Семейные хроники

ПРЕДИСЛОВИЕ

    Человек отличается от других форм жизни умением мыслить, рассуждать, анализировать и учиться на опыте жизни предыдущих поколений.

        Народная мудрость гласит: По одёжке протягивай ножки.
Большая часть людей, особенно в молодости, не воспринимает это предупреждение как совет или указание свыше и стремиться стать лучше, умнее, красивее...

         Я осознала и поняла смысл этой поговорки ещё в юности и прожила свою длинную жизнь без высокомерия, в полном соответствии со своими силами, возможностями, не прося, не побираясь и понимая, что мне никто не должен.

       Моя мама – Мария Кузьминична Смирнова, по мужу – Вышенская прожила до 92-х лет в полном уме и твёрдой памяти и в последние годы своей жизни часами рассказывала мне о своём детстве, судьбе родителей и мечтала, что кто-то из нас – её детей посетит родовое имение её отца – Кузьмы Смирнова в селе Боблово.
       Я сумела выполнить её завет только в 2012 году.
В доме Смирновых в настоящее время находится музей Д.И. Менделеева. Я ходила по дорожкам, где когда-то ходили Предки, посидела на крылечке, где когда-то сидела мама, и мне казалось, что её дух сопровождает меня в моём путешествии и помогает в пути.

         В музей я передала наши семейные реликвии – альбом старинных фотографий семьи и усадьбы Смирновых, рабочую шкатулку бабушки – жены Кузьмы и большую алюминиевую кастрюлю, которую купил в Петербурге Кузьма для своей семьи по совету самого Д.И.Менделеева в 1903 году.

ДОКУМЕНТАЛЬНАЯ ПОВЕСТЬ
о жизни моей мамы – Марии Кузьминичны и двух моих бабушек – Александры Ивановны Смирновой и Елизаветы Дмитриевны Вышенской

      Я попыталась написать повесть о жизни 3-х женщин от их рождения до смерти, основанную на реальных событиях. Их судьбы сложились очень по-разному, но НИЧТО не сломило силу духа и достоинство этих женщин, они были похоронены собственными детьми и ушли из жизни без жалоб, с чистой совестью, и я надеюсь, что попали в РАЙ!!!

     Бабушку Елизавету Дмитриевну можно считать грешницей, изменившей мужу, не верующей в Бога, но любящей и верной женой второго мужа и Матерью пяти детей, которых не оставила своей заботой до последних дней….. Её жизнь сложилась драматично, но, несмотря на подлинную красоту и наличие поклонников, она, потеряв своего мужа в годы  Революции, не стала искать помощи и поддержки и осталась верна своей ЛЮБВИ  до самой смерти…
   
      Бабушка Александра Ивановна (бабушка Шура) – сирота с малых лет, выданная замуж без любви, глубоко верующая и практически безгрешная, верная жена и Мать четырёх детей умерла в ссылке, в страшных мученьях, но до последнего вздоха  помогала старшей дочери Марии в воспитании своих внуков… и также осталась верна единственному мужу, который погиб в 1920г.
    
    Мама…. Мария Кузьминична посвятила свою жизнь мужу и детям без тени страха и упрёка прожила без жалоб до 92-х лет!

    Жизнь моих «предков» сложилась на пересечении эпох, великих событий в судьбе страны, и может служить для кого-то примером проявления силы духа и возможностей Человека Непросящего…
      Мои родители, как и другие предки, не были ни известными, ни популярными людьми, их можно считать маленькими винтиками в Машине, или Молохе жизни.
      Я оставила их подлинные имена, которые практически никому и ни о чём не говорят, но всё, что здесь написано – правда, как и подлинными являются фотографии, приведенные для иллюстрации моих слов.



ОТ АВТОРА

        Жизнь моей бабушки Елизаветы Дмитриевны сложилась драматично, но, несмотря на подлинную красоту и наличие поклонников, она, потеряв мужа в годы Революции, не стала искать помощи и поддержки и осталась верна своей любви до самой смерти…

       Бабушка Александра Ивановна – сирота с малых лет, выданная замуж без любви, глубоко верующая и практически безгрешная, верная жена и Мать четырёх детей, умерла в ссылке, в страшных мученьях, но до последнего вздоха  помогала старшей дочери Марии в воспитании своих внуков…
И также осталась верна единственному мужу, который погиб в 1920 году.

       Мама… Мария Кузьминична посвятила свою жизнь мужу и детям без тени страха и упрёка до 92-х лет! Мария Кузьминична была удивительно мудрой матерью, она не жила ЗА своих детей и внуков, не поучала, не облизывала, не дарила подарков и уж тем более не снабжала деньгами. Она научила нас – её детей ответственности, честности в своих делах и поступках и уверенности, что человек всё может делать сам, но надо по одёжке ножки протягивать...
      Если бы не мама, то мой брат и его жена не отметили бы в этом году 60 лет своей свадьбы, я бы не обрела подлинное счастье свободы и независимости,  интересную, любимую работу с большим числом верных друзей, а моя сестра уже троих обожаемых внуков от единственного сына.

      В 1992 году я осталась в одиночестве, похоронив свою маму, а вскоре вышла на пенсию и занялась «творчеством» - стихоплётством, от нечего делать, а также погрузилась в историю своей семьи и решила написать для родных и потомков обо всём, что знаю по рассказам мамы.

      После того, как я опубликовала свои старинные фотографии на Яндексе, меня нашёл троюродный брат Дмитрий Смирнов, занимающийся историей нашей семьи и который  не мог найти сведений о судьбе брата своего деда Николая – Кузьмы – отца моей мамы и моего деда.
      Между нами завязалась переписка, я передала Смирновым семейные реликвии и документы, и встретилась с двумя своими троюродными братьями и сестрой!
      На обратном пути домой в Алма-Ату в поезде я прочитала роман Дины Рубиной «На солнечной стороне улицы» и поняла, что описание чужой жизни и судьбы может быть не менее интересна для читателя, чем фантастика и детектив.
Поэтому и решила опубликовать свою повесть, написанную для потомков, уж очень жизнь моих бабушек и мамы похожи на сериал…


Рецензии
Маргарита! Примите моё искреннее восхищение и мой низкий поклон Вам за эту просто замечательную работу! Вы с такой тщательностью и любовью собрали сведения о своих многочисленных родственниках, так увлекательно рассказали об этом, очень скромно, даже скупо, на мой взгляд, рассказали о себе самой. Действительно, жизнь Ваших бабушек и мамы, и отца чрезвычайно увлекательны и полны приключений, настоящий сериал можно было бы снять по их судьбам. Революция и Сталинщина катком прокатились по их судьбам, они выдержали все испытания, обрушившиеся на них, остались настоящими добропорядочными людьми. Как похожи судьбы с нашей семьёй. Мой отец тоже из Питера, в детстве и юности летом жил в Ашхабаде, после войны уехал туда и успел удрать перед землетрясением, судьба сохранила его не только на войне, но и увела из обречённого города... Какая интересная и многочисленная ваша семья, Маргарита! И как жаль, что Вы так поздно начали писать! Помимо Ваших других талантов, Вы ещё и сильная писательница! Восхищён! Браво!!! Р.Р.

Роман Рассветов   24.02.2018 18:39     Заявить о нарушении
Уважаемый Роман! я не могу найти слов, которые могут варазить Вам мою огромную благодарность за прочтение и добрые отклики. Я практически 50 лет работала в Проектном институте и мне некогда было писать ни стихи ни прозу. А после похорон мамы в 1992 году и выхода на пенсию в 1994 появилось свободное время, работая с братом на даче стала писать стихи, как и он, посылала их в письмах друзьям, а дочка друзей, которую я когда-то опекала во премя изыскательских работ опубликовала их на Стихи.ру и вдохновила меня познакомится с Компьютером и Интернетом в 2008 году. Я не ожидала что это просто, вот и получила вторую жизнь уже после 70 лет... А качестве благодарности обязуюсь прочитать всё у Вас

Маргарита Вышенская   25.02.2018 06:25   Заявить о нарушении
Спасибо, Маргарита! Мне, конечно, очень приятны Ваши слова и обещание! Я тоже познакомился с компом уже когда вышел на пенсию и мы с Людмилкой приехали на ПМЖ во Францию, к младшей дочери Наташе,в 2009 году, а через пол-года к нам с тремя детьми приехала и старшая дочь Аурика, они удрали от мужа и отца, он стал просто невыносим... Наташа уже тогда печаталась на "Стихи.ру", а позже начала писать и прозу, она на этих сайтах Натали Бизанс, загляните к ней, просто для знакомства, у неё уже 104 тысячи читателей, издали три толстенные её книги прозы. Вот она меня и научила печатать на компе... Роберт-Роман.

Роман Рассветов   25.02.2018 15:46   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.