Новорусское поле

Не люблю предаваться воспоминаниям о былых временах, которые уже не вернуть. Собственно, я была уверена, что «Автобиографией» и заметкой про соседское окошко дождливым ноябрьским вечером мои потуги написать мемуары и закончатся. Но, оказалось, я погорячилась.
Волею судеб (иж ты, а я, оказывается, пафосный лирик) и обстоятельств я провела неделю в уже знакомой по моим прошлым «мемуарам» «Брусничке». Я уже писала о том, как трепетно я отношусь к этому месту, и что меня с ним связывает.  И писала о поле. Правда, поле у нас красивейшее, потому не грех про него написать снова.
Когда я была маленькой девочкой (очень мне нравится тут слово «девочка», можно подумать, что я и маленьким мальчиком могла быть — нет, все-таки, видимо, я начинаю уже думать клише) и проводила в «Брусничке» не сказать, что большую, но, определенно, лучшую часть своей дошкольной и школьной жизни, наше поле всегда было для меня особым, можно сказать, магическим местом. Оно, как огромный зеленый океан, гудело высокой травой по ночам из-за соседских домов, возбуждая мою и без того богатую фантазию. Признаюсь честно, мне всегда казалось, что из лесов, которые окружают наши дома, однажды ночью выглянет огромное и страшное чудовище. При этом я была уверена, что оно к нам не подойдет: ему будет очень сложно перейти такое огромное поле.
И если само по себе поле просто казалось необъятным, то прогулка по нему была сродни таинственному магическому обряду. Выходя в поле, я, и без того впечатлительный ребенок, ощущала себя замкнутой в какой-то загадочный квадрат: в такие моменты и небо казалось выше, и ветер сильнее, и трава темнее, и... Нет, инопланетяне меня не забирали, как можно было бы подумать. Да тут дело даже не в какой-то мистике (хотя я убеждена в мистицизме этих мест — если не забуду, как-нибудь потом напишу и об этом): когда ты оказываешься на поле, вдали от шума и суеты огородников-любителей (которые, естественно, считают себя профессионалами), мозг, не веря в счастье окунуться в тишину и спокойствие, просто отказывается воспринимать обыкновенный клочок земли как что-то естественное.
Я постаралась как можно более четко описать свое отношение к нашему полю. Мне хотелось передать всю любовь и трепет по отношению к нему, чтобы было понятнее то чувство, о котором я буду говорить дальше.
Я уже писала, что в последнее время поле начали выкупать состоятельные люди, строить на нем коттеджи и сауны. Не хочу сказать, что это плохо, в конце концов, эти земли никому не принадлежат, а места для отдыха тут замечательные. К тому же, в начале восьмидесятых годов наших домов тоже не было, мы точно так же, можно сказать, вломились на территорию дикой живой природы (хм, почитаешь, такое ощущение, что у нас домик не в Ленинградской области, а в диких лесах Амазонки). Поэтому претензий к новым жильцам у меня нет. Тут нечто другое...
Когда я хожу по нашему полю сейчас, меня не покидает та гамма чувств, которыми я хочу поделиться.
Первое чувство — растерянность. Я просто не узнаю поле. Если в детстве я бродила по нему часами и всегда с твердой уверенностью могла показать дорогу к дому, то сейчас я с легкостью потеряюсь, даже не заходя особо далеко.
Второе чувство — чувство гостя. Да, конечно, это легко объяснимо: раньше эти земли были ничьими, и ребенок, являясь неотъемлемой частью природы, чувствовал себя там добрым хозяином; сейчас там другие, законные, хозяева, да и ребенок уже давно вырос. Это понятно. Но непривычно.
И третье чувство — обыкновенность. Пропал тот мистицизм, который так манил и тянул когда-то в поле. Поле стало обычной землей с обычной травой под обычным небом. И дух не захватывает, и не хочется набрать воздуха в грудь, закрыть глаза, и упасть на траву с чувством, что если выдохнешь этот волшебный воздух — помрешь к чертовой бабушке. Нет, спокойно как-то вдыхаешь, да и выдыхаешь без особых проблем.
Хотя, собственно, почему именно «гамма чувств»? Все это, думаю, одно чувство, только в разных проявлениях. Не его ли люди называют ностальгией? Не оно ли гонит нас из некогда любимого места и одновременно с этим вынуждает возвращаться снова и снова? Если честно, не знаю, раньше я с этим чувством напрямую никогда не сталкивалась. Мы пока не очень хорошо знакомы, но, видимо, эта первая встреча положит начало нашей очень долгой дружбе.
Однако стоит ли поддаваться унынию? Да, меняется мир вокруг нас, меняется наше отношение к этому миру, меняемся мы сами, но одно остается неизменным — память: пока мы помним наши любимые места и радостные мгновения, которые те нам дарили, они остаются нетронутыми ни временем, ни обстоятельствами. Именно поэтому, возвращаясь в город, я спокойна: несмотря ни на какие изменения, мое любимое поле осталось все таким же, и где бы я ни была, я всегда могу вернуться в загадочный квадрат никем нетронутой земли.


Рецензии