Воспоминания моего деда. 1924-1956год. Часть 6

 На фото мой дедушка- Шанин Иван Матвеевич(1886г-1975г). Снимок сделан в 1958 году.
 Здесь ему 72 года.

    ЧАСТЬ 6.

   Продолжение.(Начало см.Часть1-Часть5)

  1924 год.

Ремонт  помещения  под  правление  ЦРК  и магазин  окончен. Мы перешли с Кооперативной улицы в новое  помещение  на ул. Коммунальной, где  разместили  правление, торговый отдел, производственный отдел , ревизионную  комиссию  и бухгалтерию. Открыли промтоварный магазин № 9 .К этому времени торговая сеть ЦРК состояла из 19 магазинов. Оборот наш возрос почти что втрое против прошлого года.

От чрезмерной  нагруженности  я заболел. Дали мне месячный отпуск. Две недели я отдыхал в пригородном  доме  отдыха и стал чувствовать себя немного лучше.

1925 -1928год.

Торговля наша  стала расти все больше и больше. Расширилось производство по выпечке хлеба, т.к. открыли еще две пекарни. ЦРК  становится большим конкурентом частной торговле. Членов  ЦРК становится все больше. Товары стали поступать в большом количестве   из Украины, Ленинграда и др.городов. В помощь  ревкомиссии  был создан актив из членов ЦРК.  Они приносили большую помощь в деле  контроля  за торговлей.
За прошедшие три года  ЦРК вырос в большое торговое предприятие.  ЦРК стал иметь около пятидесяти  торговых  единиц ,пять пекарен.

1929год.

Сын Аркадий  окончил  десятый  класс  Пушкинского училища. В июле я поехал с ним в Москву хотел определить его  в какой-либо  институт. Учился  он отлично и мог бы сдать экзамены в высшее учебное заведение, но у него не  было  трудового  стажа, а моя прослойка служащего в то время во внимание не принималась.
Аркаша  был  вынужден  искать работу. Он поступил на  мельницу  в  машинное  отделение .
Но проработал  недолго, т.к. там  проводилось сокращение штатов. Через две недели он нашел работу на вагонно-ремонтном заводе. Он поступил в кузнечный цех учеником электросварщика.
Вскоре его избирают на комсомольскую работу в цехе.

1930 год.
« НЭП» как таковой перестает существовать, он сделал свое дело. Государственная и кооперативная торговля  окончательно вытеснила частную торговлю. Таким образом, три вида торговли: государственная ,кооперативная  и колхозная стали обеспечивать потребности трудящихся.

1931 год.
Немного о детях.
Осенью Аркадий  отправляется  с группой  рабочих  ТВРЗ ( Тамбовского вагонно-ремонтного завода) из 14 человек  в Ленинград  в  институт  инженеров  железнодорожного  транспорта.  Из  этой группы приняли только пятерых ,остальные вернулись обратно. Аркадий был принят на вечерний факультет .Днем он работал на заводе им. Егорова  электросварщиком. Это для него было тяжело работать и учиться,  но ничего не поделаешь, т.к. стипендии не было. Хорошо было то, что работа давала практику.

Капитолина окончила десятый класс и поступила на завод ТВРЗ чернорабочей, а потом её перевели в управление  завода  .  Валюша учится в 7-м классе.
В этом году меня  направляют на работу по организации ОРСа  ( отдел рабочего снабжения) при вагонно-ремонтном  заводе,   на должность   зав. торговым отделом. С этого времени  моя работа в ЦРК окончилась.
 
1932 год.
ОРС наш стал расти, мы имели пять магазинов. Председателем был т.Баранов.П.В.  Часто приходиться ездить в Саратов  в управление  ОРСами  по ж.д.
На каникулы приезжает из Ленинграда Аркаша.
В июле я по путевке завкома уезжаю в Песчанскую  кумысолечебницу на  полтора месяца.
Когда вернулся, Аркашу уже не застал. У него  кончились  каникулы и он уехал в Ленинград.
В этом году с продуктами становится трудно, их начали распределять по карточкам.

1933 год.

Год весьма тяжелый, продуктов  не достает. Хлеб выдается по карточкам  только тем, кто работает и детям, а не работающие не получают.
Было жутко ,население голодало.
Продовольствие почему-то было сосредоточено больше всего в Москве. Туда за продуктами было настоящее паломничество. Особенно большой наплыв был с Украины.

1934 год.

Стало легче жить, появились хлеб и другие продукты.
ОРС завода ТВРЗ в конце декабря  ликвидируется .Я  временно перехожу на работу в  ОРС завода «Ревтруд».

1935 год.

В этом году я начал работать в  «Горторготделе» .
На семейном совете мы решили  Валюшу   отправить   в  Ленинград  в институт  Мясомолочной  промышленности. Институт находился в г. Пушкине под  Ленинградом.  Ей приходится кое-что посылать, т.к. стипендию она ещё не получает . Аркаше ничего не посылаем, просто нет возможности. Он получает стипендию  и подрабатывает  на железной дороге.

1936 год.

Работаю в « Горторготделе»  экономистом.  Одновременно стал преподавать товароведение  на курсах  работников  торговли   сельской   кооперации. Это несколько пополнило мой бюджет.
В этом году Аркаша заканчивает институт и его  назначают в Новосибирск в управление железной дороги.

1937 год.
В Тамбове организуется область. Меня  командируют в Москву по закупке мебели для  Облисполкома  и Облфо. По этому  делу я прожил в Москве около месяца, закупил всю обстановку для канцелярии .
Работать по  организации области приходилось много. Открывали новые магазины ,намечено было в Тамбове  построить  хлебозавод.

Зав. Горторготделом  была весьма энергичная  и инициативная работница Р.Н.Виноградова.
Вся торговая сеть в Тамбове была приведена в культурный  вид. В магазинах был большой ассортимент товаров.

1938 год.
Проведена паспортизация всех торговых помещений. На улице Коммунальной открывается гастроном .С т. Виноградовой ездили в г.Воронеж  по вопросу снабжения города товарами , вернее добывали  областные фонды.

1939год.
Был в Москве на с/х выставке. Дал путевку Городской совет.
Началась война с Финляндией и у меня мобилизовали велосипед. Уплатили за него 420 руб.

1940 год.
Валюша  окончила  институт в Ленинграде. Её назначили работать технологом на молочный завод в  Западную Белоруссию в г. Столбцы  Барановической  области. Проводили мы её в сентябре, а в декабре она нам сообщила, что вышла замуж . Муж  её Чижонок  Андрей Захарович тоже работал технологом на этом заводе.

1941 год.
В феврале меня назначают на должность коммерческого директора магазина  Главунивемаг. Директором был утвержден т. Семенов Т.М.С ним мы подбирали штат и организовывали магазин.
Магазин мы открыли в апреле .Несмотря на высокие цены, оборот был весьма большой,товаров навезли большой ассортимент. Готовились к  планомерной торговле.
22 июня началась война.

Дочки мои в это время были кто где. Капитолина была в доме отдыха на Черном море. Мы с женой Любочкой  думали, что она и не вернется т.к. обратно надо было ехать через  Харьков, а его уже бомбили. С большим трудом ей все же удалось устроиться  с беженцами и доехать до Тамбова.
От Валюши  из  Белоруссии  ничего нельзя было узнать т.к. почтовая и телеграфная связь была нарушена. Местность, где она была, уже оккупирована немцами.  Жива или нет ничего не известно.
 
В первый раз Тамбов бомбили в ноябре месяце. Моя квартира также подверглась бомбежке.
Вернувшись с работы , я увидел, что в доме ни одного стекла. Любочку контузило волной и она долгое время плохо слышала. В соседней квартире осколком бомбы был убит мальчик Сергиенко  восьми лет. Его семья  эвакуировалась из Днепропетровска. Немцы приближались к Москве.

1942 -1943год.
Немцами был взят Воронеж. В Тамбове появилось очень много беженцев. Почти каждый вечер на Тамбов совершались  налеты  немецкой авиации. Бомбили ж.д. вокзал, элеватор, пороховой завод в Котовске.
От бомбежки пострадало много предприятий.
Помещение магазина Универмага было отдано под госпиталь, а нас перевели  в маленькое помещение. Часто приходилось бывать в  Москве. Товары мы получали из Москвы регулярно.
В Тамбове было очень много раненых.  Почти все школы отдали под госпитали.
Это был переломный год в Отечественной войне.

1944 год.
Началось победное наступление наших войск.
Освободили Белоруссию. От  Валюши, наконец ,пришло письмо, что они живы и что у нее народились две  девочки: Людмила в 1941 году в октябре и Ирина в 1944 году в сентябре. Они с мужем пережили оккупацию в деревне Осово. А когда их освободили, Андрей пошел воевать. И печальное известие, что муж её,  Чижонок  Андрей , был  убит  под Варшавой  в сентябре 1944 года и там похоронен  в братской могиле.

В октябре Капитолина  поехала  в освобожденную  Белоруссию  за Валей и её дочками, но привезла в Тамбов одну Люду, ей было три года. Валя пока осталась  с  только что  народившейся  Иринкой.
Наконец   приезжает Валюша с маленькой Ирой. Валино здоровье было очень плохое и мы были вынуждены положить её в больницу.

1945 год.
Полная Победа над Германией!   Солдаты возвращаются с фронта, но многие не вернулись.
Беженцы разъезжаются кто куда. В городе появилось много нищих и искалеченных войной.
Жизнь продолжается.
Меня утвердили директором магазина  Главунивермага. Приступаю к ремонту  2-й половины помещения магазина.

1946 год.
В этом году меня постигло несчастье. Жена моя Любовь Петровна заболела раком легких и в апреле месяце  скончалась. Похоронили мы её на Петропавловском кладбище.
В этом году мне исполнилось 60  лет и я стал получать пенсию. В  Главунивермаге  я проработал до 1950 года, потом меня перебросили организовывать   Горпромторг  в  г. Тамбове.

1951 год.

Несчастье вновь посещает нашу семью .В августе месяце скоропостижно скончалась в больнице моя младшая дочь Валюша. Ей было 35 лет. Оставила мне двух   девочек  Иру и Люду. Валю похоронили рядом с её мамой.
Меня назначили опекуном  моих внучек.
В сентябре девочки пошли в школу: Ира - в первый класс, а Люда- в  третий. Капитолина  работает на  вагонно-ремонтном заводе.

1954 год.

Решил съездить в Омск, повидаться с  сыном . Аркашу перевели туда из Новосибирска.
Посмотрел, как он живет. Я купался в Иртыше ,а с внуками Юрой и Толей путешествовал  по окрестностям  Омска . Город  мне очень понравился, но дома как-то лучше.

1956 год.

15 июля  по возрасту (70 лет) и по состоянию здоровья я  оставил работу и перешел на пенсию.
Таким  образом, я проработал в торговой сети 60 лет и три месяца. Силы стали слабее, здоровье уже  не то. Сейчас  моя главная  задача- вырастить внучек.
********************************************************
Послесловие.
Мой дедушка ушел из жизни  в 1975 году в возрасте 90 лет. Он успел вырастить  и выучить внучек и дождаться правнуков.


Рецензии
Спасибо. Прочёл с очень большим интересом.

Дмитрий Маштаков   10.01.2023 06:36     Заявить о нарушении
На это произведение написано 16 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.