Кинотавр 2012 Пациент, скорее, жив?
Восемь конкурсных дней, 15 полноментражных картин, 20 короткометражек, 14 участников конкурса сценариев, круглые столы, мастер-классы, пресс-конференции, кино на площади, ночные дискуссии – всё это принесло обильный творческий и аналитический «урожай». То, что режиссеры, продюсеры и съемочные группы взращивали в течение года, жюри и прессе удалось не только оценить на вкус, но и по возможности порекомендовать окружающим. Но об итогах – позже.
В программе кинофестиваля был один ключевой круглый стол, который проводил главный редактор журнала «Искусство кино» Даниил Дондурей. Он назывался так: «Зрители не смотрят наши фильмы. Почему?». «Зрители» - это российские граждане, мы с вами и еще миллионы наших соотечественников. «Наши фильмы» - это фильмы современных российских режиссеров. Обсуждение было бурным, выводов сделано множество. А теперь поговорим о том, что на этот раз привезли и показывали в Сочи в качестве претендентов на лидеры современного российского и даже шире – кинопроцесса. И попытаемся понять, в чем чаяния наших режиссеров, что зрителям хочется увидеть на экране телевизора и в кинотеатре, почему в кинотеатрах в основном показывают голливудские блокбастеры, и есть ли смысл примирять авторское и массовое кино.
- Культура – раствор, связывающий нацию, единственный механизм идентификации и самоидентификации народа, - считает президент «Кинотавра» Александр Роднянский. – Причем культура не классически - «багажная», а актуальная, та, что делается вот сейчас. Наш конкурс – это 15 фильмов, наиболее репрезентативных из всех снятых в россии за год, которые мы считаем качественными. И призы «Кинотавра» вручаются не лучшим картинам года вообще, а тем, что показались интересными жюри. Фестиваль показывает фильмы, в которых очевидно наличие живой одаренности у автора, его желание что-то сказать зрителю и желание зрителя услышать. В среде кино жанрового мы пытаемся найти картины, отмеченные авторской твердостью, а среди артхауса – обнаружить фильмы. Содержащие в себе усилие авторского кинематографа, долгие годы лишенного зрителя, желание научиться пользоваться инструментарием кино массового и таким – естественным – образом найти путь к зрительскому сердцу.
- Киносмотр в Сочи стал главной площадкой серьезного российского кино, - говорит директор программ «Кинотавра» Ситора Алиева. – Начиная с процесса отбора картин и заканчивая их награждением. Здесь вырабатываются стили, обнаруживаются тенденции, возникают новые режиссерские имена. Отсюда русские картины начинают триумфальное шествие по фестивалям мира. Конечно, наши лауреаты не являются чемпионами проката. Серьезное кино себе такой цели не ставило даже в те благословенные времена, когда в кинотеатры ходили все и по нескольку раз в неделю. Однако формальные, стилистические, фабульные открытия сочинских фильмов, безусловно, оказывают (должны оказывать!) влияние на российский мейнстрим. Никакого противоречия между мейнстирмом и артхаусом на самом деле нет. Они везде мирно сосуществуют, дополняют и обогащают друг друга. И если первый обязан быть высокодоходным, чтобы работала киноиндустрия, то второй должен не дать людям забыть о том, что кино – это искусство.
На полях почему-то хочется сделать заметку и капельку поразмышлять. Все помнят и любят фильмы «Москва слезам не верит», «Служебный роман», «Вокзал для двоих». Они были так называемыми массовыми, этим самым мейнстримом, приносили стране огромный доход. Но разве они не были и глубоко авторскими? Это так, - риторический вопрос.
Вернемся к настоящему. Итак, к конкурсу было отобрано 15 художественных фильмов различных жанров, созданных за прошедший год. Выбирать лучший из них, называть наиболее выдающихся сценаристов, актеров и актрис, операторов было поручено семи членам жюри во главе с председателем - режиссером Владимиров Хотиненко. Свою лепту в отбор внесли актриса и режиссер Вера Глаголева, режиссеры Бакур Бакурадзе, Александр Котт, Анна Меликян, Алексей Федорченко, Николай Хомерики. Жюри 2012 года так и назвали – «режиссерское».
В этом году почетный приз ОРКФ «Кинотавр-2012» был вручен режиссеру и гендиректору киноконцерна «Мосфильм» Карену Шахназарову «За вклад в российский кинематограф и киноиндустрию». Это было сделано на открытии фестиваля. До объявления основных результатов многие кинокритики и маститые кинообозреватели лидерами называли три фильма: «Рассказы» Михаила Сегала, «Жить» Василия Сигарева и «Кококо» Авдотьи Смирновой. Михаил Сегал в прошлом году выиграл конкурс «Кинотавр. Короткий метр» со своим фильмом «Мир крепежа». Василий Сигарев и его «Волчок» в 2009 году собрали кучу наград «Кинотавра» в том числе и Гран-при. В 2006 году фильм «Связь» Авдотьи Смирновой был назван лучшим дебютом, а в прошлом ее «Два дня» открывали 22-й «Кинотавр». В этом году жюри решило так: победителем 23-го российского кинофестиваля "Кинотавр" стал Павел Руминов с фильмом "Я буду рядом". Это сокращенная версия мини-сериала о том, как любящая мама, будучи неизлечимо больна, ищет своему 6-летнему сыну новых родителей. Предполагается, что "Я буду рядом" выйдет в прокат осенью.
В этом году Василий Сигарев снова стал самым обсуждаемым режиссером, а его фильм "Жить" собрал больше всего наград. Киноведы с кинокритиками наградили Сигарева своим призом «Белый слон». Основное жюри отметило его призом за режиссуру. Приз получил оператор фильма "Жить" Алишер Хамидходжаев, снявший также "Все умрут, а я останусь" Валерии Гай Германики, "4" Ильи Хржановского и "Сказку про темноту" Николая Хомерики. За "Бумажного солдата" Хамидходжаеву дали приз "Озелла" в Венеции. Актриса Яна Троянова, сыгравшая у своего мужа Василия Сигарева одну из главных ролей в ленте «Жить», была награждена за другую картину - "Кококо" Авдотьи Смирновой. Приз она разделила с Анной Михалковой: весь фильм строится на их дуэте и писался специально для этих двух актрис. Лучшим актером "Кинотавра" был назван Азамат Нигманов из "Конвоя" Алексея Мизгирева. Кроме того, "Конвой" отметили за лучший саундтрек - его автором стал многократный лауреат "Кинотавра" Александр Маноцков. За лучший сценарий наградили Михаила Сегала, снявшего альманах "Рассказы". Его первая новелла, "Мир крепежа", победила в прошлом году на короткометражном конкурсе. Остальные три, представляющие собой сатиру на сегодняшнюю Россию, были досняты за год. Сегал увез с "Кинотавра" также диплом от гильдии киноведов и кинокритиков.
Приз за лучший дебют достался Александру Касаткину и Наталье Назаровой за фильм "Дочь", один из двух полнометражных дебютов конкурса этого года. Главный приз короткометражного конкурса получил Михаил Местецкий за фильм "Ноги - атавизм". В своем 10-минутном исследовании съемочная группа пытается проникнуть в тайны одного из самых диких направлений экспериментальной медицины. А вот фаворит критиков - фильм Светланы Басковой "За Маркса" остался без наград.
В конкурсе сценарных заявок победил проект продюсера Всеволода Лисовского «Мне 20 лет 2012». На съемку кино, авторами которого должны стать молодые непрофессиональные режиссеры, заложена сумма 2,8 милн рублей. Примечательно, что режиссеры выбраны не из кино: это не выпускники ВГИКа, а люди, работающие в смежных сферах: театре, документалистике, видеоарте. Помогать им будут зрелые мастера вроде Бориса Хлебникова. Вторую премию в 5 000 долларов получила ученица Владимира Хотиненко Екатерина Телегина за проект "Привычка расставаться", который, по ее признанию, основан на ее личном опыте. Отмечу, что за шесть лет существования питчинга интерес с нему существенно возрос и со стороны участников-конкурсантов, и со стороны продюсеров. И хотя в этом году его даже разделили на две секции – основную и дебютную, - выигрывают все чаще начинающие режиссеры. Хотя, наверное, так это и задумывалось. Значит, через какое-то время у нас будет возможность увидеть эти фильмы, – о которых спорили и которые решили финансировать. Кстати, среди заявок были проекты социальных драм, мелодрам, альманахов и даже попался один хоррор. Но его, к счастью, решили не поддерживать.
Вы спросите: а как же звездная дорожка? Да, любимые артисты и режиссеры прошлись по ней, но, кажется, с каждым годом количество малоизвестных «звезд» перевешивает, а вот мэтров становится все меньше. Но от этого аплодисменты в адрес Станислава Говорухина, Владимира Хотиненко, Юлия Гусмана, Веры Глаголевой, Игоря Угольникова, Дмитрия Дюжева нисколько не ослабевали.
Смогут ли победители нынешнего «Кинотавра» внушить нашим зрителям веру в новое российское кино, покажет время. А закончить мне хочется, процитировав Ситору Алиеву:
- Двадцать восьмого декабря 1895 года Люмьеры изобрели не движущиеся изображения и не их фиксацию-проекцию. Они придумали первый публичный киносеанс. С тех пор в кинозалах собирается много людей… Даже если послезавтра появится возможность снимать фильм спичечным коробком и тут же делать снятое достоянием миллионов среднестатистических пользователей Интернета, страсть к походам в кино у людей не исчезнет. Она может ослабеть, как это случилось у нас в стране десять лет назад, и возродиться, как это происходит сейчас. Но совсем пропасть ей не дано. Поэтому кинофестивали как были важным элементом классического кинопроцесса, так им и останутся, при всех внешне кардинальных для этого процесса изменениях.
Свидетельство о публикации №212061201789