Географическое пространство и ландшафты России
Ландшафты Восточно – Европейской равнины: история их освоения.
«И пред лицом пространства мирового…»
Заболоцкий.
«Культура – полиморфное явление, которое может и должно изучаться с разных точек зрения».О.А.Лавренова.
Еще в 60-х годах 20 века В.И.Вернадский в своем труде «Биосфера» озвучил вопросы:
«Как влияет географическая среда на людей?» и «В какой степени сами люди являются составной частью той оболочки Земли, которая сейчас именуется биосферой?».
На второй вопрос ответ дал сам В.И.Вернадский в книге «Научная мысль как планетарное явление».
Чтобы не только получить ответ на 1й, поставленный Вернадским вопрос, а и понять, почему так, а не иначе, развивалась история любого географического пространства, нужно обратиться к легендам, летописям тех времен, археологическим данным и т.д.
Как свидетельствуют летописи, хранящиеся в Киеве, Чернигове, Гомеле и других городах, первые поселения появились в последние века 1-го тысячелетия нашей эры. В Киеве, Ладоге, Великом Новгороде и славном граде русичей - Любече, вершились судьбы всей Восточной Славии – Руси. Материалы археологических раскопок, последующие исторические исследования установили, что славянские центры племенных княжеств уже в 1м веке были в Гомеле, Киеве, Любече. Но освоение просторов Приднепровья с его притоками, озерами и крутыми берегами вели не только славяне, но, особенно в 9 веке, варяги – викинги с севера. С юга и юго–востока еще в 8 веке совершали набеги хазары – степняки. О славяно – хазарских конфликтах рассказано в Киевской летописи.
«Не много найдется на святой Руси мест, могущих сравниться с первозданной красотой этого места: его рек, холмов и озер, болот, пещер и лесов. Здесь струилась энергия славянской земли – иначе как можно объяснить изобилие исторических глобальных событий, произошедших у стен Любеча или с участием любечан, как можно понять почти полное забвение окружающее его сегодня?
Спят его языческие святилища и капища в древних урочищах; спят христианские святыни на холмах, спит Замок…
Не нарушай, благодарный потомок, покой сего заветного места у сердца Русской земли! Здесь шагала сама история нашей общей Родины!
Каждый камень на Днепре – Славутиче, каждый дуб – великан, каждое обвалившееся городище, курганы еще слышат дыхание забытого Люба; помнят таинственный образ Малка Любечанина, знают трагическую, но светлую судьбу Малуши, лады непобедимого Святослава и былинный образ ее брата Добрыни…
Чуть заметные валы Замка не забыли радостные для простых людей дни Любечского съезда – дни мира, надежды, любви, клятв; но и помнят, как горели эти надежды вместе с выколотыми очами Василька и зажженными смолянами стенами Любеча…
Русский человек, где бы ты ни был, как бы тебя не называли, помни: Любеч – один из древнейших центров сердца Руси; помни – твоя прародина здесь! Остановись и поклонись земле предков, приезжая сюда». ( А.Л.Олейник. Легенда о князе Любе. М.,2003г.)
«Солнце уже поднялось высоко, озарив лучами эту древнюю землю.
Караван переселенцев приближался к виднеющемуся вдали очень высокому берегу Днепра. Он надвигался, подавляя величием, первозданной красотой своих холмов, яров, провальями и островками привыкших к менее холмистой , полустепной южной местности.
На одном из отрогов берега, почти нависая над могучей рекой, виднелся небольшой градец с высоким валом, острым частоколом наверху. Горки – так называлось это поселение племени полян рода Зора.
По бокам стояли рубленные из дуба дозорные башни – вежи с узкими бойницами. За частоколом просматривалось несколько крупных деревянных теремов, видимо, жилища старшин и полсотни домов поменьше, и хозяйственные постройки.
Под горой уже паслось на утренней зорьке тучное стадо коров, а дальше отдыхал после ночной крупный табун лошадей. Почти прямо к городку вела одна из проток Днепра, переходившая в довольно большое озеро, окруженное почти вплотную высоким корабельным лесом. Вековые, шагов на сорок – пятьдесят, сосны стояли сплошной стеной, закрывая от непрошенных глаз небольшую пристань с деревянным настилом и полдесятка стоявших там судов…
До пристани было еще более тысячи сажен, но гостей давно заметили…Издалека раздались глухие удары дозорного щита, и через некоторое время из открывшихся дубовых ворот вышла размеренным шагом тяжеловооруженная дружина зоричей во главе с боярами рода. Прекрасное вооружение, выучка и дисциплина этих воинов вызывали зависть и страх окружающих племен.
Через некоторое время три ладьи – головная Люба и две со старейшинами подошли к пристани; остальные – к урезу прямо на Днепре.
В окружении бояр Люб опустился по трапу на дубовый настил, где его встречали хлебом и солью…На берегу князя ждали старейшины во главе со Славутой Зоричем. А по бокам, вдоль дороги от пристани до крепости, выстроилась грозная дружина. Со стороны дружины раздался мерный стук мечей о щиты и стройный гром «Слава».
При приближении князя из рода Киевичей, богатырь Славута, отдавая честь и уважение, опустился на правое колено и склонил непокрытую голову, прижав правую руку к сердцу. То же самое сделали и приближенные. Князь Люб, увидев склоненного Славуту, неожиданно для всех нарушил установленный обычай. Он подошел и тоже опустился на колено, обняв при этом за плечи старого воспитателя. Вокруг раздались радостные крики и восхищенные возгласы. Только среди старшей дружины любечан послышался рокот удивления.
Зато вместо гостей и хозяев, сразу появилось чувство родства и общности.
Отдохнув несколько дней, старшины засели на родовых собраниях, утрясая земельные, военные, хозяйственные вопросы. Решения были приняты.
Род Лебидя получил под головное поселение большую территорию в две тысячи сажен к северу от Горок. Вся земля дальше на полночь (на север), аж до устья Сожа, где начинались владения переселившихся гомиян,признавалась территорией любечан».А.Л. Олейник.
(Легенда о князе Любиче).
На первой стадии заселения практически на всей территории Руси, Полесья, Придонья главной была способность окружающей среды, особенно ландшафтов, защищать поселения людей от нападений других племен. Часто нападения совершали даже славянские племена, хотя они говорили на схожих языках. Бились они за места поселений. Значения имели все элементы ландшафта: об этом подробно рассказано в вышеприведенном тексте. Особенно важными для защиты были:
- реки, озера, болота;
- труднопроходимые леса,
- высокие берега рек,
- высокие природные холмы и возвышенности.
В.И.Вернадский, посвятивший десятки лет изучению жизни человека и окружающей его среды, сделал вывод, что появление человека привело как к качественным, так и количественным изменениям в окружающей среде. А в главном своем труде «Научная мысль как планетарное явление» утверждал, что человек, его деятельность являются новым геологическим периодом в истории Земли и предложил назвать его антропогенным (антропос – человек).
Если внимательно читать старинные летописи, даже художественную литературу, можно в описаниях поселений 8 – 9 веков найти насыпанные валы, холмы, вырытые рвы и т.д.
«Оставив детей и стариков на попечение Зоричей, Люб отдал приказ двигаться на север, на выделенные земли. Пользуясь помощью местных проводников, любечане пошли сушей, а опустевший флот дальше повели речники Солодка. Князь молча стоял на носу главной ладьи.
- Солодок, - неожиданно встрепенулся он, подзывая кормчего,- Славута говорил, что здесь есть протока, переходящая в огромное озеро с затонувшими дубовыми топляками, поэтому и называется Затон, кажется. А оно связано глубокими протоками с другими близлежащими озерами. Самое далекое он назвал Балгачем. Эти озера станут хорошей стоянкой наших судов. А в Затоне надо построить укрепленную пристань. Ты не забыл про боты и шнеки татей с севера, варягов? Надо здесь перекрыть дорогу в поляно-русские земли! И руководить этим делом будешь ты, сотник Солодок.
Прибыв на место, любечане разбили временный, но укрепленный лагерь на верхнем плато, обнеся его острым частоколом и небольшим земляным валом. С возвышающегося на добрых два десятка сажен над поймой реки плато открывался прекрасный и далекий вид могучего Днепра. Любечане назвали это место Горой…
Люб и Славута в окружении самых опытных родичей обшарили все окрестности Затона, выбирая место для детинца. А для это требовалось много условий:
- близость реки,
- высокое место,
- достаточное пространство,
- защищенность ярами (оврагами).
Любу очень понравилась высокая гора – выступ без леса – Лисица, выдвигающаяся острым останцом к озеру и плавно переходящая в обширное плато на северо-запад.
Если отрезать этот выступ глубоким рвом, то Лисица являлась бы прекрасно защищенным местом, где можно рубить (строить) детинец града. Высота останца была более двадцати сажен над уровнем реки, поэтому именно тут и приказал Люб ставить первые венцы будущего детинца – замка.
С каждым днем, повинуясь непрекращающимся работам, росли на Лисице дубовые стены палисада, появились темные бойницы, и тайные ходы к Затону и в яр, где поселились над небольшой речушкой, впадающей в озеро, любечане – гончары. Место это стали называть Яруга, а речку – Гончарка.
Со стороны плато был выкопан сухой, но глубокий ров, насыпан крутой вал с палисадом и частоколом. Неширокие, но массивные дубовые ворота оббили блестящими медными листами, присланными северянами князя Черна. Такими же листами покрыли подъемный мост через ров и крыши семи мощных башен по углам стены. Четыре из них смотрели на плато, откуда могла исходить главная опасность. Только после этого любечане разошлись по выделенным землям над Днепром, чтобы рубить родовые тверди и погосты. Княжеские хоромы, жилища приближенных бояр, хозяйственные постройки и клети рубили только родичи князя с помощью Зоричей. Княжеские хоромы могли вместить более сотни человек. Рядом с ними высилась черная громада гридницы (гриди – дружинники), построенной из добытого Солодком со дна Затона мореного дуба. Столетиями затонувшие деревья лежали в воде, постепенно приобретая черный цвет. По твердости они не уступали металлу и были прекрасным материалом, трудно поддающимся как оружию, так и огню. Первый этаж гридницы уходил вглубь земли и связывался потайными ходами с княжеским теремом, имея так же выходы к реке и лесу.
Именно над гридней – символом могущества любого князя - Люб высоко поднял стяг киевичей рода Лебидь – стремительно падающего орла. А вокруг детинца разрастался посад, который охватывал крепость почти со всех сторон. Особенно далеко разросся посад на плато в сторону глубоких многочисленных яров, поросших девственным лесом, изобилующим всяким зверьем. Сюда очень часто уходили любечане – охотники и каждый раз возвращались с богатыми трофеями. Могучие туры, зубры, крупные лоси и олени, зайцы, лисы, свирепые кабаны и волки, медведи, разнообразные птицы и пчелы, не считая более мелкие живности, гарантировали людям довольно сытное существование. Грибы, ягоды, лесные орехи дополняли местное изобилие.
Роды Лебидь и Зора построили совместный флот из тридцати боевых ладей и полсотни челнов – однодревок.
С такими силами можно было контролировать Днепр аж до кривичского (кривичи - племя славян) Смоленска на север. Устье Сожа до владений гомиян (жители Гомеля) и устье Припяти на юге, до самых киевских владений». (А.Л.Олейник. Легенда о князе Любиче).
В приведенном выше тексте дано описание освоения пространства определенного региона в конкретный отрезок исторического времени, насыщенного событиями в жизни нескольких родовых племен. Это описание позволяет увидеть и понять те причинно – следственные связи, которые формировали не только историю племен, расселившихся в Приднепровье. Позволяет так же понять особенности воздействия на то географическое пространство и его ландшафты, где вынуждены были жить те или другие племена, а позже – народы. И где бы народы не жили и в какие бы времена они не жили, они обязательно выступали как геологическая сила.
В приведенных текстах геологическая роль человека выявлена и описана с пониманием ее необходимости и неизбежности. И чем больше становилось людей, тем больше росло геологическое значение их социальной жизни.
Если внимательно изучить историю миграций народов в 8 – 11 веках нашей эры, то можно сделать вывод: переселение народов, начавшееся еще во 2 веке до нашей эры, и продолжавшееся в описанный период, было связано с изменениями среды, в которой эти народы жили. Они были вынуждены искать ландшафты, обеспечивавшие им защищенность и дававшие им возможность добывать пищу.
На территорию Руси в 8 – 9 веках нашей эры приходили:
- через северное Предкавказье приходили хазары (оседлый народ, живший в дельте Волги и Терека). Их могучее государство было уничтожено в 965 году Святославом Игоревичем.
- С севера на Русь по водным путям рек и озер шли норманны – викинги, которых на их родине считали разбойниками.
- В 8 века н.э. до верховий Волги доходили балты и ляхи.
- В 10 веке н.э. на Русь пришли торки – тюркская народность, поселившаяся на берегах реки Роси и охранявшая южные границы Руси от половцев (тюркоязычного племени).
Но эти вторжения не были грандиозными захватами: все кочевые племена, приходившие с востока и юго-востока, покидали места, где уменьшалось количество корма для животных из-за засух. Шли они к рекам, озерам, чтобы обеспечить стада животных водой и пищей.
Лев Николаевич Гумилев в своей работе «Ритмы Евразии» («Наш современник», 1992г.) писал: «…волна переселений кочевников отмечена и в 10 в. Тогда в причерноморских степях появились печенеги, выселившиеся с берегов Аральского моря; торки из современного Казахстана и кыпчаки (западнодинлинское тюркоязычное племя) – половцы – из Барабинской степи. И снова это было не завоевание, а постепенное проникновение небольшими группами, причем стычки и набеги заменяли сражения и походы».
На правый берег Днепра, севернее устья Припяти с полудня приходили славяне, обустраивая новые поселения. Сюда же добирались римляне Траяна, используя пути с голубого Дуная, по которым еще до них совершали походы предки славян.
Если внимательно читать выше приведенные описания территорий, которые заселялись разными племенами славян в древности, то можно четко понять главные,как исходные данные заселения территорий, так и становление людей – их образы жизни, их характеры, взаимоотношения в родах и с соседями. Кроме этого, не только все члены племени, но и каждый человек в отдельности, вынуждены были учитывать все особенности не только тех участков земли, где они селились. Они обязаны были знать особенности растительного мира, так как от этого зависела их безопасность. Они были обязаны изучить особенности животного мира, который обеспечивал их питанием, спасал от голода.
Ландшафт, как часть природной территории, которую осваивал человек, становился вмещаемым. А человек, как указывал В.И.Вернадский, становился главной геологической силой, изменяющей ландшафт, где строил поселение: валы, рвы, холмы, подземные ходы, запруды и др.Меняли не только внешний вид места, но и его природную геологию. А вместе с этим, человек менял и свое отношение к заселенному участку земли.
Известный историк и географ Л.С.Берг утверждал: «Географический ландшафт воздействует на организмы принудительно, заставляя все особи варьироваться в определенном направлении, насколько это допускает организация вида. Тундра, лес, степь, пустыня, горы, водная среда, жизнь на островах и т. д. – все это накладывает особый отпечаток на организмы. Те виды, которые не в состоянии приспособиться, должны переселиться в другой географический ландшафт или – вымереть».
(Берг Л.С. Номогенез. 1922г.)
«Всякий дол да наполнится, и всякая гора и холм да понизятся,
Кривизны выпрямятся и неровные пути сделаются гладкими».
Исайя. 40:4
Пророк Исайя таким видел пространство, которое окружает человека.
Справка: Любеч, основанный в 881 году, сейчас, в 2012 году - поселок городского типа, Репнинского района Черниговской обл., на Украине. Расположен в красивейшем месте на правом берегу Днепра.В нем живет 2400 человек.
Свидетельство о публикации №212061100493
Ауст Пущинский 11.06.2012 20:38 Заявить о нарушении
Философия - штука сложная,как и природа. Искренне благодарю за рецензию. 4я часть обязательно будет. Екатерина.
Екатерина Кирюхина 11.06.2012 20:06 Заявить о нарушении
И путь этой жизни, живя познаём...
Ауст Пущинский 11.06.2012 20:45 Заявить о нарушении