Жизнь и смерть

Текст продолжает и дополняет публикацию «Человек и его сущность»

Мы уже отмечали, что если жизнь у человека одна, то лишения, страдания, унижения и временами преступления, на которые ему приходится идти в течение своей жизни, бесцельны - «всё есть суета и томление духа». Нет никакого смысла в наших приобретениях любой ценой и самовозвышении в обществе за счет других (деньги, имущество, почет, должности, выгоды, награды и т.п.), т.к все это уйдет от нас с нашей смертью. С собой мы ничего не возьмем. Люди этого не понимают и ведут себя подобно животным, действующим чисто инстинктивно, причем это подобие сдвинуто не в лучшую для нас сторону. Так называемый цивилизованный человек считает себя высшим созданием и хозяином мира, но от дикого животного отличается главным образом безмерным эгоизмом и беспредельной подлостью. «С людьми ты тайной не делись своей. Ведь ты не знаешь, кто из них подлей». «Нет человечьей пакости конца, средь морд звериных не найти лица».

Терпимость и справедливость вообще не свойственны человеческому естеству. При всем своем высокомерии и самомнении, это абсолютно не нужное и враждебное природе существо – ненасытный хищник, паразит биосферы, самое агрессивное, злобное, циничное, порочное, жадное, тщеславное, завистливое, коварное, хитрое, злопамятное, вероломное, жестокое и беспощадное чудовище. Проблемы других для него вторичны. И вся эта конфронтация с миром проходит зря! А стоит ли терять человеческий облик и свое достоинство, если мы всё равно окажемся у разбитого корыта? Едва ли. Но вот умираем ли мы? Вопрос, вроде бы, нелепый. Однако не будем спешить с выводами о вменяемости вопрошающего и попробуем разобраться в том, что такое наша смерть.

Смерть есть существенный момент жизни. Она означает прекращение жизнедеятельности, всех жизненных функций организма. Ее констатируют по отсутствию у человека дыхания и кровообращения, по блокированию зрачкового рефлекса  и ряду других признаков, всего их более 400. Иногда факт смерти установить не так-то просто, поскольку ряд ситуаций имитируют ее (например, летаргический сон, кома, анабиоз и йоговские трюки). Поэтому при эксгумации нередко выявляются (в частности, по изменению исходного положения тела) случаи ошибочного захоронения ещё живых людей. Но нас это в данный момент не интересует. Мы также не рассматриваем известный философский тезис о том, что смерть не имеет к нам  отношения, поскольку пока мы живы, смерти нет, а когда приходит смерть, то нет уже нас. Мы говорим о том, что происходит тогда, когда человек действительно и бесспорно (в принятом медициной смысле) умирает.

Парадоксально, но психологически существенно, что (вопреки «естественным» ожиданиям) в момент своей смерти человек может переживать эмоциональный подъем.  По свидетельству медицинских работников, для последних минут жизни большинства людей с незамутненным сознанием характерен не страх смерти, а особое возвышенное состояние, граничащее с экзальтацией. Иногда они видят образ духовного мира, но чаще всего - умерших родных, которые «пришли за ними». По ощущению умирающих, близкие помогают им перейти грань жизни и смерти.

В эвристическом плане также важно, что процесс умирания имеет две стадии: клиническая смерть (зачастую обратимый этап) и биологическая (окончательная). Клиническая смерть - это пограничное состояние между жизнью и полным небытием, наступающее сразу вслед за остановкой сердца человека; как правило, оно составляет 4-5 минут после прекращения кровообращения. В этот период времени с помощью специальных мер умершего еще можно вернуть к жизни.  Далее гибнут клетки мозга, самого чувствительного к гипоксии органа, и фиксируется биологическая, необратимая смерть. Правда, зарегистрированы единичные экстремальные необъяснимые случаи пребывания людей в состоянии клинической смерти несколько часов и даже дней. С развитием реанимационной техники из состояния клинической смерти удается вывести всё больше людей. Порядка 5% лиц, побывавших за гранью, возвращаются обратно. После поразительных документальных свидетельств, представленных в книгах Р.Моуди, а затем А.Форда о жизни после смерти, интерес к этой теме резко возрос и с 1975 года в разных странах проведено огромное количество соответствующих наблюдений. Расспросы людей, реально оказавшихся на пороге смерти, но вернувшихся «с того света» выявили, что большинство побывавших «Там» из происходившего с ними после остановки сердца ничего не помнят. Но 15-18% опрошенных имели выраженные околосмертные переживания. Их свидетельства отличаются большим сходством впечатлений. В подобных сообщениях всегда присутствуют пятнадцать общих элементов, выстраивающихся в стройную цепочку переживаемых человеком ярких событий, не имеющих ничего общего с галлюцинациями.  При клинической смерти человек посещает принципиально иную, запредельную область или плоскость  существования, переходит на совершенно иной уровень реальности.

Для нас важнее всего в этих описаниях возникающее «Там» непередаваемое словами  ощущение радости, любви и блаженного покоя, нежелание возвращаться обратно, а также  то, что после смерти сознание человека остается ясным и четким, хотя объективно электрическая активность мозга при этом отсутствует (на осциллографе наблюдается ровная полоса - нет биотоков мозга, мозг ни жив ни мертв, не функционирует). Происходит уже знакомый нам «выход из тела», умирающий оказывается вне физического тела и (при полностью отключенном мозге) видит всё происходящее со стороны, в том числе и своё собственное  бесчувственное тело, как зритель, наблюдающий за ним и за попытками врачей вернуть его к жизни (себя со стороны в этом состоянии видят даже слепые от рождения, но придя в сознание они снова «становятся» слепыми). То есть из всего этого с очевидностью следует, что сознание во всей его полноте не только не связано с мозгом, но и может существовать вне мозга и даже без него, а также то, что Душа и личность человека переживают его тело. В этом ракурсе основной интерес вызывает, естественно, дальнейшая судьба души -  жизнь Души после биологической смерти человека.


Рецензии
Моя любимая тема - каждый день думаю про это. Я со своей стороны могу высказать следующее. В человеке есть нечто, что сопротивляется не только смерти, но и идеи небытия. Все, что Вы описали впринципе можно поставить под сомнение, сказав, что все эти переживания просто предсмертные глюки. Потом они заканчиваются и приходит великое НИЧТО. Если не заканчиваются, то человек просыпается и продолжает жить, переживая дальше давно привычные глюки. Поэтому эта точка зрения шатка. Нельзя до конца быть уверенным в бессмертии души.
Я просто хочу поделиться своими "находками", чисто рациональными.
1. На все вопросы можно дать ответы, но наше бытие незавершенно, т.е. это значит, что есть то, что всегда останется неизвестным. Одно из них - почему "Я" родился в данный момент времени, в данном месте и в данных условиях. Это вопрос судьбы и предопределенности. Этот вопрос я задавал Ю.В.Мамлееву - он подвис и рассказал про что-то такое индийское (крама, колесо сансары и пр.). Короче, отсюда следует, что если мы не можем осознать источник собственного бытия, мы не можем это же самое осуществить для нашего небытия. Поэтому вопросы бытия или небытия после смерти не имеют смысла. Это запредельное, и любой ответ сразу ведет контрответ (плюс на минус).
2. Если так страшно умирать, зададимся другим вопросом - а согласились бы вы жить вечно и никогда не умирать? Вообще никак и никогда - вечно быть. Что страшнее?
3. Слова Борхеса - "... жизнь слишком бедна, чтобы не быть бессмертной...". Я их перевожу так - на фига вся эта глобальная затея, если потом вечное НИЧТО? Отсюда родился мой афоризм:
Если представить жизнь, как прямую линию от точки А (рождение) к точки В (смерть), то отойдя от точки В на пару шагов дальше может быть лишь два варианта: 1)Полное Ничто и 2)Некое нечто. Если верен первый вариант, то жизни не было.
Понимате, о чем я? Перед лицом вечности вечное НИЧТО до, и вечное НИЧТО после поглащают эту мельчайшую писчинку - нашу жизнь. Ежели мы стараемся и заботимся об этом, значит что-то такое есть и это нечто инаковое чем жизнь и смерть, чем бытие и ничто, чем прямые линии и все эти буквы.
Спасибо!

Павел Гурачов   29.09.2012 01:57     Заявить о нарушении
Павел, эти вопросы рассмотрены в моей публикации "Смысл и предназначение человеческой жизни" http://www.proza.ru/2012/06/07/1043 и в ее фрагментах. Не всё так пессимистично, и даже напротив.
Успехов!

Влад Матин   29.09.2012 11:00   Заявить о нарушении
Вот спасибо! Закачаю на электроную книгу. Кстати, никакого пессимизма в моих измышлениях нет, как раз наоборот. Видимо, Вы что-то упустили.
Спасибо, и Вам всего наилучшего!

Павел Гурачов   29.09.2012 19:06   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.