Жизнь и судьба

Текст продолжает и дополняет публикацию «Жизнь души человека между жизнями»

Судьбы, понимаемой как неумолимый рок, как жестко предначертанный свыше, не зависящий от воли человека ход событий его жизни, в чистом виде не существует. Хотя будущее действительно уже есть, оно размыто в деталях и потому допускает некоторую коррекцию. «Свою судьбу мы творим сами» - говорит марксистская философия, отрицающая влияние на нас потусторонних сил. Это избитая пропагандистская фраза, но в целом она верна, правда по другим причинам. Понятие «судьба» производно от  слова суд. Но это то,  что мы по согласованию с Высшими силами сами себе «присудили» в соответствии со своими прежними «заслугами». То есть судьба - это оптимальный план дальнейшего развития души, составленный с учетом того, чему каждый из нас уже научился, и того, чему ему предстоит научиться в очередной земной жизни.

Как уже упоминалось, мы сами «заранее» планируем сценарий будущей жизни - исповедимый путь, по которому собираемся пройти на Земле, чтобы выполнить свое предназначение, решить определенные кармические задачи, выучить конкретные для данного воплощения уроки. Именно мы «выбираем» себе место рождения, своих родителей и многие другие обстоятельства, активно влияющие, а то и лимитирующие нашу жизнь, поскольку от них зависят общие условия и весь уклад жизни человека, особенности его тела и умственные задатки. 

Нами управляют, нашу жизнь корректируют, мы совершенно бессознательно постоянно «отчитываемся» о своей жизни перед Высшим Разумом. Но мы сами попадаем в этот мир, чтобы пережить негативные эмоции (которых нет в Мире Душ), преодолеть их и благодаря этому вырасти духовно во имя высшего блага. Души добровольно и не случайно получают определенные уроки, вместе с тем кармический план не всегда реализуется так, как он задуман - в силу переменчивости земных условий и обстоятельств. Кроме того, Бог наделил нас  не ограничиваемой Им свободной волей, и мы можем в любой момент изменить свою судьбу - конкретный путь испытаний, который человеку нужно пройти для духовного роста.  Можно сказать, что Бог расставляет лишь декорации и показывает ориентиры на дорогах судьбы, а за веревочки кукол дергаем мы сами. Мы - переодетые актеры на мировой сцене.

По поводу больших событий нам нечего волноваться - «Там» всё уже решено. При этом, однако, у человека имеется множество локальных вариантов судьбы.  Вопрос нашего выбора - какой из них предпочесть собственным действием или бездействием. Для слабых и пассивных людей исходные условия жизни в сочетании с наклонностями и страстями могут действительно стать буквально судьбой, ярмом на шее. Мистическая, неумолимая судьба, которую нам якобы определили богини древних (мойры и парки) и от которой не уйти, имеет место в том случае, если мы сами «ранее» на нее согласились и не пытаемся пересмотреть текущий сценарий жизни. Тем не менее при желании всё можно изменить - даже линии на ладонях, по которым хироманты предсказывают человеку его судьбу.  Разумеется, на практике «выбрать» себе судьбу получается далеко не у всех - из-за лени, нехватки терпения и уверенности. Наше сознание определяет наше бытие, а не наоборот. Всё решают духовные устремления личности, на которые накладывается индивидуальный опыт и убеждения человека. Главным для самого воплощающегося индивида является в конечном счете то, как складывается его земная жизнь по его личным ощущениям, то есть как он ее сам воспринимает. И здесь ничего не остается, как на новый манер повторить положения, уже хорошо нам известные. 

Человеку отравляют жизнь такие чисто субъективные моменты как страхи, беспокойство, ненависть, злоба, зависть, злопамятство, исключительный эгоизм и неспособность приспособиться к действительности. Инстинктивный страх не быть любимыми остается с нами всю жизнь, поскольку ласка, нежность и забота гарантируют нашу защищенность, в которой мы нуждаемся с первого дня нашего появления на свет. Позже многих преследуют страхи не соответствовать каким-либо стандартам и быть отвергнутыми обществом или отдельными людьми. Или, скажем, страх состариться и стать обузой. Не менее распространен страх смерти. Он связан не только с инстинктом самосохранения. Его можно назвать, скорее, страхом потерять жизнь, вернее, утратить то положительное, что она нам дает, - в частности, лишиться имущества, положения, связей, привычек и возможностей, в том числе возможности общаться с близкими людьми, к которым мы привязаны. У творческих людей собственная жизнь зачастую имеет ценность лишь как возможность  заниматься любимым делом, поскольку она здесь является частью этого дела, способом, средством его реализации. Дело для них важнее жизни. Многие рассматривают свою жизнь также как своего рода проект по стремлению к определенным идеалам или как нечто материальное, которое нужно создать. Эти метафоры подразумевают, что можно не успеть довести дело до конца, и потому смерть становится угрозой нашим планам. В этом случае страх перед смертью является, в сущности, подсознательным пониманием того, что мы еще не выполнили своей задачи, своего предназначения. То есть боятся в сущности не смерти как таковой, а перспективы умереть, дающей ощущение предстоящей несправедливости, обрывающей нашу связь с жизнью. Страх расстаться с ней – это и боязнь потерять себя самого, ведь жить – значит, осознавать, ощущать  себя.

Этот страх проходит, когда мы вспоминаем о своем подлинном естестве и ощущаем себя частью высшего порядка всего сущего. Нам  нечего бояться. Смерть имеет отношение не к нам, а к нашему телу. Но мы - не тело. Мы - чистое сознание, которое не рождается, не становится старым или больным и, конечно же, не умирает. Душа не знает смерти, она свободна и вечна. Мы просто есть, всегда были и всегда будем. Мы покидаем этот мир, избавленными от проблем и страданий, причем даже более живыми, чем раньше, поскольку «Там» мы существуем на более высокой частоте. Как отмечал еще З.Фрейд, человек никогда не взрослеет, в душе он остается все тем же пятилетним ребенком. И это понятно - Души у нас молодые, раз мы еще приходим на Землю. Мы здесь ничего не можем потерять, т.к. то материальное, что у нас есть, дано нам взаймы. Оно - не наше и после нас останется здесь. А всё своё (духовные наработки) мы возьмем с собой, чтобы затем с ним начать новую жизнь. Да и нелепо бояться смерти, после того как мы, сами того не понимая, спокойно переживаем ее в миниатюре каждый день, когда засыпаем. И с легкостью переходим с одного уровня сознания на другой. Под наркозом с нами также происходит нечто подобное, но мы-то сами никуда при этом не исчезаем.

Кроме страхов, нас угнетают различные тяготы жизни. Парадокс в том, что мы для них сюда и приходим, только мы этого не помним. Трудности нам  нужны, без них мы не растем духовно, и ошибки тоже «надо» совершать. Они играют в жизни ту же роль, что и уроки в обычной школе. Жизни без трудностей вообще не существует, так и задумано. Но нас «здешних» это раздражает. По мнению нашего безмозглого «интеллекта», всё в мире должно для нас идти гладко и  успешно, а другие варианты событий оцениваются нами как неприемлемые.  Это потому, что зарождающееся сознание беспомощно перед животными страстями, требующими своей реализации немедленно и наплевав на всё. Наши неокрепшие души находятся здесь во власти примитивных инстинктов тела - непроизвольных реакций, как помогающих организму попросту выжить (голод, жажда, половое влечение; все рефлекторные физиологические функции - пищеварение, кровообращение, дыхание и т.д.), так и губительных для него проявлений эгоизма типа агрессии, ненависти, зависти, алчности, ревности, злобы  и других знакомых составляющих низшей природы человека. При этом негативные эмоции «Человека неразумного» больше всего вредят ему же самому.

Напряжения и нагрузки в жизни неизбежны, но они приносят пользу, приглашая нас разобраться в себе, поскольку объективного восприятия реальности не существует. Жизнь для нас ровно такая, как лично мы ее ощущаем. Мы негодуем, когда происходящее создает нам трудности. Но эти трудности возникают из-за несоответствия внешних обстоятельств нашим представлениям или ожиданиям. Гнев для многих -  постоянный и абсолютно невменяемый спутник жизни, от  него всё становится только хуже, в том числе хуже и нашему здоровью. В раздражении мы «срываемся с цепи» и совершаем бессмысленные действия, которые зачастую оборачиваются против нас. Нужно принимать каждого таким, какой он есть, не осуждая и не пытаясь навязать ему свои понятия. Все, с кем мы общаемся, в конечном счете являются нашими учителями жизни. Простейший способ избежать гнева - изменить свои представления, которые всегда субъективны. Когда мы перестаем ожидать чего-либо, обстоятельства не могут застать нас врасплох и мы относимся к событиям спокойно, принимая жизнь такой, какая она есть сейчас. Имея ожидания, мы неизбежно будем испытывать разочарования, поскольку «здесь всё не по твоей вертится воле». События, нас не устраивающие, нередко имеют для нас  гораздо большую ценность, чем те, которые нам  нравятся. Спокойное отношение к трудностям помогает нам осознавать свои недостатки, преподносит урок, который мы еще не выучили, иначе мы не испытывали бы этих затруднений. Пока мы не усвоим урок, не поймем, что именно мы делаем не так, жизнь будет снова и снова сталкивать нас с одной и той же проблемой. По мере избавления от собственных недостатков исчезают и наши трудности.

Многие, правда, полагают, что в определенных ситуациях они просто «вынуждены» возмущаться. На самом же деле такой вывод - это гнилой плод нашей забитости, ущербного воспитания - наших убеждений, вколоченных людьми или обстоятельствами в наши восприимчивые головы. В эмоциональном плане мы ничем никому не обязаны, и никто в мире не способен нас разгневать, если мы это не сделаем сами, сами не дадим себе «указание» возмутиться. Это наша индивидуальная реакция, которую мы сами, без принуждения выбираем в качестве стандартного ответа на несоответствие чего-то нашим жизненным установкам. Мы слишком серьезно относимся к поводу для нашего негодования, всецело определяемого исключительно нашей точкой зрения на обстоятельства. Но это лишь оценочное суждение. Все мы по-разному фильтруем и интерпретируем одни и те же факты. У нас разный ракурс восприятия действительности, и его можно менять. Трудно признать, но наш главный враг - это мы сами.

Нередко мы от большого ума сердимся даже на себя за то, что мы не такие, какими хотелось бы быть, вместо того, чтобы немалые силы, вкладываемые нами в это негодование, тратить на изменение собственной неуживчивой персоны. А что касается ошибок поведения, то они свойственны абсолютно всем. Важно своевременно на них реагировать и делать надлежащие выводы. Совершенных людей в природе нет. Все мы (воплощающиеся) в чем-то духовно дефектны, иначе нам нечего было бы здесь делать. К тому же жизнь постоянно демонстрирует нам, что всё, что ни происходит с нами, - к лучшему. Сталкивать нас с трудностями - и есть главная ее задача, поскольку, преодолевая их, мы растем духовно и постепенно приближаемся к нашей конечной цели - подавив в себе животные инстинкты, стать, наконец, самими собой, чистым сознанием. Такими мы «задуманы», такова наша истинная сущность.

Конечно, видеть цель своей жизни в умышленном создании себе сплошных проблем (исключая случаи религиозного подвижничества и извращений восприятия) едва ли разумно. Каждый хотел бы получать от нее удовольствие. Речь лишь об отношении к спонтанным трудностям, зависящем в том числе  от системы ценностей, которой придерживается человек и которая влияет на «выбор» его судьбы - той или иной линии жизни. Успех в современном обществе, к сожалению, измеряется тем, насколько человек известен, чего добился и сколько присвоил. Понятие качества жизни упростилось до животного стремления как можно больше потреблять.

Если для человека важны лишь материальные приобретения, власть, признание, у него будет судьба вечного завистника, устремленного за теми, кто в чем-то достиг большего. И хорошо если человек в этой гонке не звереет. Эмоциональная ущербность и внутренняя пустота, которой приходится расплачиваться за свой статус, в расчет не берется. Но когда под давлением критических обстоятельств люди вынуждены переосмыслить свою жизненную позицию, они с изумлением обнаруживают, что непрерывно плясали под дудку чужого мнения. Думая только о себе, они фактически жили не для себя.

Все внешние атрибуты, считавшиеся ими столь важными (включая карьеру), вдруг напрочь теряют свое значение, а казавшееся второстепенным и даже не имеющим значения (познание, занятие любимым делом, добрые отношения с людьми) становится средоточием их интересов. Жизнь представляется поэтому своеобразной «школой прозрения», где люди учатся отличать миражи от реальности. Постепенно они начинают понимать, что вещи, которые нас притягивают, в лучшем случае позволяют лишь наслаждаться достигнутым, отнюдь не способствуя продвижению вперед, поскольку потребительский эгоизм удерживает нас на низшем духовном уровне. Напротив, именно события и обстоятельства, которых хотелось бы избежать и чего мы не желаем, помогают нам подняться в духовном плане выше. С принятием подобной позиции у нас уже будет другая судьба. Уровень наших «страданий» поддается регулировке, и мы сами можем выбрать себе текущую судьбу.

Мы уже знаем, что основные параметры предстоящей жизни «планируются» еще в духовном мире. Однако поскольку человек наделен свободной волей, в воплощенном состоянии он имеет возможность внести коррективы в исходный замысел. В.Зеландом предложен так называемый Трансерфинг реальности - новый взгляд на функционирование нашего мира и мощная психотехника, позволяющая управлять судьбой по своему усмотрению. Это способ мыслить и действовать таким образом, чтобы получать желаемое. Мир устроен совсем не так, как нам кажется, и концепция судьбы в Трансерфинге базируется именно на этой модели. Люди привыкли к тому, что «жизнь прожить - не поле перейти», что всего приходится «добиваться», за все надо бороться, но борьба с окружающим миром - это наименее эффективный путь к достижению цели, т.к. материальная реальность создана без учета наших мнений и не меняется по первой нашей прихоти, ей до нас нет никакого дела. В Трансерфинге за судьбу не борются, ее выбирают буквально, как выбирают понравившийся товар. Наш выбор вообще всегда реализуется. Что выбираем, то и имеем. Только мы этого не осознаем.

Трансерфинг постулирует, что в информационном поле существует некое «пространство вариантов» - бесконечно разнообразная совокупность всех форм событий в прошлом, настоящем и будущем. Это полностью согласуется с новейшими положениями квантовой физики и соответствует сообщениям пациентов М.Ньютона об устройстве духовного мира, где есть только единое настоящее время. «Там» можно свободно возвращаться в прошлое и перемещаться в будущее. Собственно, благодаря этому и возможен выбор плана предстоящей жизни - по терминологии Трансерфинга, выбор сектора пространства вариантов и базовой линии жизни.

Пространство вариантов служит матрицей для реализации потенциальных возможностей любого проявления материальной реальности. В каждой точке этого «пространства» находится свой вариант того или иного события. Возможные варианты в Трансерфинге состоят из сценария (общее направление движения) и декораций (форма проявления судьбы). Жизнь человека течет по одному направлению до тех пор, пока не происходит событие, меняющее ее сценарий и декорации. Тогда судьба переходит на другую линию жизни - с новым сценарием и декорациями. Человек продолжает играть в том же спектакле жизни, но с другим составом актеров, изменениями в сценарии или в интерпретации самого действия. В силу строгой детерминированности цепочек причинно-следственных связей реальность разворачивается по линиям жизни в зависимости от выбранной точки отсчета, поэтому изменить сценарий текущей линии жизни не в наших силах, но мы можем выбрать себе другую линию жизни, другую судьбу, поскольку бесконечность ее вариантов уже существует. Трансерфинг и отвечает на вопрос, как это сделать.

В формулу судьбы, помимо ее исходного плана, входит не зависящее от нас влияние внешних обстоятельств и такие переменные, как эффекты мыслей и действий человека. Поскольку мотивом к действиям людей являются их мысли и эмоции, справедливо заключить, что в конечном счете именно они формируют звено, через которое можно корректировать свою судьбу. Мир в Трансерфинге – это зеркало нашего отношения к нему, формирующее адекватное отражение. Поэтому, управляя ходом своих мыслей, мы управляем реальностью. Если в нашем отношении к действительности преобладают враждебность и негативизм, мир будет поворачиваться к нам своей худшей стороной. И, напротив, позитивный настрой будет постепенно изменять нашу жизнь к лучшему.

Зеркало мира беспристрастно констатирует и закрепляет в себе наше восприятие реальности, игнорируя знак этого восприятия. Реальность буквально воспроизводит наше к ней субъективное отношение, подстраивается под нас и со временем становится такой, какой мы ее видим, поскольку объективно мир «никакой». Мы сами наделяем его оценками, причем каждый своими. Для каждого из нас он свой - что «видим», то и получаем. Поэтому думать нужно не о том, чего не хочется, а о том, чего стремишься достичь. При этом следует перестать что-либо контролировать, отпустить свою хватку и позволить миру плыть по течению вариантов. Желательно ничему не придавать избыточного значения (чрезмерной важности) и всё принимать как должное и позитивное. На малозначимые лично для нас обстоятельства (как и на те, на которые мы не можем влиять) предпочтительней вообще не реагировать. В Трансерфинге много конкретных приемов, позволяющих перейти на нужную линию жизни, но дело не в них, а в осознании внутренней свободы и ощущения себя хозяином своего слоя мира. Когда придет это ощущение, специальная техника контактов с реальностью уже не потребуется.

Легко заметить, что модель Трансерфинга при всей своей необычности полностью (пусть и с несколько иных позиций) созвучна уже знакомой нам трактовке смысла и назначения человеческой жизни. Задача человека - перейти от персонального, эгоистичного «Я» к трансперсональному, открыть его в себе, осознать свою истинную сущность, стать самим собой, ощутить себя совершенным и вечным сознанием, использующим тело лишь в качестве временного инструмента Души. На самом деле жизнь ни тяжела и ни легка, она просто есть и тяжела ровно настолько, насколько кажется нам таковой. Другим в той же ситуации она может «показаться» совершенно иной. Наша жизнь выражает волю «единой силы», частью которой мы являемся.

Переживание единства со всем бытием раздвигает границы личного, мы сливаемся с другими людьми, природой и всей Вселенной в неделимое, исполненное гармонии  целое, ощущая радость и умиротворение. Ясное понимание сути вещей приводит к растущей уверенности и невозмутимому спокойствию. Мы должны слой за слоем отсеивать образцы поведения, усвоенные благодаря родителям, школе, обществу, профессии, если эти образцы не соответствуют собственным внутренним критериям. Четким знаком неправильности наших действий является ответное состояние душевного дискомфорта. Нужно жить в гармонии с собой, стать самим собой и не цепляться за то, что нам когда-то навязали и больше нам не соответствует. Единственное ограничение здесь состоит в том, что нельзя своими действиями умышленно вредить другим людям, вести себя асоциально. Любая наша проблема создается нами самими и существует исключительно в нашем сознании. Следовательно, только там она и может быть разрешена. Сама жизнь не создает никаких проблем, она предоставляет нам лишь шансы изменить всё к лучшему и попутно вырасти духовно.

Серьезные трудности, психологические кризисы - на деле лишь поворотные пункты в нашей жизни, где мы ставим под вопрос привычное и из старого, отжившего возникает новое, правильное для нас на сегодняшний день. Это шанс осуществить перемены к лучшему. Любое нарушение, страдание, агрессия сигнализируют нам о том, что мы должны что-то изменить в своем поведении. Наши возможности ограничены лишь теми пределами, которые мы сами себе устанавливаем. В действительности же мы можем всё, во что способны поверить. Если мы думаем, что что-то нам недоступно, мы тоже оказываемся правы. Жизнь полностью соответствует данному этапу нашего развития, поэтому текущий момент нужно спокойно прожить и пережить. Безусловное приятие жизни выводит нас на правильный путь.

Поскольку наше истинное «Я» всегда было и является совершенным, в нынешнем стремлении к духовному совершенству нам не требуются нечеловеческие усилия и жертвы, нужно всего лишь стремиться к самому себе, расставаясь с чуждыми нам настоящим артефактами жизни. Независимо от формы текущей задачи, цель у нас всегда одна и та же - осознанно стать самим собой, какими мы были и всегда будем глубоко внутри, но чего мы в этой жизни «не помним». Нам нечего бояться, с нами не может произойти ничего непоправимого, ибо мы (наше сознание) были, есть и всегда будем, и ничто в мире не в силах этого изменить. Мы уже не раз жили и будем жить еще, хотя на Земле человек помнит и осознает только одну, вот эту его жизнь. В подобном смысле она у него действительно единственная и неповторимая. У нас не будет возможности пройти по этому пути снова. Значит, следует наслаждаться теперешней своей дорогой, этой жизнью, что бы в ней ни происходило. Выполнить столь разумное и естественное пожелание человеку мешает не только он сам, его эгоизм, но и его здоровье, в случае неполадок отравляющее существование и нарушающее все планы. Поэтому проблема здоровья и болезни одна из важнейших в рутинной жизни человека. У нас есть возможность рассмотреть ее с новых позиций.


Рецензии
На это произведение написано 12 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.