деловые костюмы. От обилия фирм и расцветок, рябило в глазах и слегка кружилось голова. Стало ясно, что без помощи менеджера, искомый мной товар тут не найти. Менеджер нарисовался как по мановение волшебной палочки, и, предложив свою помощь, поинтересовался, что собственно так долго ищет покупатель в их магазине, в котором есть все. Ответ мой сильно озадачил молодую темнокожую продавщицу. Нет, сказала она. Того, что Вы ищете, в нашем магазине насколько я знаю у нас сейчас нет. Мода на эти изделие прошла, и мы их не завозим. Все подумалось мне, придется идти в том, что тут развешано. И тут я спросил, а нет ли в магазине, какого то, старого продавца, который мог бы мне посоветовать, где можно отыскать сей диковинный товар. Ответила, есть  и пропала в недрах магазинного рая. Через минут десять передо мной появился сухонький, маленький старичок, в прекрасно подогнанном костюме, совершенно седой.  На его лице, сморщенном, как печеное яблоко, удивительными   были глаза. Они поражали своей голубизной и детскостью.
- Итак, молодой человек, чем могу Вам помочь. Чего Вы не смогли отыскать в нашем костюмном рае.
- Я ищу двубортный пиджак.
 Старичок с удивлением посмотрел на меня. Его пронзительные глаза сделались округлыми от удивлением, и он с подозрением посмотрел на меня, словно я попросил у него достать луну с небес.
- Знаете ли, дорогой, мода на эти изделия давно прошла. Но мне кажется, я смогу Вам помочь. Вы пришли в нужное время и в нужное место. Пождите еще немного. Мне необходимо поговорить с боссом.
 И  он снова исчез в необъятных просторах магазина. Появился не скоро.
- Если у Вас есть время, то надо подождать где – то около часа. Пойдемте в соседнее кафе. У меня как раз ленч. Там подождем ответа.
Кафе находилось совсем рядом. Оно было, как и многие американские заведения такого типа – стандартный набор блюд, пиво, и блюдо дня от повара. Мы сели и моему новому приятелю сразу принесли его ленч. Видно было, что он тут постоянный клиент. Его все называли Джозефом и относились с явным уважением. Я взял себе пива, и мы разговорились.
- Извините, не представился. Меня зовут Грегори.
- Ну, меня зовут Джозеф, - как Вы поняли. И он улыбнулся мне.
- Джозеф. Вы давно работаете в этом магазине.
Он отодвинул свою тарелку и внимательно посмотрел на меня, словно увидел в первый раз.
- Давно ли я работаю в магазине. Да считай всю жизнь. Моя история, наверное, похоже, на ту, что когда то описал Золя в своем романе Дамское счастье. У моего отца, тут не далеко был магазин мужской одежды. Он перешел еще к нему от деда. Там было все. Костюмы, ткани, запонки, галстуки, ну и еще всякая мелочь, которая порой нужна мужчинам. Главный наш бизнес был не в продаже готового платья, а пошива изделия по заказу клиента. Отец, как и дед, был прекрасным портным. Он делал такие вещи, которые можно было выставлять в музее, как эталон мужского костюма. Конечно, больших денег на этом заработать нельзя было. Но денег хватало на достойную жизнь, и даже можно было оказывать посильную бедным  помощь   своей общины. Но ничего вечного не бывает. Всему когда то приходит конец. Стали появляться всякие фирмы, которые на потоке шили вещи ничуть не хуже чем наши знаменитые костюмы. Они были дешевле,  чем наши и не надо было долго ждать костюма и приходить на примерке. Наш бизнес велся по – старинке, как и сто лет назад. Когда я как – то заикнулся о том, что надо обновить интерьер и дизайн нашего магазина, начать продавать готовое платье. На меня посмотрели, как на сумасшедшего, и сказали, что когда я получу бизнес в наследство, то могу делать с ним, все, что хочу. Хоть сжечь, хоть продать, хоть торговать секонд хзндом. А, до сих пор ничего меняться не будет. Но дела шли все хуже и хуже. Покупателей стало все меньше. А тут внезапно пришли маклеры и предложили отцу продать дело. Говорили, что тут скоро будет новый огромный магазин одежды и им надо помещение. Давали очень приличные по тем временам деньги.  Но отец гордо отказал и выгнал покупателей. А, я уехал. Уехал учиться в Гарвард. Решили, что раз мальчик не хочет пойти по стопам отцов и шить костюмы, то пускай тогда станет на худой конец адвокатом. Но, не кончив курса, меня затребовали домой. Отец стал совсем плох. А потом его не стало. Скоро и мать последовала за отцом. Пока шли все эти печальные события магазин совсем захирел. Огромный сосед – конкурент съел всех наших клиентов. Печально было сидеть в этом полутемном магазине, со старыми витринами и манекенами прошлого века, которые нагоняли на меня дикую тоску и печаль. Иногда редко,  редко заходили проведать старые клиенты. Но не ради заказа, а так поболтать по – дружбе, вспоминая моего отца и его великолепные костюмы. Не то что бы я совсем не мог шить. Нет, такого не было. Вы же понимаете, что если в семье все портные, то и их дети становятся портными. Шил я не так блестяще, как мой отец и дед, но семейные тайны мастерства были переданы мне. Кредиторы стали одолевать со всех сторон. Вдруг оказались, что наша фирма должна и там и сям. Выплывали какие – то фантастические долги из очень далеких лет, когда и меня в помине не было на свете. Понятно было, что когда фирмой руководил отец, то он имел кредит, под свой многолетний бизнес и никто никогда не был им обманут. Но тут у руля встал новый босс, у которого еще молоко на губах не обсохло, да и сам корабль имел пробои, и вот, вот мог пойти на дно. В один из дней в моем кабинете, появился маклер и сообщил, что соседней магазин одежды хочет откупить у меня мой магазин, расплатиться по всем долгам, и даже взять меня к себе на работу. Предложение было обсуждено со всеми родственниками, и решили, что оно приличное и его можно было принять. И я пошел работать в этот огромный мужской рай. Начав с продавца, я за более чем сорок лет стал его совладельцем. Сейчас я уже отошел от дел, и только иногда помогаю советом. Именно сегодня я и оказался в нашем магазине. Почему, сейчас расскажу. Нашей фирме Голливуд заказал пошить костюмы для их нового фильма. Там были разные мужские костюмы. В  том числе были заказаны и двубортные костюмы. Заказ надо отдать сегодня. Но мы решили, раз у человека такое событие, то мы попросим кинокомпанию, разрешить прислать одно изделие, чуть попозже. Они сказали, перезвонят через час. Пойдемте ко мне в офис и там пождем их ответ.
    Мы вернулись опять в магазин и стали ждать звонка. В кабинет вошла секретарша и сообщила, что мы можем продать костюм нашему клиенту. Меня отвели в примерочную. Там висела моя американская мечта. Она оказалась мне в самую пору и выглядела чудо, как хороша.  Джозеф лично отвел меня к кассе.
- Я хочу дать Вам мою личную скидку в пятьдесят процентов на Вашу покупку. Это подарок на свадьбу Вашего сына. Все будет доставлено по Вашему адресу.
- А  я хочу оставить Вам сто долларов. Не подумайте, что это ответ на Ваши хлопоты. Я прошу, что бы на эти деньги Вы купили вино Вашей общине, на субботние трапезы.   
 Джозеф посмотрел на меня, улыбнулся своей чудесной улыбкой, и  проводил до дверей своего магазина.
               
05. 2012 г.


Рецензии