***

Меня практически невозможно обидеть. Но меня можно сильно огорчить.

У Ницше есть одно замечательное изречение, которое касается этических детерминант такого чувства, как обида. Ницше пишет: "Если друг твой обидит тебя, то скажи ему: то, в чем ты преступил против меня, я тебе охотно прощаю, но в чем ты преступил против самого себя, как я могу простить тебе это?" 

Как можно простить другому человеку то, что он не позволяет себе быть честным перед самим собой, не может быть целостным, витальным и благородным? Никак... Здесь нечего прощать. Потому что это Его жизнь и Его выбор, о котором можно только сожалеть. Сожалеть как о потерянном единомышленнике, как о заблудшей душе, примкнувшей к лагерю людей, живущих, в терминологии Франка, по этическим законам "любви к ближнему" в противовес этике "любви к дальнему".

Одни переживают обиду напрямую, как следствие уязвленного самолюбия, как угрозу для собственного эго. Здесь правит балом страх. "Некогда они мечтали стать героями: сластолюбцами стали они теперь. Позорен и ужасен им теперь герой".

Для других, обида - это всего лишь зеркало, отражающее несовершенство человеческой расы. Здесь царствует мечта. Мечта о мире, в котором нет места лжи, самовлюбленности, пустословию, жестокости, ханжеству... О мире красоты, справедливости, гармонии, истины...  "Моей любовью и надеждой заклинаю тебя: блюди героя в сердце твоем! Свято чти свою высшую надежду!"


Рецензии