Религия и Бог
Если без признания Бога мир не может быть познан, то, очевидно, без этого не решить и интересующий нас вопрос о смысле жизни человека, поскольку Вселенная и человек (вопреки концепции материализма) возникли не сами по себе, а были «созданы». Для начала уместно рефлекторно спросить, а все же есть ли Бог? Атеисты и верующие ответят на это по-своему, хотя в сущности верующими являются те и другие, т.к. установить, что Бога нет невозможно. Но атеизм - это вера твердолобая и абсолютно слепая, поскольку доказательств отсутствия Бога, естественно, просто нет. Зато есть многочисленные косвенные указания на Его присутствие. Тем не менее атеист скажет, что все равно не поверит, пока не удостоверится сам. А так это всё общие слова людей, впавших в маразм. Слова-то слова, но все мы интуитивно чувствуем, что в мире есть еще что-то помимо наблюдаемой реальности. Каждый из нас хоть раз в жизни ощущал на себе присутствие и действие какой-то абсолютно загадочной, таинственной и безмерной, непостижимой, чудесной, ни от чего не зависящей и ни к чему не сводимой, защищающей нас, всемогущей фундаментальной силы, управляющей всем.
Бога признавали многие знаменитые люди, в частности величайшие гении физики Ньютон и Эйнштейн. Ньютон, более того, (как и ряд других известных ученых) даже был богословом и имел соответствующие труды. Ничего странного в этом нет, поскольку в действительности противоречие между наукой и религией во многом надуманно, а сама наука долгое время существовала в рамках религии и лишь сравнительно недавно выделилась из нее в отдельную ветвь. Так в то время было лучше для обоих этих направлений человеческой мысли. У них разные цели, методы и области изучения. Действительно, наука раскрывает конкретные закономерности окружающего мира, задача же религии – постижение цели и смысла существования Вселенной в целом, а также того, каким образом мы с ней связаны, нашего места в ней. Далее, наука познает мир опосредованно - с помощью наших ощущений от него или приборов, логического анализа фактов и абстрактного мышления. В свою очередь, религия получает знания непосредственно из духовного опыта людей, прямо, без формальных доказательств (с помощью интуиции и мистических прозрений). Наконец, наука изучает физический мир, а религия – духовный, непроявленный и качественно своеобразный, на который физические законы не распространяются. Сейчас в общих интересах уже всерьез ставится вопрос о синтезе веры и знания, поскольку познание мира – это один из путей к Богопознанию. Достаточно сослаться на то, что существует и активно функционирует Папская академия наук.
Признание Бога требует даже меньшей веры и усилий, чем Его отрицание. И то, что Он есть - абсолютно реально. Вопрос лишь в том, какой смысл, какое содержание мы в это понятие вкладываем (концепции политеизма здесь опускаются). В христианстве - это триединый Дух, Творец, всеобщее мировое начало и исходящая от него животворящая сила любви и красоты. В исламе Аллах понимается как Информационное поле или Абсолютный Разум, Абсолютное Бытие, Бог - Дух. Квантовая физика и теория торсионных полей называет синонимами Бога Абсолютное Ничто, Высшую Реальность, Абсолют, Сверхсознание. Общее здесь - принятие того, что в мире есть «осмысленное начало, лежащее вне материи, вне ее законов» - объемлющий мироздание и пребывающий над Вселенной абсолютный Источник бытия, Первопричина всего, Единая Высшая Разумная Творящая Целесообразная Суперсила, породившая и контролирующая всё.
Согласно религиозным канонам, эзотерическим воззрениям, выкладкам квантовой физики и той же теореме Гёделя, Бог непознаваем - поскольку это действительно Высшая Реальность, т.е. реальность, выше которой никого и ничего нет. Тем не менее о свойствах этой Реальности, объясняющей всё, мы имеем право судить по ее проявлениям и исходя из логической непротиворечивости имеющихся мистических откровений. Следуя принципу Окамы и Тэрстоуна, в случае выбора между многими гипотезами, одинаково хорошо объясняющими факты, нужно принять наиболее простую из них, требующую минимального числа вспомогательных гипотез. В подобном ракурсе идея личностного, персонифицированного Бога, Бога - существа (Кришна, Гермес Трисмегист, Орфей, Христос) сильно проигрывает прочим трактовкам, именно этот вариант больше всего раздражает атеистов. В восточных религиях и в мистических традициях Богом считается некая разумная, несущая информацию космическая субстанция, разлитая по всей Вселенной, или же разумной объявляется вся природа: всё вокруг - это закодированный Бог, проявление Бога. Последние версии практически тождественны «научному» пониманию Бога. Поэтому в дальнейшем при упоминании Бога будет подразумеваться, что изложение не противоречит субфизической трактовке этой всеобъемлющей Высшей Реальности.
Следует различать Бога и религию. Религия (от лат. religio, связываю) занята сферой отношений человека с непроявленной реальностью. Это форма общественного сознания, незримо соединяющая миры (наш и Горний), связывающая человека с Богом. Бог существует объективно, независимо от чьих-либо мнений, а религии созданы людьми – для объяснения устройства мира. Как исключение, есть даже религии без «внешнего Бога» (такие течения индуизма, как например буддизм и джайнизм). Религиозные верования, возникшие первоначально, видимо, как живое чувство Высшего, как отзвук мистической интуиции, приводящей душу в трепет перед непостижимым и таинственным Началом всего, а также как отражение зависимости человека от сил самой природы, его бессилия перед ними, со временем стали одной из форм управления людьми, контроля их поведения и организации отношений в обществе. Страх пропагандируемой кары небесной побуждает многих соблюдать хоть какие-то нормы поведения. Религия призвана упорядочить жизнь «своих» людей и дать им нравственные ориентиры, прививая и эксплуатируя через церковь веру в Бога. Благо человек нередко нуждается в опеке и защите - он инстинктивно тянется к чему-то большему, чем он сам, стоящему над ним. Вера помогает слабым - дает людям силы и приносит надежду. Но она необходима и "сильным".
Вера вообще есть необъяснимая и непоколебимая уверенность, убежденность в чем-либо, внутреннее знание без доказательств - без логического и фактического подтверждения. Религиозная же вера - это ощущение присутствия в нашей жизни духовного Начала, направляющего нас и придающего осмысленность как бытию Вселенной, так и нашему собственному. Это убежденность, глубокая уверенность в существовании Бога, Божественных сил, стоящих над нами. Это состояние, когда мы ощущаем Его несомненность с той же полнейшей достоверностью, с какой мы признаем очевидность нашего собственного внутреннего мира. Это «прочувствованное» человеком признание, принятие всей душой, без сомнений и колебаний, наличия помимо знакомого нам мира и другой, качественно иной и более глубокой, непостижимой сознанием Реальности, влияющей на нашу жизнь. В подобном случае религиозная вера как сила, связующая миры, образует невидимый мост между духом человека и Духом Божественным. Такая вера, формирующая связь с Богом, подкрепляется наиболее достоверной практикой из всех возможных - внутренним опытом самого человека. Атеисты смотрят на верующих свысока, считая их людьми неразвитыми и даже ущербными, отставшими от достижений технического прогресса. Но при ближайшем рассмотрении оказывается, что чем величественней его поступь, тем явственней проступает духовная нищета и бессилие этих формальных успехов, тенденция к их негативному влиянию на меру человеческого в человеке.
Подлинная религиозная вера есть беспредельное доверие к Богу, верность Ему. Она неотделима от человечности и не имеет отношения к тупому фанатизму. Такая вера приносит надежду отчаявшимся и опустошенным, наполняет их энергией жизни. Она несет им идеалы справедливости, братства, свободы, самоотверженного служения, уверенность в конечной победе добра и в ценности человеческой личности. Каждый, обретший веру, знает, что он - не одинокий беззащитный никчемный скиталец в равнодушной космической бездне, а дитя Божие, соучастник божественных замыслов, духовно родственное Ему творение. И он понимает, что в том числе и к нему лично обращены сакральные слова: "Я с вами во все дни до скончания века". Конечно, среди верующих тоже много людей равнодушных, поскольку "клобук не делает монахом". Ведь вера может быть формальной, приглушенной, надуманной и неискренней, сводящейся к обрядоверию, а то и фальши, при которых в людях вместо Высокого все чаще открывается низость человеческая. Но это вопрос другой.
Религия же есть своеобразный обобщенный ответ людей на проявления Божественной сущности в их жизни. Это бытующая в данном обществе совокупность представлений о Боге и других сверхъестественных силах, являющихся предметом поклонения. Вообще говоря, в религии априори мало объективности, т.к. Бог неизменен, а церковь склонна приспосабливать свои догматы к конкретным историческим условиям, подгонять под потребности общества, а то и власти. В частности, из более чем 30 имеющихся Евангелий христианская церковь «отобрала» и канонизировала только 4, больше всего подошедших под ее доктрину, а остальные объявила ересью. Религия - это принятый в конкретном социуме способ признания Бога, интерпретации Его законов и предписаний, данных людям через пророков - посредников между мирами, посланников, глашатаев, ретрансляторов воли Всевышнего.
Бог един, но разные религии называют, описывают и характеризуют Его по-разному вследствие того, что Он «находится» на ином плане бытия, непостижим, непознаваем и непосредственно не воспринимаем, а разные люди в разных условиях интерпретируют одни и те же факты и явления по-своему. К тому же есть подозрение, что наблюдаемая нами ожесточенная борьба конфессий во многом отражает не отстаивание так называемой «правды», а попросту перманентный конфликт интересов. Ведь если религии расходятся во мнениях об одном и том же, значит истиной в полной мере не владеет никто из них. И нам поэтому следует не противопоставлять их друг другу, а ориентироваться на общие места в этих ее трактовках. Тем более, что Бог (как наш Создатель) не разделяет людей по их религиозной принадлежности. Он любит их одинаково.
Все монотеистические религии признают, что Бог - это Всемогущий Творец, обладающий Волей, Намерением. Он - Первопричина всех физических явлений природы, существует везде и нигде одновременно. Он полностью контролирует мир вещей и непрерывно излучает энергию, свет и жизнь, чтобы всё постоянно изменялось и обновлялось. Всеобщий Отец «правит кругом вечности». Нам не дано знать замыслы непогрешимого Бога, но мы можем о них судить. Почему и зачем нематериальное, несоставное Абсолютное Ничто, Бог, «обладающий» всем, чем можно обладать, создал Вселенную и человека? Поскольку точного ответа на этот вопрос мы никогда не получим, ибо такой ответ касается непостижимой сути Бога, нам остается просто принять как аксиому, что создание всего во Вселенной - это неотъемлемое свойство Бога, являющегося Абсолютной Реальностью. Все остальное относительно и временно.
Хотя Бог - не существо в обычном смысле, для осознания логики происходящего нам не обойтись без использования понятных людям вероятных «антропоморфных», личностных стимулов Творения. Бог - это неисчерпаемый, безграничный источник созидания. Но творческое начало не может пребывать в себе, по своей природе оно должно что-то создавать, его суть требует конкретного выражения. Это Разумное, Вечное, Неизменное Начало дает и порождает Любовь. Бог, согласно иудаизму, и сам есть всеобъемлющая Любовь - необъятный океан Любви. Поэтому Он испытывает потребность Любить, быть Собой, и получать ответную любовь. Но чтобы любить, Ему нужны объекты любви - Творения, которые надо создать в изменчивой форме, вне идеальной сферы. Он стремится проявить свой естественный творческий потенциал также с целью самовыражения и самопознания. То есть у Бога, обладающего свободной Волей, есть две доминанты – потребность Любить и Творить. Бог любит нас и любит через нас, через наши сердца. Он создал нас, чтобы мы в своей жизни искали Его, постепенно росли духовно и в итоге возвысились до Его совершенства.
Всё в мироздании иерархично. Согласно учению Плеяд, Всеобщий Отец создал своих Божественных Сынов и подчиненных им разумных существ, которым делегировал возможность формировать локальные Вселенные и править ими. Эманировав из себя энергии и Божественные сущности, Первотворец наделил их своей мощью (христианская тринитизация Бога-Отца) и «сказал» им: «Идите и творите с любовью, и приведите всё обратно ко мне!» Так в конце концов путем смены периодов инволюции и эволюции (цикличность процессов - от тонкого к грубому и от грубого к тонкому) появилась теперешняя материальная, проявленная, видимая Вселенная и человек. Но всё должно вернуться туда, откуда вышло. Пока же на Земле, судя по всему, уже последовательно побывало несколько цивилизаций, намного превосходивших нас теперешних по уровню развития. В эту тему органично вписываются даже варианты теории о том, что жизнь и разум на нашу планету были занесены вообще из Космоса, при вмешательстве вполне материальных внеземных существ - «богов» из плоти и крови, однако принципиально это ничего не меняет, т.к. и ту, «исходную» инопланетную жизнь тоже должен был Кто-то создать. Вопрос о Высшем Духовном Сверхъестественном Божестве тем самым не только не снимается и не закрывается, но эти версии событий, напротив, лишь с еще большей силой подчеркивают безмерность Его могущества.
Свидетельство о публикации №212061201170