Диалог. Прошу прощения за пафос

За столом потрескавшемся от старости и сухости и вдобавок пострадавшем при пожаре, сидели два человека, каждый  из которых держал в руках приличный томик в кожаном переплете и что-то читал.
-Вы знаете, а он умер-прервался один из господ и снял очки.
-Как же! - возмутился его коллега и отложил книгу - вы думаете, что, такое как это, могло убить его. Нет. И все же вы не поняли событий в этой книге - человек покачал головой.
-Так объясните же мне, что я тут пропустил. Судьба его сломила, и он не нашел то, что искал -обрушился другой господин на собеседника и поднявшись подошел к окну, где собирался дождь.
-Фаталисты, реалисты, пессимисты, оптимисты - все одно. Люди могут называть себя как угодно, но это не приблизит их к истине. Вы спросите, почему? Это их мнения! На мнения имеют право, конечно, все, но право на истину не всем дано. Он искал истину, и этот поиск привел его туда, вы знаете куда именно.
-Постойте, постойте - прервал его господин у окна, и снова подсел - вы хотите сказать, что истину познают все и в то же время не все имеют это право, абсурд. Смерть, конечно, не поспоришь, открывает перед человеком многое, никто не знает, жалко, что именно, но не так я понимаю эту истину.
-А понимать и не надо, я говорю это к тому, что приняв смерть, он познал рок судьбы. Ты можешь сбежать от поворотов реки, но к ее концу ты все равно рано или поздно придёшь. Смерть - это прерогатива судьбы! - подытожил человек в сером фраке и снова открыл книгу.
-Вы же сами признали факт смерти. И вывод напрасный, это вывод необдуманный. Зачем же соединять костлявую старуху и приведение, то ли оно есть, то ли его нет, хотя, если приглядеться обе выглядят как-то жутковато - господин иронично улыбнулся - Он умер, потому что искал то, чего нет, а если и было, то не то, что искал. Парадоксально, не правда ли? Судьба в древности выглядела, как колесо. Так и он бегал по кругу, бегал, пока и колесо, и он не сломались, хотя скорее он сломался, как шестеренка в этом колесе. Заметьте, всего лишь шестеренка. Как человек, он мне нравился, но как я могу не верить в его смерть, если этот юноша был подвержен физической смерти и духовной еще при жизни. Вы не можете отрицать, что его сердце было вырвано из груди.
-Ох уж эта наивность, его творенье будет напоминать о нем.  Эта робкая, хрупкая, но прочная, из таинственного камня, скульптура столь прекрасной девушки не даст забыть о нем. Его же сердце бьется внутри нее, живое сердце, на которое была наложена печать вечности. Пока статуя цела, часть его останется жива. Его же душа теперь свободна, он может парить над местами, где был раньше, бросать вызов ветру и даже солнцу. Теперь он ближе к вселенной, истине. Хотя я прочитал всего-лишь на три страницы больше, друг мой.
Молчание. Оно охватило нас, а потом мой друг сказал, закурив трубку - ни что не истина. Ни что не смерть абсолютна. Жизнь - фактор смерти. Истина - фактор заблуждения. Спор есть ничего большего как способ показать и развлечь свой усталый разум, который ни что иное, как фактор заблуждения.
Ни я, ни он не был прав, и я и он был прав. Вокруг нас жизнь, но не все жизнь, что в книгах. А за окном уже начался дождь, смывая все сказанное, как некую грязь, пыль с крыш домов.


Рецензии