Даная

"Но я остановлюсь лишь на одной картине: одном из главных произведений Рембрандта – это «Даная».
В одном из новых фильмов того времени, (это помнится один из советских фильмов о Рембрандте), я запечатлел в памяти эпизод истории написания этого шедевра в хорошем исполнении артистов, оператора, режиссёра и всех кто причастен к созданию этих кинокадров. Я тогда был впечатлён точным воспроизведением в этом эпизоде фильма постановки «натуры» для написания картины. А это была Саския – его первая, любимая супруга. Постановка повторила и создала живую картину ДАНАЯ.

9 февраля 1965 года я стоял перед этим гениальным произведением Рембрандта. Присматривался к лицу Данаи. Сравнивал его с соседним по залу полотном «Флора», где богиня цветов и плодов написана с молодой супруги художника Саскии. Сходства не было! Лишь потом я узнал следующее:

«В тесной связи с эволюцией творчества Рембрандта в 1640-е годы следует рассматривать и одно из главнейших произведений художника — «Данию», хотя на картине стоит дата: 1636. На создание образа Данаи, легендарной греческой царевны, заточенной своим отцом, чтобы избежать предсказанной ему гибели от руки внука, Рембрандта вдохновила его первая любовь — Саския. Но через десять лет, как показали новейшие исследования, художник, неудовлетворенный первоначальным решением, существенно перерабатывает образ главной героини. Моделью для окончательного варианта картины послужила ему, по-видимому, Гертье Диркс, молодая вдова, поселившаяся в доме Рембрандта после смерти Саскии сначала как нянька годовалого Титуса, а затем и на правах полной хозяйки.1 Таким образом, голова, правая рука и в значительной степени тело Данаи, ожидающей в своей темнице возлюбленного (по легенде, влюбившийся в Данаю Зевс проник к ней в виде золотого дождя), а также фигура старухи-служанки оказались написанными заново, в смелой широкой манере середины и второй половины 1640-х годов. Почти все остальные детали картины остались такими, какими были написаны в 1636 году, характерным для предшествующего периода аккуратным, рисующим мазком.
Значительным изменениям подвергся и колорит картины. В первоначальном варианте господствовали холодные тона, типичные для середины 1630-х годов, а инкарнат  Данаи был весьма близок цвету тела Исаака из «Жертвоприношения Авраама». Заменив золотой дождь первого варианта золотым светом, как бы предвещающим появление влюбленного бога, Рембрандт выполняет теперь центральную часть картины в теплом тоне с золотистой охрой и красной киноварью в качестве доминант.
Во втором варианте, то есть в 1646—1647 годах, Даная получила и углубленную психологическую характеристику, благодаря которой раскрылся сокровенный внутренний мир женщины, вся сложная и противоречивая гамма ее чувств и переживаний. Никогда еще Рембрандт не писал обнаженную женскую натуру с большей непосредственностью и теплотой. Здесь нашли отражение и его симпатии к Гертье и, в не меньшей степени, влюбленность художника в созданный его фантазией образ, увлеченность сложностью и новизной живописных проблем. «Даная», таким образом,— наглядный конкретный пример становления знаменитого рембрандтовского психологизма.
Задачи более глубокого раскрытия внутреннего мира модели входят теперь и в портретное искусство мастера». ( Справка из Интернет)

Я видел «Данаю» задолго до того трагичного дня 15 июня 1985 года. Для меня он стал скорбным днём: весть о покушении на картину мгновенно распространилась по миру.
Один из посетителей, узнав, где самая драгоценная картина в зале Рембрандта, подошёл к полотну облил его кислотой и нанёс ножевые «раны».
 Как выяснилось потом, это был душевнобольной человек – житель  Литвы. Не хочу упоминать его имени.

Полотно утратило более 27 процентов живописного слоя. Реставрация началась в тот же день. И тянулась долгих 12 лет!

Вот что об этом написано в статье из Википедии о картине:
«Реставрация началась в Малой церкви Зимнего дворца, где были созданы подходящие для картины климат и освещение. В течение полутора лет над полотном работали реставраторы Эрмитажа Евгений Герасимов, Александр Рахман, Геннадий Широков и Татьяна Алешина. После укрепления красочного слоя и грунта и подведения нового дублировочного холста, под микроскопом удалялись следы кислотной реакции. Следующим этапом было тонирование с использованием техники масляной живописи, аналогичной авторскому стилю. Одним из важных условий реставрации стало требование возможности возврата к первоначальному варианту, для чего тонирование отделялось от оригинальной живописи слоем лака.

Окончательно реставрация закончилась лишь спустя 12 лет, в 1997 году, с тех пор картина демонстрируется в Зале голландской и фламандской школ на втором этаже главного здания Эрмитажа».

Следующее моё посещение этого «самого высокого» на земле места произошло через десять лет: летом 1975 года! До встречи ЭРМИТАЖ!

 Фото из Интернет: ДАНАЯ

 Илл. к гл. "Мой университет. Последняя спираль вверх". http://www.proza.ru/2012/04/24/644


Рецензии
Игорь! Вот не знала, что Даная списана не с Саскии. Интересно написали. Спасибо. С уважением Нина.

Нина Измайлова 2   13.02.2016 22:05     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.